Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по разделу «Дикие и домашние животные» с использованием ИКТ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тема занятия: «Необыкновенное путешествие».

Цель: обогащать и систематизировать знания детей по теме «Домашние и дикие животные»; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе по разделу «Дикие и домашние животные»                                        с использованием ИКТ

Подготовила: воспитатель первой категории                                                Астапенко Ольга Алекандровна

Тема занятия: «Необыкновенное путешествие».

Цель: обогащать и систематизировать знания детей по теме «Домашние и дикие животные»; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.

Задачи:

1.Образовательные: Продолжать уточнять и систематизировать знания детей о жизни диких и домашних животных. Отмечать характерные признаки животных. Уточнить, что каждому животному необходимо жилище, пища, тепло, необходимая среда обитания.

2.Развивающие: Развивать связную речь. Вызвать интерес к жизни животных, формировать навыки экологически безопасного поведения, расширять словарный запас (закрепление слов: травоядные, хищные, всеядные, лесник); развивать воображение, любознательность, память и мышление детей.

3.Воспитательные: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Материалы. Презентация «Дикие животные»; картинки с животными: корова, лошадь, собака,  кошка, мышь; изображение надворных построек, следов животных; аудиозапись «Звуки весны», мелодии «Поезд»; ватные палочки.

Предварительная работа: Просмотр изображений диких и домашних животных, их детёнышей, беседа о жизни животных, составление рассказов по картинкам. Чтение литературы по данной теме. Проведение дидактических игр: «Угадай по описанию», «Кто спрятался», «Кто где живёт»,  «Кто лишний». Проведение подвижных игр «Волк и зайцы», «Лиса в курятнике»».

НОД:

1.Организационный момент.                                                                                       Ребята давайте поздороваемся с нашими гостями.

 "Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение,

-Ребята, нам пришло письмо  от бабушки Матрёны. Хотите узнать, что в нём написано.
Оказывается, бабушка Матрёна приглашает, нас к себе в гости.  Хотите в гости?  Тогда отправляемся в волшебное путешествие. Закрываем глаза и произносим волшебные слова: «Крибле- крабле – бумс».

2.В гостях

Посмотрите, ребята, какая красивая избушка. Давайте позовём бабушку.

Б. Ой заработалась я ребята, слышу, слышу. Сколько ко мне гостей.

Б.Здравствуйте ребята! Какие вы молодцы, что заглянули ко мне в гости.

В.Бабушка, а ты живёшь здесь одна?

Б.Нет, ребята, не одна. У меня есть много помощников и друзей. Хотите с ними познакомиться. Милости прошу. А пока вы будете знакомиться с ними, я вам приготовлю угощение.

В. А чтобы узнать, кто живёт у бабушки надо отгадать загадки.

1)«С хозяином дружит, дом сторожит.

Живёт под крылечком,  а хвост колечком».

        (собака).

-Давайте назовём жилище собаки? ( конура)

-Какое это животное, дикое или домашнее? Почему?

-Какую пользу приносит хозяину? (охраняет дом).

-Ребята все животные рождают детёнышей и заботятся о них.

-Как называют детёныша собаки? (щенок).

2)А кто же это?

«В магазине не была,

На базаре не была,

А домой пришла

Молока принесла

Молока кому?

Хозяину своему?»

-А как называется жилище коровы? ( хлев).

-Чем питается корова?

-Как называется детёныш коровы? (телёнок).

- Какое это животное, дикое или домашнее? Почему?

-Какую пользу приносит корова для человека? (даёт молоко)

-А что можно сделать из молока? (сметану, кефир, масло).

3)А это кто ребята?

Сани возит он в мороз,
А в жару — телегу, воз,

Любит сено и траву

Ну и как её зовут?(лошадь)

-Назовите жилище лошади? (конюшня)

-Как называется детёныш лошади? (жеребёнок)

-Лошадь это дикое или домашнее животное? Почему?

-Как лошадь помогает человеку? (пашет, баронет, возит дрова)

4) «А кто это, сидит на крылечке.

Часто умывается, а с водой не знается?»

-А кошка где живёт у человека?  (в доме)

-А какую приносит пользу? (ловит мышей, поднимает настроение)  

-Как называют детёныша кошки?

-Ребята, как называют этих животных?

-Почему домашними?

Потому что о них заботится человек. Как он заботится?

 И многие домашние животные помогают человеку в его делах.

5) Ребята, а это кто?

«Маленький рост,

Длинный хвост,

Собирает крошки

Прячется от кошки» (мышка)

-Какое это животное дикое или домашнее? Почему?

Где живёт мышка? (в норке)

Правильно! Молодцы!

6)Ребята, вы слышите, кто-то плачет? У кого-то беда.

-Кто это, дети? (кролик)

Что у тебя случилось? Пропал малыш, он убежал в лес потерялся и там один теперь, голодный. Ребята давайте маме-крольчихе поможем найти её крольчонка и возьмём гостинец ему.

Что ест крольчонок? (морковку, капусту)

3.Путешествие в лес. А вы знаете как надо вести себя в лесу?

Дети: Не шуметь, чтобы зверей не испугать.

Воспитатель: А что же можно делать в лесу?

Дети:  Наблюдать, смотреть, слушать, можно помочь кому-то…

  Воспитатель: А на чем можно в лес отправиться?

Я предлагаю отправиться за кроликом  в волшебный лес на поезде.

Ну а теперь ребята, занимайте свои места и вместе с песенкой отправляемся:

«Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят».

Вот мы и приехали. Посмотрите как красиво кругом, какие большие деревья. Какой здесь свежий, чистый воздух.

Дыхательная гимнастика «Запах леса» вдыхаем через нос запахи леса- это запах хвои, выдыхаем через рот (2-3 раза). 

Кого мы можем встретить в лесу?

-Как можно назвать этих  животных одним словом? (дикие)

-А почему их называют дикими? (сами о себе заботятся, строят жилище)

-А еще, ребята, животные делятся на: травоядных, хищных и всеядных.

-Как вы думаете травоядные чем питаются? (растительной пищей).

-А чем питаются хищники? (другими животными).

-А чем питаются всеядные животные? (и растительной пищей и другими животными).

 

4.Встреча с животными.

Посмотрите, ребята, сколько много разных следов на снегу. Интересно, чьи они? А хотите узнать?

-Будьте внимательными, идите за мной по следам, нельзя разбегаться.

-Почему? (Чтобы не потеряться).

-Нельзя шуметь в лесу, кричать. Почему? (Чтобы не испугать лесных жителей).

-Посмотрите, ребята, кто это:

«День и ночь по лесу рыщет.

День и ночь добычу ищет

Ходит, бродит он молчком,

Уши серые торчком» (волк).

-Дети, а какой волк? (зубастый, голодный, злой).

-А чем питается волк? (другими животными)

-Значит он, какое животное? (хищное)

-Объясните пословицу - «Волка ноги кормят». У них длинные, сильные ноги и долго могут бежать за добычей.

-А как вы думается, волк полезное животное или вредное? ( Полезное)

Он питается только слабыми и больными животными, что способствует выживанию остальных зайцев. Ведь здоровые зайцы быстрые и могут убежать.

А это кто прячется рыжий за деревом.

«Хитрая плутовка

Рыжая головка

Хвост пушистый

А зовут её» (лисица)

-Дети, какая лиса? (быстрая, ловкая, рыжая, пушистая)

-А чем она питается? (зайцами, мышами, птицами)

-Значит лиса какое животное? (хищное)

-Ребята, а вы знаете, что означает выражение «лиса- мышкует» (ловит мышей). Она может долго сидеть, вытянув шею и наблюдать, где появится мышка.

Давайте попрощаемся с лисичкой.

 Ребята, а вы знаете кто такой «лесник».  Лесник - это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы.

Я буду, говорит слова, и показывать движения, а вы будете повторять их за мной.

Физкультминутка "Лесник"

Ходит по лесу лесник, (Имитационные движения ходьбы)
Он шагать в лесу привык.
Здесь ему совсем, как дома, (
Руки в замок над головой - крыша дома)
Все давным-давно знакомо.
Взгляд лесничего остер: (
Повороты в сторону - вглядывание вдаль)
Тут недавно был костер - 
Под ветвями тлеет жар, 
Не досмотришь и - пожар. (
Приседание и поднимание рук вверх - имитация пламя огня)                                                                                                                                       Вот мы с вами отдохнули и нам пора идти дальше.

Ребята, а что это за бугорок, кто же здесь живёт? Давайте поближе подойдём.

«Кто в берлогу спать ложится-

Волк, медведь или лисица?» (медведь)

 -Ребята, какой медведь? (большой, сильный, ленивый)

-А чем питается медведь? ( грибами, ягодами, травой, рыбой, другими животными)

Значит, какое это животное? (всеядное)

Что делает медведь зимой? (спит)

Впадает в спячку.

Спячка-это малоподвижный, сонный образ жизни.

А вы знаете, что зимой в берлоге родятся медвежата совсем крошечные детеныши. Они весят всего полкилограмма. У такой большой мамы такой маленький детёныш. (интересно, правда)? А это потому, что мама зимой ничего не ест и молока у неё мало. Если медвежонок был большой, ему надо было много еды, то есть молока. 

-А вы знаете, что будет, если медведя разбудить зимой? 

А мы знаем игру про медведя.

Физкультминутка.

Как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          
(приседаем)
И на елке снег, снег,               
  (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.           
 (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь, 
  (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шумите ,                                                                                                                               И медведя не будите.         
  (пальчик к губам, шепотом)

Давайте потихоньку уйдём дальше, чтобы не разбудить. Иначе он рассердится, что мы побеспокоили  его раньше времени.

Ребята, давайте устроим небольшой привал и поиграем в игру «Звери заблудились».

Ребята, в лесу живут какие звери? (дикие)

А у бабушки Матрены? (домашние)

Вот представьте себе, если бы дикие звери стали жить дома у человека, а домашние в лесу, что было бы. Подумайте.
Например, лиса, стала домашним животным. Какая она? (Она поела кур, уток)

А  представьте, какой волк? (злой, опасный).

А медведь, ребята, спит всю зиму? А когда проснётся, будет тоже злой и голодный.

И пользы от них никакой. Поэтому пусть они живут в лесу. А домашние животные: корова, лошадь, свинья жить в лесу не смогли бы, почему? (они сами не могут строить себе жилище, заготавливать корм и защищать себя)

Поэтому пусть дикие живут в лесу, а домашние рядом с человеком.

Ребята, пойдёмте дальше по следам, может, встретим крольчонка?

Как здесь красиво, но чего-то не хватает? Какое сейчас время года? (весна настала)

Солнышко светит но, не греет. У него нет совсем лучиков. Давайте их с вами нарисуем. А рисовать мы будем пальчиками. Отогреем солнышко от зимы.

Посмотрите, ребята, как сразу стало в лесу, тепло от нашего солнышка и радостно. (Музыка весны)

Ой, да это же наш кролик. Не бойся, мы тебя не обидим, отнесём к маме.

-Ты, наверное, голодный?

-Давайте угостим кролика!

-Что у нас в корзинке есть? (морковь, капуста.)

А пока он ест, за ним понаблюдаем.

-Какая у него мордочка?

-Какие глаза, уши, хвост?

-Почему кролик прыгает, а не ходит? (Кролик прыгает потому, что у него задние лапы длиннее передних.)

- Обратите внимание на его уши. Какие у него повадки? При испуге он прижимает уши к спине, а когда прислушивается, поднимает их.

-Какая шерсть у него? Давайте погладим.

Ну вот, ребята, теперь нам пора возвращаться. Нас у леса поезд ждёт. Дети идут.

Выходят к поезду. Встают друг за другом, образуя поезд. И напевая песню «уезжают». Аудиозапись мелодии «Поезд».

«Вот поезд наш идёт,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят».

Итог. -Молодцы ребята, вы в лесу не заблудились и  крольчонка нашли.

Б.Спасибо, ребята вам за помощь. Да какие вы добрые, умные, смелые. Угощайтесь моими пирожками.

 -Давайте поблагодарим бабушку и расскажем ей, каких животных мы сегодня встретили в лесу.  

-Какие они домашние или дикие?

-А каких вы ещё знаете диких животных?

-Почему они дикие? А какие животные живут у бабушки? Каких можно назвать одним словом? (домашние) Почему их называют домашними?

Молодцы!

    А нам пора домой. Попрощаемся со всеми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки». Беседа о домашних животных»Цель: закрепить знания детей о домашних животных...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Дикие животные зимой"

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Дикие животные зимой"...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Дикие животные".

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему "Дикие животные"....

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных»

Конспект по познавательному развитию в средней группе «Осенние посиделки. Беседа о домашних животных»Цель: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления ...

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе на тему : "Дикие и домашние животные"

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе на тему : "Дикие и домашние животные"...

Конспект занятия по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Дикие и домашние животные»

Цель: закрепить знание воспитанников о домашних и диких животных.Задачи:Образовательные:• Закреплять знания детей о диких и домашних животных, месте их обитания, их характерных признаках.Раз...