Использование технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности дошкольников.
методическая разработка
Использование технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 24.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности дошкольников.
Уважаемые коллеги, нам хочется поделиться своим опытом в использовании технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности.
ТРИЗ помогает детям увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, формирует умение грамотно мыслить и решать свои маленькие проблемы. Приемы ТРИЗ мы используем в качестве дополнительных методов в работе над основной образовательной программой: при проведении непосредственной образовательной деятельности - чтобы переключить внимание детей на другой вид работы или в качестве сюрпризных моментов, в театрализованной деятельности, для обыгрывания различных ситуаций. В которые попадают герои, в качестве дополнительных приемов при изучении или закреплении материала; или просто играем в сюжетную или развивающую игру.
Свою работу по театрализованной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии, мы начали с решения игровых сказочных задач, (нами был проведён во второй младшей группе долгосрочный проект «Путешествие по русским народным сказкам»), одной из задач которого является раскрепощение фантазии ребёнка, снятие страха перед «правильным» или «неправильным» ответом, необходимостью научить ребёнка выходить за рамки стереотипов ( шаблонов мышления). Игровые задачи строились на самых простейших жизненных и сказочных противоречиях. Очень важно, перед тем как инсценировать сказку, научить детей решать сказочные задачи – попытаться помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. В реализации проекта мы много играли в театрализованные игры, этюды, ставили инсценировки сказок, прочитанных и придуманных детьми.
При составлении сказок необходимо позволять ребенку высказывать любые, даже самые нелепые предположения, нестандартные предложения и решения. Нужно твёрдо помнить – в ТРИЗ неправильных ответов НЕТ. Нельзя отметать ни одного решения, просто анализировать работу мысли ребёнка, ненавязчиво, помогать ему самому найти самое лучшее решение. Не нужно огорчаться и в том случае, если на первых порах ребенок не сможет предложить различные варианты решений. Необходимо предлагать ему различные творческие задания, поощрять и радоваться необычным и даже самым фантастическим ответам. Сюжеты к сказкам подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы.
Постепенно дети начинают импровизировать, они могут изменить начало или концовку известной сказки, мультфильма, придумать совершенно новые события, в которых оказывается герой, придумать и добавить новых персонажей.
В результате таких действий возникает совершенно новый сценарий, образ, возникают новые возможности роли.
Решение сказочных задач.. Сказка «Курочка Ряба»
Вопрос: Как сделать так, чтобы яичко не разбилось, хотя мышка все равно побежит и хвостиком махнёт?
Ответы:
- накрыть яйцо чем-нибудь
- положить на тарелку
- выдолбить в столе ямку и туда положить яйцо
-сделать стол (ответы связаны с преобразованием самого стола)
В своей работе мы использую следующие приёмы:
- «А что, если…» , задаётся простой вопрос из повседневного быта или сказки. Так, например, при чтении сказки «Гуси-лебеди» я задала вопрос: «А что, если сестрица Аленушка не пойдет искать братца Иванушку?», или при чтении сказки «Лиса и заяц» Петушок не сможет выгнать Лису?» Что произойдёт?
- «Помоги сказке» Предложить ребенку придумать выход из сложной ситуации знакомым сказочным персонажам. «Посадил дедка репку. Выросла репка большая-пребольшая. Тянет-потянет дедка, вытянуть не может… Позвал дедка бабку – а бабка в магазин ушла… Позвал внучку – она в школе… Позвал Жучку – Жучка убежала к соседской собачке в гости… Позвал Кошку- Кошка на печке спит, не слышит… Позвал Мышку – Мышка в поле зернышки запасает… Никого нет… Что делать дедке?» (Противоречие – и репку надо вытащить, и дед один не справится) Придумай, как можно помочь деду?
- «Если бы ты попал в сказку»
После рассказывания или чтения сказки необходимо поразмышлять с ребенком, а как бы он поступил, если бы оказался в сказке. Например,
«Если бы ты вместе с Красной Шапочкой пошел к ее бабушке, что бы ты сделал?» «Что бы ты взял с собой? Как бы использовал это?» «Кого бы позвал пойти вместе с вами? Может быть, кого-то из другой сказки позвал?»
«Салат из сказок»
Первые признаки «салата из сказок» можно заметить в детских рисунках, где фантастически уживаются персонажи из всех детских сказок. Предложите детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою - новую сказку.
«Сказка в заданном ключе»
Используя как бы разные ключи, можно открыть для детей сказку в другом времени, месте действия, предложить им сменить поле действия, время действия, например: «Жили старик со старухой у синего моря... в наши дни. Что будет просить старуха у рыбки?
Сказка «наизнанку»
Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «Наоборот».
Ход игры. Вспомните с детьми хорошо знакомую сказку и предложите поменять характер у ее героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложите подумать и рассказать, как изменяются герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным, например:
Красная Шапочка злая, а волк добрый... Что будет дальше?
Золушка, непослушная девчонка, довела до белого каления добрую мачеху, все время издевается над своими смирными сестрами...
«Что было потом»
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. А почему с ними надо расставаться? Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: "А что было потом?"
Например: залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели все деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждая поступок медведя, советуют как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.
Например: после прочтения потешки «Кошкин дом» выбирался ребёнок – кошка, дети определяли характер героя, затем от лица кошки составляли рассказ о том, что её окружает, как она живёт, что чувствует, кем она была в прошлом и будущем.
Часто пробуем, перевоплотится в кошечку, собачку, лошадку. Можно добавить небольшую историю, как котенок оказался бездомным, хочет кушать, поговорить о том, что он чувствует и делает. Как просит еду у людей, как убегает от собаки. С лошадкой можно представить, что ей прицепили тяжелую телегу, и она весь день работает. Что она чувствует? А когда в конце дня ее гладят, кормят и дают с руки сахарок, что тогда она чувствует.
Совместно с малышами мы сочиняли новые мини – рассказы и сказки. Которые потом разыгрывали в мини – спектаклях, этюдах.
Например в сказке «Курочка Ряба» Курочка снесла яйцо квадратным, и мышка не смогла его разбить. Или яичко было не золотое, а железное. Дед бил-бил не разбил. Баба била- била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало, не разбилось, а придавило мышке хвостик. Как помочь мышке, вызволить хвостик? Что случилось дальше?
Детям очень интересно придумывать сказки на новый лад увеличивая или уменьшать героев сказок. Например: колобок стал большим, лиса маленькой и не смогла его съесть. Что почувствовала лиса увидев большого Колобка, а как повёл себя колобок?
«Хорошо-плохо»
Эта игра помогает решать противоречие, т.е. видеть в предмете хорошее и плохое. Это помогает показать ребёнку жизнь такой, как она есть. На первый взгляд игра проста. Но на самом деле это глубокая философия. Приведу пример: сказка «Кот в сапогах». Кто хороший герой? (кот) Но то, что он всех обманывал, всё время говорил неправду – это хорошо? Выдал простого сына мельника за маркиза. Поля, принадлежащие людоеду и его замок – тоже подарил маркизу. Обманывать хорошо или плохо?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии ТРИЗ в развитии речи дошкольников.
Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.Важно, чтобы совр...
Брошюра Рекомендации по использованию технологии ТРИЗ в экологическом воспитании дошкольников
Правила применения технологии ТРИЗ...
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников
Использование технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников...
«Использование технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками».
Данная теория дает возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Ещё один огромный плюс этой теории заключа...
"ТРИЗ в театрализованной деятельности дошкольников"
В презентации вы найдете материал по использованию технологии ТРИЗ в театрализованной деятельности у дошкольников: этапы работы, приемы и методы....
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе театрализованной деятельности дошкольников
В статье описано значение использования ИКТ-технологий в тетатрализованной деятельности дошкольников....
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе театрализованной деятельности дошкольников
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений....