Педагогический проект на тему" Эмоциональное благополучие детей старшего возраста".
консультация (старшая группа) на тему
Педагогический проект "Эмоциональное благополучие детей старшего возраста". Можно использовать в работе с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы Главная и первая задача ФГОС ДО – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, развитие эмоционального благополучия. Сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Задача взрослых подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями, от которых зависит их здоровье и безопасность. Эмоциональное благополучие для ребёнка, всё равно, что для ростка свет, тепло, влага и т.д. Чтобы нормально расти, ребёнку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых. Эмоциональное благополучие - одно из базовых качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте. Эмоции (от лат emoveo - потрясаю, волную) - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. потребностям и интересам детской личности» (А.В. Запорожец). Эмоциональное благополучие ребёнка свидетельствует, что представления взрослых о том, что интересно и необходимо ребёнку, соответствует его реальным потребностям. Проблема заключается в том, что дети старшего дошкольного возраста порой не понимают своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей, не имеют представлений о способах выражения собственных эмоций, не умеют управлять своим эмоциональным состоянием.
Гипотеза проекта Только при создании основных педагогических условий, способствующих формированию у детей старшего дошкольного возраста умений понимать своё эмоциональное состояние, эмоциональное состояние окружающих людей, формированию представлений о способах выражения собственных эмоций, умений управлять своими эмоциями, можно повысить уровень эмоционального благополучия детей в детском саду.
Длительность проекта: Долгосрочный (сентябрь 2015 – май 2016) Вид проекта: Познавательно-исследовательский Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты ДОО, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, родители воспитанников, психолог.
Общение с воспитателем на основе личностно-ориентированной модели воспитания создание предпосылок для гибкого и жизнерадостного поведения детей в разных жизненных ситуациях на основе игровой деятельности Формирование у ребенка положитнльного отношения к взаимодействию со сверстником Создание эмоционально-развивающей среды Реализация потребности ребенка в общении и совместной деятельности со сверстниками , свободной самостоятельной деятельности Условия способствующие эмоциональному благополучия детей в условиях детского сада
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста умений понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о способах выражения своего эмоционального состояния.
Задачи проекта Для педагогов: 1.Повысить знания о теоретических основах проблемы эмоционального благополучия ребёнка как основы его психологического здоровья. 2. Выявить уровень эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработать и реализовать план по формированию у детей
Для воспитанников: Образовательные: 1.Формировать познавательный интерес дошкольников к изучению: своего эмоционального состояния, эмоционального состояния окружающих людей; - способов выражения собственных эмоций; - способов управлять своими эмоциями. Развивающие: 1.Способствовать развитию позитивных эмоций, творческой инициативы и поисковой деятельности дошкольников. 2.Развивать коммуникативные навыки воспитанников. Воспитательные: 1. Воспитывать культуру отношения к другому и самому себе. 2. Воспитывать положительное отношение к окружающим.
Для родителей: 1.Повысить психолого-педагогическую компетенцию родителей в области эмоционального благополучия ребёнка. 2.Оптимизировать детско-родительские отношения. 3.Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОО как активных субъектов.
Этапы реализации проекта: 1 этап – Подготовительный(сентябрь) № Содержание Сроки Ответственные Результат 1. Изучение теоретического материала 1-2 Недели сентября Воспитатель Конспект в тетради по самообразованию 2. Обсуждение целей и задач 1-2 Недели сентября Воспитатель Цели и задачи 3. Создание условий для реализации проекта Сентябрь Воспитатели родители Зона двигательной активности, для снятия эмоционального напряжения; уголок изобразительной деятельности игровые двигательные модули, игровая «жилая комната», центр развивающих игр, элементы некоторых видов театра, зона «ряженья».
4. Подбор диагностического инструментария 1-2 Неделя сентября Воспитатель, Психолог Диагностические карты 5. Анкетирование родителей 3 Неделя сентября Воспитатель Результаты анкетирования 6. Самодиагностика педагога 4 Неделя сентября Воспитатель Результаты самодиагностики 7. Диагностическое обследование детей 3-4 Недели сентября Воспитатель Психолог Результаты диагностики
2 этап – Основной Срок ( сентябрь 2015 – апрель 2016) № Содержание Сроки Ответственные Результат 1 Беседы.«Кого можно считать близким «своим», а кого «чужим»; «Всегда ли вы правы?»; «Что может тебя порадовать?»; «Как ты проявляешь чувство радости?»; «Как можно догадаться о чувствах, которые испытывает человек?»; «За что меня любит мама»; «Зачем нужны эмоции»; «Чего я боюсь»; «Как поругать друг друга»; В течение дня Воспитатели Вопросы 2 Чтение художественной литературы В течение дня Воспитатели Библиотека
3 Рассказы детей и взрослого В течение дня Воспитатели Рассказы детей из личного опыта 4 Игры и игровые упражнения В течение дня Воспитатели Картотека 5 Психогимнастика ; «Фотография на память»; «Круглые глаза»; «Так будет правильно»; «Справедливый папа» - отображение положительных черт характера; Этюды «Потерялся»; «Маленький скульптор»; «Робкий ребёнок» - на выражение радости, печали, стыда, гнева. В течение дня Психолог Воспитатели Фотографии Модели Пиктограммы 6 Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций В течение дня Воспитатели Альбомы 7 Накопление позитивного социально-эмоционального опыта в повседневной жизни «Почему люди улыбаются?» ; «От чего возникают ссоры Постоянно Воспитатели Дискуссии. 8. Работа с пиктограммами По плану Воспитатели Пиктограммы 9. Слушание музыкальных произведений В течение дня Воспитатели и Музыкальный руководитель Аудиотека
10. Продуктивная деятельность По плану Воспитатели Выставки 11. Игры-драматизации «Доверчивый ежик»; «Пропала собака» По плану Воспитатели Театральный уголок 12. Инсценирование «В группу пришел новенький» По плану Воспитатели Иллюстрации 13. Шкала эмоционального состояния Ежедневно Воспитатели и дети Экран 14. НОД «Волшебный мир эмоций » Ноябрь Воспитатель Выставка рисунков «Моё настроение».
Работа с родителями № Содержание Сроки Ответствен-ные Результат 1. Анкетирование родителей Сентябрь Воспитатели Приложение № 1 2. Индивидуальные консультации «Воспитание терпения и воли»; «Роль сказок в воспитании детей»; «Понимаем ли мы своего ребенка». «Безусловное принятие». «Что я знаю о своем ребенке» - блиц-игра для родителей. По необходимости Воспитатели Конспекты Памятки Буклеты 3. Информационно-наглядные материалы «Дети и компьютер»; «Конвенция о правах ребенка»; « Гиперактивный ребенок». В течение года Воспитатели Буклеты, папки – передвижки, памятки
4. Совместные праздничные досуги : «День матери»; «День птиц» - викторина с участием родителей; «День семьи». В течение года Воспитатели и Музыкальный руководитель Сценарии 5. Спортивные и тематические праздники : «Осенние забавы»- спортивное развлечение; «Богатырские игрища» - спортивный праздник В течение года Воспитатели и Музыкальный руководитель Сценарии , Фотоотчеты 6 Совместное творчество детей и родителей: «Дары осени» Конкурс поделок из природного материала; «Мастерская Деда Мороза» - конкурс новогодних игрушек»; «Мой папа - лучший» конкурс поздравительных открыток; «Мама, папа и я – дружная семья»- конкурс рисунков; Участие в конкурсе «Лучший выходной день». В течение года Родители Дети Выставки, Презентации, Альбомы, Стенгазеты. 7. Тематические фотовыставки «Мой выходной день» Ноябрь Родители Дети Фотоотчеты .
8. Родительские собрания «Эмоциональное благополучие наших детей». Январь Воспитатели Психолог Протокол. 9. Театрализованные представления «Лесная сказка» - с участием родителей.; Театрализация по Коми народной сказке «Мышь плывет в лодке»; Декабрь Воспитатели, Музыкальные руководители, Педагог дополнитель-ного образования Сценарий, Фотоотчет. 10 творческий отчёт «Коми гаж » -( коми народные песни, игры, игра на коми – инструментах) Апрель Воспитатели, Музыкальные руководители, Педагог дополнитель-ного образования Сценарий, фотоотчет .
3 этап – заключительный (май-2016) № Содержание Сроки Ответственные 1. Сравнительный анализ диагностики Сентябрь - Май Воспитатели Психолог 2. Сравнительный анализ анкетирования Сентябрь - май Воспитатели 3. Проект Апрель Воспитатели 4. Итоговое мероприятие «День семьи» 1 Неделя мая Воспитатели Музыкальный работник
Планируемый результат. Для воспитанников : 1.Умеют понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей. 2.Используют способы выражения собственных эмоций. 3.Умеют управлять своими эмоциями и чувствами. Для педагогов: 1.Повышена компетентность в области теоретических основ проблемы эмоционального благополучия ребёнка как основы его психологического здоровья. 2. Выявлен уровень эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. 3. Разработан и реализован план по формированию у детей старшего дошкольного возраста умений понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей, по формированию представлений о способах выражения своего эмоционального состояния, по развитию положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста. 4.Экспериментальным путём проверена эффективность плана.
Для родителей: 1.Повышена психолого-педагогическая компетенция родителей в области эмоционального благополучия ребёнка. 2.Положительная динамика детско-родительских отношений. 3. Повышен уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОО как активных участников образовательных отношений.
Подведение итогов проекта . Создана модель организации педагогического процесса с целью обеспечения эмоционального благополучия ребёнка Разработана картотека игр, упражнений и этюдов для детей по обеспечению эмоционального благополучия Разработан тематический план образовательной деятельности
Выгодский Л. С. Считал, что « эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога». В процессе данного исследования раскрыто понятие эмоционального благополучия ребёнка, выявлены причины возникновения отрицательных эмоций у ребёнка. При анализе психолого-педагогической литературы найдены методики выявления эмоционального благополучия в группе ДОО. В процессе работы над проектом выделены педагогические условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении.
Библиографический список. АВДЕЕВА Н.Н., КНЯЗЕВА Н.Л., СТЕРКИНА Р. Б., «Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» - СПб. : «Детство – Пресс», 2004. -144 с. ВАЙНЕР М. Э. «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников»» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96 с. Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников» для занятий с детьми 2-7 лет. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,20016. – 64 с. « Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н. И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. -218 с. «Профилактика детской агрессивности: теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа /авт. – сост. М. Ю. МИХАЙЛИНА. – Волгоград: Учитель,2009. – 116с. «Развитие эмоционально–двигательной сферы детей 4 – 7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия / авт.- сост. Е. В. Михеева. – Волгоград: Учитель 2011. – 155с.
Интернет-ресурс http://www.portal-slovo.ru/ Образовательный портал «Слово» http://archives.ru Портал «Архив» http:// 1september.ru Образовательный портал «Первое сентября» http:// solnet / ru Детский портал «Солнышко». http://u209.48.spylog.com Патриарший центр Духовно- нравственного воспитания детей и молодежи России nsportal.ru Социальная сеть педагогических работников http://www.sisp.nkras.ru/ Электронный научный журнал «Современные исследование социальных проблем».
Модель организации педагогического процесса ребенка на день Режим Групповые Индивидуальные Образовательная деятельность Организация развивающей среды Утро «Утро радостных встреч» или минутки вхождения в день; Гимнастика корригируюющая ; Артикуляционная гимнастика Шкала «Какое у тебя настрое-ние » ; Модели-рование ситуаций. Проблемные ситуации «Если меня..» Игра « Комплименты » Спокойная классическая музыка НОД Динамические паузы Дифференцированный подход Определение своего эмоционального состояния в конце НОД Шкала
Обед, работа перед сном Сказкотера-пия: характерис-тика героев, свое отношение. Д.игра «Хорошо – плохо» Ситуативный разговор «Внешность бывает обманчива». Иллюстрации Вечер Гимнасти-ка бодрящая; Упражне-ния , игры, снимаю-щие психоэмо-циональное напряжение (5-10 мин.) Ситуативные беседы Игры на коррекцию поведе-ния Совместно с детьми планировать завтрашний день; Коммуникативные игры; Подведение итогов дня. Игровые модули;
Модель организации педагогического процесса с целью обеспечения эмоционального благополучия ребёнка на неделю. Импровизация (раз в неделю) Тренинги (раз в неделю) Развивающие игры (раз в неделю) Проблемные ситуации (два раза в неделю) Моделирование ситуаций (раз в неделю) Чтение (ежедневно) Рисование мнемотаблиц (раз в неделю) Релаксация (ежедневно) Беседы (ежедневно) Этюды (раз в неделю) Игровая терапия (раз в неделю) Упражнения на коррекцию поведения (раз в неделю) Формы работы
Тематический план образовательной деятельности Сроки реализации Тематика Формы Ответственные Результат сентябрь Обследование эмоционального состояния воспитанников Карты, Диаграммы Рисуночные тесты, Вопросы Воспитатель, Психолог. Диагностические карты с результатами исследования октябрь Понятие эмоция; Основные эмоции: Радость; Грусть; Злость; Страх; Обида; Удивление. Игры на развитие эмоций. Пиктограммы, Иллюстрации. Воспитатели «Покажи, что ты чувствуешь». ноябрь Причины появления эмоций; Эмоции: положительные и отрицательные. Чтение, Психологические этюды Воспитатели «Найди нужную эмоцию». декабрь Формы проявления эмоций. Практические задания, Этюда на выражение эмоций; Воспитатель Иллюстрации; Пиктограммы.
февраль Эмоциональный тон ощущений – наше отношение к качеству ощущений (нравится запах цветов и т.д.) Слушание музыкальных произведений; Рассматривание художественных произведений. Воспитатель, Музыкальный руководитель Музыкальные этюды; Звуки природы; «Звуки вокруг нас». март Настроение – длительное эмоциональное состояние. Причины положительного настроения, отрицательного настроения. Цветотерапия . Воспитатели «Нарисуй свое настроение» апрель Закрепление. Игры – драматизации, инсценировки. Воспитатели Пиктограммы май Анкетирование. Диагностика Воспитатели Результаты исследования
Сравнительный анализ сентябрь Февраль(промежуточный)
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"
Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели. В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая она бывает...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...
Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»
Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...
Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»
Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...
Консультация "Как обеспечить эмоциональное благополучие детей старшего возраста в дошкольном учреждении"
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и ре...
Педагогический проект « Развитие связной речи детей старшего возраста посредством инновационных и развивающих технологий»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходи...