Материал к докладу "Использование игровых технологий в ДОУ"
статья на тему
В этом докладе молодые специалисты ДОУ могут подчеркнуть для себя информацию о том, какое важное и первостепеннное значение отведено именно игровым технология нв разных ступенях развития ребёнка в ДОУ.Здесь представлен опыт воздействия игровых приёмов и методов на формирование всесторонне развитой личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_obrazovatelnom_protsesse_detskogo_sada1.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых технологий в образовательном процессе детского сада.
Подготовила: воспитатель Зеленская Елена Викторовна,
МБДОУ детский сад №27 «Сказка»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра-это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В.А.Сухомлинский
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы игровые образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр. Это необходимо для того чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Что представляет собой игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр, последовательная деятельность педагога. Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Любая педагогическая технология соответствует определённым требованиям, таким как:
Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса,
- взаимосвязью его частей,
- целостностью.
Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) образовательной технологии в образовательных учреждениях, т.е. (технология как педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных особенностей).
Структура образовательной технологии состоит из трех частей:
Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание учебного материала.
Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса.
Сравним, что входит в концептуальные основы игровой технологии, соответствует ли она требованиям применимым к понятию технология, какое содержание имеет:
1)Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2)Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности - дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3)Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей является целью игровой технологии.
Её задачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2.Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Таким образом, игровая педагогическая технология соответствует всем перечисленным требованиям применимым к понятию педагогическая технология.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.
Они дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Целевые ориентации игровой технологии направлены на дидактическую, воспитывающую, развивающую, социализирующую направленность с учётом непосредственного и систематического общения педагога и детей.
Эффективное применение игровой технологии требует от педагогов знаний:
-технологического процесса всех видов игр
-грамотного руководства игрой.
Структура игры как деятельности содержит взаимодополняющие компоненты. При соблюдении педагогом последовательности, которых подразумевается эффективный и положительный результат любой игры.
Условия успешного применения игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности;
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
- учёта возрастных и индивидуальных возможностей детей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения содержания изучаемого материала; в качестве занятия; как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Игра, как правило, собственная инициатива детей, поэтому я стараюсь руководствоваться при организации игровой деятельности требованиям, приближённым к структуре:
- выбор игры;
- предложение игры;
- объяснение игры;
- игровое оборудование;
- организация игрового коллектива
- развитие игровой ситуации;
- окончание игры.
Считается что, главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся учебно-познавательной направленностью.
В своей работе стараюсь использовать разнообразные виды педагогических игр. Большую помощь в организации образовательного процесса мне оказывают игры с правилами, целью которых является: решение поставленной задачи и четкое выполнение правил игры.
С детьми мы играем в:
- подвижные игры (на воздухе и в помещении с использованием спортивно-технических принадлежностей),например «Рыбалка», «Ловишка», «Найди мяч», «Два Мороза», «Совушка», «Выше ноги от земли», «Кот и мыши», «Водяной», «У Миланьи», «Кто быстрее добежит» и тому подобное;
-дидактические игры (разрезные игры, складные геометрические фигуры, настольно-печатные),например, лото «Зоологическое», «Мы считаем», «Дорожные знаки», домино «Игрушки», «Ягоды», пазлы «Кот Леопольд», «Колобок», «Смешарики», подбор парных картинок по цвету, форме, пространственному расположению, «Что растёт в саду»,игры с прищепками, узоры из счётных палочек и т.д.
-народные игры, например «Плетень», «Гори, гори ясно», «Ручеёк» и т.д.
Также не представляю организацию своего педагогического процесса без творческих игр, сюжетно – ролевых. Активность таких игр направлена на выполнение замысла, развитие сюжета игры.
С детьми мы проигрываем:
- игры по содержанию - отражение быта, труд взрослых, события общественной жизни, например «Магазин», «Моряки», «Шофёр», «Автобус», «Больница», «Почта». «Парикмахерская», «Строители», «Детский сад» и «Семья».
-по виду - игры придуманные детьми, игры драматизации (сказки, рассказы), строительные, например «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Мужик и медведь», «Устроим кукле комнату», « Новоселье», «Путешественники» и т.д.
-по организации - индивидуальные, групповые, коллективные.
При всех видах деятельности главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. В этом случае игровые занятия в группе проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей.
За время своей работы я подобрала картотеку физминуток, игр для развития речи, дидактических, подвижных, пальчиковых, сюжетно-ролевых игр, а также игр для прогулок, которые регулярно использую в своей работе и это приносит хорошие результаты. Ребята без помощи взрослого предлагают сюжет, берут на себя роли, готовят атрибуты из вспомогательных материалов, дружно играют. Особенно радостно за ними наблюдать, когда они без особого труда договариваются, как можно объединить некоторые сюжеты, к примеру «Семья», « Шофёр», « Парикмахерская». Конечно же, в своей работе я использую весь большой спектр разных игровых технологий, будь это исследовательская деятельность или настольная игра, результат очевиден, ребёнок с их помощью испытывает потребность познавать этот мир, общаться в нём успешно и гармонично со сверстниками и ближайшим своим окружением.
Литература:
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. - М. , 2010.
Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. - 2012. - №5.
Карпюк Г. А. Реализация права ребенка на игру. //Старший воспитатель. - 2007 - №6.
Пенькова Л. А. , Коннова З. П. Развитие игровой активности дошкольников.
Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac158.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла Маша».
Методический материал с использованием инновационной технологии по формированию гендерной принадлежности у детей раннего возраста в процессе игровой ситуации «В гости едет кукла маша»...
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной народной культуре через игровую деятельность с использованием авторского материала и информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность и значение приобщения детей к национальным татарским играм, внедрение информационно-коммуникационных технологий в создании музыкально-дидактических игр: цели и задачи....
Социо- игровые технологии на ООД по конструированию из природного материала в средней группе.
Цели:Учить детей изготовлению поделок из природного материала на основе определённой схемы действий. Задачи:- закреплять навыки работы с различными материалами;- развивать мелкую моторику рук;- а...
Публикация авторского материала: Статья "Игровые технологии в детском саду "(из опыта работы)
Игровые технологии в детском саду (из опыта работы)Публикация автосркого материала:...
Досуг к Дню Матери с применением игровых технологий.
Маиериал досуга для детей старшей группы, с применением разнообразных игр....
Теоретический материал по интерактивным игровым технологиям для детей дошкольного возраста
Данная работа содержит теоретический материал по интерактивным игровым технологиям для детей дошкольного возраста. Назначения этой работы использования интерактивных игровых технологий на ...
Практический материал по интегрированным игровым технологиям для детей дошкольного возраста
Данная работа содержит практический материал по интегрированным игровым технологиям для детей дошкольного возраста. Назначения этой работы использования интегрированных игровых технологий на зан...