Организации работы с родителями по экологическому образованию
статья по теме
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.sovet_vystuplenie.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями слуха № 29» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
Организация работы с родителями
по экологическому образованию
Подготовила: воспитатель
группы № 9 Залялова Э.Р.
Нижнекамск 2014
Организация работы с родителями
по экологическому образованию
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них.
Экологическое образование дошкольников тесно связано с процессом непрерывного экологического просвещения родителей, направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи. Это крайне важный и, в то же время, один из наиболее сложных с позиции реализации, компонент системы экологического образования в дошкольном учреждении. Работа с родителями – постепенный и непрерывный процесс.
Экологическое образование это:
- непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей;
- формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний.
Чтобы такое воспитание осуществлять, нужно решить три задачи:
- доказать детям, что в природе все взаимосвязано;
- помочь понять им для чего нужны природные связи: для того, чтобы не нарушать их, ибо нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека), зная же эти связи можно использовать природу разумно и бережно;
- помочь детям научиться строить свое поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков (здесь мы выходим на правила поведения в природе).
В работе с родителями первоначально можно провести родительское собрание на тему «Воспитание экологической культуры у дошкольников» (со средними, старшими группами). При этом, начав его с проведения игры – соревнования между командами детей и родителей. Эта игра продемонстрирует знания в области экологии обеих команд, заставит задуматься родителей об уровни своей экологической культуры. Затем, после ухода детей в другую группу, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, дать оценку и подвести итог.
- Основы экологического воспитания направлены на формирование бережного, ответственного, гуманного отношения к окружающей среде.
- Экологическое воспитание не может на 100% зависеть от дошкольного учреждения, ведь для детей примером для подражания являются родители, которые не должны оставаться безучастными в работе по экологическому воспитанию их детей. После такого подведения итогов большинство родителей задумаются над уровнем своей личной экологической культуры, над своими семейными ценностями, которые они закладывают в ребенке, а главное почувствуют необходимость в оказании помощи и содействия воспитателю в работе по экологическому воспитанию их детей. Так, совместно с родителями, ставятся цель, задачи и формы совместной работы по экологическому воспитанию дошкольников посредством проектной деятельности.
В работе с родителями по экологическому образованию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:
педагог — родитель;
педагог — ребенок — родитель.
Например, в нашей группе(вторая младшая) проводились традиционные формы по повышению экологической культуры:
- Экологическое просвещение родителей (педагог-родитель):
- Консультации («Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе»);
- беседы;
- дискуссии
- Совместная деятельность с детьми (педагог-ребенок-родитель):
- природоохранные акции (уборка на участке детского сада, оформление кормушек);
- помощь в оборудовании уголка природы, уход за цветами;
- выставки рисунков на экологическую тему;
Также можно использовать нетрадиционные формы работы с родителями, например, такие как круглый стол «Воспитание доброты к природе». В зависимости от технического оснащения дошкольного учреждения, педагог предварительно проводит работу с детьми. На камеру или магнитофон записывается рассказ детей о своих питомцах (естественно, акцент делаем на детей, которые либо равнодушны, либо жестоки к животным). Затем данный материал за круглым столом просматривается или прослушивается родителями. Далее целесообразно разделить родителей на две подгруппы для проведения дальнейших бесед (если ребенок жесток по отношению к животным- цель беседы с родителями - не навреди; для родителей, чьи дети проявляют равнодушие, цель беседы – заинтересовать и привлечь.) В ходе бесед родителям раздаются вопросники, заполнив которые они окончательно могут убедиться в поставленном их ребенку «диагнозе». Это позволяет быстро и эффективно доказать родителям необходимость проведения работы с ребенком по воспитанию любви и трепетного отношения к животным. В конце беседы воспитатель раздает родителям памятки, консультирует тех родителей, которые затрудняются в выборе форм работы, предлагает литературу, возможно даже направляет за консультацией к педагогу-психологу (При проведении круглого стола на такую тематику возможно привлечение педагога – психолога).
Приучить детей соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Если ребенок пытается вести себя так, как его научили в детском саду, а родители поступают противоположным образом, желаемых результатов добиться трудно.
Для формирования экологической культуры нужно дать детям элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию окружающего мира, научить видеть в обыденном чудесное, в привычном необычное, вызывать эстетические переживания (живое прекрасно), сопереживать живым существам (мы не имеем права уничтожать то, что создала эволюция, природа, а не мы). Также можно дать домашние задания: прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката... И если подобное предлагать детям и родителям регулярно, то они научатся слушать музыку «лугов и полей, любоваться травами, насекомыми, птицами — одним словом, пристально вглядываться, всматриваться в жизнь».
Детей необходимо не только просвещать, но и учить тому, как вести себя в природе. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком как таблица умножения. В этом поможет совместное составление педагогами и родителями правил поведения в природе.
Например,
Лекарственные растения — это общее достояние, это наше богатство, которое надо бережно использовать и охранять. Собирать растения нужно грамотно, со знанием дела. Не разрешайте детям бесцельно их рвать.
Насекомые опыляют растения, создают красоту нашему лугу. Ловля их — браконьерство. Без бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел наш луг — не луг. Не ловите бабочек, кузнечиков, стрекоз, шмелей и пчел.
Ягоды — источник пищи не только человека, но и животных. Сборы ягод в букетики дорого обходятся растениям: они долго болеют и даже могут погибнуть. Ягоды, орехи собирайте так, чтобы не повредить веточки.
Важно с раннего детства воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей в природе, например, не затушенным кострам, оставленному мусору. Для приобретения опыта поведения в природной среде мы используем такую форму работы как создание экологических ситуаций, решить которые предлагается родителям вместе с детьми дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей»
В наше время проблемы экологического воспитания детей не только не потеряла своей актуальности, а наоборот, выходят на первый план. Причиной этого является деятельность человека, который, вмешиваясь в...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ....
Рекомендации по организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей
I этап – «Живая природа вокруг малышей» (3 – 4 года). II этап – «Мир природы вокруг малышей» (4 – 5 лет).III этап «Формирование системы знаний о живой и неживой природе через ознакомление...
Современные подходы к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Организация работы в МБДОУ по экологическому воспитанию.
Материал содержит практическое описание форм, методов, приёмов работы по экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста....
Работа с родителями по экологическому образованию детей
Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....
Доклад «Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей»
Доклад «Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей»...
Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Организация работы с родителями по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста...