Проект « Чувашская народная культура».
проект на тему
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чувашская народная культура | 29.1 КБ |
proekt_chuvashskaya_narodnaya_kultura.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект « Чувашская народная культура».
Пирюшова Наталья Ивановна
Проект « Чувашская народная культура».
Актуальность проекта: В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.).
Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.
Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.
Цель проекта:
Формирование целостного представления у детей о культуре чувашского народа.
Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.
Задачи проекта:
1.Познакомить с основными концепциями происхождения чувашей; историей развития; вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой); знакомство детей с художественной литературой(народные сказки, легенды и мифы, пословицы и поговорки);
2. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров; развитие умений участвовать в спортивных играх.
3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому и настоящему; формирование способности индивидуального самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.
Вид проекта: Развивающий, творческий.
Проект по целевой установке: Познавательный.
Руководитель проекта: Пирюшова Н.И. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ с. Орловка С\ П детский сад «Березка»
Кошкинского района, Самарской области.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников и сотрудники.
Продолжительность проекта: 1неделя
Место реализации проекта: ГБОУ СОШ с. Орловка С\П детский сад «Березка»
Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы, орнамент, вышивка и др.
Информационное обеспечение:
- Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
- Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
- ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
- Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
- Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
- Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
- Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
- Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
- Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.
- Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
- Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
- Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
- Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин]. − Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993. − 351 с.
- Халăх сăмахлăхĕ : хрестомати. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта дети узнают:
- как выглядел чувашский национальный женский,мужской костюм (названия частей одежды: рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);
- названия головных уборов: масмак, тухъя, сурпан, хушпу;
- какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;
- элементов узора: сунтах, розетка кеске, как узор применяется в жизни;
- пополнят свой активный словарный запас;
- познакомятся с образами – символами чувашского узора;
- научатся создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов;
- о чувашских национальных играх;
- о художественной литературе.
1. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы».
Чтение стихов о предметах старины, о родном крае;
- Стихотворение М.Юхма «Братский ковш»
- «Заведено издревле было»
- «Чăвашăн ыр йăла нумай» («У чувашей много хороших традиций») Р.Сраби
- «О сурпане»
2.Чтение и рассказывание чувашских народных сказок: «На печи лежим, сказки слушаем».
- «Лиса – плясунья»
- «Мост Азамата»
- «Земля Улыпа»
- «Песня»
- «Почему ель и сосна вечно зеленые»
- «Девушка на луне»
3.Чтение рассказов И.Я.Яковлева:
- «Как я чулок вязала»
- «Лгун»
- «Лентяй, да меру знай»
- «Соня – сонуля»
- «На воре шапка горит».
4. Чувашские детские игры «Паттăр вăййнсем»:
- «Надень тухью»
- «Уголки»
- «Луна и солнце»
- «Бросание пояса»
- «Тили – рам»
- «Расходитесь!»
- «Колечко»
- «В быка»
- «Колобок»
- «Хищник в море»
- «Цыган»
- «Сидит Миша»
- «Водяной медведь».
5.Дидактические игры:
«Найди старинные предметы быта»
«Найди и назови» (элементы одежды чувашей)
«Слова приветствия»
«Найди такой же узор»
«Найди значение узора»
«Сложи чувашский узор»
«Что лишнее»
6.Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации:
Украшение фартука для Илемпи (рисование)
Салфетка для бабушки (аппликация)
Полотенце – рисование чувашской вышивки
Рубашка для Сетнера –рисование
Смешные маски для ряженых – конструирование
Изодеятельность по знакомым чувашским народным сказкам и легендам
Посуда – лепка по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий, характерная для чувашского быта
Работа с педагогами: Просмотр электронных презентаций для воспитателей:«Чувашская народная культура»,«Сувениры Чувашии», «Взгляд в глубину веков» (чувашская орнаментальная вышивка), «Чувашские народные декоративные промыслы»
Работа с родителями: Просмотр электронных презентаций дляродителей: «Чувашская народная культура»
Беседа «Нужно ли возвращаться назад в преданье старины глубокой Чуваш»
Консультация «Знакомим детей с культурой чувашского края»
Выставка изделий чувашского декоративно-прикладного искусства Чувашская вышивка»
Анкетирование родителей «Чувашская культура».
Чувашские народные шумовые музыкальные инструменты – конструирование из бросового материала
Заключение: Если в результате реализации проект не даст ожидаемого результата, то он будет исправлен и дополнен с учетом выявленных недостатков.
Предварительный просмотр:
Проект « Чувашская народная культура».
Пирюшова Наталья Ивановна
Проект « Чувашская народная культура».
Актуальность проекта: В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.
На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д.
Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.).
Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.
Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.
Цель проекта:
Формирование целостного представления у детей о культуре чувашского народа.
Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.
Задачи проекта:
1.Познакомить с основными концепциями происхождения чувашей; историей развития; вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой); знакомство детей с художественной литературой(народные сказки, легенды и мифы, пословицы и поговорки);
2. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров; развитие умений участвовать в спортивных играх.
3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому и настоящему; формирование способности индивидуального самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.
Вид проекта: Развивающий, творческий.
Проект по целевой установке: Познавательный.
Руководитель проекта: Пирюшова Н.И. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ с. Орловка С\ П детский сад «Березка»
Кошкинского района, Самарской области.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников и сотрудники.
Продолжительность проекта: 1неделя
Место реализации проекта: ГБОУ СОШ с. Орловка С\П детский сад «Березка»
Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы, орнамент, вышивка и др.
Информационное обеспечение:
- Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
- Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
- ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
- Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
- Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
- Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
- Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
- Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
- Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.
- Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
- Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
- Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
- Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин]. − Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993. − 351 с.
- Халăх сăмахлăхĕ : хрестомати. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта дети узнают:
- как выглядел чувашский национальный женский,мужской костюм (названия частей одежды: рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);
- названия головных уборов: масмак, тухъя, сурпан, хушпу;
- какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;
- элементов узора: сунтах, розетка кеске, как узор применяется в жизни;
- пополнят свой активный словарный запас;
- познакомятся с образами – символами чувашского узора;
- научатся создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов;
- о чувашских национальных играх;
- о художественной литературе.
1. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы».
Чтение стихов о предметах старины, о родном крае;
- Стихотворение М.Юхма «Братский ковш»
- «Заведено издревле было»
- «Чăвашăн ыр йăла нумай» («У чувашей много хороших традиций») Р.Сраби
- «О сурпане»
2.Чтение и рассказывание чувашских народных сказок: «На печи лежим, сказки слушаем».
- «Лиса – плясунья»
- «Мост Азамата»
- «Земля Улыпа»
- «Песня»
- «Почему ель и сосна вечно зеленые»
- «Девушка на луне»
3.Чтение рассказов И.Я.Яковлева:
- «Как я чулок вязала»
- «Лгун»
- «Лентяй, да меру знай»
- «Соня – сонуля»
- «На воре шапка горит».
4. Чувашские детские игры «Паттăр вăййнсем»:
- «Надень тухью»
- «Уголки»
- «Луна и солнце»
- «Бросание пояса»
- «Тили – рам»
- «Расходитесь!»
- «Колечко»
- «В быка»
- «Колобок»
- «Хищник в море»
- «Цыган»
- «Сидит Миша»
- «Водяной медведь».
5.Дидактические игры:
«Найди старинные предметы быта»
«Найди и назови» (элементы одежды чувашей)
«Слова приветствия»
«Найди такой же узор»
«Найди значение узора»
«Сложи чувашский узор»
«Что лишнее»
6.Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации:
Украшение фартука для Илемпи (рисование)
Салфетка для бабушки (аппликация)
Полотенце – рисование чувашской вышивки
Рубашка для Сетнера –рисование
Смешные маски для ряженых – конструирование
Изодеятельность по знакомым чувашским народным сказкам и легендам
Посуда – лепка по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий, характерная для чувашского быта
Работа с педагогами: Просмотр электронных презентаций для воспитателей:«Чувашская народная культура»,«Сувениры Чувашии», «Взгляд в глубину веков» (чувашская орнаментальная вышивка), «Чувашские народные декоративные промыслы»
Работа с родителями: Просмотр электронных презентаций дляродителей: «Чувашская народная культура»
Беседа «Нужно ли возвращаться назад в преданье старины глубокой Чуваш»
Консультация «Знакомим детей с культурой чувашского края»
Выставка изделий чувашского декоративно-прикладного искусства Чувашская вышивка»
Анкетирование родителей «Чувашская культура».
Чувашские народные шумовые музыкальные инструменты – конструирование из бросового материала
Заключение: Если в результате реализации проект не даст ожидаемого результата, то он будет исправлен и дополнен с учетом выявленных недостатков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе
В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...
Педагогический проект: Неделя Народной культуры Японии
Проект был реализован в рамках недели Народной культуры, проходившей в детском саду накануне Дня Народного Единства, строился с учетом ФГТ. Проведен в старшей группе. Здесь я представляю пример ...
Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания детей"
Благодаря проекту повысился интерес дошкольников к чувашским народным праздникам.У детей сформировались представления о нравственных ценностях,любовь и уважение к людям разных национальностей...
Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры. «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)
Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры. «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)...
Творческий проект по народной культуре. Календарные народные праздники.
В дошкольных учреждениях накоплен опыт в воспитании дошкольников и младших школьников на основе народной культуры, где педагоги – фольклористы успешно решают задачи нравственного, эмоционально-э...
Проект «Чувашская народная культура»
Актуальность проекта : В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством в...
Проект.Проект:" Русская народная культура и традиции".
Проект:" Русская народная культура и традиции"....