Консультация "Как обеспечить эмоциональное благополучие детей старшего возраста в дошкольном учреждении"
консультация
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение. В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. В конспекте описаны условия обеспечения эмоционального благополучия детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида города Ядрин
Консультация для педагогов
Разработал:
Педагог-психолог
Данилова С. А.
Ядрин, 2015
Эмоциональное благополучие для ребенка,
все равно, что для ростка свет,
тепло, влага, удобрение, почва и др.
Чтобы нормально расти, ребенку нужна
любовь, уверенность в своих силах,
в своей значимости и ценности для нас,
взрослых.
И. Сеченов
Дошкольное детство – период, когда закладываются основы физического, психологического развития и здоровья будущего человека. Одной из главных задач дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении, которое является показателем эффективности работы детского сада и составляет основу психологического здоровья детей.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду. Ведь эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.
Наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства и, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должны быть ярким, комфортным и позитивным.
Комфортное состояние дошкольника определяется следующими признаками: он спокоен, жизнерадостен, активен, охотно включается в детскую деятельность и общение со сверстниками, инициативен в контактах со взрослыми, с удовольствием посещает детский сад.
Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, плаксив, смущается при обращении к нему взрослых и детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, видно, что ходит в детский сад без желания, по необходимости.
Важно отметить, что эмоциональная сфера является составляющей в развитии дошкольника, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а, во-вторых, управлять своими эмоциями. Компетентный педагог устанавливает в группе такую атмосферу общения, которая помогает детям чувствовать себя свободно и комфортно. Поэтому деятельность взрослых, как родителей, так и работников ДОУ должна включать в себя создание определенных условий эмоционально-психологического благополучия каждого ребенка, а значит и группа в целом.
Условия обеспечения эмоционального благополучия детей:
1. безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;
2. позитивность окружающей детей обстановки;
3. равенство в отношениях между взрослым и ребенком; обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы;
4. личностно-ориентированный подход: учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;
5. создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг и др.
6. внимательное отношение и чуткая реакция на возникшие детские проблемы, тревоги и страхи;
7. тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений с целью их постепенного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки.
В соответствии с ФГОС ДО для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия (п.3.2.1 ФГОС ДО), которые гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие:
1. Уважительное отношение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей с друг другом в разных видах деятельности
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия
Все эти условия взаимосвязаны и взаимозависимы и в совокупности позволяют судить о том, насколько хорошо ребенку в детском саду.
Таким образом, грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт детей, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии.
Дошкольный возраст – благоприятный период для того, чтобы научить дошкольников соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Со стороны воспитателя необходим контроль за появлением психологических новообразований и эмоциональном состоянии каждого ребенка.
Именно от нас – педагогов во многом зависит сохранение психологического здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие эмоционального благополучия детй старшего дошкольного возраста посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды"
Эмоции детей развиты слабо, они маловыразительны и однообразны. Степень выраженности тех или инных нарушений может быть различна,но в любом случае это сказывается на поведении ребенка. В своей работе ...

Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.
В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка и его позит...

Хороводная игра как средство обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство - период становления личности ребёнка, и в связи с этим главной задачей педагога становится развитие разносторонне развитого человека....

ХОРОВОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и обладает игровой доступностью для дошкольников....

Педагогический проект на тему" Эмоциональное благополучие детей старшего возраста".
Педагогический проект "Эмоциональное благополучие детей старшего возраста". Можно использовать в работе с родителями....

Хороводная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста
Хороводная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Проект « Хороводное лукошко»Актуальность: 1 СЛАЙД Хороводная игра являетс...