Проект по изобразительной деятельности в детском саду
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме
Проект «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения» направлен на воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование гармонично развитой личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 85»
ПРОЕКТ
«Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения»
Составил воспитатель:
Соболева Анна Викторовна
г. Бийск,
Содержание проекта
Аннотация………………………………………………………………………… | 2 |
Тема проекта……………………………………………………………………… | 3 |
Тип проекта ……………………………………………………………………… | 3 |
Вид проекта……………………………………………………………………… | 3 |
Участники проекта …………………………………………………………….. | 3 |
Актуальность ……………………………………………………………………. | 3 |
Цель проекта ……………………………………………………………………. | 6 |
Задачи проекта …………………………………………………………………. | 6 |
Теоретическая база ……………………………………………………………. | 6 |
Основной вид детской деятельности …………………………………………. | 7 |
Формы работы с детьми ……………………………………………………….. | 7 |
Методы работы ………………………………………………………………… | 7 |
Направления работы ………………………………………………………….. | 9 |
Ожидаемый результат …………………………………………………………. | 10 |
Диагностический инструментарий ……………………………………………. | 10 |
Содержание опыта …………………………………………………………….. | 16 |
Дальнейшее развитие проекта …………………………………………………. | 18 |
Литература ……………………………………………………………………….. | 19 |
Приложение ……………………………………………………………………… | 21 |
Аннотация
Проект «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения»
направлен на воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование гармонично развитой личности.
В проект включены занятия по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности от простого с ложному.
Подобранные занятия в проекте позволят детям старшего дошкольного возраста обогатить знания и представления о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей будет развиваться способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой. Использовать для изображения клей, крупу, пластилин, салфетки, кофе, луковую шелуху, яичную скорлупу, сухие листья, вату, различную текстуру бумаги и другое.
Данный проект может быть полезен воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования, родителям.
Тема проекта
«Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения»
Тип проекта
Исследовательско - творческий
Вид проекта
Творческий;
Групповой;
Долгосрочный.
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста.
Актуальность
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможно и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно—продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное.
Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциала нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми картины, так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра губной помадой или пастой на зеркале, водой разлитой на столе, составляют изображение пуговицами или бусами, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что можно оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё и знакомятся с разными материалами, предметами.
Следует включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: коктельные трубочки, парафиновую свечку, расческу, зубную щётку, ватные палочки, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов, а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.
К сожалению, на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются очень редко, не учитывается их высокая значимость. Между тем применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают, что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой. Использовать для изображения клей, крупу, пластилин; салфетки, кофе, луковую шелуху; яичную скорлупу, сухие листья, вату. Различную текстуру бумаги и другое.
На занятиях с использование нетрадиционных техник изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель). При непосредственном контакте пальцев рук различными материалами (краской, бумагой, пластилином) дети познают их свойства: густоту, твердость, мягкость, текстуру.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. В результате у них развивается интерес, дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.
Поэтому созданный проект «Изобразительная деятельность и развитие творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения» направлен на воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование гармонично развитой личности.
Цель проекта
Создать условия для развития изобразительной деятельности и развития творчества детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные формы изображения.
Задачи проекта
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.
2. Развивать умения активно и творчески применять усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства
3. Воспитывать коллективное творчество, стремление действовать согласованно.
Теоретическая база
Л.С. Выготский «творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
«Творчество, - пишет В.В. Давыдов, - является уделом всех, … оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».
Б.М. Теплов «… задачи изображения необходимо требует острого восприятия… Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».
"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В.А.Сухомлинский.
Основные виды детской деятельности
Совместная со взрослыми.
Формы работы
Занятия по изобразительной деятельности
- Количественная и качественная обработка данных (диагностика);
В качестве основных методов и приемов используются
Метод – Эта система последовательных способов взаимосвязной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.
В соответствии с основными формами мышления дошкольника определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов наглядные, практические, словесные.
- Наглядные методы
- Наблюдение – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. Наблюдение, организованное воспитателем для решения дидактических и воспитательных задач, широко используется в детском саду.
- Рассматривание картин – в современной общей дидактике картины, таблицы, диапозитивы и другие наглядные материалы рассматриваются в качестве средств обучения. В обучении дошкольников рассматривание с детьми картин, просмотр диапозитивов, диафильмов и кинофильмов имеет самостоятельное значение и выполняет функцию метода обучения.
- Демонстрация диафильмов, кинофильмов – использование учебного экрана в образовательной работе с детьми дошкольного возраста помогает решению двух больших задач: расширение знаний детей и развитие их речи и воспитание умного, культурного зрителя, способного к глубокому восприятию фильма. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей – их увлекает яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость обучения детей умению воспринимать содержание диафильмов и кинофильмов.
Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления и речи, развитие основных видов деятельности дошкольника – игры, изобразительной и трудовой деятельности.
- Словесные методы
- Рассказ воспитателя – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Ясность и простота описания объекта или изложения события, лаконичность рассказа, яркость образов, близость их опыту детей – необходимые условия успешного восприятия детьми содержания рассказа.
- Чтение художественных произведений детям - чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа.
- Беседа – сложность умственной деятельности в ходе беседы определяет возможность её использования в основном в старшей группе.
- Пояснение, объяснение – как приём широко используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений, проведения опытов и других методов.
- Практические методы
- Упражнение – это многократное повторение ребёнком умственных и практических действий заданного содержания. По своей сути упражнения есть применение знаний в действии, что и определяет их обучающее и развивающее значение: дети овладевают разнообразными способами умственной деятельности, у них формируются учебные и практические навыки и умения; знания, лежащие в основе умственных и практических умений становятся более прочными и осознанными. В результате совершенствуются и укрепляются познавательные силы детей. Как правило упражнения выполняются каждым ребёнком. Организуя упражнения самого разного характера, воспитатель добивается освоения знаний, навыков и умений всеми детьми.
- Игровой метод – этот метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, указаниями, объяснениями и пояснениями, показом и т. д.
- Элементарные опыты – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения. Таким образом, участие детей в элементарных опытах требует сложной аналитико-синтетической деятельности мышления, способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы. В ходе опытов эти умения и формируются. Вот почему данный метод чаще используется в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Направления работы
Обучение нетрадиционным техникам изобразительной деятельности детей происходит в следующих направлениях:
- От изображения отдельных предметов к изображению сюжетных эпизодов;
- От применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- От использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
- От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
- От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.
Ожидаемый результат
В результате дети научатся использовать разнообразные материалы и технику, разнообразные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа, у них будут развиты эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
Дети будут активно применять усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, научатся видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, появится желание рисовать.
Воспитается стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, сформируются умения замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.
В процессе проведенной работы дети научатся рассуждать, делать выводы, обогатиться их словарный запас.
Диагностический инструментарий
В данном проекте была использована диагностика уровня освоения дошкольниками «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
Детский рисунок довольно часто используется как средство диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе. Но изобразительная деятельность сами по себе являются значимыми для развития ребенка. Поэтому для педагога очень важен уровень их освоения ребенком в той или иной возрастной период как показатель его эстетического и интеллектуального развития.
Методика диагностики
Старшая группа.
Задание: «Любимая сказка».
Цель: Изучение уровня изобразительных навыков у детей старшей группы в рисовании.
Материал: Набор цветных карандашей, белый лист бумаги формата А 4.
Методика проведения: «Представь, что ты художник. Нарисуй картинку к своей любимой сказке».
Задание:
1. «Грибы».
2. «Огурцы и помидоры».
Цель: Изучение уровня навыков аппликации у детей старшей группы.
Материал: Картинка с изображением разных грибов (овощей), бумага разного цвета для грибов, ½ альбомного листа для наклеивания изображения.
Методика проведения: Вспомнить о сборе грибов (овощей), уточнить форму шляпки, ножки (используя обследование картинок). Спросить о приемах вырезывания частей грибов (овальных форм из прямоугольников). Показать, как срезать углы у прямоугольника.
«Сделайте красивую аппликацию про грибы».
Задание: «Лепка по замыслу»
Цель: Изучение уровня навыков лепки у детей в старшей группе.
Материал: Глина (пластилин).
Методика проведения: Предложить детям вспомнить простые сценки из сказок, песен, стихотворений. Предложить слепить любую из названных сценок.
Подготовительная группа.
Задание: «Моя картинка к рассказу или сказке».
Цель: Изучение уровня изобразительных навыков в рисовании у детей подготовительной к школе группы.
Материал: Набор цветных карандашей, белый лист бумаги формата А 4.
Методика проведения: «Нарисуй на листе бумаге сюжет, какой захочешь, но так, чтобы по твоей картинке можно было составить маленький рассказ или сказку».
Задание:
1. «Осенний ковер».
2. « Красивый платочек».
Цель: Изучение уровня аппликации у детей подготовительной к школе группы.
Материал: Квадрат из бледно желтой бумаги, цветная бумага для вырезывания элементов ковра (красивого платочка).
Методика проведения: Предложить детям вспомнить, как располагать узор на квадрате. В процессе деятельности направлять внимание детей на подбор бумаги по цвету, на расположение деталей узора, поощрять вырезывание разнообразных элементов. «Изготовим красивые осенние ковры (платочки) на выставку для украшения группы».
Задание: «Сценка из сказки»
Цель: Изучение уровня навыков лепки у детей в подготовительной к школе группе
Методика проведения: Вспомнить кратко содержание сказки. Вместе с детьми отобрать некоторые сценки, которые можно передать в лепке. Предложить детям изобразить любую из названных сценок.
Материал: Пластилин
I. Анализ продукта деятельности | ||||
№ критерия | Критерии оценки | Показатель уровня в баллах | ||
3 балла (высокий) | 2 балла (средний) | 1 балл (низкий) | ||
1 | Содержание изображения (в соответствии с возрастом) | Полнота изображения | Частичное затруднение | Содержание не понятно сам не может объяснить, что изображено |
2 | Передача формы | Форма передана точно | Есть незначительные искажения | Искажения значительные, форма не удалась |
3 | Строение предмета | Части расположены верно | Есть незначительные искажения | Искажения значительные, форма не удалась |
4 | Передача пропорции предмета в изображении | Пропорции предмета соблюдаются | Есть незначительные искажения | Пропорции предмета переданы неверно |
5 | Композиция: а) расположение изображений на листе; | По всему листу | На полосе листа | Не продумано, носит случайный характер |
б) отношение по величине разных изображений, составляющих картину | Соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов | Есть незначительные искажения | Пропорциональность разных предметов передана неверно | |
6 | Передача движения | Передано достаточно четко | Передано неопределенно, неумело | Изображение статичное |
7 | Цвет: а) цветовое решение изображения; | Передан реальный цвет предметов, цветовая гамма определенного вида народного декоративного искусства | Есть отступления от реальной окраски; цветовой гаммы народного искусства | Цвет предметов передан неверно |
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения | Многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого | Преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно | Безразличие к цвету, изображении выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами) | |
II.Анализ процесса деятельности | ||||
8 | Характер линии | слитная | прерывистая | дрожащая (жесткая, грубая) |
9 | Нажим | средний | Сильный энергичный, иногда рвущий бумагу | Слабый (иногда еле видный) |
10 | Раскрашивание (размах) | Мелкими штрихами в одном направлении не выходящими за край контура | Крупными размашистыми движениями, выходящими за пределы контура | Беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в переделы контура |
11 | Регуляция силы нажима | Регуляция силы нажима, раскрашивание в пределах контура | Регулирует силу нажима и размах не всегда | Не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура |
12 | Регуляция деятельности: а) отношение к оценке взрослого; | Адекватно реагирует на замечания взрослого, стремиться исправить ошибки, неточности | Эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается) | Безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) |
б) оценка ребенком созданного им изображения; | адекватна | неадекватна | отсутствует | |
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребенок относится к предложенному заданию: к процессу деятельности, к продукту собственной деятельности | сильно | средне | безразлично | |
13 | Уровень самостоятельности | Выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае необходимости обращается с вопросами | Требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко | Необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается |
14 | Творчество (тест: «дорисуй круги») | Наделяют оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного или близкого образа (иногда круги объединяют общим сюжетом) | Могут наделить образным решением все круги, но допускают почти буквальное повторение, или оформляют круги простыми часто встречающимися в жизни предметами (шарик, солнышко, колесо, мяч…) | Не могут наделить образным решением все круги, задание выполняют не до конца, небрежно |
Содержание проекта
На подготовительном этапе создания проекта был систематизирован изученный материал, подобраны занятия в соответствии с возрастом детей и с учетом возрастных особенностей. Разработан перспективный план (приложение 1) по использованию нетрадиционных техник на занятиях по изобразительной деятельности в рамках кружковой работы, оформлен наглядно-дидактический материал для организации и проведения занятий.
Чтобы выяснить отношение родителей к проблеме изобразительной деятельности, было проведено анкетирование (приложение 2). Ответы родителей помогли выявить увлечения детей, обозначили проблемы, требующие педагогической помощи. Поэтому в проект включена работа с родителями, где основной целью является приобщение родителей к тесаному сотрудничеству с детским садом.
На следующем этапе проводилась работа по реализации перспективного плана, который состоит из подборки занятий по использованию нетрадиционных техник изобразительной деятельности от простого с ложному. Знакомство детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности поделила на три этапа.
На первом этапе обучения детей нетрадиционным техникам изображения знакомила детей с наиболее простыми видами нетрадиционных техник изображения, такими как монотипия, рисование нитками, под музыку, печатание листьями. В начале детям показывала работы, выполненные каким-то одним видом техники, рассказывала о нем, показывала способ выполнения изображений, просила детей повторить последовательность производимых действий. Предоставляла возможность детям самостоятельно повторить данный способ на практике. На этом этапе использовала традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь). Данными техниками дошкольники создают как предметные, так и сюжетные изображения. Например, при использовании монотипии каждый ребенок сначала рисует у себя на листе бумаги бабочку, а после того, как рисунки высохнут, бабочек вырезают и приклеивают на одно общее полотно, тонированное зеленой краской. В итоге получается коллективная работа «Бабочки на поляне». Аналогично можно использовать рисунки, выполненные в технике печатание листьями, когда из предметного рисунка детей «Кленовые листья» получается коллективная работа «Осенний лес».
На втором этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Педагог знакомит детей с такими видами техник, при использовании которых необходимо изготовлять инструменты (рисование методом наката), смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной), наносить один изобразительный материал на другой (рисование в технике «мятый рисунок»). Дети учатся ориентировочно-исследовательским действиям, экспериментированию, познают свойства материалов, правила применения оборудования, осваивают способы работы с нетрадиционными инструментами, учатся наносить приготовленную смесь на бумагу штрихами, пятнами, мазками и т. д.
Сначала дошкольники пробуют изобразить данными техниками предметы, затем сюжетные эпизоды, а в конце переходят к сюжетному рисованию.
На занятиях дошкольники учатся сравнивать различные виды техники рисования, сопоставлять изображения одного и того же предмета, выполненные разными нетрадиционными техниками, выявлять выразительные возможности каждой техники.
На данном этапе знакомлю детей с такими нетрадиционными техниками изображения, как печатание бумагой, рисование кляксами, мыльной пеной, ребром картона, мятый рисунок, граттаж, по клейстеру, методами набрызга, наката и пластилинографии и другое. Дошкольники узнают о техниках аппликации таких как «Обрывание листа», «Аппликация из засушенных листьев», «Аппликация из луковой шелухи», «Мозаика из яичной скорлупы» и другое.
На третьем этапе обучения использую смешанные техники, а также коллективное творчество детей. При выполнении таких заданий, где организующую роль выполняет педагог, дошкольники учатся анализировать, комбинировать образы, работать вместе со сверстниками, общаться. Эти задания достаточно сложны. Вначале дети учатся работать в паре, позже группа может насчитывать до 4—6 человек. Для коллективных работ используют такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (ладонями, ребром ладони, кулаком, подушечками пальцев), рисование по кругу. При использовании смешанной техники дошкольники учатся сочетать в одном рисунке различные техники (рисование нитками, ладонями, кляксами и т. д.), а также комбинировать виды изобразительной деятельности: рисование, лепку, аппликацию. Третий этап завершается созданием творческой композиции, в которой принимают участие несколько детей.
Итогом каждого из этапов работы должен стать перенос усвоенных на занятиях знаний, умений, навыков в самостоятельную деятельность дошкольников.
Таким образом, данная работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности. Конечной целью является снижение роли наглядности, обучение самостоятельному созданию замысла.
На заключительном этапе проекта планируется оценка эффективности проекта, обсуждение результатов на заседании творческой группы, обобщение материалов проекта на педагогическом совете.
Дальнейшее развитие проекта
Проект может быть рекомендован для работы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям детей старшего дошкольного возраста
Литература
- Березина, В.Г., Детство творческой личности [Текст]/ И.Л. Викентьев, С.Ю Модестов. - СПб.: издательство Буковского, 1994. – ISBN 5-7797-0163-6.
- Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н.Ю. Венгер, /Дошкольное воспитание. – 1982. №11.– ISBN 5-89144-6.
- Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] /Л.Н. Выгодский. - СПб.: Союз, 1997. – ISBN 978-5-93312-829-8,
- Гаврина С. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать[Текст] /С. Гаврина. - Ярославль, 1997. – ISBN 5-89144-310-4,
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Гаврина. - М., 2000. – ISBN 5-7301-0010-8,
- Ендовицкая Т. О Развитии творческих способностей [Текст] / Т.О. Ендовицкая// Дошкольное воспитание. - 1967 № 12.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / Т.И.Сайганова, Е.М. Седова. - М.: Сфера, 2005. 5-09-009794-1.
- Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать[Текст] / Т.С. Комарова. - М., 1998. – ISBN 5-86775-079-5.
- Комарова Т.С. Коллективное творчество детей [Текст] / Савенко А. - М., 1998. – ISBN 5-691-01452-8.
- Комарова Т.С. Изобразительная деятельность детей в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М., 2006. – ISBN 978-5-9949-0266-6.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова. - М., 2005. – ISBN 5-9715-0159-3.
- Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / В. Котляр.- Киев, 1986. – ISBN 978-5-86775-332-0.
- Лебедева Е.Н Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников [Текст]/ Е.Н. Лебедева. –М.: Классикс Стиль, 2004. – ISBN 5-946603-113-9,
- Левин В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993. – ISBN 5-89415-554-1.
- Поддьяков Н.Н.Формирование и развитие творчества дошкольников [Текст] /Н.Н. Подъяков. – М.: Сфера, 1993.
- Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников[Текст] / Л. Прохорова // Дошкольное воспитание. - 1996 № 5.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду»/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Академия, 2008.
- Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью/ М.В. Водинская, М.С. Шапиро. – М.: Теревинф, 2006. – ISBN 5-901599-36-5.
- Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1962. – ISBN 5-901995-36-5.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Краткий словарь художественных терминов [Текст] / Н.М. Сокольникова.- О.: ТИТУЛ, 1996.
- Соломенникова О. Радость творчества [Текст] / О. Соломенникова. - М., 2005. – ISBN 978-5-9949-0266-6.
- Теория и методика изодеятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1977. – ISBN 5-7797-0163-6.
- Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко. - М.: ВЛАДОС, 2001. ISBN 5-89144-6.
Приложение
Перспективный план работы с детьми в старшей группе
Октябрь
№ п/п | Тема | Программное содержание |
1 | «Кленовые листья» | Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования «Печатание листьями» |
2 | Аппликация из салфеток «Ветка рябины» | Закреплять умение детей работать в нетрадиционной технике; продолжать учить детей скатывать из салфеток шарики – ягодки; воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
3 | «Корзина с фруктами» из кусочков бумаги | Продолжать учить детей работать в нетрадиционной технике - технике мозаика; формировать эстетические чувства; формировать у детей аккуратность и самостоятельность. |
4 | Техника печатания жёстким тампоном. «Котик» | Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования, техника печатания жёстким тампоном; Закреплять аккуратность в работе; Воспитывать любознательность и самостоятельность. |
5 | Техника аппликации из засушенных листьев. «Дерево» | Познакомить детей с новым видом нетрадиционной аппликации, аппликации из засушенных листьев; Учить детей делать дерево из листьев; Формировать у детей аккуратность и самостоятельность; Воспитывать любознательность. |
6 | «Чудесные превращения клякс» | Познакомить с техникой кляксография; Учить делать детей интересные и чудесные превращения из клякс; Формировать у детей аккуратность и самостоятельность. |
7/8 | Техника Коллаж «Осеннее превращение природы» | Закреплять знания детей о нетрадиционных техниках: кляксография, техника печатания листьями и жёстким тампоном, аппликации из салфеток; Учить детей создавать образ осенней природы с помощью разных техник в виде коллажа; Закреплять аккуратность в работе; Воспитывать любознательность и самостоятельность. |
Перспективный план работы с детьми в старшей группе
Ноябрь
№п/п | Тема | Программное содержание |
1 | Модульное рисование ватными палочками или пальчиками «Кисть рябинки, гроздь калинки» | Продолжать учить детей рисовать ватными палочками и пальчиками; Учить рисовать ватными палочками кисть рябины, а ягоды пальчиками; Закреплять аккуратность в работе; Воспитывать любознательность и самостоятельность. |
2 | Рисование на камешках «Превращения камешков» | Познакомить детей с техникой рисования на камешках; Закреплять аккуратность в работе; Воспитывать любознательность и самостоятельность. |
3 | Техника рисования ватными палочками «Рыбки плавают в пруду» | Продолжать учить детей рисовать ватными палочками; Учить рисовать рыбок ватными палочками; Закреплять аккуратность в работе; Воспитывать любознательность и самостоятельность. |
4 | Техника печатания жёстким тампоном «Смешарики» | Продолжать знакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования, техника печатания жёстким тампоном; Закреплять рисование предметов круглой формы, используя жёсткий тампон. Развивать творческое воображение в передаче смешного в знакомых образах. |
5 | Техника рисования бабочка «Яркая бабочка» | Учить детей изображать бабочку в технике «Бабочка» Закреплять аккуратность в работе; Воспитывать любознательность и самостоятельность. |
6 | Техника рисования по мокрому «Я рисую море» | Познакомит детей с техникой рисования по мокрому; Учить рисовать море; Воспитывать любознательность и самостоятельность. |
7/8 | Смешанная техника Листья и рисование по мокрому «Рыбки в пруду» | Закреплять умение рисовать по мокрому; учить делать рыбок из листьев; Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе; Развивать любознательность. |
Перспективный план работы с детьми в старшей группе
Декабрь
№п/п | Тема | Программное содержание |
1 | Аппликация из манной крупы «Снежинка» | Познакомить детей с нетрадиционной техникой аппликации из манной крупы; Учить детей приклеивать манную крупу на подготовленный шаблон; Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе; Развивать любознательность. |
2 | Поделки из ваты Аппликация «Дерево в снегу» | Познакомить детей с новым видом аппликации из ваты; учить детей выкладывать ватой аппликацию по намеченному образцу; развивать самостоятельность, аккуратность. |
3 | Техника работы с солью «Зимнее дерево» | Познакомить детей с необычной техникой; Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе; Развивать любознательность. |
4 | Техника окрашивания бумаги «Запятая» | Познакомить и обучить детей способу закрашивания бумаги: «запятая» и «полиэтиленовая плёнка» Воспитывать аккуратность в работе |
5 | Техника окрашивания бумаги «Полиэтиленовой плёнкой» | |
6 | Техника рисования способом «Монотипия» | Познакомить с техникой монотипия; развивать воображение, мышление. Воспитывать аккуратность в работе |
7/8 | «Зимний пейзаж» Техника «Фотокопия» | Познакомить с техникой рисования фотокопия; учить детей использовать в работе свечу. |
Перспективный план работы с детьми в старшей группе
Январь
№п/п | Тема | Программное содержание |
1 | Техника «Фотокопия» Снежинка | Закрепление знаний и умений работать в технике фотокопия Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. |
2 | Техника «Фотокопия» Снеговик | |
3 | Техника рисования размытый рисунок На усмотрение детей | Познакомить с техникой размытый рисунок. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. |
4 | Техника размытый рисунок «Новогодняя ёлка» | Закрепление знаний и умений работать в технике размытый рисунок. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. |
5 | Техника Граттаж | Познакомить с техникой Граттаж; Учить детей процарапывать рисунок. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. |
6 | Техника Граттаж «Зимние забавы» | Закрепление знаний и умений работать в технике Граттаж Закреплять умение детей процарапывать рисунок. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. |
Перспективный план работы с детьми в старшей группе
Февраль
№п/п | Тема | Программное содержание |
1 | «Ракета» - метод обрывания салфетки. | продолжать знакомить детей с методом аппликации – метод обрывания. Учить детей составлять предмет из кусочков бумаги. закреплять умение работать самостоятельно и аккуратно. |
2 | Метод скручивания салфетки «Снежинка из салфеток» | Продолжать знакомить детей с методом аппликации – метод скручивания салфетки Учить детей составлять предмет из кусочков салфетки; закреплять умение работать самостоятельно и аккуратно. |
3 | Поделки из манной крупы «Зимний пейзаж» | Познакомить детей с новым видом поделки – манная крупа; учить детей работать с манной крупой аккуратно; продолжать учить работать с трафаретами; закреплять умение работать самостоятельно, развивать воображение. |
4 | Метод скатывания из салфеток шарики «Ветка рябины» | Закреплять умение детей работать в нетрадиционной технике; продолжать учить детей скатывать из салфеток шарики – ягодки; воспитывать аккуратность, самостоятельность. |
5 | Аппликация из ваты «Снежинка» | Познакомить детей с новым видом аппликации из ваты; учить детей выкладывать ватой аппликацию по намеченному образцу; развивать самостоятельность, аккуратность. |
6/7 | Пластилинография «Живые яблочки на веточках» | Расширять представления детей о зимующих птицах, не улетающих осенью в тёплые края, об условиях их обитания; научить изображать снегирей, передавать особенности внешнего облика (строение туловища, форму головы, крыльев, хвоста, характерную окраску); Закрепить приёмы скатывания, расплющивания, примазывания, деление на части с помощью стеки. Развивать композиционные навыки. |
Перспективный план работы с детьми в старшей группе
Март
№п/п | Тема | Программное содержание |
1 | Техника работы с ватой «Ветка вербы» | Учить детей работать в смешанной технике аппликации; закреплять умение пользоваться ножницами; развивать самостоятельность, аккуратность в работе. |
2 | Техника скручивание салфеток в шарики «Мимоза» | Закреплять умение детей работать в нетрадиционной технике аппликации; воспитывать бережное отношение к природе. |
3 | Техника пластилинографии «Ваза с тюльпанами» | Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографи, воспитывать заботливое, внимательное отношение к маме. Развивать самостоятельность, аккуратность. |
4 | Техника «Волшебное озеро» | Учить детей на основе прослушанной музыки и образов, навеянных мелодией, рисовать картину, используя подходящие для этого материалы. Развивать фантазию, эстетическое восприятие мира живописи и музыки. |
5 | Нетрадиционное рисование «По кругу» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, рисовать на любую тему под музыку; развивать самостоятельность, аккуратность в работе. |
6 | пластилинография «Чебурашка» | закреплять технику создания изображения на плоскости в полуобъёме при помощи пластилина. учить создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя навыки: придавливание, размазывания. развивать мелкую моторику рук. доставить детям радость от встречи с любимой игрушкой. |
7/8 | пластилинография «Разные деревья» | способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. укреплять познавательный интерес к природе. |
Перспективный план работы с детьми в старшей группе
Апрель
№п/п | Тема | Программное содержание |
1 | Поделки из манной крупы «Гроздь рябины» | Познакомить детей с новым видом поделки – манная крупа; учить детей работать с манной крупой аккуратно; продолжать учить работать с трафаретами; закреплять умение работать самостоятельно, развивать воображение. |
2 | Поделки из семян Аппликация «Рыбка» | Познакомить детей с новым видом поделки-аппликации из семян; учить детей выкладывать рыбку семенами; развивать самостоятельность, аккуратность. |
3 | «Солнечный лев» | Закреплять умение детей работать в технике с салфетками; закреплять умение работать аккуратно, самостоятельно. |
4 | Тонирование бумаги техникой кирпичик | Познакомить детей с необычной техникой; Закреплять умение работать с кистью; Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе; Развивать любознательность. |
5 | «Укрась тарелочку и чайник» | Продолжать учить детей работать в нетрадиционной технике - технике мозаика; формировать эстетические чувства; формировать у детей аккуратность и самостоятельность. |
6 | Поделки из семян Аппликация «Цветок» | Познакомить детей с новым видом поделки-аппликации из семян; учить детей выкладывать рыбку семенами; развивать самостоятельность, аккуратность. |
7/8 | Поделки из пшённой крупы «Цветик – семицветик» | Продолжать знакомить детей с аппликацией из пшённой крупы; продолжать учить работать с трафаретами; развивать самостоятельность, аккуратность. |
Перспективный план работы с детьми в старшей группе
Май
№п/п | Тема | Программное содержание |
1 | Поделки из яичной скорлупы «Лебедь» | Познакомить детей с новым видом поделок из яичной скорлупы; закреплять умение работать с трафаретами; закреплять умение работать с клеем; развивать самостоятельность. |
2 | Поделки из луковой шелухи «Солнышко» | Познакомить детей с новой техникой аппликации «Луковая шелуха»; закреплять умение работать с трафаретом; развивать творчество, воображение; воспитывать самостоятельность, аккуратность. |
3 | Поделки из яичной скорлупы «Ваза с ромашками» | Познакомить детей с новым видом поделок из яичной скорлупы; закреплять умение работать с трафаретами; закреплять умение работать с клеем; развивать самостоятельность. |
4 | Пластилинография «Павлин» | Способствовать развитию у детей эстетического восприятия, умения восхищаться природными формами и красками. Развивать пространственные представления, композиционные навыки. Воспитывать желание доставлять радость окружающим своей работой. |
5 | Пластилинография «Звёздочка» | Продолжать знакомить детей с техникой пластилинографией. Развивать самостоятельность и аккуратность в работе. |
6 | «Ёлочка» метод обрывания | Продолжать знакомить детей с методом аппликации – метод обрывания. Учить детей составлять предмет из кусочков бумаги. закреплять умение работать самостоятельно и аккуратно. |
7/8 | Техника коллаж Весенний день | Закреплять приёмы рисования в нетрадиционной технике, используя разные методы: обрывание, из салфеток, семян, пластилина и.т.д. Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности организации изобразительной деятельности в детском саду".
Опыт дошкольного учреждения по организации продуктивной деятельности детей, строящейся в партнерстве с включенным в нее взрослым....
Здоровьесберегающие технологии на занятии по изобразительной деятельности в детском саду.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Физкультминутки для малышей...
Консультация Методы и приемы проведения непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в детском саду
консультация для молодых специалистов "Методы и приемы проведения НОД по рисованию "1. Виды НОД по рисованию: предметное рисование; сюжетное рисование.2. Примерный план конспекта НОД по рис...
Проект-практикум по решению профессиональных задач по изобразительной деятельности в детском саду.
Изобразительная деятельность является важнейшим средством познавательного и эстетического развития детей дошкольного возраста.В рисовании ребенок может выразить свое душевное состояние, отобразить вол...
Краткосрочный проект по изобразительной деятельности в детском саду "Мир дымковской игрушки"
В перезентации представлен проект, краткосрочный проект по изобразительной деятельности в детском саду "Мир дымковской игрушки"...
Перспективный план Развитие речи И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе» Подготовительная к школе группа
Перспективный план по развитию речи в подготовительной к школе группе. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду». Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельнос...
Проект по изобразительной деятельности в детском саду. «Мы умеем рисовать»
Цель проекта: создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей детей....