Конспект занятия "Шорцы кто они?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Опубликован на сайте zhurnalpoznanie.ru
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shortsy_kto_oni.docx | 39.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
«Шорцы – кто они?».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».
Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель: Познакомить ребят с шорской культурой.
Задачи:
образовательная: познакомить ребят с шорским фольклором, дать представление о музыкальных и религиозных традициях народа.
воспитательная: способствовать воспитанию у дошкольников любви к родному краю, формированию чувства толерантности, уважения к культуре другого народа.
развивающая: развитие представления детей о взаимосвязи культур разных народов, о духовном богатстве, доставшемся нам в наследство от прошлых поколений.
Оформление и атрибуты : фотографии символики шорцев, костюмы шорские белочки и бурундука, принадлежности домашнего обихода, шаманский бубен с шорским орнаментом, мяч.
Звучит шорский народный наигрыш. На фоне мелодии выходят дети.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Дети стоят полукругом.
Рано утром солнце встало
Всё вокруг светлее стало
В небе синем потянулось,
Детям нашим улыбнулось.
Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ребята, обратите внимание, к нам пришли гости. Они хотят узнать, чем мы будем заниматься? (дети здороваются с гостями)
Настроение у нас хорошее и мы с вами готовы поиграть. Но сначала поговорим о…
Нет, я не буду говорить. Вы сейчас сами обо всём узнаете.
«Игра с мячом».
Дети и воспитатель стоят в кругу, воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос:
Воспитатель: Ксюша, скажите, в какой стране ты живёшь?
Примерный ответ ребенка: Я живу в России.
Воспитатель: Саша, какой город является столицей России?
Примерный ответ ребенка: Столица России - город Москва.
Воспитатель: Влад, в какой области мы живём?
Примерный ответ ребенка: Мы живём в Кемеровской области.
Воспитатель: Соня, Какой город является столицей Кемеровской области?
Примерный ответ ребенка: Столицей Кемеровской области является город Кемерово.
Воспитатель: Максим, Какие ещё города Кемеровской области ты знаете?
Примерный ответ ребенка: Новокузнецк, Юрга, Междуреченск, Прокопьевск и т.д.
Воспитатель: В каком городе мы живём?
Примерный ответ ребенка: В городе Таштагол.
Воспитатель: Как называют жителей нашего города Таштагол? (Жителей города Таштагол называют - таштагольцами).
Воспитатель: Значит мы с вами кто? (Мы – таштагольцы.) Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему наш край назвали Горной Шорией. (Ответы детей). Воспитатель: Правильно, потому что он находится в горах и шорцы являются коренными жителями нашего края.
Воспитатель: Не важно, в какой стране живут люди, на каком языке они говорят, важно жить дружно и уважать то, что создал другой народ.
Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями коренных жителей Горной Шории - шорцев. У шорцев есть свой язык, непохожий на русский – шорский. Сейчас я поздороваюсь с вами по-шорски «Эзеноктар!», а вы попробуете мне ответить «Эзен!»…
Дети: «Эзен!»
Воспитатель: Шорцы нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья. Шорцы верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами».
- Шаманы во время волшебного магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно дело не обходилось без шамана.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Белый шаман»! (проводится игра).
Игра «БЕЛЫЙ ШАМАН».
Цель: Развивать чувство ритма.
Ход игры:
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек.
Он становится на одно колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры:
Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Атрибуты: Бубен с шорским орнаментом.
- Мы поиграли в шорскую народную игру.
Воспитатель: Как у каждого народа, у шорцев есть свои писатели и поэты, которые прославляли свой город, страну, свои обычаи.
Звучит шорский народный наигрыш. Дети читают стихи.
Чтецы:
1 ребенок: О Шория, ты радость тихая и боль моя,
Люблю тебя и в горький, и в счастливый миг,
И верю, тайна древняя, извечная твоя
Хранится там, где край величественно тих.
2 ребенок: Люблю твоих мелодий стон печальный,
Люблю, как веет миром, тишиной,
И свежесть рек твоих, их блеск зеркальный
Как отраженье жизни неземной.
3 ребенок: Убором снежных гор слепишь очарованьем,
Ты манишь звездный мир, глядящий с вышины.
Глаза твои вдали синеют взором дальним,
На утренний рассвет глаза устремлены.
4 ребенок: Прекрасен гордый строй твоих утесов, скал
И царственной тайги – великое смешенье,
Где в горной вышине трубит гордец-марал.
Он духов гор, земли – изящное творенье.
5 ребенок: О Шория, ты женской красоты блистанье,
Ты дружным братством гор тепло окружена,
Ты – тайный свет и блеск очарованья.
Живет в тебе дух мира и добра.
6 ребенок: И Родины такой я не найду нигде,
И с нею буду жить я в радости и горе.
И если рай земной возможен на земле,
То я скажу, что это будет Шория.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю отдохнуть
Физминутка под шорскую мелодию:
Под шорские напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
А теперь наклонись и тихонечко садись.
Воспитатель: Издавна живут шорцы в живописных южных районах Кузбасса по берегам рек. Красива и щедра природа этих мест. А название народа произошло от имени одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Существует и другая версия происхождения названия. Многие поколения испытывали гнет воинственных джунгар, нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” - печаль. Сильные и выносливые, работоспособные и пытливые шорцы талантливы от природы. Русские в старину называли шорцев “Кузнецами” за их умение плавить железо и изготавливать из него предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Но не только этим славился этот народ. Исконные охотники, металлурги, кузнецы, шорцы оставили нам в наследство богатый фольклор, настоящий кладезь народной мудрости.
Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой, и он выработал свое понимание окружающего мира. Дети тайги, шорцы, бережно относились к природе. Скажем, обычай запрещал без надобности рвать траву — волосы земли. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связаны обряды шорского народа.
Наиболее популярный обряд – обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки, предварительно сделав три кивка головой, прося для себя и своей семье благополучия. Давайте, ребята, и мы привяжем к березе разноцветные ленточки, попросим благополучия для себя и своей семьи.
Затем устраивалась борьба «Куреш» или перетягивание палки «Тайак»
Игра «Перетягивание палки» ( Тайак тартканы)
Правила игры: 2-3 пары детей садятся на пол, лицом друг к другу, руками держаться за палку, хват сверху, ноги согнуты в коленях. Упираясь, стопа в стопу, на вытянутых руках, по команде дети начинают тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто перетянет палку быстрее.
Воспитатель: Частью культуры любого народа являются сказки (обращается к детям ) Вы любите сказки? (Да)
Воспитатель: Действительно, сказки любят все. У кого не замирала душа, услышав заветные слова “В некотором царстве, в некотором государстве…”? Шорский фольклор изобилует сказками. Предлагаем вам посмотреть одну из них.
Ребята инсценируют шорскую народную сказку “Ленивый бурундук”.
Написана по сюжету замечательного шорского сказочника Шапкая
Воспитатель: В голубой тайге далёкой,
Непролазной и глубокой,
У широкого ручья,
Где смородина росла,
Где черёмуха чернела,
Где малина уж поспела,
Там, где старая сосна,
Белка шустрая жила.
(Выходит ребенок в костюме белочки)
И случилось это
На исходе лета.
(Ребенок в костюме белочки имитирует движения)
Воспитатель: Дел у всех полно с утра,-
Стоит осень у двора!
Чтоб зимой не голодать,
Еду нужно запасать,
Кладовую наполнять.
Белка, вся забот полна,
Пробегала вдоль холма.
( На пеньке сидит ребенок в костюме бурундука)
Воспитатель: Там у норки, на пенёчке
Бурундук сидел в тенёчке.
Белка очень удивилась,
У пенька остановилась:
Белка-ребенок: ,,О! Эзеноктар, бурундук!
Почему сидишь ты, друг?
Отчего ты прохлаждаешься
И едой не запасаешься?"
Бурундук –ребенок слегка зевнул и на белочку взглянул:
Бурундук-ребенок: ,,Солнце жарит так когда,
На пеньке сижу всегда!
Я зимы так дожидаюсь
И тепла здесь набираюсь!"
Белка-ребенок:,,Урожай уж нынче щедр!
Видишь тот высокий кедр?
Вот, давай, туда пойдём,
Там орехи наберём!"
Бурундук-ребенок: ,,Высоко так подниматься,
Можно с ветки и сорваться!
Если с кедра упаду,
То костей не соберу!"
Белка снова предлагала:
Белка-ребенок:,,Здесь, в бору, грибов немало!
Нужно только вниз спуститься,
На полянке очутиться!
Там вкуснейшие маслята,
Есть там также и опята!
Вот, давай, туда пойдём
И грибов тех наберём!"
Бурундук-ребенок: ,,Вниз спускаться до опят!
Мои ножки заболят!
Я могу, ведь, кувыркнуться,
Обо что-нибудь споткнуться!
Можно что-то изувечить
Или лапки покалечить!
Вдруг останусь я хромым,
Неуклюжим и больным!"
( Белка- ребенок глазки чуть прикрыла, И, подумав, предложила)
Белка-ребенок: ,,Совсем близко, за сосной
Растёт ягодник густой!
Так, давай, туда пойдём
И малины наберём!
Наедимся мы с тобой
И ещё возьмём с собой!"
Тихо бурундук вздохнул,
Потом лапкою взмахнул:
Бурундук-ребенок:,,Ах! Малина, ведь, колючая!
Там крапива очень жгучая!
Можно лапки повредить,
Наколоть и занозить!"
Приподнявши свою бровь,
Белка предложила вновь:
,,Никуда мы не пойдём,
Землянику здесь найдём!
В мягкой травушке растёт!
Без труда, любой найдёт!"
(Бурундук вдруг замолчал, Тяжело вздохнув, сказал)
Бурундук-ребенок:,,Это надо же искать!
Свои глазки напрягать!
Вдруг ослепну, окривею!
С напряженья окосею!
С норки как своей пойду?
Как пенёчек свой найду?!"
( Белка глазки закатила и тихонько предложила)
Белка-ребенок:,,Солнце жарко так печёт!
Рядом здесь ручей течёт.
Давай в нём мы окунёмся,
В ручейке том искупнёмся!"
Вздрогнул тут бурундучок,
Посмотрел на свой пенёк:
Бурундук-ребенок: ,,В своей шубке отсырею!
Тогда, точно, заболею!
В своей норке упаду
И до входа не дойду!"
(Белочка глаза скосила и потом его спросила)
Белка-ребенок:,,Что ж, ты, так всего пугаешься?
И ни с чем не соглашаешься?"
Вбок головку наклонил,
Тихо белке объяснил:
Бурундук-ребенок: ,,Я с рожденья так живу,
Свою маму берегу!
Вырастив меня сама,
Стала старенькой она!
И всё делает сама,
Лишь бы я был не больной,
Не ослепший, не хромой!
Свою мамочку люблю,-
Горя ей не принесу!
Если что произойдёт,
С горя, ведь, она умрёт!"
Воспитатель: Белка сразу заскучала,
По стволу наверх взбежала.
Впредь к нему не приставала
И забав не предлагала!
Сладко бурундук зевнул
И под солнышком заснул.
Воспитатель:
Очень долго мы сидели,
Не играли, не шумели.
Чтобы косточки размять,
Нам бы надо поиграть.
Предлагаю разучить игру шорских ребят “Лентяй -оргас”.
Шорская игра «Оргас - Лентяй»
Выходят несколько ребят (четное количество). Согласно правилам, надо сбить противника ударом плеча, прыгая только на одной ноге и держа руки за спиной. Выигрывает команда, сбившая большее количество “врагов”, т.е. поставив соперника на обе ноги. При желании победители играют между собой или приглашают сразиться другую команду.
Воспитатель: Неотъемлемой частью шорского фольклора являются загадки, ведь где сила и ловкость, там и смекалка. Попробуйте отгадать несколько шорских загадок.
Бела, пушиста и мягка
На землю сеется мука. (Снег)
Одежек носит 100 она,
А пуговица лишь одна. (Капуста)
Край худой да край гнилой,
В середине – лист стальной. (Лед на реке, берега)
Без воды и без огня
Котелок кипит у пня. (Муравейник)
Скачет девочка в избе
На кудрявой голове.
Скок, скок, поскок
На ноге поясок. (Веник)
Без рук, без ног бедняжка,
А рядится в рубашку. (Подушка)
Землю солнышко пронзило
Красный лучик обломило. (Морковь)
Воспитатель: Шорцы очень бережно относились и относятся к слову, избегают говорить лишние слова. “Чем от глупого тысячу слов слушать, лучше от умного услышать одно слово” - гласит шорская пословица. Предлагаю подобрать к шорским пословицам русские аналоги.
Игра «Найди такую же пословицу».
1. Вырвется конь – его поймаешь, слово сорвется – его не поймаешь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)
2. Бездонный котел не наполнишь. (В решете воды на наносишь)
3. Косулю, которую еще не подстрелил, убитой не считай. (Не дели шкуру неубитого медведя)
4. Захочешь лишнего – и хорошего не увидишь. (Радуйся малому – тогда и большое придет)
5. Кто будет с хромым ходить, сам хромать научится. (С кем поведешься, от того и наберешься)
Итог занятия:
Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу. Сегодня мы узнали лишь частичку культуры шорского народа. Мы надеемся, что это знакомство не закончилось, а только начинается.
- О чем было наше занятие?
- Вам понравилось занятие?
- А что вам понравилось большего всего? (Ответы детей)
Воспитатель: А я вас ребята и всех гостей приглашаю к столу, отведать шорское национальное блюдо с чаем.
Пьют чай с лепешками под музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....