проект Радуга
проект (средняя группа) на тему

Кошелева Нелли Федоровна

проект Радуга в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya_k_proektu.docx455.34 КБ

Предварительный просмотр:

Игровая деятельность

Дидактические игры:

«Сложи узор»

Цель: развивать цветоощущение,  пространственное воображение, умение синтезировать и комбинировать.

«Блоки Дьенеша»

Цель: учить группировать предметы  по цвету, учить работать по образцу.

Развивать творческие способности, воображение, фантазию, умения видеть характерные признаки предметов.

«Собери гусеницу»

Цель: знакомить детей со спектральными цветами. Развивать мелкую моторику рук.

«Солнышко и Снеговик»

Цель: учить различать  и подбирать холодные и теплые цвета.

«Навстречу радуге»

Цель: знакомить детей с цветами солнечного спектра.

«Разноцветные гномы»

Цель: закреплять знания о цветах и оттенках. Развивать внимание и логическое мышление.

«Разноцветные предметы»

Цель: закреплять знания о цветах и оттенках. Развивать зрительную память, произвольное внимание,  логическое мышление.

«Цвета и краски»

Цель: знакомить с цветами и их оттенками, тренировать внимание, развивать память.

«Радужные облака»

Цель: формировать представление о цветах радужного спектра, об окружающем мире; развивать мелкую моторику пальцев рук.

«Радуга-дуга»

Цель:  знакомить детей со спектральными цветами.

Настольные игры:

«Цветное домино»

Цель:  развивать у детей знания цветов, их оттенков.  Развивать внимание и зрительную память. 

«Лёля и Серёжка в мире цвета»

Цель: знакомить с цветами радужного спектра, научить объединять предметы в группы по цветовому признаку, а так же концентрировать внимание на картинке с объектом и находить ее среди множества других.

Коммуникативная деятельность

Составление рассказа по картине «Что есть синего цвета (и др.)»

Задачи: развивать речь и словарный запас детей. Развивать цветовое восприятие, наблюдательность. 

Беседа:  «Какой цвет любимый»

Задачи: активизировать словарный запас детей. Развивать навыков связной речи, цветовое восприятие.

Двигательная деятельность

Подвижные игры:

«Цветные автомобили»

Цель: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развивать внимание, закреплять правила дорожного движения.

«Светофор»

Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, закреплять правила дорожного движения. Совершенствовать восприятие цвета.  Развивать внимание, зрительное восприятие.

«Краски»

Цель: закреплять знание цвета и оттенков; совершенствовать навыки основных движений.

«Ах ты, Радуга - дуга»

Цель: закреплять у детей знание цветов радуги в их последовательности.

Пальчиковая гимнастика 

«Радуга»



       Посмотрите: радуга над нами,

(Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение)

Над деревьями,

(Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)

Домами,

(Руки сложены над головой крышей)

И над морем, над волной,

(Нарисовать волну рукой)

И немножко надо мной.

(Дотронуться до головы) 

Изобразительная деятельность

Рисование: «Давайте познакомимся, я оранжевый»

Задачи: учить детей, смешивая цвета, получать другой цвет; совершенствовать технику рисования гуашью.


Рисование: «Радуга»

Задачи: научить детей рисовать радугу плавными линиями, закрепить знание цветов радуги и порядок их расположения. Продолжать учить аккуратно накладывать одну краску на другую только по высыхании.


Лепка: «Радуга»

Задачи: продолжать знакомить с природным явлением радуги. Помочь запомнить порядок расположения цветов в радуге. Развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию.

Аппликация: «Радуга»

Задачи: учить составлять из семи основных цветов спектра радугу, последовательно располагая цветные полоски. Совершенствовать технические навыки у детей: умение аккуратно наклеивать готовые формы. Развивать творческое воображение, умение представлять свою будущую работу.

Познавательно – исследовательская деятельность

Эксперимент «Радуга появись»

Цель: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.

Просмотр презентации «Цвета Радуги»

Цель: познакомить детей с цветами радуги их последовательностью.

Восприятие художественной литературы

Чтение:

 Автор: В. Катаев

«Цветик – семицветик »

Жила девочка Женя. Однажды послала её мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.

Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.

- Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять.

Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.

Вдруг откуда ни возьмись - старушка.

- Девочка, девочка, почему ты плачешь?

Женя старушке все и рассказала.

Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:

- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.

С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.

- Этот цветик, - сказала старушка, - не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.

Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но ни садика, ни старушки как не бывало.

Что делать? Женя уже собиралась по своему обыкновению заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про заветный цветок.

- А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!

Женя поскорее оторвала желтый лепесток, кинула его и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я была дома с баранками! Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок!

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: "Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!"

Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки.

- Ты опять что-то разбила! - закричала мама из кухни. – Не мою ли самую любимую вазочку? Тяпа-растяпа!

- Нет, нет, мамочка, я ничего не разбила. Это тебе послышалось! - закричала Женя, а сама поскорее оторвала красный лепесток, бросила его и прошептала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая! Не успела она это сказать, как черепки сами собой поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни - глядь, а ее любимая вазочка как ни в чем не бывало стоит на своем месте. Мама на всякий случай погрозила Жене пальцем и послала ее гулять во двор.

Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

- Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

- Чего захотела! Не видишь - это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.

- Какой же это Северный полюс, когда это одни доски?

- Не доски, а льдины. Уходи, не мешай! У нас как раз сильное сжатие.

- Значит, не принимаете?

- Не принимаем. Уходи!

- И не нужно. Я и без вас на Северном полюсе сейчас буду. Только не на таком, как ваш, а на всамделишном. А вам - кошкин хвост!

Женя отошла в сторонку, под ворота, достала заветный цветик-семицветик, оторвала синий лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы я сейчас же была на Северном полюсе! Не успела она это сказать, как вдруг откуда ни возьмись налетел вихрь, солнце пропало, сделалась страшная ночь, земля закружилась под ногами, как волчок. Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, одна-одинешенька оказалась на Северном полюсе, а мороз там сто градусов!

- Ай, мамочка, замерзаю! - закричала Женя и стала плакать, но слезы тут же превратились в сосульки и повисли на носу, как на водосточной трубе. А тем временем из-за льдины вышли семь белых медведей и прямехонько к девочке, один другого страшней: первый - нервный, второй - злой, третий – в берете, четвертый - потертый, пятый - помятый, шестой - рябой, седьмой – самый большой.

Не помня себя от страха, Женя схватила обледеневшими пальчиками цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток, кинула и закричала что есть мочи:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб я сейчас же очутилась опять на нашем дворе! И в тот же миг она очутилась опять во дворе. А мальчики на нее смотрят и смеются:

- Ну и где же твой Северный полюс?

- Я там была.

- Мы не видели. Докажи!

- Смотрите - у меня еще висит сосулька.

- Это не сосулька, а кошкин хвост! Что, взяла?

Женя обиделась и решила больше с мальчишками не водиться, а пошла на другой двор водиться с девочками. Пришла, видит - у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого прыгалка, у кого трехколесный велосипед, а у одной - большая говорящая кукла в кукольной соломенной шляпке и в кукольных калошках. Взяла Женю досада. Даже глаза от зависти стали желтые, как у козы.

"Ну, - думает, - я вам сейчас покажу, у кого игрушки!"

Вынула цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток, кинула и сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы все игрушки, какие есть на свете, были мои! И в тот же миг откуда ни возьмись со всех сторон повалили к Жене игрушки. Первыми, конечно, прибежали куклы, громко хлопая глазами и пища без передышки: "папа-мама", "папа-мама". Женя сначала очень обрадовалась, но кукол оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади. Невозможно было сделать шагу, чтобы не наступить на куклу.

Вокруг, представляете себе, какой шум могут поднять пять миллионов говорящих кукол? А их было никак не меньше. И то это были только московские куклы. А куклы из Ленинграда, Харькова, Киева, Львова и других советских городов еще не успели добежать и галдели, как попугаи, по всем дорогам Советского Союза. Женя даже слегка испугалась. Но это было только начало.

За куклами сами собой покатились мячики, шарики, самокаты, трехколесные велосипеды, тракторы, автомобили, танки, танкетки, пушки. Прыгалки ползли по земле, как ужи, путаясь под ногами и заставляя нервных кукол пищать еще громче. По воздуху летели миллионы игрушечных самолетов, дирижаблей, планеров. С неба, как тюльпаны, сыпались ватные парашютисты, повисая на телефонных проводах и деревьях.

Движение в городе остановилось. Постовые милиционеры влезли на фонари и не знали, что им делать.

- Довольно, довольно! - в ужасе закричала Женя, хватаясь за голову.

-Будет! Что вы, что вы! Мне совсем не надо столько игрушек. Я пошутила. Я боюсь...

Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили... Уже весь город был завален до самых крыш игрушками. Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

Вели, чтоб игрушки поскорей убирались обратно в магазины. И тотчас все игрушки исчезли. Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и видит, что остался всего один лепесток.

- Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила - и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее. Пошла она на улицу, идет и думает:

"Чего бы мне еще все-таки велеть? Велю- ка я себе, пожалуй, два кило "мишек". Нет, лучше два кило "прозрачных". Или нет... Лучше сделаю так: велю полкило "мишек", полкило "прозрачных", сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще, чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или в цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться".

Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться. Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.

- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

- Витя. А тебя как?

- Женя. Давай играть в салки?

- Не могу. Я хромой.

И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.

- Как жалко! - сказала Женя. - Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

- Ты мне тоже очень нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! - воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. - Гляди!

С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.

И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.

Автор: М. Юнак

«Сказка про радугу»

Высоко-высоко в небе, на большом и красивом облаке жила Радуга.

Была она большой домоседкой. С облака её выманить было довольно трудно.

Выходила она из своего облачно-пушистого домика только после дождя. Чуть только покажется Солнышко, как она уже прыгает по последним капелькам дождика, смотрит на своё отражение и смеётся. Такая хохотушка! Через всё небо протягивает свои разноцветные полоски. А всего полосок семь. Радуга, глядя на них, ещё и считать училась, когда была совсем маленькая. Первая полоска – красная, вторая – оранжевая, третья -  желтая, четвертая – зеленая, пятая – голубая, шестая – синяя, седьмая – фиолетовая. Всего семь полосок.

- Какая красота. Радуга! Я так её люблю! — говорили люди на земле, поднимали головы и улыбались, глядя на неё.

Но вот однажды, прыгая после дождя по капелькам воды, Радуга не заметила, как допрыгала до маленькой дождевой тучки.

- Ой! – она не успела остановиться и влетела внутрь.

Как тут было темно и страшно. Светились только молнии, которые связками висели под потолком. Радуга хотела быстро выскочить назад, к Солнышку и своим друзьям людям. Но перед самым её носом дверь сама захлопнулась, и Радуга услышала чей-то злой хохот.

- Ха, ха, ха! – смеялась злая колдунья. А это была именно она. Колдунья жила в туче и очень не любила Солнышко, а, заодно, и хохотушку Радугу.

- Вот теперь я буду смеяться! – сказала она. – Никуда ты отсюда больше не выйдешь!

И колдунья посадила Радугу в сундук.

Когда следующий раз прошёл дождь, а потом выглянуло Солнышко, все завертели головами в поисках Радуги. Но её не было. И на следующий раз повторилось то же самое. И ещё, и ещё. Люди недоумевали, что случилось, почему Радуга после дождя больше не появляется.

И только один мальчик догадался, что с его любимой Радугой случилась беда.

Он думал, думал, как же её помочь. Он ведь даже не знает где она, и какая беда с ней случилась.

- Солнышко! – закричал мальчик, выбежав на улицу. — Может быть, ты знаешь, куда Радуга пропала?

- Давно я её видело, — задумалось Солнышко, — в последний раз, когда мы с ней играли, она очень быстро убежала вон туда.

И Солнышко показало в сторону темной дождевой тучи. Освещенная яркими солнечными лучами, туча мрачно переливалась и светилась недобрым светом.

- Без волшебства и колдовства тут, точно, не обошлось, – подумал мальчик.

Вернувшись домой, он сел на стульчик и задумался. Как же спасти своего друга – Радугу?

И тут он вспомнил о маленьком стишке, который он для Радуги сочинил, вспомнил, как они играли…

- Попробую прочитать стихотворение как заклинание и сделать маленькую Радугу. Может, чары спадут, и Радуга освободится?

Мальчик налил в стакан воды, принес зеркальце и белый листок бумаги. Усевшись перед открытым окном на самое освещенное место, он начал читать своё заклинание и колдовать:

 Солнца луч в окно вошёл,

Чашку на столе нашёл.

Он в водичке преломился,

От неё же отразился,

В Радугу преобразился!

Проговаривая слова заклинания, мальчик исполнял всё сказанное. Он опустил зеркальце до половины в воду, повернув его к Солнышку так, чтобы его лучи, отразившись от зеркала, попали в воду. С другой стороны чашки он поставил лист бумаги, чтобы убедиться, что всё получилось правильно.

Когда он закончил говорить, на листке бумаги засветилась маленькая Радуга.

Увлечённый своим делом, мальчик не заметил, что за окном вдруг потемнело. Туча разрослась и закрыла почти всё небо

- Ага! Тебе не нравится моё заклинание! – закричал он, посмотрев в окно. – Значит, оно действительно работает!

Мальчик побежал к другому окну, где туча ещё не успела закрыть Солнышко. Там он поставил чашку на подоконник и снова начал читать заклинание:

 Солнца луч в окно вошёл,

Чашку на столе нашёл.

Он в водичке преломился,

От неё же отразился,

В Радугу преобразился!

На последних словах за окном загрохотало. Мальчик посмотрел в окно и увидел, что туча разломилась надвое, из неё посыпались молнии, и хлынул дождь. Туча таяла на глазах. Когда она растаяла вся, и дождь прекратился, через всё небо протянулась яркая семицветная радуга.

- Ура! — закричал мальчик. – Мы победили злую колдунью! Мы растопили тучу! Ура!

Радуга тоже кричала там, наверху: «Ура!». Только на земле её не было слышно. Зато, все радугу увидели и очень обрадовались, что, наконец, она вернулась.

Никто и не знал, что она побывала в плену у злой волшебницы. Только Радуга и мальчик знали об этом. Но они никому не сказали, а только понимающе улыбнулись друг другу.

Автор: М. Шкурина

«Сказка про то, как краски рисовали»

Собрались как-то Синяя и Жёлтая краска рисовать. Взяли свои кисточки, ведерки с краской, бумагу, и пошли на лужок.

- Я нарисую небо, — сказала Синяя краска и нарисовала синее небо.

- А я нарисую солнце, — сказала Жёлтая краска и нарисовала яркое жёлтое солнышко.

- Я нарисую озеро, — сказала Синяя краска и нарисовала красивое озерцо.

- А я нарисую маленького утёнка, который будет щипать травку около озера, — сказала Жёлтая краска и нарисовала утёнка.

Затем Жёлтая краска посмотрела на утёнка, потом перевела глаза на Синюю краску и спросила:

- А травка? Как же он будет щипать травку, если у нас нет зелёной краски. Без неё мы не сможем нарисовать травку.

Да, — согласилась Синяя краска, — плохой рисунок получается без Зелёной краски. Жаль, что мы её не позвали с собой рисовать. Что делать?

Думали, думали и не заметили, что на небе появилась тучка, и стал накрапывать небольшой дождик. Схватили краски свой рисунок и побежали в беседку, чтобы укрыться от дождя. В беседке посмотрели они на рисунок и увидели, что дождь его намочил и краски потекли. Потекли и смешались между собой. Смещались между собой синяя и жёлтая краски, и получился зелёный цвет. Обрадовались Синяя и Жёлтая краски и стали рисовать новый рисунок. Синяя краска нарисовала небо и озеро. Жёлтая нарисовала солнышко и маленького утёнка возле пруда. Потом они смешали краски из своих ведёрочек, и получился у них зелёный цвет. Нарисовали они зелёную травку, на которой сидел зелёный кузнечик. Красивый рисунок получился.

Тут мимо них проходила Зелёная краска, увидела она рисунок и удивилась: «Как это вы без меня его нарисовали?!» А вы поняли как?

Автор: Т. Куликова

 

Сказка о радуге.


Жила-была маленькая девочка Катюша. Она была очень любознательная, ей все было интересно. Из-за этого она все время попадала в удивительные истории. На этот раз с ней приключилось вот что.
Одним летним днем Катюша гуляла на улице и вдруг увидела, что внезапно потемнело, поднялся ветерок, набежало много тучек, солнышко исчезло, и пошел дождик.
- Как интересно – подумала Катюша, - почему же идет дождик! Наверное, потому что серые облака закрыли солнышко!
Только она об этом подумала, как к ней обратилась маленькая капелька.
- Привет! Меня зовут Капелька. Давай дружить! Я прилетела из вон той серенькой тучки!
- Давай! – ответила Катюша – а расскажи, почему идет дождик?
- Дождик идет, потому что тучи, которые мы видим на небе состоят из воды, и эта вода попадает на землю в виде маленьких капелек! Но я хочу тебе показать нечто другое, еще интереснее! Смотри!
В этот момент дождик закончился, выглянуло солнышко, и в небе появилась разноцветная дуга. Она была очень красива и светилась разными красками.
- Вот это чудо! – воскликнула Катюша. – Что это?
- Это – РАДУГА! – сказала Капелька.
- А можно на нее как-нибудь попасть и рассмотреть поближе? – спросила Катюша.
- Конечно, я отнесу тебя туда! – ответила Капелька и подхватила Катюшу.
В один миг Катюша и Капелька оказались вверху на радуге. Она была необыкновенная. У нее было семь цветов, один ярче другого! Катюше во что бы то ни стало, захотелось узнать, как называются эти яркие цвета, в которые окрашены полоски у радуги. И подружки оказались на самой верхней полоске.
- Это Красный цвет – сказала Капелька – в этот цвет окрашено множество предметов. Самые вкусные из них – это клубника, малина, вишни, помидоры, яблоки. Еще разные цветы, бабочки, даже бантики у тебя в волосах красного цвета!
- Это Оранжевый цвет – перешагивая, продолжала Капелька - это цвет абрикос, моркови, апельсинов, тыквы, даже веснушек на носиках и щечках у деток!
- Этот цвет – Желтый. В него окрашено солнышко, звезды, некоторые бабочки и цветы, лимоны, бананы, дыни, а еще маленькие цыплята, песок и подсолнухи!
- Сделай еще шаг, и ты окажешься на полоске Зеленого цвета – цвета лесов, полей, весенней листвы, травы, еще огурцов, капусты и кабачков, крыжовника и арбузной корки.
- Следующий цвет – Голубой. Это цвет неба, васильков и незабудок
- Это – Синий. Цвет морей и океанов, рек и озер
- А это последний цвет – Фиолетовый. Цвет фиалок, ежевики, слив, смородины и баклажанов.
- Как жалко, все цветные полоски у Радуги закончились! – огорчилась Катюша.
- Ты не расстраивайся! – поспешила утешить Капелька – ведь вокруг тебя все такое разноцветное, и ты сможешь во всем увидеть частичку радуги, а иногда и саму Радугу! А теперь мне пора на облачко!
- Спасибо, Капелька! Прилетай еще, я буду ждать тебя и обязательно запомню все цвета такой яркой и интересной Радуги! – крикнула вслед улетающей Капельке Катюша.
С тех пор, когда на небе появляется Радуга, лицо Катюши светится от счастья, ведь она изучила все ее цвета!

Автор: А. Захарова

«Сказка о Радуге и Цветочке»

  На летнем лугу, у самого края леса рос маленький Цветочек. Его братья - полевые цветы - жили рядом, украшая своими яркими головками свой зеленый дом.

  Каждый день на луг прилетали пчелки, а по земле пробегали мимо знакомые букашки. Они часто останавливались и здоровались с белоснежным малышом, желая ему хорошего дня.

  Но сегодня, несмотря на теплый денек, Цветочек грустил и, подставляя свои лепесточки под ласковые лучи солнышка мечтал.

  - Ах, если бы, мои лепесточки были разноцветные.

  Услышав его слова, Незабудка, удивилась:

  - Чем же они тебе не нравятся?

  Кроха вздохнул.

  - Они белые, и мне кажется, совсем не интересные.

  - Зато у тебя желтая, яркая сердцевина похожая на наше красивое солнышко, - возразила соседка, красочного небесного цвета.

  - Но мне хочется быть более заметным. Посмотри какие все кругом красивые. Сколько ярких расцветок, переливаются на дневном свету: и нежные голубые незабудки, и броские красные маки, и даже воздушные желтые одуванчики. И только у меня белые лепестки... Я совсем какой-то ... неинтересный.

  - А какой цвет нравится тебе?

  Маленький мечтатель вздохнул еще печальнее.

  - Я не знаю. Мне нравятся все оттенки красок. Это так сложно - выбрать настроение цвета.

  Проходили дни. Все реже друзья видели счастливую улыбку малыша, а белоснежность его лепестков тускнела, становясь серой...

  Однажды к нему прямо на желтую сердцевинку села красивая Бабочка. Рассматривая ее разноцветные крылышки, Цветочек обрадовался. Он увидел того, кто мог ему помочь.

  - Здравствуй, милая Бабочка, - поспешил он обратиться к ней, боясь, что та улетит.

  -Здравствуй, - ответила яркая красавица.

  - Скажи, пожалуйста, откуда у тебя такие красивые крылышки?

  - Мне разукрасила их Радуга.

  - Радуга... - прошептал тот, - А что это такое?

  - Вот глупый! - рассмеялась новая знакомая, - Это - Царица Цвета!

  - Где же ты ее встретила? - не унимался Цветочек.

  - Я увидела ее над речкой, после дождя. И пролетая мимо, попросила у нее разукрасить мои крылышки.

  - Но это же, так далеко, а я не умею летать,- чуть не плакал, расстроенный малыш. - Значит я никогда не стану таким же красивым, как ты.

  - Что ты, Радуга никогда не сидит на одном месте, и когда-нибудь ты обязательно с ней познакомишься, - успокаивала крылатая путешественница.

  - Правда? - обрадовался маленький мечтатель и поскорее потянул головку вверх, расправляя лепесточки.

  - Конечно,- продолжала рассказ красавица, поправляя на свету крылья, на которых переливались яркие краски. - Для этого нужно только чтобы над вашим лугом прошел дождь, когда светит солнышко.

  - Но ведь так не бывает,- удивился, дрожа от нетерпения, Цветочек. - Когда идет дождь он обязательно спрячет солнышко за своей тучей.

  - Бывает, конечно же, бывает, - убежденно говорила Бабочка, успокаивая нетерпеливого малыша. - Что ты, она никогда не сидит на одном месте, и когда-нибудь ты обязательно с ней познакомишься.

  Попрощавшись, она улетела, а он остался ждать разноцветную Радугу. Но сколько бы ни ждал - никак не мог заметить, чтобы из тучи шел дождь, когда на небе светит солнышко.

  Уже отчаявшись дождаться ее, малыш перестал расправлять свои лепестки, его головка не танцевала на ветру с другими цветами, а стебелек наклонялся все ближе и ближе к земле.

  Но вот в один солнечный денек, ничем не отличавшийся от других, на их лужок пришла небольшая тучка, и из нее на землю мелкими каплями падал теплый дождь. Цветочек, с удивлением смотрел на нее. Рядом, совсем не прячась, ярко светило ласковое солнышко.

  В небе над зеленым полем появлялись волшебные цвета.

  - Радуга... - прошептал он.

  Ее лучи, переливаясь, нежно дотрагивались до растущих цветов, делая их еще более насыщенными. Вместе со своими друзьями Цветочек поспешил расправить лепесточки, и потянутся повыше, чтобы и к нему прикоснулись волшебные краски Царицы Цвета.

  - Радуга, Радуга, пожалуйста, дотронься и до меня своими цветными лучиками, - волнуясь, он громко звал ее, боясь, что она не увидит его, такого маленького, и не услышит его просьбу.

  Увидев белоснежный цветок, она улыбнулась.

  - Конечно. Какого цвета ты хочешь быть?

  Цветочек заробел, ведь он мечтал быть разноцветным, а не какого-то одного цвета. Он не хотел, чтобы добрая Радуга подумала, будто он жадный.

  - Сделай меня, пожалуйста, разноцветным, - тихо прошептал он.

  На что та весело засмеялась и ее разноцветные лучики дотронулись до каждого лепестка маленького Цветочка, окрашивая их в красный, желтый, фиолетовый, голубой, зеленый, оранжевый и синий цвет.

  Смеясь, необыкновенная художница спросила:

  - Посмотри, ты теперь не похож ни на одного из своих друзей! Как же нам тебя называть?

  - Не знаю...- прошептал разноцветный малыш. Он только растерянно улыбался, украдкой рассматривая яркие лепестки, не мечтая о еще одном подарке от доброй Радуги.

  А она, погладив его красочную головку, произнесла:

  - Я назову тебя Цветик-Семицветик.

  Радость маленького Цветочка стала еще больше: ведь у него теперь было и красивое имя, подаренное самой Царицей Цвета.

 

Автор: М. Толстунова 

                                        «Радужные сказки»

                                         МЫЛЬНАЯ ФЕЯ

– Кря-кря! Стая уток совершает вынужденную посадку в Мыльном океане! – сказала мама, и, с её подачи, три резиновые жёлтые уточки плюхнулись в ванну, где, словно айсберг, возвышалась намыленная Ириска. Четырёхлетнюю девочку на самом деле звали Ириной, но это имя было пока великовато, а его обладательница немного шепелявила. Так что приходилось побыть до поры до времени конфетой.

– М-м-м, как вкусно пахнет новый шампунь – настоящая клубника! – восхищалась мама, усердно массируя голову дочке, пока та занималась утоплением уток. Игрушки неизменно всплывали на поверхность и покачивались на буграх ароматной пены, насмешливо улыбаясь красными клювиками.

Оставив попытки расправиться с нахальными утками, Ириска протянула руку к шампуню и, открыв бутылку, с удовольствием вдохнула запах. Потом надавила – выпрыгнуло несколько радужных пузырьков.

– Мам, а сегодня на улице один мальчик надувал большущие мыльные шарики! Ты видела? Правда, красиво? Я тоже хочу…

– Завтра куплю тебе баллончик пузырей – тоже будешь надувать, – пообещала мама.

– А я сейчас хочу!

– Сейчас не получится: нужна специальная пластмассовая палочка с кольцом на конце – у мальчика была такая.

Ириска бросила шампунь в воду и капризно захныкала.

– Ну-ну, не плачь, воды и так полно. Послушай лучше сказку…

***

Жила на свете Мыльная фея. Девушка нежная, изящная, словно балерина. Она благоухала то розовыми лепестками, то лавандой, то лимоном – самыми чудесными ароматами. А шёлковое платье переливалось всевозможными оттенками: зелёного яблока, морских глубин, сливочного крема, спелой клубники.

Тёплый южный ветер Зефир влюбился в Мыльную фею без памяти. Каждое утро прилетал к открытому окну белоснежного дворца – полюбоваться красавицей и поиграть её золотистыми кудрями и складками платья, а потом с удовольствием разносил по окрестностям ароматы. Долгое время он не решался раскрыть свои чувства, но однажды набрался смелости и прошептал фее в розовое ушко, что любит её и хочет увезти в свой замок на берегу моря.

Мыльная фея рассмеялась:

– Что делать с таким непоседой? – сама фея никогда не покидала дворца, а Зефир почти всё время находился в движении и казался невидимым, лишь когда замедлял бег, можно было рассмотреть, что это миловидный длинноволосый юноша в сиреневом камзоле. – Что хорошего в муже, у которого ветер в голове гуляет? И вообще, морской климат мне противопоказан! – вода была для феи смертельна, поэтому она никогда не умывалась, но оставалась свежей и опрятной. – Да и силёнок у тебя маловато – ни поддержки, ни опоры!

Зефир рассердился не на шутку, подхватил Мыльную фею и понёс далеко-далеко, в родной замок. Ветер, храня ледяное молчание, будто и не был южным, летел много дней и ночей, пока не достиг какого-то мрачного города. В горле у Зефира пересохло от жажды, он начал слабеть, а на центральной площади как раз бил фонтан. Всё здесь было серым – дома из серого камня, мощённые булыжником улицы, серые кошки и собаки, сизые голуби, пыльные деревья в парке, серая одежда у прохожих, даже лица – бледно-серые. Фонтан был сделан из серого мрамора, поэтому вода казалась тёмной и мутной.

Зефир, приняв человеческое обличье, спустился к фонтану, чтобы попить, и поставил фею на бортик. Откуда ни возьмись выскочила собака и с лаем бросилась на чужаков. Фея испугалась, вздрогнула, поскользнулась и упала в воду, взметнув кучу разноцветных брызг. В мгновение ока она, издав короткий стон, растаяла, превратившись в пушистую пену, заполнившую чашу фонтана.

Ветер, опомнившись, присел на бортик и заплакал. Он сознавал, что красавицу погубило его безрассудство. Но раскаяние пришло слишком поздно.

Пена продолжала подниматься и вытекала за края чаши, шлёпаясь на серый булыжник. Фонтан, заполненный пеной, отбрасывал радужные отсветы на окружающие дома.

Тут подоспел мальчик – хозяин пса, а за мальчиком приковылял, тяжело опираясь на трость, дед. Старик остановился, зачарованный представившимся зрелищем: в стеклах очков заиграли радужные всполохи.

– Давным-давно, в детстве я любил пускать мыльные пузыри… А ну-ка, внучок, сбегай домой, найди в правом ящике моего комода белую палочку с кольцом на конце и принеси сюда, я фокус покажу, – внук и собака наперегонки побежали выполнять поручение, а дед продолжал, обращаясь к Зефиру: – Зря вы плачете, молодой человек. Как может грустить юноша с такими чудесными солнечно-золотистыми волосами и свежим румянцем? Местные жители уже забыли о существовании ярких цветов, лишь такие старики, как я, помнят.

– Я ветер, а не человек, – обиженно ответил странник, утирая слёзы, – А что с вашим городом?

– Однажды здесь прошла Пыльная ведьма и украла все краски. С тех пор мы влачим жалкое существование. Многие уехали – кому хочется жить в таком унылом месте? А сегодня случилось чудо!

Мальчик и пёс вернулись. Внук протянул деду палочку, и тот показал, как выдувать пузыри. Первый прозрачный шарик, переливаясь радугой, оторвался от палочки, плавно спустился вниз и, наскочив на булыжник, лопнул.

Зефир перестал всхлипывать, следя за пузырём.

Когда мальчик выдул мыльный шарик, Зефир, улыбнувшись, подул на него и отбросил к окну третьего этажа одного из домов. Из окна с любопытством выглянул другой мальчишка.

Потом ветер попросил палочку и, зачерпнув побольше пены, выдул огромный пузырь. Придерживая рукой, посадил в него собаку и пустил по ветру. Пёс, беспокойно и приглушённо гавкая, взлетел над домами.

– Он же разобьётся! – закричал мальчик, но собака благополучно опустилась на крышу одного из домов. Ветер, сжалившись, снял её и вернул мальчику.

Зефир развеселился и стал пускать один пузырь за другим. Выглянуло солнце. Над городом плыли громадные мыльные шары, через которые проходил солнечный свет, словно через витраж, окрашивая дома, изгороди, деревья, людей в яркие цвета.

Вскоре Зефиру наскучило это занятие и он, обещав заглядывать в гости, улетел в другие края. Кажется, ветер уже забыл свою печаль. А мальчик с дедушкой и другие жители города продолжали по очереди пускать мыльные пузыри – пена, а с ней и веселье всё не кончались.

Так Мыльная фея, сама того не зная, вернула городу краски и смех.

***

…Благоухающая Ириска была завёрнута в мягкое махровое полотенце.

– Мне жалко фею, но мыльные шарики такие чудесные… – мечтательно протянула девочка. – А в баллончиках, что продают в магазинах, пена из того фонтана? А можно выдуть шар размером с дом?

– Сейчас наденем любимую пижаму с собачками и спать, – ласково проговорила мама, прерывая поток вопросов.

– Завтра будем пускать пузыри, – ответила сонная, раскрасневшаяся после ванны Ириска.

«Сказка о лисичке и радуге»

«Сказка о лисичке и радуге» В большом таинственном лесу жила-была маленькая Лисичка. Больше всего она любила бегать по травке, петь веселые песенки, наблюдать за облаками и, конечно же, играть в прятки со своими друзьями. Однажды с малышкой приключилась очень загадочная и интересная история.

Как-то раз в лесу начался сильный дождь. Он лил целый день без остановки, небо было серое и мрачное, гремел гром, дул холодный ветер. Лисичка, спрятавшись под кустиком, ждала, когда наладится погода. К вечеру дождь потихоньку прекратился, и с последними его каплями на землю попала маленькая тонкая Дуга — прозрачная как дождинки, из которых она появилась. Дуга гуляла по лесным тропинкам, забралась на невысокий холмик и вдруг увидела прекрасную картину: на горизонте яркое солнце играло своими горячими лучами со свежей мокрой травой, а рядом разлило воду неглубокое море. Дуге очень захотелось одеться в эти разноцветные природные краски, но она не знала, что для этого нужно делать, стала очень грустная. Лисичка больше не могла смотреть на печальную Дугу, поэтому начала ей кричать:

– Скорее потрогай природу, она тебе поможет!

Дуга дотронулась своей холодной щечкой до раскаленных солнечных лучей, и неожиданно щечка окрасилась в красный цвет, другой щечкой прислонилась к солнышку, и стала оранжевой. Носиком потерлась о теплый солнечный свет, благодаря чему небольшая ее часть стала желтой, а ручками погладила сочную травку и стала зеленой. Левый бочок разукрасился цветом чистого доброго неба – голубым, правый – синим, цветом моря, а ножки – фиолетовым, в тон прекрасных лесных ирисов и колокольчиков. Дуга была очень радостная и счастливая, ведь она превратилась в Радугу!

С тех пор Радуга всегда навещала Лисичку после дождя, оставляя за собой прекрасную разноцветную дорожку.

Загадки:

Автор: Олеся Емельянова

Цветные загадки

Загадки в стихах для детей.

Он в яйце есть и в цыпленке,
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке.
(Желтый цвет)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.
(Зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет.
(Красный цвет)

Каждый апельсин им полон,
Веселей с ним даже клоун,
Он повсюду на лисе
И на белке в колесе.
(Рыжий цвет)

Снегом он лежит на крыше,
Чертят по нему и пишут,
Он в коровьем молоке
И в сметане, и в муке.
(Белый цвет)

Хоть таится в дымоходе,
У пантер он вечно в моде,
Да и негр его любой
Носит каждый день с собой.
(Черный цвет)

Он на небе в день погожий
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька,
Может он взлететь с цветка.
(Голубой цвет)

Он в асфальте и бетоне,
В теплом пухе на вороне,
В волке и его хвосте
И у кошек в темноте.
(Серый цвет)

Есть он в кофе, в чечевице,
В медвежонке и корице,
В шоколаде тоже есть –
Без него его не съесть.
(Коричневый цвет)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом.
(Синий цвет)

Увидав его под глазом,
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы.
(Фиолетовый цвет)

Скажет каждый мальчик зрячий
Про него, что он девчачий,
Если ж аиста макнем,
Станет, как фламинго, в нем.
(Розовый цвет)

Признак рыбы говорящей,
Он пиратом спрятан в ящик,
Есть в короне и в кольце,
И на сказочном крыльце.
(Золотой цвет)

Есть в малине. Без сомненья,
Есть в малиновом варенье,
А в банты и провода
Попадает иногда.
(Малиновый цвет)

Как основа камуфляжа,
Он в военном деле важен,
И его на свой манер
Носят танк и БТР.
(Цвет хаки)

Хоть безмерный и безвесный,
Говорят, что он телесный,
Но порою тело то –
Сумка, шарф или пальто.
(Бежевый цвет)

То он голубем воркует,
То тетеркою токует,
То из тучи воду льет,
То за дымом ввысь плывет.
(Сизый цвет)

Стишки-загадки про цвета

Я бычок, но не реву,
Потому, что я влюбленный!

— Я люблю щипать траву,
А любимый цвет -… 
(Зелёный)

На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно -…
(Голубой)

Говорила мама Боре:
— Не пойдем сейчас — опасно!
Потому, что в светофоре
Не зеленый свет, а…
(Красный)

Я бы красить василек
Даже черным цветом мог!
Но, не бойтесь, не покрашу!
Цвет его намного краше!
(Синий)

Одуванчику привет!
И привет купальнице!
Ваш веселый, яркий цвет
Всем нам очень нравится!
(Жёлтый)

Апельсинчик трогал Леша,
Ласково поглаживал:
— Ты красивый и хороший,
Круглый и…
(Оранжевый)

Маме в качестве подарка
Выбирайте розы вы!
Цветом красным, но не ярким,
По простому — …
(Розовый)

У тетрадного листочка
И у сахара кусочка,
И у соли, и у мела
Цвет какой бывает? -…
(Белый)

       Он из всех неяркий самый,
       Только веришь или нет

        — Можно видеть этот цвет
       И с закрытыми глазами!
      (Чёрный)

        Волк, ворона, воробьишка,
       Слон и маленькая мышка

        — Все они зимой и летом
       Одинаковые цветом!
       (Серый)



Автор: Л. Громова  

Загадки 

Разноцветно коромысло
Над дорогою повисло.
Семь цветов - одна дуга,
Это чудо -...
(Радуга) 

После дождика бывает,
Что полнеба закрывает.
Разноцветная дуга
Солнечная...
(Радуга) 

Солнышко, играя
В капельках дождя,
Радугой сверкает.
В небо уходя, 

Связывает вместе
Речки берега
Мостик поднебесный –
(Радуга-дуга!)

Культурно – досуговая деятельность

Развлечение «Вдоль по Радуге-дуге»

Задачи:

Закреплять у детей знание цветов радуги в их последовательности.

Развивать сенсорные способности.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, эстетическое отношение к природе.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный: изображение радуги (плакат), цветы на липучках, круг с липкой лентой, цветные дощечки.

Раздаточный: разноцветные колпачки, воздушные шары, обруч с цветными лентами.

Ход развлечения

Ведущий: Приглашаю вас в путешествие. Но сначала, отгадайте загадку: «Над рекой повисло разноцветное коромысло».

Дети: Радуга!

Ведущий:

Радуга красавица

Вам велела кланяться.

В гости приглашает,

В разноцветный край!

- Вот вам разноцветные колпачки, выбираем, надеваем и отправляемся в гости (дети выбирают колпачки понравившегося цвета).

Ведущий: Посмотрите впереди разноцветный мостик, нужно его перейти. Ой! Да здесь письмо! (читает)."Помогите! Ветер-озорник перепутал все цвета!"

Дети: Поможем, Поможем!

Игра: "Разноцветный мост" - дети складывают мост по цветам радуги.

Ведущий: Давайте проверим! Радуга придумала шутку-подсказку: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан!" Первая буква каждого слова такая же, как и первая буква названия цвета.

Каждый - красный,

Охотник - оранжевый,

Желает - желтый,

Знать - зеленый,

Где - голубой,

Сидит - синий,

Фазан - фиолетовый.

Ведущий: Молодцы! Мост перешли, дальше пошли. Вот цветочная поляна (на поляне разноцветные цветы). Давайте для Радуги-дуги сплетем венок.

Игра: "Радужный венок"

(каждый ребенок берет цветок и прилепляет к кругу на липучке).

На поляну входит Радуга-Дуга.

Радуга-дуга: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуй, Радуга-дуга! В гости мы к тебе пришли и подарок принесли (дарят ей радужный венок).

Радуга-дуга: Спасибо ребята!

Ведущий: А мы еще игру знаем про Радугу-дугу.

Игра: "Ах ты, Радуга-дуга" - дети бегают по поляне, ведущий говорит слова:

Ах ты, Радуга-дуга,

Ты высока и туга.

Вся разноцветная - вот красота,

Ты полюбуйся, какие цвета!

Всем теперь понравится

Радуга-красавица!

По окончании слов дети образуют цветной ручеек. Ручеек должен быть построен по цветам радуги. Радуга-дуга проверят правильность построения.

Радуга-дуга: Молодцы! А у меня для вас есть другая игра!

Игра: "Цветные ворота"

Ведущий и Радуга-дуга образуют ворота. Дети берутся за руки, образуя цепочку. Взрослые говорят считалку, а цепочка быстро старается пройти между ними.

Вот цветные ворота,

Пропускают не всегда.

Отворяем ворота,

Пропускаем раз.

Цветные ворота,

Пропускаем два!

А на третий раз

Не пропустим мы вас!

Игроки опускают руки вниз - ворота закрываются. Те дети, которые оказались пойманными становятся воротами. Игра продолжается до тех пор, пока не будет пойман последний игрок.

Радуга-дуга: А теперь, ребята, я предлагаю вам и вашим родителям покататься на цветной карусели. Выбирайте свой цвет, держитесь за ленту и поехали!

Игра: "Цветная карусель"

Еле-еле, еле-еле

Закружились карусели.

А потом кругом, кругом,

Все бегом, бегом, бегом!

Тише-тише, не спешите!

Карусель остановите

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра!

Ведущий: А мы, Радуга-дуга, про тебя стихотворение знаем (дети хором рассказывают стихотворение "Радуга" Г. Лагздынь).

Радуга-дуга: Порадовали вы меня! Вот разноцветные шары вам в подарок от меня (дети выбирают воздушный шар понравившегося цвета).

Дети: Спасибо Радуга-дуга! До свидания!

Консультация для родителей

« Знакомство дошкольников с цветом»

  “Уметь срывать с палитры те цвета, которые ложась на холст, выражали бы желаемые чувства и содержание, - великое мастерство.»  М. Сарьян.

Цвет – один из самых эмоционально насыщенных изобразительных знаков. Это особый мир со своими законами, часть которых вполне доступна для освоения  детьми дошкольного возраста.

До четырёх лет цвет для ребёнка не играет существенной роли в рисовании. Он пользуется лишь одним оттенком какого-либо цвета. Всё, что определяется как зелёное, он рисует только ярко-зелёной краской, синее – ярко-синей, всё жёлтое – жёлтой, даже, если в наборе красок имеются и другие оттенки этих цветов.

Но уже к четырём - пяти годам у детей ярко проявляется способность к цветоощущению, зрительный анализатор сформирован достаточно хорошо. Дети этого возраста способны различать разнообразные цвета и их оттенки, осознанно использовать цвет в своих работах. У них появляются такие вопросы: “Как можно выделить зелёное дерево на зелёном лугу? Зелёную гусеницу на зелёном листочке? Белого зайку на белоснежном сугробе?” Вот тут необходима помощь взрослых. И делать это мы будем  не спеша, постепенно подводя ребёнка к поиску ответов на данные вопросы.

Первым нашим помощником в развитии у детей цветового восприятия является природа. Её многоцветие по-своему радует нас во все времена года. Если научиться внимательно вглядываться, то мы увидим богатейшую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей, листвы. Да, летом все листья зелёные, но предложите ребёнку положить маленький листок берёзы на широкий – тополя, и мы увидим огромную цветовую разницу. А если приглядеться к листочкам, освещённым солнечным светом? Поверхность листа, отражающая цвет неба – голубовато-зелёная и блестит, а изнанка – золотисто-зелёная. Упала тень от соседнего листочка – это совсем новый оттенок. Зелёная гусеница пересекает лист, её очень хорошо видно, у неё свой оттенок зелёного цвета.

Зимой мы будем наблюдать с детьми палитру светлых оттенков голубого, синего, фиолетового цвета. Интересно сравнить, как цвет снега меняется в зависимости от цвета неба. Одинаков ли он в солнечный день и пасмурный, утром и вечером? А какого цвета тени на снегу, углубления от разных следов?…

Осень для нас предоставит богатейшую палитру оттенков тёплых цветов – жёлтого, оранжевого, коричневого, бордового, красного и многих других. Гуляя с детьми в лесу или парке можно набрать огромный букет листьев, засушить их дома, затем помочь детям составить из них красивую картину. С листочками можно и поиграть, выкладывая из них веночки по цвету, раскладывая в ряд листочки одного цвета от самых светлых до самых насыщенных оттенков.

Весной природа дарит нам нежнейшие цвета и оттенки мягких, пастельных тонов – кремовый, розовый, абрикосовый, охристый, светло-жёлтый.

Наблюдая, любуясь красотой природы, мы подведём детей к пониманию цветовой гармонии. Они уже не скажут: “Небо - синее, облака и снег – белые, ночь – чёрная”, так как знают,  что небо бывает и алое, и фиолетовое, и зеленоватое, и насквозь позолоченное солнцем, и почти что белое, и многоцветное.

Но как перенести увиденное на лист, передать эту красоту в рисунке? Мы сможем помочь детям, используя игры с палитрой. Сначала познакомим их с “беляночкой” - белой гуашью, и научим смешивать белила со всеми другими красками. На наших глазах происходят чудеса - из ярких, насыщенных краски превращаются в нежнейшие пастельные тона. Попросим детей нарисовать то, что они изобразили. Получаются интереснейшие истории и сказки - “Розовые”, “Голубые”, “Бирюзовые” и другие.

Затем “подружим” детей с чёрной краской, ведь и она по-своему хороша. Для этого добавим в каждую краску на палитре чуть-чуть чёрной. Что произошло? Краски стали не яркими, а приглушёнными. Теперь мы будем рисовать и придумывать новую сказку – “Сказку ночи”.

Следующий этап – смешивание между собой основных цветов – красного, жёлтого и синего для получения дополнительных. Смешаем красную с жёлтой и получим множество оттенков оранжевого цвета, красную с синей – оттенки фиолетового цвета, синюю с жёлтой – зелёные оттенки.

Игры с палитрой бесконечны. Число получаемых ребёнком оттенков разного цвета очень многообразно. Ребёнок чувствует себя “своим” в удивительном мире цвета. Он научится предвидеть результат сложного смешивания красок, получать нужный ему оттенок.

Закрепить устойчивые представления детей о цвете, развить зрительное восприятие нам помогут дидактические игры. Психолого-педагогические исследования показывают, что такие игры повышают эффективность обучения. Предлагаем вам сделать вместе с детьми игру: “Цвет и форма”.

Для этого нужно:

1.Подготовить поле – половину или четверть листа ватмана;

2.Вырезать геометрические формы: треугольники, квадраты, круги, ромбы, прямоугольники, овалы разной величины;

3.Раскрасить их вместе с детьми  в разные цвета и оттенки.

Варианты этой игры:

1 вариант. Предложить детям выложить дорожки из одного вида фигурок, начиная с самого тёмного оттенка и заканчивая самым светлым. В результате получится дорожка, например, из кружочков серых оттенков, из розовых треугольников, овалов синих оттенков и так далее.

2 вариант. Выложить из геометрических фигур разного цвета различные предметы и обыграть.

3 вариант. Выложить из геометрических фигур разных оттеков одного цвета “Королевство красной краски” – домики, сад, человечков, животных, транспорт. Затем для жёлтой, голубой и других красок. Придумайте с детьми интересную сказку, “оживите” этих героев.

4 вариант. По такому же принципу выкладывается “ Королевство тёплых красок” из фигурок жёлтого, красного, оранжевого цвета и их оттенков, а также “Королевство холодных красок” из фигурок синего, фиолетового, голубого цвета и их оттенков.

5 вариант. Выложить из геометрических форм разного цвета и оттенков орнамент по образцу.

6 вариант. Тот же вариант игры, но по замыслу и желанию ребёнка: узор на полоске- шарфик, ковёр, дорожка; узор на круге- тарелочка, поднос; узор на одежде, на мебели, на игрушках и др. Например- “Украсим лошадку”, “Нарядное платье”, “Красивый платочек”.

7 вариант. Выложить из геометрических форм цветочки на поле /часть ватманского листа/. Получится чудесная цветочная полянка. Усложнить задание - “Цветочная полянка в солнечный денёк” или “Цветочная полянка в пасмурный день”. В чём их различие?

8 вариант. Выложить из разноцветных геометрических форм “Радугу”, чётко соблюдая последовательность размещения цветов, используя напоминалку “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

9 вариант. Поиграйте в игру “Четыре художника”. У каждого времени года своя палитра, вырежем её из бумаги белого цвета, а дети наложат на них геометрические формы соответствующих цветов и оттенков. Чем они отличаются?

Вы можете придумать свои варианты этой игры, а также использовать и другие игры с цветом.

Так, ненавязчиво, любуясь вместе с детьми естественными красками природы, смешивая различные цвета на палитре, играя в настольные игры, мы раскроем им мир во всей своей сложности, многозначности и многоцветности. И тогда мы увидим в детских рисунках не просто изображения, а выразительные художественные образы. А дети испытают радость от самовыражения в рисунке!

Консультация для родителей

«Как знакомить детей с цветом»

Детей нужно учить узнавать и называть цвет знакомых предметов (игрушки, одежда, овощи, фрукты, группировать предметы по цвету, называть цвет движущихся предметов).

Знакомить с цветом детей можно на прогулке (рассмотреть цвета радуги, летние и осенние листья, цветы, машины и т. д.).

Для стимулирования интереса детей к изучению цвета можно устроить соревнование – кто больше назовет объектов определенного цвета. Также родителям рекомендуется обращать внимание ребенка на цвет выращиваемых в огороде плодов; продуктов, вещей в магазине;  все что находится окружении ребенка (в т. ч. домашний интерьер).

Учите ребенка определять цвет своей одежды, обуви, игрушек. Обязательно покупайте книги и игры для ознакомления с цветом.

Уважаемые родители помните, во многом обучение ребенка зависит от вашего отношения. Поэтому играете вместе с детьми, экспериментируйте с цветами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект Радуга общения

Одной из важных задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая её часть - развитие коммуникативности ребенка, т.е. умение общаться со сверстниками и взрослыми. Особую важнос...

Физкультурно-оздоровительный проект «Радуга здоровья»

Физкультурно-оздоровительный проект «Радуга здоровья». Тип : долгосрочный...

Педагогический проект «РАДУГА ОТКРЫТИЙ» для детей и родителей средней группы

С  самого рождения детей  окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах,...

Творческий проект "Радуга мечты"

Основное направление этой творческой акции – помочь выстроить позитивные отношения между детьми и родителями прямо во время работы над картиной. Это будет большое панно с радугами, наполненное чув...

Мини проект «Радуга здоровья»

Девиз проекта:Физическое воспитание – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость....