Использование элементов ТРИЗ в игровой деятельности дошкольника
презентация на тему
В основе ТРИЗ лежат три принципа:
1. Принцип объективности законов развития системы, технической и социальной.
2. Принцип противоречия.
3. Принцип конкретности в решении проблемных ситуаций.День ребёнка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами и играми. Но именно игра даёт ребёнку возможность выразить свои чувства и отношения. Это благодатная почва для проявления детского воображения, фантазии и творчества. Поэтому именно в игровой деятельности мы стали знакомить детей с объектами действительности с применением методов ТРИЗ. Важным компонентом в работе является совместная деятельность, как наиболее привлекательная форма организации работы с детьми. ТРИЗ для дошкольников: - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование элементов ТРИЗ в игровой деятельности дошкольника | 313.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 Истоки научной технологии творчества Генрих Саулович Альтшуллер 1946 год, СССР – организация творческой лаборатории. 1956 год, журнал «Вопросы психологии» - публикация первой статьи по ТРИЗ «О психологии изобретательского творчества». 70-ые годы XX века, СССР – создание курса развития творческого воображения. 80-ые годы XX века, СССР – зарождение ТРИЗ - педагогики. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач
3 Три основных принципа ТРИЗ: Принцип объективных законов. Все системы развиваются по определенным законам. Их можно познать и использовать для преобразования окружающего мира. Принцип противоречия. Все системы развиваются через преодоление противоречий. Принцип конкретности. Конкретное решение проблемы зависит от конкретных ресурсов, которые имеются в наличии. Дидактические возможности ТРИЗ: решение творческих задач любой сложности и направленности; решение научных и исследовательских задач; систематизация знаний в любых областях деятельности; развитие творческого воображения и мышления; развитие качеств творческой личности и формирование ключевых компетенций воспитанников : когнитивной, креативной, коммуникативной, мировоззренческой; развитие творческих коллективов.
4 Цель образования - формирование конкурентоспособной личности
Данная технология способствует : развитию творческого воображения, развитию нестандартного мышления, высокому уровню познавательной активности и речи дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта. Актуальность использования технологии ТРИЗ.
« ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию» Г.С.Альтшуллер Алгоритм решения изобретательских задач
7 Названия приемов Цель Метод « Да-нетка » метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать « да-нет ». Игра " Да-Нетки ” или "Угадай, что я загадала” Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное. Метод синектика Предполагает в основном использование личной аналогии, что развивает умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий, воспитывает чувство сопереживания, взаимопонимания, толерантности. Игра "Маша-Растеряша" Цель: тренировать внимание, умение видеть ресурсы решения проблем. Метод фокальных объектов Назначение метода фокальных объектов — преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название метода) через установление ассоциативных связей с признаками других объектов («случайными). В результате фантазирования получаются объекты, обладающие необычными свойствами. Обязательным в обучении является анализ практического применения полученных проектов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ позволяет избегать ситуации «фантазирование ради фантазирования» и приучает детей к осмысленности и целенаправленности при создании нового. "На что похоже" Цель : развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.
8 Методика сочинений по картине активизация словарного запаса, использованием различных каналов восприятия, рассмотрением сюжета картины в динамике Метод мозгового штурма Совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожиданные и фантастические предложения. "Робинзон Крузо" Цель: учить детей выделять ресурсы предмета; используя полученные ресурсы, создавать фантастические ситуации. Сочинение загадок (методика А.А. Нестеренко) Последовательность этапов сочинения загадки: Выбрать объект, про который будет придумываться загадка. Описать несколько характерных признаков (сравнений) данного объекта. Исключить объекты, обладающие такими же признаками. Отредактировать полученную загадку (можно сделать ее ритмичной или рифмованной).
Игра 1. ОБЪЕКТ 2.СВОЙСТВО 3.ОБЪЕКТ С НАЗВАНЫМ СВОЙСТВОМ 4.ДРУГОЕ СВОЙСТВО НОВОГО ОБЪЕКТА
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов ТРИЗ в игровой совместной деятельности воспитателя с детьми дошкольного возраста.
для воспитателей ДОУ...
Использование элементов логоритмики в музыкальной деятельности дошкольников
Консультация для воспитателей...
Использование технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности дошкольников.
Использование технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности дошкольников...
Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»
Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»...
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ-технологии, игрового пособия «Дары Фребеля»
Тема : Юные исследователи Цель: способствовать осознанному отношению к органам восприятия; дать понятие о том, что у человека есть мозг, который получает информацию от «помощников» (а...
Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»
конспект ТРИЗ...
Использование элементов эвритмии в музыкальной деятельности дошкольников
Консультация для педагогов...