Использование элементов ТРИЗ в игровой деятельности дошкольника
презентация на тему

Пермякова Алевтина Викторовна

В основе ТРИЗ лежат три принципа:

1. Принцип объективности законов развития системы, технической и социальной.

2. Принцип противоречия.

3. Принцип конкретности в решении проблемных ситуаций.День ребёнка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами и играми. Но именно игра даёт ребёнку возможность выразить свои чувства и отношения. Это благодатная почва для проявления детского воображения, фантазии и творчества. Поэтому именно в игровой деятельности мы стали знакомить детей с объектами действительности с применением методов ТРИЗ. Важным компонентом в работе является совместная деятельность, как наиболее привлекательная форма организации работы с детьми. ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование элементов ТРИЗ в игровой деятельности дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 27»

Слайд 2

2 Истоки научной технологии творчества Генрих Саулович Альтшуллер 1946 год, СССР – организация творческой лаборатории. 1956 год, журнал «Вопросы психологии» - публикация первой статьи по ТРИЗ «О психологии изобретательского творчества». 70-ые годы XX века, СССР – создание курса развития творческого воображения. 80-ые годы XX века, СССР – зарождение ТРИЗ - педагогики. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

Слайд 3

3 Три основных принципа ТРИЗ: Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира. Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий. Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии. Дидактические возможности ТРИЗ: решение творческих задач любой сложности и направленности; решение научных и исследовательских задач; систематизация знаний в любых областях деятельности; развитие творческого воображения и мышления; развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций воспитанников : когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой; развитие творческих коллективов.

Слайд 4

4 Цель образования - формирование конкурентоспособной личности

Слайд 5

Данная технология способствует : развитию творческого воображения, развитию нестандартного мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта. Актуальность использования технологии ТРИЗ.

Слайд 6

« ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию» Г.С.Альтшуллер Алгоритм решения изобретательских задач

Слайд 7

7 Названия приемов Цель Метод « Да-нетка » метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать « да-нет ». Игра " Да-Нетки ” или "Угадай, что я загадала” Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное. Метод синектика Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности. Игра "Маша-Растеряша" Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. Метод фокальных объектов Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает детей к осмысленности и целенаправленности при создании нового. "На что похоже" Цель : развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Слайд 8

8 Методика сочинений по картине активизация словарного запаса, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике Метод мозгового штурма Совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. "Робинзон Крузо" Цель: учить детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации. Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко) Последовательность этапов сочинения загадки: Выбрать объект, про который будет придумываться загадка. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта. Исключить объекты, обладающие такими же признаками. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).

Слайд 9

Игра 1. ОБЪЕКТ 2.СВОЙСТВО 3.ОБЪЕКТ С НАЗВАНЫМ СВОЙСТВОМ 4.ДРУГОЕ СВОЙСТВО НОВОГО ОБЪЕКТА

Слайд 10

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности дошкольников.

Использование технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности дошкольников...

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»...

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ-технологии, игрового пособия «Дары Фребеля»

Тема : Юные исследователи Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия; дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (а...