Тематическое занятие "Путешествуем вместе с музыкой П.И.Чайковского"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Занятие для ознакомления дошкольников с творчеством П.И.Чайковского.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тематическое занятие

«Путешествуем вместе с  музыкой

 П.И.Чайковского»

Музыкальный руководитель МБОУ «НШ - ДС «Надежда»

г.Вязьма  2013г.

Цель: Знакомить детей с музыкой разных народов на основе «Детского альбома» П.И.Чайковского.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с интересными моментами жизни  П.И.Чайковского;
  • знакомить с историей создания "Детского альбома";
  • прослушать пьесы из "Детского альбома", написанные  под  впечатлением  поездки по Европе;
  • учить анализировать услышанную музыку, уметь определять характер    произведения, размышлять, что может выражать музыка;
  • уметь  высказывать  свою  точку  зрения  на  репродукции  картин.

Воспитывающие:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на разнохарактерную музыку;
  • воспитывать    чуткое  отношение к музыке других народов.

Развивающие: 

  • развивать уровень творческих способностей при    музицировании,  игра  на  шумовых  инструментах;
  • развивать эмоциональную готовность к созданию выразительных образов. 

Тип  занятия: Тематическое.

Формы работы детей:  Коллективная,  индивидуальная.

Оборудование и ресурсы: Компьютер, мультимедийная техника, портрет П.И.Чайковского, музыкально - шумовые  инструменты.

Ход занятия:

Муз. руководитель: Ребята,  сегодня у  нас  будет  необычное  занятие.  Мы  будем  с  вами путешествовать. Посмотрите,  чей  это  портрет? Вы  узнали  композитора?

Ответ  детей.

(Рассматривают портрет композитора).

Муз.рук.: Пётр Ильич Чайковский - один из величайших творцов музыкального искусства, создавший изумительные по силе и красоте музыкальные произведения. Его музыка, имеющая всемирную известность, составляет национальную гордость русского народа.

         Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. Там отец композитора служил директором горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг  звучали крестьянские песни.  С  самого раннего  детства  П.И.Чайковский  проникся  красотой  русской народной музыки, что позднее нашло отражение в его творчестве.

         Творческое наследие Чайковского необычайно велико и разнообразно. Им написано 9 опер, 3 балета, 6 симфоний, много пьес для фортепиано, среди которых широкой известностью пользуются сборники «Детский альбом» и «Времена года».

Муз. рук.: Какие   произведения  П.И.Чайковского  вы знаете?

Ответ детей.

Сегодня  мы  будем  слушать  вновь его  произведения.   Он  был  очень  известным  и почитаемым  композитором. П.И.Чайковский  любил  детей  и  сочинил  для  них  много  музыкальных  произведений.  

«Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Как часто мы слышим эти слова в концертных залах, в телепередачах. И звучат давно полюбившиеся, хорошо  знакомые  фортепианные  миниатюры. Звучат в исполнении великих  мастеров  и  начинающих  пианистов.

      Как-то  летом,  Пётр  Ильич,  жил  у  своей  сестры  на  Украине. У  сестры  были  дети,  к  которым  часто  приходили  друзья. Пётр  Ильич  с  удовольствием  играл  для  них  на  фортепиано. Но  это  была «взрослая» музыка. Часто  Чайковский  наблюдал  за  играми  детей,  и  у  него  родился  замысел  сочинить  музыкальные  пьесы  для  фортепиано  о  детских  играх,  забавах,  игрушках,  о  том,  чем  дети  занимаются  в  течении  дня, о маминых  песенках,  о няниных  сказках  и  о   многом-многом  другом.        Когда  все  пьесы  были  написаны,  Пётр  Ильич  объединил  их  в  «Детский  альбом». Альбом  не  простой,  а  музыкальный – и  весёлый,  и  задумчивый, и сказочный,  и  реальный, рассказывающий  о  том,  что  можно  увидеть  около  дома  и  в  дальних  странах,  о  том,  что  снится  в  сладких  мечтах  и  о  том,  чего  никогда  не  бывает.

Муз. рук.: Как  вы думаете, ребята,  кто  изображён  на  этом  портрете?

Ответ  детей.

Своему  племяннику Володе Давыдову П.И.Чайковский    посвятил «Детский альбом».  В  нём   вошли  пьесы,  отображающие   картинки  детской  жизни,  танцы  и  народные  песенки  разных    стран: напевная русская песня, задорная немецкая, весёлая  неаполитанская, грациозная  итальянская  и  др.            

П.И. Чайковский  любил  путешествовать. Ему  довелось  побывать  в  Европе  и Америке. Всё,  о  чём  он  узнавал  в  дальних  странствиях,  композитор  обязательно  передавал  в  своей  музыке. Пётр Ильич много путешествовал: он бывал во Франции, Италии, Германии, слушал там народные песни, запоминал, обрабатывал, а затем записывал в свой альбом.  Между  своими  выступлениями  в  концертах  Чайковский  гулял  по  старинным  паркам, любовался  дворцами.

            На  одной  из  узких  парижских  улиц  он  повстречал  маленького  мальчика,  который  просил  милостыню. Чтобы  прохожие  бросали  ему  больше  монет,  мальчик  пел. Мальчик  был  очень  беден  и  пением  зарабатывал  себе деньги,  чтобы  не  умереть  от  голода. Он  пел  печальную  песню.   Так  появилась  в  «Детском  альбоме»  «Старинная  французская  песенка».

Звучит  «Старинная  французская песенка»  П.И, Чайковского.

Муз. рук.: Что  вы  можете  сказать  о  музыке  этой  пьесы?

Ответ детей.

Муз. рук.: Посмотрите  на  эту  картину, на  что  похоже  изображение  на этой  картине?

Ответ детей.

Муз. рук. На  карте  мира  есть  государство,  очертания  которого  похожи  на  сапог, - это  Италия.

            Путешествуя  по  Италии,  Пётр  Ильич  Чайковский  посетил  красивейший  город Неаполь. Там  он  встретил  бродячих  музыкантов. Девушка – актриса  пела   красивую,  нежную,  светлую  песню.  Композитор  назвал  её  итальянской.

Звучит  «Итальянская  песня» П.И.Чайковского.

            В  солнечном  Неаполе  с  утра  до  поздней  ночи  звучала  музыка. Её жители   с  особенным  удовольствием слушали  песни,  исполнявшиеся  под  гитару.  Одну  из  них  Чайковский  записал и  назвал  «Неаполитанская  песенка». Мелодия  была  так  хороша,  что  композитор  использовал  её  в  балете  «Лебединое  озеро». Чтобы  музыка  звучала  ярче  и  радостней,  Чайковский  поручил  исполнять  её  трубе.

Звучит «Неаполитанская  песенка» из балета «Лебединое  озеро» в  исполнении  трубы  и   симфонического  оркестра.

Муз. рук.: Что  такое балет?[1]

Ответ детей. 

Муз. рук.: П.И.Чайковский  путешествовал  и  по  Германии.

       В  одной  немецкой  деревне  он  принял  участие  в  сельском  празднике. Крестьяне  под  звуки  скрипки  кружились  в  парах,  постукивая деревянными  башмаками  в  такт  музыки.  Чайковский  узнал  весёлый танец  «лендлер». Так  появилась  в  альбоме  «Немецкая  песенка».

Звучит «Немецкая  песенка».

Муз. рук.: Расскажите о характере этой  песенки.

Ответ детей.

Муз. рук.: Ребята, а какие  музыкально-шумовые  инструменты  могут  подчеркнуть  весёлый  характер  этого  танца? (бубен, треугольник,  маракас,  бубенчики,  музыкальные  молоточки др.)

Ответ детей. 

Муз. рук.:Давайте ещё  раз  послушаем  «Немецкую  песенку» в другом исполнении  и  попробуем  сыграть  оркестром   на  шумовых  инструментах (дети  выбирают  музыкальный  инструмент и играют   разный  ритмический  рисунок).

Дети  играют.

Муз. рук.: В исполнении какого инструмента  звучала  сейчас эта  песенка?

Ответ детей.

Муз. рук.: Звучит  эта  музыкальная  пьеса  в  исполнении  синтезатора.[2] 

Какими  бы  красивыми  не  были  заграничные  страны,  милей  родины  для  Чайковского   не  было  ничего. Русская  песня  для  него всегда  была  самой  любимой.

Звучит  «Русская  песня».

Муз. рук.: Расскажите  о  музыке,  с  чем  её  можно  сравнить?

Ответ  детей.

Муз. рук.: Подошло  к  концу  и  наше  путешествие  по  страницам  «Детского  альбома».

Итог занятия

         Мы смогли с музыкой П.И.Чайковского побывать в Италии, Германии, Франции  и  услышать  красоту  звучания родной  русской  песни. Слушая и исполняя произведения других народов,  мы становимся ближе к ним, учимся уважать их культуру, природу их страны.

Домашнее задание:

Ребята, дома нарисуйте рисунок к пьесе, которая вам больше всего понравилась, а потом мы с вами составим свой альбом к музыке П.И.Чайковского.


[1] Спектакль,    где   главными  являются  неразрывно  связанные  между  собой  музыка  и  танец.

[2] Это электронный  музыкальный  инструмент. который  меняет  тембр  звука,  создаёт  новые  звуки, имитирует  звучание  других  музыкальных  инструментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое музыкальное занятие-беседа по ознакомлению с жанром балета на примере музыки П.И. Чайковского о

Комплексно-тематическое занятие-беседа  по слушанию музыки в подготовительной группе.  «Ознакомление с жанром балета на материале музыки П.И.Чайковского к сказке «Щелкунчик»...

Проект «Сказка в музыке» «Спящая красавица» Шарль Перро (музыка П.И. Чайковского)

Проект «Сказка в музыке»«Спящая красавица»Шарль Перромузыка П.И. Чайковского Музыкальный руководитель: Брязгалова Евгения ИвановнаМБДОУ № 32 Высшая квалификационная категория. Майкоп 20...

Тематическое занятие "Волшебный мир музыки П. И. Чайковского"

Знакомство с творчеством П. И. Чайковского....

«Волшебный мир музыки П. И. Чайковского» (Комплексное тематическое занятие для детей подготов. группы)

Цель: Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.Задачи:- способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка через использование музыкальных произведений П...

Конспект музыкально-тематического развлечения "Песня, танец, марш в детской музыке П. И. Чайковского"

Развлечение может играть роль закрепления по материалам о жанровой принадлежности музыки, которое начинает вводится в осмысление детям среднего дошкольного возраста. Музыка П. И. Чайковского, и для де...

Консультация для родителей «Смотрим вместе с детьми. Музыка П. И. Чайковского в мультфильмах»

Музыка П.И.Чайковского - сказка наяву, которая пленяет и завораживает как взрослых, так и детей....

Конспект тематического занятия по художественно- эстетическому развитию с использованием интерактивного оборудования «Музыкальная гостиная. Весна в музыке П. И. Чайковского» с детьми 6-7 лет

Конспект тематического занятия  по художественно- эстетическому развитию  с использованием интерактивного оборудования  «Музыкальная гостиная. Весна в музыке П. И. Чайковского&raq...