" Формы организации образовательной деятельности дошкольников"
материал на тему

Людмила Николаевна Андреева

Доклад на педагогической конференции

Скачать:


Предварительный просмотр:

2016 г.

Тема выступления на августовской конференции:

«Формы организации образовательной деятельности дошкольников»

                                                   Подготовил:

воспитатель МБДОУ ТР

детский сад № 2

Егорова В.А

г. Торопец

   В связи с введением ФГОС перед педагогами ДОУ встала задача создания модели образовательного процесса с использованием новых форм его организации.  

   Теоретически, кажется, все понятно, однако на практике возникает множество вопросов: как организовать образовательный процесс без занятий, какие формы и методы использовать, как создать условия необходимые для каждого вида деятельности. Формы организации образовательной деятельности – это согласованная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме.

Включает в себя:

- Образовательную деятельность

- Наблюдения в природе

- Экскурсии

- Практическую деятельность

- Проектную деятельность

- Исследовательскую деятельность

- Досуги, праздники

В перечень форм образовательной деятельности для каждой образовательной области входят:

№ п/п

Образовательная область

Формы образовательной деятельности

1

Социально – коммуникативное развитие

- Непосредственно – образовательная деятельность

- Чтение художественной литературы

- Прогулки

- Продуктивная деятельность

- Игровые ситуации

- Сюжетные игры

- Ситуативный разговор

- Свободное общение

- Индивидуальная работа

- Трудовые поручения

- Самообслуживание

2

Познавательное развитие

- Непосредственно – образовательная деятельность

- Дидактические игры

- Индивидуальная работа

- Элементарные опыты

- Наблюдение

- Игровые проблемные ситуации

- Прогулка

- Экологические акции

3

Художественно – эстетическое развитие

- Непосредственно – образовательная деятельность

- Индивидуальная работа

- Предварительная работа

- Дидактические игры

- Игра на музыкальных инструментах

- Разучивание песен, игр, хороводов

- Беседа

- Театрализованная деятельность

- Чтение художественной литературы

- Слушание музыкальных произведений

- Музыкально – ритмические движения

- Праздники

4

Речевое развитие:

- НОД

- Индивидуальная работа

- Дидактические игры

- Беседа

- Ситуативный разговор

- Отгадывание загадок

- Игровые ситуации

- Рассматривание иллюстраций

- Пальчиковая гимнастика

- Артикуляционная гимнастика

5

Физическое развитие:

- НОД

- Дыхательная гимнастика (Тренажеры)

- Закаливающие мероприятия

- Подвижные игры

- Игровые упражнения

- Индивидуальная работа

   Все представленные формы организации образовательного процесса нам, педагогам, хорошо знакомы. Однако сегодня их необходимо организовывать так, что бы они были направлены на ребенка и какую бы форму и метод работы с детьми не выбрал педагог, очень важно придерживаться позиции « не над ребенком, а вместе с ним».

     Немного подробнее я хочу остановиться на проектной деятельности.

 Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.        

Использовать метод проектов мы начали с 2012 года. За это время я разработала и внедрила такие длительные проекты как:  

- «Птичья столовая», «Вода – это жизнь» (экологическое воспитание);

- «Вместе дружная семья»  (формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям). Выходом проекта была выставка рисунков на тему «Моя дружная семья» и оформление фотоальбома «Наша дружная семья»;

-   «Секреты бабушкиного сундучка»  (познавательно – речевое  воспитание, нравственно- патриотическое развитие). Выходом проекта было оформление мини – музея «Чти всегда следы прошлого», совместное развлечение с родителями «Секреты бабушкиного сундучка».

    Еще один проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Поклонимся великим тем годам» - информационно – творческий. Создание этого проекта было направлено на работу по воспитанию у детей чувства гордости за свой народ, уважения к его свершенным и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат ВОВ и участию в мероприятиях по подготовке к 9 Мая.

   Реализация проекта проходила через участие детей и родителей в выставке декоративно – прикладного творчества « Созвездие чудес рукотворных» участие детей в творческих фестивалях «Детство окрыленное победой», «Солдатский привал», участие в акциях «Посылка ветерану», «Солдатский платок», «Георгиевская ленточка». Совместное возложение цветов детьми и родителями на Братском кладбище воинам ВОВ.   Выходом этого проекта был фотостенд «Наши героические прадедушки», участие в празднике «Этих дней не смолкнет слава».  

   Проекты осуществлялись через все образовательные области, развивались коммуникативные навыки, поисковая деятельность, творческая активность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций « Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов "«Эффективные формы организации образовательной деятельности дошкольников в современных условиях»

Презентация для педагогов в форме доклада "Эффективные формы организации деятельности дошкольников в современных условиях....

"Квест-игра как одна из форм организации образовательной деятельности дошкольников"

Особенностью организации образовательной деятельности в детском саду, согласно требованиями ФГОС ДО, является то, что образование воспитанника реализуется, посредством применения различных в...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КВЕСТ НА ПРОГУЛКЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.

В статье рассматривается музыкальный квест-игра как пример современных технологий для дошкольных образовательных учреждений, позволяющих реализовывать требования Федерального государственного о...

МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»

laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации  на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников

Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка....

Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"

В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...