Важное значение духовно - нравственного воспитания в жизни ребёнка.
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_akimovoy_e.v.pptx | 2.27 МБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_prizentatsiii.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование: нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма. нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости. нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний. нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Цели: Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Сергачского района, России. Стремление возродить традиции семейного воспитания. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
Задачи: Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России. Развивать представления детей о традициях семьи , преемственности связывающей разные поколения. Познакомить с символикой России, Нижегородской области и Сергачского народа в современное и давнее время. Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам. Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
Методы: 2 . Словесный - загадывания загадок, чтения стихотворений детьми, воспитателем; проведение викторин, конкурсов, чтение литературных произведением родителями. 1. Наглядный - рассматривания книжных иллюстраций, проведения дидактических игр; чтение педагогом рассказов. 3. Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность, сшить кукол к сказкам, организовывать вечера с родителями, для родителей и сверстников.
Формы работы с детьми и родителями: НОД, активные занятия совместно с родителями, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей. Проведение совместных праздников . Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания. Экскурсии, целевые прогулки.
… Слова М. Матусовского С чего начинается родина? С картинки в твоём букваре. С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять…
Центр «Истоки»
Генеалогические Древа
Семейные герба.
Выставка гербов
Центр «Наша Родина»
Центр «Книги»
Народное творчество.
Формы работы с родителями: Групповые и общие родительские собрания; Совместные активные занятия; Совместные выставки; Создание предметно-развивающей среды; Консультации; Папки-передвижки; Книжки-раскладушки; Совместные праздники и развлечения;
Январь 2011г. Мониторинг по духовно – нравственному воспитанию детей : Май 2011г. Январь 2012г. Май 2012г . Январь 2013г. Май 2013г.
Благодарю за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Сказка»
Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
( Из опыта работы с детьми старшей группы)
Подготовила: воспитатель Акимова Е.В.
г. Сергач
2015 г.
Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Актуальность: Одно из основных направлений педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.
Духовно-нравственное воспитание имеет огромное значение
в становлении личности ребёнка, т. к. способствует формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Программно – методическое обеспечение:
Наш детский сад реализует программу по духовно-нравственному развитию детей «Социокультурные истоки» под редакцией И.А. Кузьмина, целью которой является — заложения формирования духовно-нравственной основы личности и присоединение ребёнка и его родителей к базовым, духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
В соответствии с данной программой и общеобразовательной программой ДОУ, я поставила цели, которые пытаюсь достичь, работая вместе с детьми и родителями по духовно – нравственному воспитанию.
Цели:
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
- Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Сергачского района, России.
- Стремление возродить традиции семейного воспитания.
Работая в направлении «Духовно-нравственное воспитание» я стараюсь создать систему приобщения детей дошкольного возраста к народным, духовным традициям и общечеловеческим нормам морали.
Образовательную работу с детьми по данному направлению я провожу в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности (1 занятие в последнюю неделю месяца). В ходе педагогической работы я решаю следующие задачи:
- Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России.
- Развивать представления детей о традициях семьи , преемственности связывающей разные поколения.
- Познакомить с символикой России, Нижегородской области и Сергачского народа в современное и давнее время.
- Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
- Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
- Воспитывать уважительное отношение к труду.
С целью решения данных задач я использую следующие методы: наглядный, словесный, практический.
- Наглядный - рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; чтение педагогом рассказов.
- Словесный - загадывания загадок, чтения стихотворений детьми, воспитателем; проведение викторин, конкурсов, чтение литературных произведением родителями.
- Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность, сшить кукол к сказкам, организовывать вечера с родителями, для родителей и сверстников.
Формы работы с детьми и родителями:
- НОД, активные занятия совместно с родителями, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
- Проведение совместных праздников.
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
- Экскурсии, целевые прогулки.
Прежде всего в своей работе я хочу сделать акцент на важность того, чтобы дети с самого раннего детства знали, понимали «С чего начинается Родина».
Слова М. Матусовского
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять…
Актуальность темы:
Чувство любви к Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим.
Любовь к Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идея духовно-нравственного воспитания приобретает все большее значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, малой Родине. Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Развивающая предметно - пространственная среда.
В нашей группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая отражает все задачи духовно-нравственного воспитания.
Совместно с родителями был создан центр »Истоки». В него входят : макет церкви, альбомы с фотографиями святых мест России и достопримечательностей Сергача, старинные предметы русского быта, образцы народных промыслов, альбом с фотографиями старины, альбом с семейными фотографиями детей, журналы про старинные костюмы, которые носили на Руси, а также куклы в этих костюмах.
Так же в центр входят:
- генеалогические древа семей детей.
В роли экскурсоводов выступают сами дети, они рассказывают интересные случаи из жизни своей семьи, своих предков, повествуют об их деятельности и достижениях.
- семейные герба. Практика показывает, что родители и дети стремятся подчеркнуть особенности своей семьи, своего рода, не ограничиваются полученной информацией. Гербы получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию, семейные традиции.
Центр «Наша Родина».
Содержит литературу по ознакомлению детей с Родиной, родной природой, культурой, традициями, народами России, макет кремля, иллюстрации, фотографии об истории города Сергача, глобус, плакаты флага, гимна, герба и президента России.
Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. В этом заключается наша работа совместно с родителями. Важно, что бы родители ставили в пример предков которые защищали нашу Родину. Ведь иногда это проходит так бесследно.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.
История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.
Мы живем в замечательном городе Сергаче, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее.
Было предложено родителям оформить альбом с фотографиями «Достопримечательности и святые места нашего города», все родители с увлечением включились в работу. А Дети лучше запоминали достопримечательности, узнавали места, где фотографировались.
Был создан центр «Книги», где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками.
Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.
Было отведено место для театральной деятельности. В группе имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры.
Сюжеты литературных произведений переводятся в театрализованную деятельность. Проживая жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает детей к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа, народного творчества.
Знакомя дошкольников с традициями, народной культурой, я воспитываю чувство гордости за достижения и великие подвиги русского народа.
Воспитание гордости за свою страну, проходит не только в НОД, но и на прогулках, в режимных моментах. Знакомя детей с историей народных промыслов, воспитываю уважение к талантливым мастерам России.
Одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей является труд. Приобщая детей к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе. Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Первые трудовые умения дошкольников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умение дружно работать.
Летом ребята с удовольствием работают на нашем огороде и в цветнике. Дети сажают овощи, цветочную рассаду, пропалывают и поливают грядки и клумбы, испытывая при этом радость и удовлетворение от совместной деятельности.
Традиционным в детском саду стало проведение акции «Сделаем наш детский сад красивым!» Дети с большим желанием наравне со взрослыми участвуют в благоустройстве территории. Все вместе мы приводим в порядок деревья и кустарники, возделываем клумбы, высаживаем цветы.
Совместный труд родителей, педагогов и детей приносит свои плоды. Дошкольники гордятся, что трудились вместе со взрослыми, испытывают радость от полученных результатов, а мы в свою очередь понимаем, что затраченные усилия не прошли даром.
Работа с родителями.
Всю работу по развитию у дошкольника духовно-нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры мы используем следующие формы работы:
- Групповые и общие родительские собрания;
- консультации;
- совместные ативные занятия;
- совместные выставки;
- создание предметно-развивающей среды;
- совместные праздники и развлечения;
- папки-передвижки;
- Книжки-раскладушки;
В приемной создан уголок для родителей по духовно – нравственному воспитанию, где они могут получить всю интересующую информацию.
Так же было проведено общее родительское собрание по духовно – нравственному воспитанию по теме: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольников».
Об эффективности совместной работы с родителями по духовно-нравственному развитию детей свидетельствуют результаты мониторингов за последние три года. Здесь явно прослеживается
положительная динамика, как в сравнении с началом учебного года, так и в сравнении итоговых показателей в мае 2011- 2013гг.
Опыт работы.
Свой опыт работы по развитию духовно-нравственных ценностей детей и их родителей я представляла на районной Ярмарке «Наши Истоки» в номинации «Школа родительской любви» в 2012г. и 2013году, где была награждена грамотой Управления Образования за участие и благодарственным письмом от Сергачского Благочиния.
Результатом нашей совместной работы мы можем считать то, что дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство.
В заключение хотелось бы сравнить каждого своего воспитанника с цветком.
Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста
Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дош...
Художественное слово на музыкальном занятии, как важный фактор духовно-нравственного воспитания детей в группе раннего возраста.
Очень важно в работе в воспитании детей использовать художественное слово. Народная сказка – это основа воспитания ребенка с самого раннего возраста.На основе сказок строится воспитательное воздействи...
ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Воспитание духовной нравственности в детях является одной из важных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом....
духовно-нравственное воспитание в жизни ребенка
В воспитательных целях, чтение необходимо для развития духовно- нравственных начал и становится важнейшей задачей в работе с детьми дошкольного возраста....
Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей"
Патриотизм - это ощущение ценности, необходимости для жизни каждого человека его включения в большую индивидуальность народа или, с другой стороны - инстинкт самосохранения народной индивидуальности....
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....