Конспект занятия "Шорцы кто они?"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Купигешева Оксана Вячеславовна

Опубликован на сайте zhurnalpoznanie.ru

ссылка на опубликованный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shortsy_kto_oni.docx39.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности                                в подготовительной группе

«Шорцы – кто они?».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель: Познакомить ребят с шорской культурой.

Задачи:

образовательная: познакомить ребят с шорским фольклором, дать представление о музыкальных и религиозных традициях народа.

воспитательная: способствовать воспитанию у дошкольников любви к родному краю, формированию чувства толерантности, уважения к культуре другого народа.

развивающая: развитие представления детей о взаимосвязи культур разных народов, о духовном богатстве, доставшемся нам в наследство от прошлых поколений.

Оформление и атрибуты : фотографии символики шорцев, костюмы шорские белочки и бурундука,  принадлежности домашнего обихода, шаманский бубен с  шорским орнаментом, мяч.

Звучит шорский народный наигрыш. На фоне мелодии  выходят дети.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Дети стоят полукругом.

Рано утром солнце встало

Всё вокруг светлее стало

В небе синем потянулось,

Детям нашим улыбнулось.

Воспитатель: Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ребята, обратите внимание, к нам пришли гости. Они хотят узнать, чем мы будем заниматься? (дети здороваются с гостями)

Настроение у нас хорошее и мы с вами готовы поиграть. Но сначала поговорим о…

Нет, я не буду говорить. Вы сейчас сами обо всём узнаете.

«Игра с мячом».

Дети и воспитатель стоят в кругу, воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос:

Воспитатель: Ксюша, скажите, в какой стране ты живёшь?

Примерный ответ ребенка: Я живу в России.

Воспитатель:  Саша, какой город является столицей России?

Примерный ответ ребенка:  Столица России - город Москва.

Воспитатель:  Влад, в какой области мы живём?

Примерный ответ ребенка: Мы живём в Кемеровской области.

Воспитатель:  Соня, Какой город является столицей Кемеровской области?

Примерный ответ ребенка: Столицей Кемеровской области  является город Кемерово.

Воспитатель:   Максим, Какие ещё города Кемеровской области ты знаете?

Примерный ответ ребенка:  Новокузнецк, Юрга, Междуреченск, Прокопьевск и т.д.

Воспитатель:   В каком городе мы живём?

Примерный ответ ребенка:  В городе Таштагол.

Воспитатель:  Как называют жителей  нашего города Таштагол? (Жителей города Таштагол  называют  - таштагольцами).          

   Воспитатель:     Значит мы с вами кто? (Мы – таштагольцы.)                                            Воспитатель:  Ребята, а как вы думаете, почему наш край назвали Горной Шорией. (Ответы детей).                                                                                                                Воспитатель: Правильно, потому что он находится в горах и шорцы являются коренными жителями нашего края.

Воспитатель: Не важно, в какой стране живут люди, на каком языке они говорят, важно жить дружно и уважать то, что создал другой народ.
Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями коренных жителей Горной Шории - шорцев. У шорцев  есть свой язык, непохожий на русский – шорский. Сейчас я поздороваюсь с вами по-шорски «Эзеноктар!», а вы попробуете мне ответить  «Эзен!»…
Дети: «Эзен!»
Воспитатель: Шорцы нашего края были охотники и рыболовы, собирали плоды и коренья.  Шорцы  верили, что мир населён многими невидимыми добрыми и злыми духами, которые могут помогать или вредить людям. Некоторые самые сильные люди получают тайные знания, им дается дар разговаривать и общаться с духами. Их называли «шаманами».  

 - Шаманы во время волшебного  магического танца – камлания – путешествовали по разным мирам, говорили или даже сражались с духами. Они лечили людей, предсказывали погоду, помогали в охоте. Ни одно дело не обходилось без шамана.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Белый шаман»! (проводится игра). 

Игра «БЕЛЫЙ ШАМАН».

Цель: Развивать чувство ритма.
Ход игры:
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек.
Он становится на одно колено и бьёт в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры:
Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Атрибуты: Бубен  с  шорским орнаментом.

 -  Мы поиграли в шорскую народную игру.

Воспитатель: Как у каждого народа, у шорцев есть свои писатели и поэты, которые прославляли свой город, страну, свои обычаи.

Звучит шорский народный наигрыш. Дети читают стихи.

Чтецы:

1 ребенок: О Шория, ты радость тихая и боль моя, 
Люблю тебя и в горький, и в счастливый миг, 
И верю, тайна древняя, извечная твоя
Хранится там, где край величественно тих.
2 ребенок: Люблю твоих мелодий стон печальный, 
Люблю, как веет миром, тишиной, 
И свежесть рек твоих, их блеск зеркальный
Как отраженье жизни неземной.
3 ребенок: Убором снежных гор слепишь очарованьем, 
Ты манишь звездный мир, глядящий с вышины.
Глаза твои вдали синеют взором дальним, 
На утренний рассвет глаза устремлены.
4 ребенок: Прекрасен гордый строй твоих утесов, скал
И царственной тайги – великое смешенье,
Где в горной вышине трубит гордец-марал.
Он духов гор, земли – изящное творенье.
5 ребенок: О Шория, ты женской красоты блистанье, 
Ты дружным братством гор тепло окружена, 
Ты – тайный свет и блеск очарованья.
Живет в тебе дух мира и добра.
6 ребенок: И Родины такой я не найду нигде, 
И с нею буду жить я в радости и горе.
И если рай земной возможен на земле,
То я скажу, что это будет Шория.

Воспитатель:  Ребята, я вам предлагаю отдохнуть

Физминутка под шорскую мелодию:

Под шорские  напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

А теперь наклонись и тихонечко садись.

Воспитатель: Издавна живут шорцы в живописных южных районах Кузбасса по берегам рек. Красива и щедра природа этих мест. А название народа произошло от имени одного из крупных родов, жившего на реке Шоре. Существует и другая версия происхождения названия. Многие поколения испытывали гнет воинственных джунгар, нелегкой была жизнь таежных охотников, потому и назвали они себя шорцами, от слова “шор” - печаль. Сильные и выносливые, работоспособные и пытливые шорцы талантливы от природы. Русские в старину называли шорцев “Кузнецами” за их умение плавить железо и изготавливать из него предметы домашнего обихода. От этого и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Но не только этим славился этот народ. Исконные охотники, металлурги, кузнецы, шорцы оставили нам в наследство богатый фольклор, настоящий кладезь народной мудрости.

Жизнь шорского народа была неразрывно связана с природой, и он выработал свое понимание окружающего мира. Дети тайги, шорцы, бережно относились к природе. Скажем, обычай запрещал без надобности рвать траву — волосы земли. С почитанием родной земли – гор, лесов, рек – связаны обряды шорского народа.

Наиболее популярный обряд – обряд поклонения березе – дереву, которое у шорцев считается священным. К сучьям березы привешивали принесенные с собой разноцветные ленточки, предварительно сделав три кивка головой, прося для себя  и своей семье благополучия. Давайте, ребята, и мы привяжем к березе разноцветные ленточки, попросим благополучия для себя и своей семьи.

Затем устраивалась борьба «Куреш» или перетягивание палки «Тайак»

Игра «Перетягивание палки» ( Тайак тартканы)

 Правила игры:  2-3 пары детей садятся на пол, лицом  друг к другу, руками держаться за палку, хват сверху, ноги согнуты в коленях. Упираясь, стопа в стопу, на вытянутых руках, по команде дети начинают тянуть палку на себя. Побеждает тот, кто перетянет палку быстрее.

Воспитатель: Частью культуры  любого народа являются сказки (обращается к детям ) Вы любите сказки? (Да)

Воспитатель: Действительно, сказки любят все. У кого не замирала душа, услышав заветные слова “В некотором царстве, в некотором государстве…”?  Шорский фольклор изобилует сказками. Предлагаем вам посмотреть одну из них.

Ребята инсценируют шорскую народную сказку “Ленивый бурундук”.

Написана по сюжету замечательного шорского сказочника Шапкая

 

Воспитатель: В голубой тайге далёкой,

Непролазной и глубокой,

У широкого ручья,

Где смородина росла,

Где черёмуха чернела,

Где малина уж поспела,

Там, где старая сосна,

Белка шустрая жила.

 (Выходит ребенок в костюме белочки)

И случилось это

На исходе лета.

(Ребенок в костюме белочки   имитирует  движения)

Воспитатель: Дел у всех полно с утра,-

Стоит осень у двора!

Чтоб зимой не голодать,

Еду нужно запасать,

Кладовую наполнять.

 

Белка, вся забот полна,

Пробегала вдоль холма.

( На пеньке сидит ребенок в костюме бурундука)

Воспитатель: Там у норки, на пенёчке                                          

Бурундук сидел в тенёчке.

Белка очень удивилась,

У пенька остановилась:

Белка-ребенок: ,,О! Эзеноктар, бурундук!

Почему сидишь ты, друг?

Отчего ты прохлаждаешься

И едой не запасаешься?"

Бурундук –ребенок слегка зевнул и на белочку взглянул:

Бурундук-ребенок: ,,Солнце жарит так когда,

На пеньке сижу всегда!

Я зимы так дожидаюсь

И тепла здесь набираюсь!"

Белка-ребенок:,,Урожай уж нынче щедр!

Видишь тот высокий кедр?

Вот, давай, туда пойдём,

Там орехи наберём!"

Бурундук-ребенок: ,,Высоко так подниматься,

Можно с ветки и сорваться!

Если с кедра упаду,

То костей не соберу!"

Белка снова предлагала:

Белка-ребенок:,,Здесь, в бору, грибов немало!

Нужно только вниз спуститься,

На полянке очутиться!

Там вкуснейшие маслята,

Есть там также и опята!

Вот, давай, туда пойдём

И грибов тех наберём!"

Бурундук-ребенок: ,,Вниз спускаться до опят!

Мои ножки заболят!

Я могу, ведь, кувыркнуться,

Обо что-нибудь споткнуться!

Можно что-то изувечить

Или лапки покалечить!                                                   

Вдруг останусь я хромым,

Неуклюжим и больным!"

( Белка- ребенок  глазки чуть прикрыла, И, подумав, предложила)

Белка-ребенок: ,,Совсем близко, за сосной

Растёт ягодник густой!

Так, давай, туда пойдём

И малины наберём!

Наедимся мы с тобой

И ещё возьмём с собой!"

Тихо бурундук вздохнул,

Потом лапкою взмахнул:

Бурундук-ребенок:,,Ах! Малина, ведь, колючая!

Там крапива очень жгучая!

Можно лапки повредить,

Наколоть и занозить!"

Приподнявши свою бровь,

Белка предложила вновь:

,,Никуда мы не пойдём,

Землянику здесь найдём!

В мягкой травушке растёт!

Без труда, любой найдёт!"

(Бурундук вдруг замолчал, Тяжело вздохнув, сказал)

Бурундук-ребенок:,,Это надо же искать!

Свои глазки напрягать!

Вдруг ослепну, окривею!

С напряженья окосею!

С норки как своей пойду?

Как пенёчек свой найду?!"

( Белка глазки закатила и тихонько предложила)

Белка-ребенок:,,Солнце жарко так печёт!

Рядом здесь ручей течёт.

Давай в нём мы окунёмся,                                              

В ручейке том искупнёмся!"

Вздрогнул тут бурундучок,

Посмотрел на свой пенёк:

Бурундук-ребенок: ,,В своей шубке отсырею!

Тогда, точно, заболею!

В своей норке упаду

И до входа не дойду!"

(Белочка глаза скосила и потом его спросила)

Белка-ребенок:,,Что ж, ты, так всего пугаешься?

И ни с чем не соглашаешься?"

Вбок головку наклонил,

Тихо белке объяснил:

Бурундук-ребенок: ,,Я с рожденья так живу,

Свою маму берегу!

Вырастив меня сама,

Стала старенькой она!

И всё делает сама,

Лишь бы я был не больной,

Не ослепший, не хромой!

Свою мамочку люблю,-

Горя ей не принесу!

Если что произойдёт,

С горя, ведь, она умрёт!"

 

Воспитатель: Белка сразу заскучала,

По стволу наверх взбежала.

Впредь к нему не приставала

И забав не предлагала!

Сладко бурундук зевнул

И под солнышком заснул.                                                

Воспитатель:

Очень долго мы сидели, 
Не играли, не шумели.
Чтобы косточки размять, 
Нам бы надо поиграть.

Предлагаю разучить игру шорских ребят “Лентяй -оргас”.

Шорская игра «Оргас - Лентяй»

 Выходят несколько ребят  (четное количество). Согласно правилам, надо сбить противника ударом плеча, прыгая только на одной ноге и держа руки за спиной. Выигрывает команда, сбившая большее количество “врагов”, т.е. поставив соперника на обе ноги. При желании победители играют между собой или приглашают сразиться другую команду.

Воспитатель:  Неотъемлемой частью шорского фольклора являются загадки, ведь где сила и ловкость, там и смекалка. Попробуйте отгадать несколько шорских загадок.

Бела, пушиста и мягка
На землю сеется мука. (Снег)

Одежек носит 100 она, 
А пуговица лишь одна. (Капуста)

Край худой да край гнилой, 
В середине – лист стальной. (Лед на реке, берега)

Без воды и без огня
Котелок кипит у пня. (Муравейник)

Скачет девочка в избе
На кудрявой голове.
Скок, скок, поскок
На ноге поясок. (Веник)

Без рук, без ног бедняжка, 
А рядится в рубашку. (Подушка)

Землю солнышко пронзило
Красный лучик обломило. (Морковь)

Воспитатель:  Шорцы очень бережно относились и относятся к слову, избегают говорить лишние слова. “Чем от глупого тысячу слов слушать, лучше от умного услышать одно слово” - гласит шорская пословица. Предлагаю подобрать к шорским пословицам русские аналоги.

Игра «Найди такую же пословицу».

1.     Вырвется конь – его поймаешь, слово сорвется – его не поймаешь. (Слово не воробей, вылетит – не поймаешь)

2.     Бездонный котел не наполнишь. (В решете воды на наносишь)

3.     Косулю, которую еще не подстрелил, убитой не считай. (Не дели шкуру неубитого медведя)

4.     Захочешь лишнего – и хорошего не увидишь. (Радуйся малому – тогда и большое придет)

5.     Кто будет с хромым ходить, сам хромать научится. (С кем поведешься, от того и наберешься)

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята наше занятие подходит к концу. Сегодня мы узнали лишь частичку культуры шорского народа. Мы надеемся, что это знакомство не закончилось, а только начинается.

  • О чем было наше занятие?  
  • Вам понравилось занятие?
  •  А что вам понравилось большего всего? (Ответы детей) 

Воспитатель:  А я вас ребята и  всех гостей приглашаю к столу, отведать шорское национальное блюдо с чаем.

 Пьют чай с лепешками под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....