«Игра - средство социализации детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_igre_2.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» - ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»
п. ЧЕРНЯНКА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Игра - средство социализации детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель старшей
логопедической группы
БУРАКОВА В.С.
Известный русский писатель М. Горький писал: « …. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».
Действительно, игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях.
Игра - едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей ( к искусству или технике), а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребенка в систему общественных отношений, усвоение и обработка норм поведения и человеческого общежития.
Наблюдая за игрой детей, старшего дошкольного возраста, можно заметить, что не все дети умеют играть. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит – научить жить.
Приохотить детей к игре можно, целенаправленно создавая игровые ситуации. Они одновременно являются и педагогическими, так как ставят ребенка в новые условия, изменяющие привычных ход его жизнедеятельности, требуют от него новой модели поведения. Ее выработке предшествуют рефлексия, осмысление и переосмысление сложившейся ситуации.
Наблюдая за играми детей, можно заметить, как социальные условия влияют на содержание игр. В середине 80-х г.г. игры были овеяны романтикой – помочь спасти экспедицию, что-то открыть, исследовать, узнать тайну происхождения механизмов. Сейчас игры направлены на достижение успеха в жизни, получение какой-либо прибыли ( в денежном выражении). Дети стали более агрессивными. Поэтому задача родителей и педагогов исподволь направлять детей на гуманистический путь, воспитывать у них желание помогать, терпимость к другим точкам зрения.
Моделирование взрослой жизни в игровых ситуациях стимулируют у сегодняшних детей гражданственность, гибкость мышления и поведения, принятие норм и правил поведения в социуме.
В старшем дошкольном возрасте игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:
-помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
- обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и повышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
- включает в процесс самопознания и самовоспитания;
- воспитывает ответственность, аккуратность, рачительность, что развивает способность ребенка к самоорганизации.
Пиаже утверждает, что дети играют совместно только после 6-8 лет. Нет никаких сомнений, что с возрастом, дети становятся, более способны к сотрудничеству. При этом имеет значение как сложность задачи, выполнение которой зависит от сотрудничества, так и уровень развития самой способности к сотрудничеству.
Игровые группы у 6-7- летних детей легко изменяются. Этот возраст считается «переходным». Дети в этом периоде «не любят играть сами с собой».
Соперничество и соревнование, индивидуальное и групповое, в этом возрасте являются сильными побудительными мотивами. Преданность «группе» и сотрудничество ее членов становится важным условием между играющими. Настоящие орудия и приспособления становятся важней игрушек.
Играя в «дом», «магазин», «работу» дети старшего дошкольного возраста проходят свой этап социализации. Они применяют на себя различные социальные роли. Именно от того, какое поведение дети показывают в играх, зависит, как они будут вести себя во взрослой жизни.
Сегодня игру следует рассматривать не только как форму содержательного проведения свободного времени, но и как мощный воспитательный фактор в процессе становления личности.
Игра – это не только забава, веселое препровождение времени, а и своеобразная подготовка к труду, школа, вырабатывающая навыки общения, находчивость, выдержку, смекалку. Игры кажутся чем-то не обязательным в жизни будущего гражданина. На самом же деле, игры требуют максимума энергии, ума, самостоятельности, становясь порой подлинным напряженным трудом, ведущим через усилие к удовлетворению.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, - писал А.С. Макаренко. – Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …».
Дети нашей группы очень любят играть. Предпочтение отдается сложно-ролевой игре. В группе большинство мальчиков. Они охотно играют в строителей, мореплавателей, шоферов, в игры в солдатиков в МЧС и т.д.
Сложно-ролевые игры в которые играют девочки отличаются по своей тематике. Чаще всего девочки – это мамы, врачи, парикмахеры, модельеры.
Дети умеют дружить, умеют договариваться о теме игры, без конфликтов
Распределяют между собой роли, с учетом того, кто лучше справиться с той или иной ролью, создаст яркий образ, проявит выдумку.
Детские роли являются имитацией социальных ролей, играющих взрослыми в реальной действительности.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую ж...
Статья на тему: Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.
сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....
презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....
Сюжетно-ролевая игра как ведущее средство социализации детей старшего дошкольного возраста
В работе рассматривается значение сюжетно-ролевых игр в процессе социализации старших дошкольников. Дается определение социализации и описываются особенности социализации детей - дошкольников....
Статья "Сюжетно-ролевая игра как основное средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
В статье рассматривается актуальность этой проблемы. А также значение этого вида игры для социализации дошкольников....
«Использование коммуникативной игры как средство социализации детей старшего дошкольного возраста»
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остается одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказывать ребёнку квалифициро...
Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».
Опыт работы по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста». Актуальность: те...