Итоговая аттестационная работа. Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста.
рабочая программа по обж (средняя группа) на тему

Абрамова Альбина Равильевна

Проект рабочей программы по познавательному развитию детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС ДО "Уважайте светофор".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»

Институт  психологии и образования

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Итоговая аттестационная работа

Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста

Авторы проекта

Нуриева Светлана Вячеславовна, воспитатель первой младшей группы , МБДОУ  детского сада комбинированного вида №17 «Красная шапочка»

Бугульминского муниципального района РТ,

 Абрамова Альбина Равильевна, воспитатель разновозрастной группы, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Петровская начальная школа – детский сад»

Бугульминского муниципального района РТ

Научный руководитель   Сафина Р.Н., к.п.н., доц.

Казань, 16.05 -27.05. 2016г.

Введение

Постановка проблемы. На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС),  Федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Мин. обр. науки России от 23.11.2009 №655) возникла необходимость  обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.

Одними из основных принципов  дошкольного образования согласно ФГОС ДО является:

  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества [16, стр.7].

Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие или малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию воспитания и обучения дошкольников. Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им.

Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОУ, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами. В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:

  • Требования гуманизации образовательного процесса.
  • Высокий уровень к качеству образования и развитию детей в связи с внедрением ФГОС ДО.
  • Ориентация на культурно-нравственные ценности.
  • Конкурентные отношения между образовательными учреждениями.
  • Активное реагирование на многообразие интересов и потребностей детей и их родителей.
  • Большие потенциальные возможности, выражающиеся в инновационной образовательной инициативе педагогов.

Инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей. Сюда можно отнести увеличение сложности труда, расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабые материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка. Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы. Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности. В связи с этим педагог создаёт условия для развития проектной  деятельности. Именно в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. С целью развития проектной деятельности педагоги должны:

  • Создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство;
  • Быть внимательными к детским вопросам возникающим в разных ситуациях;
  • Регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
  • Помогать детям  планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
  • В ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта [10, стр.142].

Также педагоги создают условия для развития познавательной деятельности. Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:

  • Регулярно предлагая детям вопросы требующие не только воспроизведение информации, но и мышление;
  • Регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе – проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
  • Помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
  • Предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т.ч. наглядные модели символы), в тех случаях когда детям трудно решить задачу [10, стр.141].

Педагогический коллектив встал на путь поиска инновационных методик, технологий, форм и методов в работе с детьми. В условиях вариативности дошкольного образования расширился круг программ обучения и воспитания детей, интересных, ярких и привлекательных методик. Внедряя инновационные формы и методы, мы стремимся органически входить в жизнь детского сада: не заорганизовывать детей, сотрудников, родителей, а решать вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, иметь связь с разнообразными видами деятельности, а самое главное что бы всё это нравилась детям. Таким образом, в ДОУ создаются условия для организации целостной и мотивированной деятельности как основы жизни ребёнка. В связи с этим возникла необходимость создания проекта методической разработки образовательной деятельности для детей, учитывая современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста.

Цель проекта: изучить теоретически, обосновать методически и разработать проект рабочей программы для детей средней группы по познавательному развитию детей в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. Изучение и анализ нормативно – правовой и научно – методической  

    литературы.

            2. Подбор и отбор необходимых методик и диагностик по теме  

                проекта.

3. Систематизация материала и разработка плана мероприятия.

4. Подготовка содержания проекта к реализации.

5. Реализация проекта.

6. Подведение итогов, обобщение результатов.

            Целевая группа проекта: дети средней группы МБДОУ детского комбинированного вида №17 «Красная шапочка» Бугульминского муниципального района РТ, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Петровская начальная школа – детский сад» Бугульминского муниципального района РТ.

Срок реализации проекта:  2016 – 2017 учебный год.

Место реализации проекта:  МБДОУ детский сад комбинированного вида №17 «Красная шапочка»  Бугульминского муниципального района РТ, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Петровская начальная школа – детский сад» Бугульминского муниципального района РТ.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап 16.05 -27.05. 2016 год (изучение и анализ нормативно – правовой и научно-методической литературы, подбор и отбор методик и диагностик, систематизация материала и разработка плана мероприятия)

2. Основной этап 2016 года по 2017 учебный год (подготовка кадров и реализации содержания проекта, определение эффективности проекта, представление проекта на  педсовет. отбор, подбор методик, диагностик, проведение мероприятий)

 3. Заключительный этап июнь 2017 год (подведение итогов, обобщение и распространение опыта, определение эффективности результата проекта, информирование участников образовательного процесса)

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1.

Подготовительный этап

- изучение нормативно-

правовой базы;

- подбор, анализ и систематизация теоретического материала;

- разработка тематики образовательной деятельности по областям: познавательное развитие, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое;

- создание банка дидактических игр и ситуаций;

- разработка презентаций

МБДОУ детский сад комбинированного вида «17 «Красная шапочка»

Бугульминского муниципального района РТ, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста   «Петровская начальная школа – детский сад» Бугульминского муниципального района РТ

 16.05 – 27.05

    2016 год

 

Воспитатели:

Абрамова А.Р.        

Нуриева С.В.

2.

Основной этап

1.Знакомство с уголком ПДД:

- рисование деревьев, кустов, цветов,

- изготовление модели транспортных средств,

- чтение стихотворения Серякова И. «Законы улиц и дорог».

2.Презентация с использованием мультимедийной установки «Светофор»:

-моделирование светофора,

-просмотр мультфильма

«Смешарики-светофор»,

-подвижная игра «Светофор».

3.Знакомство с профессией – водитель:

- чтение стихотворения Б. Заходера «Шофер»,

-загадки о транспорте,

- ИКТ – игра «Назови правильно».

- подвижная игра «Водитель».

4.Презентация «Легковой и грузовой транспорт»:

- беседа «Виды транспорта»,

-ИКТ-игра «Собери автомобиль»,

- лепка из пластилина «Грузовичок»,

- исполнение песни Е. Тиличеевой «Мы едем, едем, едем…».

5.Знакомство с железнодорожным транспортом:

-беседа «Кто управляет поездом?»,

-аппликация «Поезд».

- подвижная игра «Железнодорожный переезд».

6.Презентация «Пассажирский транспорт»:

- загадки о транспорте с использованием мультимедийной установки,

- дидактическая игра «Назови и положи на место»,

- выставка семейного творчества «Путешествие на пассажирском транспорте».

7.Работа с макетом по ПДД:

- беседа «Правила поведения на улице, тратуаре»,

- проблемная ситуация «Если светофор не работает, какие правила перехода через улицу нужно применить»,

-дидактическая игра «Собери светофор».

8.Презентация «Здравствуй Светофория»:

-просмотр мультфильма с использованием мультимедийной установки «Смешарики – азбука безопасности»,

- беседа «Правила перехода через пешеходную дорожку»,

-дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый».

9.Знакомство с гужевым транспортом:

-беседа «Что такое гужевой транспорт?»,

- дидактическая игра «Что лишнее?»,

- игры с конструктором ЛЕГО «Собери гужевой транспорт»,

10.Презентация «Дорожные знаки»:

- беседа «Значение дорожных знаков»,

- ИКТ-игра «Найди нужный знак»,

-изготовление дорожных знаков из картона.

11.Работа с макетом по ПДД:

- беседа «Дорожные знаки»,

- создание проблемной ситуации «Для чего нужны дорожные знаки»,

- игры с атрибутами макета по ПДД.

12.Знакомство с понятием «пассажир»:

-беседа «Правила поведения в общественном транпорте»,

- ИКТ-игра «Назови правильное слово»,

- сюжетно –ролевая игра «Автобус».

13.Знакомство с культурой поведения на дороге:

- беседа «Культура поведения на дороге»,

- дидактическая игра «Убери лишнее»,

- создание проблемной ситуации «Что будет, если каждый будет бросать мусор на дорогу?»,

- оформление плакатов родителей и детей  «Мы за чистоту на дорогах».

14.Презентация «Происшествие в лесу»:

- просмотр мульфильма с использованием мультимедийной установки «Смешарики – азбука безопасности»,

-рассматривание иллюстраций с проблемными ситуациями «Игры на проезжей части запрещены».

15.Сказка – игра «Азбука пешехода»:

- чтение стихотворения Т.Шорыгина «Волшебный мяч»,

- дидактическая игра «Дорожное лето»,

-ИКТ–игра «Путешествие по городу».

16.Презентация «Специальные виды транспорта»:

- беседа «Назначение специальных видов транспорта»,

- ИКТ –игра «Назови вид транспорта»,

- подвижная игра: «Пожарная машина»,

- сюжетно – ролевые игры: «Скорая помощь», «Полиция».

17.Разработка безопасного маршрута «Дом – детский сад»:

- составление рассказов из личного опыта «Как пройти от дома до детского сада»,

-изготовление семейного проекта на плакате «Мой безопасный маршрут от дома  до детского сада».

18.Итоговое мероприятие «Путешествие в страну Светофорных наук»:

- проведение семейной ИКТ- викторины «Как мы знаем правила дорожного движения».  

МБДОУ детский сад комбинированного вида «17 «Красная шапочка»

Бугульминского муниципального района РТ,  МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Петровская начальная школа – детский сад» Бугульминского муниципального района РТ

Сентябрь

2016 год

Сентябрь

2016 год

     Октябрь

2016 год

Октябрь

2016 год

      Ноябрь

2016 год

Ноябрь

2016 год

     Декабрь

2016 год

Декабрь

2016 год

      Январь

2017 год

Январь

2017 год

Февраль

2017 год

     Февраль

2017 год

Март

2017 год

Март

2017 год

     Апрель  

2017 год

Апрель

2017 год

Май

2017 год

Май

2017 год

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

3.

Заключительный этап

Диагностика

- подведение итогов;

- обобщение и распространение опыта на педсовете педагогов МБДОУ №17, ММО педагогов;

- информирование родителей о реализации проекта через проведение Дня открытых дверей;

 - размещение проекта на  личных сайтах педагогов;

- определение эффективности и результативности проекта через мониторинг и педагогическую  диагностику согласно изучению индивидуального развития детей в новом контексте, в образовательной области «Познавательное развитие» [2, стр.20].

МБДОУ детский сад комбинированного вида «17 «Красная шапочка»

Бугульминского муниципального района РТ, МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Петровская начальная школа – детский сад» Бугульминского муниципального района РТ

Июнь

2017 год

Воспитатели:

Абрамова А.Р.

Нуриева С.В.

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

  1. Изучение и анализ Устава ДОУ
  2. Изучение и анализ ООП ДОУ
  3. Изучение и анализ Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»
  4. Изучение и анализ Приказа  Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  5. Изучение и анализ ФЗ от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (редакция от 25.11.2013 г.) «Об основных гарантиях ребенка в Российской Федерации»
  6. Изучение и анализ Приказа Минобрнауки РФ от 17.10.2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  7. Изучение и анализ Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».  

           

            +

+

+

+

          +

         

         +

+

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

16.05.- 27.05. 2016 год

16.05.- 27.05.

    2016 год

16.05.- 27.05.

    2016 год

   

   

Материально-технические:

  1. Использование видеокамеры.
  2. Использование интерактивной доски.
  3. Использование мультимедийной установки.  

+

         

         +

         +

 

Заведующий

В течение года

Кадровые:

  1. Воспитатели
  2. Заведующая
  3. Музыкальный руководитель

+

+

+

Научно-методические:

  1. Анализ методической литературы по теме.
  2. Приобретение научно - методической литературы.
  3. Оформление подписки на различные виды журналов по дошкольному воспитанию

+

            +

+

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

16.05.- 27.05.

2016 год

В течение года

Раз в полгода

Информационные:

  1. Оформление стенда «Правила дорожного движения».
  2. Выступление воспитателей на мероприятиях организованных в  ДОУ для педагогов ДОУ и родителей.
  3. Размещение информации о познавательном развитии детского  сада, личных сайтах педагогов.

            +

           +

         +

Воспитатели

Воспитатели

 Сентябрь

  2016 год

В течение года

Мотивационные:

  1. Повышение мотивов у воспитателей  через  курсы повышения квалификации, семинары, научно-практические конференции, вебинары, самообразование.
  2. Повышение мотивации у детей через беседы, привлечение к игровой деятельности, позновательно-исследовательскую деятельность.
  3. У родителей повышение мотивации через психолого-педагогическое просвещение.

            +      

            +

             +

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

В течение

года

В течение года

В течение года

Организационные:

  1. Создание предметно-развивающей среды.
  2. Оформление с детьми пригласительных билетов, плаката

     

            +

+

Воспитатели

Воспитатели

В течение года.

     Май

    2017г.

Финансовые:

  1. Приобретение грамот, призов, медалей, благодарственных писем.
  2. Приобретение видеокамеры.

+

         +

+

Заведующий, воспитатели

Заведующий

Апрель  2017г.

 В течение   года

Ожидаемые результаты реализации проекта:

У воспитателей:

  1.  Сформированность умения по разработке и реализации проекта инновационной деятельности ДОУ;
  2. Повышенность уровня компетентности в области использования инновационных технологий в ДОУ нового поколения в контексте целевых ориентиров заданных ФГОС ДО;
  3. Оперативность и позитивная сформированность на внедрение инновационной деятельности в воспитательно-образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения и активного участия в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы на мероприятиях различного уровня;
  4. Усовершенствованность и повышенность качества организации методической работы в ДОУ (переход на инновационную модель методической работы).

У родителей:

  1. Сформированость умения применять полученные знания совместной деятельности с детьми.

У детей:

  1. Сформированность представления  о соблюдении правил дорожного движения;
  2. Сформированность умения прогнозировать свое поведение как участника дорожного движения;
  3. Сформированность самостоятельно составлять модели и использовать их в познавательно-исследовательской деятельности;
  4. Сформированность культуры участника дорожного движения;
  5.  Сформированность знаний  о переходе улицы только со взрослым, в строго отведенных местах и на зеленый свет светофора;  о  специальных видах транспорта и их значимости для людей.

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

Диагностика готовности педагогов к внедрению инновационной и экспериментальной деятельности в систему методической работы ДОУ. Результаты диагностирования, самодиагностики профессиональной деятельности педагогов, их затруднений и образовательных потребностей.

Основная литература 

  1. Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 года №68-ЗРТ Об образовании
  2. Конституция Российской Федерации 12.12.1993
  3. Конвенция о правах ребенка 20 ноября 1989
  4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО  ШКОЛЫ. Примерная ощеобразовательная программа ДО (пилотный вариант) / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СНТЕЗ, 2014.
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО (СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.1.3147-13). М.: ТЦ Сфера, 2014.- 96с.
  6. Семейный кодекс Российской Федерации на 10 октября 2015 года. – Москва: Проспект, КноРус, 2015. – 64с.
  7. Федеральный закон «Об основанных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 24 июля 1998
  8. Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273 от29.12.2012

Дополнительная литература 

  1. Ефремов А.В. Город счастливой судьбы (исторический очерк), Татарское кн. Изд-во, 1981.
  2. Жариков А.Д. Растим детей патриотами: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
  3. Михалков С. Весёлый турист. Издательств «Детская литература», 2013 г.
  4. Цветкова И.В. Туристятам. Книжка раскраска. ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»

«Социальное партнерство семьи и ДОУ – основа реализации задач музыкального развития детей дошкольного возраста»Методическая разработка из опыта работы  о совместной деятельности детского сада и с...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

ОПЫТ РАБОТЫ Один из современных подходов в области художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста

Материал полезен для воспитателей ДОУ. Он раскрывает современные подходы  к проблеме художественно - эстетического развития дошкольников....

Статья: "Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста"

В данной статье раскрываются  особенности реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста в современных условиях, Статья будет полезна педагогам, родителям и студентам педаго...

План самообразования " Современные подходы к реализации задач познавательного развития дошкольного возраста"

Изучение и систематизация современных подходов и реализации задач позновательного развития детей дошкольного возраста, внедрение их в практику....

Разработка комплекса игр, направленных на реализацию задач познавательного развития детей дошкольного возраста

Игры, помимо развития познавательного интереса, учат общаться, в них формируется коммуникативная компетенция, гармонизируются взаимоотношения между сверстниками, ребёнком и педагогом, обусловленные не...