" Формы организации образовательной деятельности дошкольников"
материал на тему
Доклад на педагогической конференции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_formy_organizatsii_obrazovatelnoy_deyatelnosti_doshkolnikov.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
2016 г.
Тема выступления на августовской конференции:
«Формы организации образовательной деятельности дошкольников»
Подготовил:
воспитатель МБДОУ ТР
детский сад № 2
Егорова В.А
г. Торопец
В связи с введением ФГОС перед педагогами ДОУ встала задача создания модели образовательного процесса с использованием новых форм его организации.
Теоретически, кажется, все понятно, однако на практике возникает множество вопросов: как организовать образовательный процесс без занятий, какие формы и методы использовать, как создать условия необходимые для каждого вида деятельности. Формы организации образовательной деятельности – это согласованная деятельность воспитателя и детей, осуществляемая в установленном порядке и определенном режиме.
Включает в себя:
- Образовательную деятельность
- Наблюдения в природе
- Экскурсии
- Практическую деятельность
- Проектную деятельность
- Исследовательскую деятельность
- Досуги, праздники
В перечень форм образовательной деятельности для каждой образовательной области входят:
№ п/п | Образовательная область | Формы образовательной деятельности |
1 | Социально – коммуникативное развитие | - Непосредственно – образовательная деятельность - Чтение художественной литературы - Прогулки - Продуктивная деятельность - Игровые ситуации - Сюжетные игры - Ситуативный разговор - Свободное общение - Индивидуальная работа - Трудовые поручения - Самообслуживание |
2 | Познавательное развитие | - Непосредственно – образовательная деятельность - Дидактические игры - Индивидуальная работа - Элементарные опыты - Наблюдение - Игровые проблемные ситуации - Прогулка - Экологические акции |
3 | Художественно – эстетическое развитие | - Непосредственно – образовательная деятельность - Индивидуальная работа - Предварительная работа - Дидактические игры - Игра на музыкальных инструментах - Разучивание песен, игр, хороводов - Беседа - Театрализованная деятельность - Чтение художественной литературы - Слушание музыкальных произведений - Музыкально – ритмические движения - Праздники |
4 | Речевое развитие: | - НОД - Индивидуальная работа - Дидактические игры - Беседа - Ситуативный разговор - Отгадывание загадок - Игровые ситуации - Рассматривание иллюстраций - Пальчиковая гимнастика - Артикуляционная гимнастика |
5 | Физическое развитие: | - НОД - Дыхательная гимнастика (Тренажеры) - Закаливающие мероприятия - Подвижные игры - Игровые упражнения - Индивидуальная работа |
Все представленные формы организации образовательного процесса нам, педагогам, хорошо знакомы. Однако сегодня их необходимо организовывать так, что бы они были направлены на ребенка и какую бы форму и метод работы с детьми не выбрал педагог, очень важно придерживаться позиции « не над ребенком, а вместе с ним».
Немного подробнее я хочу остановиться на проектной деятельности.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.
Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Использовать метод проектов мы начали с 2012 года. За это время я разработала и внедрила такие длительные проекты как:
- «Птичья столовая», «Вода – это жизнь» (экологическое воспитание);
- «Вместе дружная семья» (формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям). Выходом проекта была выставка рисунков на тему «Моя дружная семья» и оформление фотоальбома «Наша дружная семья»;
- «Секреты бабушкиного сундучка» (познавательно – речевое воспитание, нравственно- патриотическое развитие). Выходом проекта было оформление мини – музея «Чти всегда следы прошлого», совместное развлечение с родителями «Секреты бабушкиного сундучка».
Еще один проект по нравственно – патриотическому воспитанию «Поклонимся великим тем годам» - информационно – творческий. Создание этого проекта было направлено на работу по воспитанию у детей чувства гордости за свой народ, уважения к его свершенным и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат ВОВ и участию в мероприятиях по подготовке к 9 Мая.
Реализация проекта проходила через участие детей и родителей в выставке декоративно – прикладного творчества « Созвездие чудес рукотворных» участие детей в творческих фестивалях «Детство окрыленное победой», «Солдатский привал», участие в акциях «Посылка ветерану», «Солдатский платок», «Георгиевская ленточка». Совместное возложение цветов детьми и родителями на Братском кладбище воинам ВОВ. Выходом этого проекта был фотостенд «Наши героические прадедушки», участие в празднике «Этих дней не смолкнет слава».
Проекты осуществлялись через все образовательные области, развивались коммуникативные навыки, поисковая деятельность, творческая активность. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций « Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность проявить себя в различных видах деятельности, внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для педагогов "«Эффективные формы организации образовательной деятельности дошкольников в современных условиях»
Презентация для педагогов в форме доклада "Эффективные формы организации деятельности дошкольников в современных условиях....
"Квест-игра как одна из форм организации образовательной деятельности дошкольников"
Особенностью организации образовательной деятельности в детском саду, согласно требованиями ФГОС ДО, является то, что образование воспитанника реализуется, посредством применения различных в...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ КВЕСТ НА ПРОГУЛКЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА.
В статье рассматривается музыкальный квест-игра как пример современных технологий для дошкольных образовательных учреждений, позволяющих реализовывать требования Федерального государственного о...
МАСТЕР - КЛАСС «Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»
laquo;Квест – игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников»...
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...
Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольников
Квест – игра дает возможность при объединении различных видов детской деятельности ненавязчиво реализовывать задачи каждого из 5-ти направлений развития и образования ребенка....
Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"
В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...
- Мне нравится (1)