ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ
статья (старшая группа) на тему
Воспитание духовной нравственности в детях является одной из важных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Илларионова Л.В.,
воспитатель
МАДОУ «Центр развития ребёнка –
детский сад №35 «Родничок»
г. Губкин
Белгородская область
ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учётом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества. Воспитание духовной нравственности в детях является одной из важных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством – духовностью. Дошкольный возраст – период активного познания мира, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всё последующую жизнь и упущения в этом возрасте не навёрстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребёнка. Воспитание его души – создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека.
К сожалению, многие родители и педагоги утратили чёткие представления о закономерностях, определяющих развитие ребёнка в тот или иной период детства. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со взрослыми и сверстниками.
Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребёнку форму и нормы поведения. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью», по которой формируется его характер, отношение к себе, миру и другим людям. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться духовные обычаи и ценности, созданные предками и что именно родители ответственны за воспитание детей. Именно поэтому уделяем большое внимание работе с родителями, помогаем укрепить статус семьи в духовном становлении личности ребёнка через родительские собрания, частные беседы, круглый стол, праздники.
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту... Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе... Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой»[2,с.4-7].
Свой идеал эстетического воспитания талантливый педагог Сухомлинский В.Н усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на нравственно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.
Работа нашего детского сада направлена на приобщение детей к православным традициям через изучение истории, отечественной культуры, своеобразии родного края и страны в целом.
На занятиях познавательного цикла знакомим детей с историей своего города, Белгородским краем, народным костюмом, православными праздниками, людьми, прославившими нашу землю. Через сюжетно-ролевые игры приобщаем детей к традициям и быту русской семьи, труду. Экскурсии и целевые прогулки несут особую духовно-нравственную направленность, так как знакомят с историей нашего города, предметами старины.
Большую помощь в ознакомлении детей с православной культурой оказывают художественные произведения. При выборе литературы стараемся учитывать следующие критерии: положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра, любви, милосердия, послушания, сострадания; отсутствие психологической агрессии.
В процессе воспитания ребёнка мы должны, прежде всего, обращать внимание на себя, помня, что не столько нашими словами, сколько нашими делами мы показываем пример и прививаем ему те или иные ориентиры. Драгоценное время детства необходимо использовать, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям, приобщился к делам милосердия, любви и сострадания к ближним.
Литература:
- Беляев, А.И. Беседы с родителями о воспитании детей в семье. М. Даниловский благовестник, 1997, -351с.
- Сухомлинский, В.Н. Воспитание без наказаний. Правда-1998.№5.-4-7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста
Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дош...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/26/picture-688655-1603719615.jpg)
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»
Представляю презентацию в которой хочу поделиться опытом своей работы по теме «Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-354110-1385385829.jpg)
Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения – одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/14/picture-628288-1431613135.jpg)
«Взаимодействие семьи и ДОО по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/16/picture-267032-1371405744.jpg)
Важное значение духовно - нравственного воспитания в жизни ребёнка.
Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеят...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127630-1350665814.jpg)
Тема: Духовно-нравственное, патриотическое воспитание личности на занятиях.
В настоящее время духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей стало чрезвычайно актуальной и сложной проблемой, которая должна решаться сегодня все...
Консультация: «Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению».
Консультация:«Взаимодействие семьи и Детского сада по формированию у детей духовно-нравственных ценностей, воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к старшему поколению»...