«Игра - средство социализации детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Буракова Валентина Сергеевна

Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_po_igre_2.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»  - ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

п. ЧЕРНЯНКА  БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«Игра -  средство социализации детей старшего дошкольного возраста»

                                                                             Подготовила:

                воспитатель старшей

логопедической группы

                                                                                                       БУРАКОВА  В.С.

 Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к  познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».

 Действительно, игра помогает  вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях.

              Игра -  едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие  не отдельных способностей ( к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение    ребенка  в  систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.

             Наблюдая за игрой детей, старшего дошкольного возраста, можно заметить, что  не все дети умеют играть.  Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит – научить жить.

            Приохотить детей к игре можно, целенаправленно создавая игровые ситуации. Они одновременно являются и педагогическими, так как ставят ребенка в  новые условия, изменяющие привычных  ход его жизнедеятельности, требуют от него новой модели поведения.   Ее выработке предшествуют рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации.

            Наблюдая за играми детей, можно заметить, как социальные условия влияют на содержание игр. В середине 80-х г.г. игры были овеяны романтикой – помочь спасти экспедицию, что-то открыть, исследовать, узнать тайну происхождения механизмов. Сейчас игры направлены на достижение успеха  в жизни, получение какой-либо прибыли (  в денежном выражении). Дети стали  более агрессивными. Поэтому задача родителей и педагогов исподволь  направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения.

            Моделирование взрослой жизни в игровых ситуациях стимулируют у сегодняшних детей гражданственность, гибкость мышления и поведения, принятие норм и правил поведения в социуме.

             В старшем дошкольном возрасте игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

 -помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;

- обеспечивает самонастрой на жизнерадостность,  на развитие и повышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;

- включает в процесс самопознания и  самовоспитания;

- воспитывает  ответственность, аккуратность, рачительность, что  развивает способность ребенка к самоорганизации.

             Пиаже утверждает, что дети играют совместно только после 6-8 лет.   Нет никаких сомнений, что  с возрастом, дети становятся,  более способны к  сотрудничеству. При этом имеет значение как сложность задачи, выполнение которой зависит от сотрудничества, так и  уровень развития самой способности к сотрудничеству.

             Игровые группы у 6-7- летних детей легко изменяются.  Этот возраст считается «переходным».   Дети в этом периоде  «не любят играть сами с собой».

             Соперничество и соревнование,  индивидуальное и групповое, в этом возрасте являются сильными побудительными мотивами. Преданность «группе» и  сотрудничество ее членов становится важным условием между играющими.  Настоящие орудия и приспособления становятся важней игрушек.  

             Играя в «дом», «магазин», «работу» дети старшего дошкольного  возраста  проходят свой этап социализации. Они применяют на себя различные социальные  роли.  Именно от того, какое поведение дети  показывают в играх, зависит, как они будут вести себя во взрослой жизни.

            Сегодня игру следует рассматривать не только как форму содержательного проведения  свободного времени, но и как мощный воспитательный фактор в процессе становления личности.

            Игра – это не только забава, веселое препровождение времени, а и  своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку.  Игры кажутся чем-то не обязательным в жизни будущего гражданина. На самом же деле, игры требуют максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь  порой  подлинным напряженным трудом, ведущим  через усилие к удовлетворению.

            «Игра имеет важное значение в жизни  ребенка, - писал  А.С. Макаренко. – Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …».

             Дети нашей группы очень любят играть.  Предпочтение отдается сложно-ролевой игре. В группе большинство мальчиков.  Они охотно играют в строителей, мореплавателей, шоферов, в игры в солдатиков в МЧС и т.д.

            Сложно-ролевые игры в которые играют девочки отличаются по своей тематике. Чаще всего девочки – это мамы, врачи, парикмахеры, модельеры.  

             Дети умеют  дружить, умеют договариваться о теме игры,  без конфликтов

Распределяют  между собой роли, с учетом того, кто лучше  справиться  с той или иной ролью, создаст яркий образ, проявит выдумку.

             Детские роли  являются имитацией социальных ролей, играющих взрослыми в реальной действительности.

                                                                                                       .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

      В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...

Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

«Игра имеет важное значение в жизни  ребенка.  Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....

Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста

В работе рассматривается значение сюжетно-ролевых игр в процессе социализации старших дошкольников. Дается определение социализации и описываются особенности социализации детей - дошкольников....

Статья "Сюжетно-ролевая игра как основное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"

В статье рассматривается актуальность этой проблемы. А также значение этого вида игры для социализации дошкольников....

«Использование коммуникативной игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста»

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифициро...

Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».  

Опыт  работы  по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».          Актуальность: те...