"О РОЛИ МУЗЫКИ И ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
статья (подготовительная группа) на тему

Захарченко Лариса Анатольевна

У детей развивается мышление,художественное воображение,творческая активность к окружающему миру.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                           

    «О РОЛИ МУЗЫКИ И ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ

       В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ ЭСТЕТИЧЕСКОГО

      РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННОЙ

 ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ

             

                       ЮНОГО ПЕТЕРБУРЖЦА»

                                           САНКТ-ПЕТЕРБУРГ                                                                                                                                                                  

                                                       2016 г.

                                      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня детский сад – это не просто образовательное учреждение, это центр культуры и досуга детей.

Синонимом культуры в современном мире является эстетическое воспитание, концентрирующее в себе многообразие музыкального развития личности минувших времен и до настоящего времени.

Критерии его воздействия на детскую аудиторию определяют такие аспекты, как творческое развитие и история музыки.

Ребенок через общение с музыкой приобретает навыки и умения:

- развитие мышления,

- развитие художественного воображения,

- творческая активность к окружающему миру.

Данные навыки и умения способствуют развитию личностной культуры.

Петербурговедение, введенное в программу детского сада, способствует развитию не только интеллектуальной личности ребенка, сколько влияет преемственностью культуры и передачи культурного опыта через музыкальное искусство, играет не менее значительную роль, чем чтение и письмо.

Исследование результатов полученных при соприкосновении с предметом Музыка и петербурговедение позволило сделать ряд выводов:

- процесс эстетического воспитания связан с общим развитием личности, а, следовательно, он должен начинаться с раннего детства;

- основой эстетического воспитания является личностное восприятие происходящего;

- задача развития эстетического воспитания опирается на индивидуальный подход, возрастную специфику и преемственность осваемого опыта.

Предлагаемый материал построен на основе общепринятой государственной программы для детского сада. Ее условием является постоянная связь эстетического воспитания с городом. Цель программы – формирование основ культуры города способствует развитию творческих начал в общении с детьми, родителями, воспитателями.

Для успешной реализации программы необходимо соблюдать следующие методические условия:

- помещение для занятий должно быть хорошо подготовлено (затемнение, экран, диапозитив, ковер, магнитофон);

- педагог должен следовать методу диалога с детьми, который является основным в процессе всех видов занятий;

        - желательно вести альбомную запись песен о Петербурге, экскурсий, художественного самовыражения.

НОД   Музыка и Петербург могут успешно проводиться лишь при условии ясного понимания особенностей детского возраста, возможности чувствовать и понимать прекрасное.

Стремясь глубже понять проблемы развития и поведения ребенка, необходимо учитывать каждую сторону этого процесса:

- умственное,

- социальное

- эмоциональное развитие.

Недостаток тепла, любви, телесного контакта с матерью может привести к замедлению физического и психического развития, понижению интеллекта и отсутствия механизма сопереживания.

Нехватку эмоциональных физических и положительных контактов ребенок будет пытаться восполнить в последующие годы у других людей, в том числе у педагогов и сверстников. Хороший эмоциональный контакт, доброжелательная атмосфера положительно влияют на развитие и обучаемость детей.

В возрасте 4-5 лет поведение детей определяется двигательно-зрительной установкой психики. Необычайная эмоциональная активность, жажда деятельности, чувственность переживаний и эмоциональная отзывчивость.

В возрасте 5-7 лет установка детской психики меняется на зрительно-двигательную. Основа впечатлений – эмоциональная, но растет интеллектуальная активность. Увеличивается познавательная и деятельная активность. Происходит развитие интеллектуальных способностей. Реакция на впечатления и переживания становится продуктивной и реализуется в творчестве. В сознании мира происходит открытие. Это самый благодатный период восприятия впечатлений, знаний.

Для успешной работы с детьми необходимо знание возрастной психологии дошкольников, опора на их индивидуальные особенности и возможности.

Процесс изучения нашего города неразрывно связан с музыкальными занятиями. Я вижу свой город в музыке, стихах, песнях, картинах художников. Музыка вызывает не только мысль, но и чувства. Она наполняет жизнь ребенка новыми красками.

Дети должны не только беречь и любить свой город, но чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского общества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры.

Программа составлена с учетом того, что наш детский сад расположен далеко от исторического центра. Поэтому я работаю в контакте с другими педагогами, чтобы петербургская тематика отражалась во всех видах деятельности.

Программа включают в себя начальное знакомство с городом, чтобы воспитать чувство любви, восхищения перед прекрасными творениями рук человеческих, формировать познавательный интерес к изучению его культуры и искусству. Использование музыки, живописи, скульптуры создает необходимое настроение, значительно обогащает и усиливает восприятие увиденного. Очень важно познакомить детей с живописной метафорой музыкального и художественного произведения. И живописные , и скульптурные произведения, и музыка будят творческую фантазию ребенка, стимулируют его образное мышление.

Это требует значительной подготовки, прежде всего по их содержанию. Важна также и техническая оснащенность. Показ слайдов можно проводит во время прослушивания музыки и после нее, в зависимости от содержания, задачи и формы НОД.

Дети растут и растут требования к ним. В гостиной «Наш Петербург» постепенно в занимательной форме с музыкой, показом слайдов, иллюстраций знакомятся с нашим городом. У детей появляется желание узнать и послушать больше музыки, рассказывающей о нашем городе. В течение года проводятся праздники: «Там, у Невы, наш первый сад», 900 дней – 900 ночей», «Петербургский новогодний бал», «День рождения города», «Пушкин и музыка».

Программа «Музыка и Петербург» развивают кругозор ребенка, его познавательную деятельность. Усиливают музыкальные впечатления, воспитывают гордость за свой город и себя, способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка, увеличивается интерес к познанию.

Воспитание в детях любви к городу – это чувство любви к Родине. Необходимо ощущать духовную близость своего города, знать его историю и культуру. Соприкосновение с такими известными композиторами как П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, М.И.Глинка, А.М.Глиэр, с поэтами А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, с их бессмертными творениями, воспитывает у детей любовь и уважение к своей Родине, к своей родной культуре. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к своим культурным достижениям.

Необходимо приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от сказки и музыки до театра. Именно так развивается личностная культура ребенка.

Основу воспитания составляет взгляд на Санкт-Петербург, как на мир особой культуры несущий в себе могучий воспитательный потенциал.

Музыка – это сложное искусство. Выбор музыкального материала определяется теми задачами, которые ставит перед собой педагог. Музыка усиливает, углубляет полученные впечатления от  знакомства с городом.      Главная задача -  научить ребенка слышать и понимать окружающий мир, понимать и распознавать разнообразные звуки, музыку природы, а также тонко чувствовать поэтический образ города, его искусство.

Приобщение детей к классической музыке имеет огромное значение для эстетического, художественно-творческого развития личности ребенка. Привлечь ребенка к переживанию образов классической музыки очень сложная задача. Я убеждена, что необходимо приобщение детей к классической музыки через воображение и любовь к родному городу. Ведь без знания исторической культуры нашего города обеднеет интеллектуальный потенциал детей, не будет нашего культурного будущего.

Музыкальная среда Петербурга традиционно впитывала в себя культуру многих стран. В Петербурге звучала итальянская опера, французская инструментальная музыка, австро-немецкая симфония. Кумиром А.С.Пушкина был В.А.Моцарт. Преклонение великого поэта перед гением европейской музыки было выражением пристрастий русского дворянства.    Сегодня идет интенсивный поиск педагогических технологий,обеспечивающих полноценное развитие ребенка. Звучащий мир раскрывает диапазон познавательной активности ребенка, вводит его в ситуации, требующие от  него узнавания, дифференциации, догадки, ассоциативного мышления, и, наконец, работы воображения. Магия звуков включает ребенка в процесс познания и обеспечивает ему развитие не только сенсорных способностей, но и духовности.

Умение слушать и слышать – чрезвычайно важная способность для развития человека. При этом человек часто разучивается слышать не только природу , но и свой внутренний мир, а также понимать и чувствовать другого человека. Чтобы научит ребенка слышать окружающий мир, тонко чувствовать слово, поэтический образ, необходимо развивать у него воображение.

       Приоткрыть современным детям занавес в этот «блистающий» мир – задача увлекательнейшая. Решение этой задачи – важный шаг на пути воспитания творческой, гармонично – развитой личности.

Я надеюсь, что мои воспитанники, юные петербуржцы, будут лучше знать свой любимый город, отмечающий в 2003 году 300-летие со дня основания, вобравший в себя столько памятников музыки, искусства и культуры.

                           

                              СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.« Воображение и творчество в детском возрасте» - М.Просвещение      

         1991 г, составитель Л.С.Высотский

     2. «Музыкальное движение: вчера, сегодня, завтра». Тезисы докладов и

           практические материалы под общей редакцией доцента А.И.Бурениной

3.«Пушкинский бал» - составитель Н.Энтелис, издательство

«Композитор»  

     4. «Весенний бал» - составитель Г.П.Федорова

     5. «Первые шаги» методические разработки «Петербургская новая школа»

           Г.Т.Алифанова, СПб 2000 г.

     6. «Мир увлекательных занятий» - составители А.И.Буренина,

           И.В.Пономарева, Э.Ш.Большакова, ЛОИРО, 1999 г.

     7.  Курс «Чудесный город» методические указания Л.К.Ермолаева,

          И.М.Лебедева.

                                       МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

  1. Петербургский вальс                       музыка С.Г.  Насауленко
  2. Загадочный город                            слова и музыка Л.Гусевой
  3. Песня о Петербурге                         слова и музыка Н.Ивановой
  4. Наш друг – Петербург                     слова и музыка И.В.Пономаревой
  5. Санкт-Петербург                              слова и музыка И.В.Пономаревой
  6. Наш город                                         музыка В. Витлина
  7. Мы островитяне                               музыка Е.Кравченко
  8. Наш город                                         музыка В.Соловьева-Седого
  9. Ленинградский вальс                       слова и музыка А.Дольского
  10. Прогулка по Невскому                     слова и музыка А.Розенбаума
  11. Гимн Великому городу                    музыка Р.Глиэра
  12. Белые ночи                                        музыка Г.Портнова
  13. В Летнем саду                                   музыка С.Пожлакова
  14. Песенка про улицы                           музыка Г.Портнова
  15. Ясные ночи                                        музыка Г.Портнова
  16. По городу                                           слова и музыка Г.Вихаревой
  17. Тучка                                                  слова и музыка Г.Вихаревой
  18. Песня о Васильевском острове        слова и музыка И.Захаровой
  19. О нашем городе                                 слова и музыка М.Быстровой    

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: «Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьёй и школой по реализации задач математического развития детей»

Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольные годы, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Школа посто...

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»Методическая разработка из опыта работы  о совместной деятельности детского сада и с...

Конспект НОД по реализации задач физического развития детей второй младшей группы "Веселые цыплята"

Материал подготовлен с целью оптимизации процесса воспитания здорового, гармонично развитого, физически стойкого и психически уравновешенного ребенка. Развитие всех функций и систем организма в соотве...

Итоговая аттестационная работа. Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста.

Проект рабочей программы по познавательному развитию детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС ДО "Уважайте светофор"....

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...