Важное значение духовно - нравственного воспитания в жизни ребёнка.
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Акимова Евгения Владимировна

Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_akimovoy_e.v.pptx2.27 МБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_prizentatsiii.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Сказка» Компьютерная презентация методической разработки по реализации раздела основной общеобразовательной программы дошкольного образования Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников Подготовила: воспитатель Акимова Е. В. г. Сергач 2013 г.

Слайд 2

Формирование: нравственных чувств: совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма. нравственного облика: терпения, милосердия, кротости, незлобивости. нравственной позиции: способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний. нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.

Слайд 4

Цели: Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Сергачского района, России. Стремление возродить традиции семейного воспитания. Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.

Слайд 6

Задачи: Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным праздникам России. Развивать представления детей о традициях семьи , преемственности связывающей разные поколения. Познакомить с символикой России, Нижегородской области и Сергачского народа в современное и давнее время. Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам. Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.

Слайд 7

Методы: 2 . Словесный - загадывания загадок, чтения стихотворений детьми, воспитателем; проведение викторин, конкурсов, чтение литературных произведением родителями. 1. Наглядный - рассматривания книжных иллюстраций, проведения дидактических игр; чтение педагогом рассказов. 3. Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность, сшить кукол к сказкам, организовывать вечера с родителями, для родителей и сверстников.

Слайд 8

Формы работы с детьми и родителями: НОД, активные занятия совместно с родителями, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей. Проведение совместных праздников . Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания. Экскурсии, целевые прогулки.

Слайд 9

… Слова М. Матусовского С чего начинается родина? С картинки в твоём букваре. С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять…

Слайд 11

Центр «Истоки»

Слайд 12

Генеалогические Древа

Слайд 15

Семейные герба.

Слайд 17

Выставка гербов

Слайд 18

Центр «Наша Родина»

Слайд 27

Центр «Книги»

Слайд 31

Народное творчество.

Слайд 36

Формы работы с родителями: Групповые и общие родительские собрания; Совместные активные занятия; Совместные выставки; Создание предметно-развивающей среды; Консультации; Папки-передвижки; Книжки-раскладушки; Совместные праздники и развлечения;

Слайд 39

Январь 2011г. Мониторинг по духовно – нравственному воспитанию детей : Май 2011г. Январь 2012г. Май 2012г . Январь 2013г. Май 2013г.

Слайд 42

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Сказка»

Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

( Из опыта работы с детьми старшей группы)

Подготовила:  воспитатель Акимова Е.В.

                                                г. Сергач

2015 г.

Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Актуальность: Одно из основных направлений педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе. 

 

Духовно-нравственное воспитание имеет огромное значение

в становлении личности ребёнка, т. к. способствует  формированию у него:

• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),

• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),

• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),

• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Программно – методическое обеспечение:

Наш детский сад реализует программу по духовно-нравственному развитию детей «Социокультурные истоки» под редакцией И.А. Кузьмина, целью которой является — заложения формирования духовно-нравственной основы личности и присоединение ребёнка и его родителей к базовым, духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

В соответствии с данной программой и общеобразовательной программой ДОУ,  я поставила цели, которые  пытаюсь достичь, работая вместе с детьми и родителями  по духовно – нравственному воспитанию.

Цели:

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры.
  • Изучение истории, культуры, природно-экологического своеобразия Сергачского района, России.
  •  Стремление возродить традиции семейного воспитания.                         

Работая  в направлении  «Духовно-нравственное  воспитание»  я стараюсь создать систему приобщения детей дошкольного возраста к народным, духовным традициям и общечеловеческим  нормам морали.

Образовательную работу с детьми по данному направлению  я провожу в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах и непосредственной образовательной деятельности (1 занятие в последнюю неделю месяца). В ходе педагогической работы я решаю следующие задачи: 

  • Вызвать интерес детей к истории своего народа, к духовным     праздникам России.
  • Развивать представления детей о традициях  семьи ,  преемственности связывающей разные поколения.
  • Познакомить с символикой  России, Нижегородской области и Сергачского народа в современное и давнее время.
  • Приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам.
  • Способствовать развитию познавательных способностей, любознательности детей. Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
  • Воспитывать уважительное отношение к труду.

С целью решения данных задач я использую следующие методы: наглядный, словесный, практический.

  • Наглядный - рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр; чтение педагогом рассказов.
  • Словесный -  загадывания загадок, чтения стихотворений детьми, воспитателем; проведение викторин, конкурсов, чтение литературных произведением родителями.                                                                  
  • Практический метод используется, когда необходимо: организовывать продуктивную деятельность, сшить кукол к сказкам, организовывать вечера с родителями, для родителей и сверстников.

Формы работы с детьми и родителями:

  • НОД, активные занятия совместно с родителями, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
  • Проведение совместных праздников.
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
  • Экскурсии, целевые прогулки.

Прежде всего в своей работе я хочу сделать акцент на важность того, чтобы дети с самого раннего детства знали, понимали «С чего начинается Родина».

Слова М. Матусовского

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять…

Актуальность темы:

Чувство любви к Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим.

Любовь к Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, городу, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идея духовно-нравственного воспитания приобретает все большее значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, малой Родине. Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Развивающая предметно - пространственная среда.

В нашей группе создана развивающая предметно-пространственная среда, которая отражает все задачи духовно-нравственного воспитания.

Совместно с родителями был создан центр »Истоки». В него входят : макет церкви, альбомы с фотографиями  святых мест России и достопримечательностей Сергача, старинные предметы русского быта, образцы народных промыслов, альбом с фотографиями старины, альбом с семейными фотографиями детей, журналы про старинные костюмы, которые носили на Руси, а также куклы в этих костюмах.

Так же в центр входят:

  • генеалогические древа семей детей.

В роли экскурсоводов выступают сами дети, они рассказывают интересные случаи из жизни своей семьи, своих предков, повествуют об их деятельности и достижениях.

  • семейные герба. Практика показывает, что родители и дети стремятся подчеркнуть особенности своей семьи, своего рода, не ограничиваются полученной информацией. Гербы получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию, семейные традиции.

 

Центр «Наша Родина».

Содержит литературу по ознакомлению детей с Родиной, родной природой, культурой, традициями, народами России, макет кремля, иллюстрации, фотографии об истории города Сергача, глобус, плакаты флага, гимна, герба и президента России.

         Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине.                                                                                                 К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели "гражданское лицо" своей семьи. В этом заключается наша работа совместно с родителями.  Важно, что бы родители ставили в пример предков которые защищали нашу Родину. Ведь иногда это проходит так бесследно.

Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу.

История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения.

Мы живем в замечательном городе Сергаче, городе с необыкновенной историей, неповторимым внешним обликом. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее.

Было предложено родителям оформить альбом с фотографиями «Достопримечательности и святые места нашего города», все родители с увлечением включились в работу. А Дети лучше запоминали достопримечательности, узнавали места, где фотографировались.

Был создан центр «Книги», где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками.

        Сказки  помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
           Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, свободолюбие, настойчивость, упорство достижения цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине.

Было отведено место для театральной деятельности. В  группе имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для  инсценировок сказок, кукольные театры.

Сюжеты литературных произведений переводятся в театрализованную деятельность. Проживая жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает детей к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа, народного творчества.

Знакомя дошкольников с традициями, народной культурой,  я воспитываю чувство гордости за достижения и великие подвиги русского народа.

Воспитание гордости за свою страну, проходит не только в НОД, но и на прогулках, в режимных моментах. Знакомя детей с историей народных промыслов, воспитываю уважение к талантливым мастерам России.

Одним из немаловажных факторов духовно-нравственного воспитания детей является труд. Приобщая детей к труду, формирую ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе. Любовь к природе определяется также бережным отношением к ней. Первые трудовые умения дошкольников в дальнейшем переходят в прочные навыки, которые способствуют воспитанию важных нравственных качеств: трудолюбия, заботливости, чуткости, умение дружно работать.

Летом ребята с удовольствием работают на нашем огороде и в цветнике. Дети сажают овощи, цветочную рассаду,  пропалывают и поливают грядки и клумбы, испытывая при этом радость и удовлетворение от совместной деятельности.

Традиционным в детском саду стало проведение акции «Сделаем наш детский сад красивым!» Дети с большим желанием наравне со взрослыми участвуют в благоустройстве территории. Все вместе мы приводим в порядок деревья и кустарники, возделываем клумбы, высаживаем цветы.

Совместный труд родителей, педагогов и детей приносит свои плоды. Дошкольники гордятся, что трудились вместе со взрослыми, испытывают радость от полученных результатов, а мы в свою очередь понимаем, что  затраченные усилия не прошли даром.

Работа с родителями.

Всю работу по развитию у дошкольника  духовно-нравственных качеств мы ведем вместе с родителями: сообщаем им о достижениях и проблемах, консультируемся с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка. С целью установления контактов с семьей, для обеспечения единства в воспитании духовно-нравственной культуры мы используем следующие формы работы:

  • Групповые и общие родительские собрания;
  • консультации;
  • совместные ативные занятия;
  • совместные выставки;
  • создание предметно-развивающей среды;
  • совместные праздники и развлечения;
  • папки-передвижки;  
  • Книжки-раскладушки;

В приемной создан уголок для родителей по духовно – нравственному воспитанию, где они могут получить всю интересующую информацию.

Так же было проведено общее родительское собрание по духовно – нравственному воспитанию по теме: «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании дошкольников».

Об эффективности  совместной работы с родителями по духовно-нравственному развитию детей свидетельствуют результаты мониторингов за последние три года. Здесь явно прослеживается

положительная динамика, как в сравнении с началом учебного года, так и в сравнении итоговых показателей в мае 2011- 2013гг.

Опыт работы.

Свой опыт работы по развитию духовно-нравственных ценностей детей и их родителей  я представляла  на районной Ярмарке «Наши Истоки» в номинации «Школа родительской любви» в 2012г. и 2013году, где была награждена грамотой Управления Образования за участие и благодарственным письмом от Сергачского Благочиния.

Результатом нашей совместной работы мы можем считать то, что дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство.

В заключение  хотелось бы сравнить каждого своего воспитанника с цветком.

   

 Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение духовно-нравственного воспитания для детей дошкольного возраста

Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в дош...

Художественное слово на музыкальном занятии, как важный фактор духовно-нравственного воспитания детей в группе раннего возраста.

Очень важно в работе в воспитании детей использовать художественное слово. Народная сказка – это основа воспитания ребенка с самого раннего возраста.На основе сказок строится воспитательное воздействи...

ЗНАЧЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ

Воспитание духовной нравственности в детях является одной из важных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом....

духовно-нравственное воспитание в жизни ребенка

В воспитательных целях, чтение необходимо для развития духовно- нравственных начал и становится важнейшей задачей в работе с детьми дошкольного возраста....

Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания детей"

Патриотизм - это ощущение ценности, необходимости для жизни каждого человека его включения в большую индивидуальность народа или, с другой стороны - инстинкт самосохранения народной индивидуальности....