Проект « Чувашская народная культура».
проект на тему

Пирюшова Наталья Ивановна

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект « Чувашская народная культура».

Пирюшова Наталья Ивановна

Проект « Чувашская народная культура».

Актуальность проекта: В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.

На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д. 

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.).

Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.

Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. 

Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Цель проекта:

  Формирование целостного представления у  детей  о культуре чувашского народа.

Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.

Задачи проекта: 

          1.Познакомить с основными концепциями  происхождения чувашей; историей развития; вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой); знакомство детей с художественной литературой(народные сказки, легенды и мифы, пословицы и поговорки); 

2. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров; развитие умений участвовать в спортивных играх.

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому и настоящему; формирование способности индивидуального самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.

Вид проекта: Развивающий, творческий.

Проект по целевой установке: Познавательный.

 Руководитель проекта: Пирюшова Н.И. музыкальный руководитель  ГБОУ СОШ с. Орловка С\ П детский сад  «Березка»

Кошкинского района, Самарской области.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников и сотрудники.

Продолжительность проекта: 1неделя

Место реализации проекта: ГБОУ СОШ с. Орловка С\П детский сад  «Березка»

Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы, орнамент, вышивка и др.

Информационное обеспечение:

  1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
  2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
  3. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
  4. Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
  5. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
  6. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
  7. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
  8. Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
  9. Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.
  10. Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
  11. Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
  12. Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
  13. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин].  Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993.  351 с.
  14. Халăх сăмахлăхĕ : хрестомати. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта дети узнают: 

           - как выглядел чувашский национальный женский,мужской  костюм (названия частей одежды: рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);

- названия головных уборов: масмак, тухъя, сурпан, хушпу;

- какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;

- элементов узора: сунтах, розетка кеске, как узор применяется в жизни;

- пополнят свой активный словарный запас;

- познакомятся с образами – символами чувашского узора;

- научатся создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов;

- о чувашских национальных играх;

- о художественной литературе.

1. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы».

Чтение стихов о предметах старины, о родном крае;

- Стихотворение М.Юхма «Братский ковш»

- «Заведено издревле было»

- «Чăвашăн ыр йăла нумай» («У чувашей много хороших традиций») Р.Сраби

- «О сурпане»

2.Чтение и рассказывание чувашских народных сказок: «На печи лежим, сказки слушаем».

- «Лиса – плясунья»        

- «Мост Азамата»

- «Земля Улыпа»

- «Песня»

- «Почему ель и сосна вечно зеленые»

- «Девушка на луне»

3.Чтение рассказов И.Я.Яковлева:

- «Как я чулок вязала»

- «Лгун»

- «Лентяй, да меру знай»

- «Соня – сонуля»

- «На воре шапка горит». 

4. Чувашские детские игры «Паттăр вăййнсем»:

- «Надень тухью»        

- «Уголки»

- «Луна и солнце»

- «Бросание пояса»

- «Тили – рам»

- «Расходитесь!»

- «Колечко»

- «В быка»

- «Колобок»

- «Хищник в море»

- «Цыган»

- «Сидит Миша»

- «Водяной медведь».

5.Дидактические игры:

«Найди старинные предметы быта»

«Найди и назови» (элементы одежды чувашей)

«Слова приветствия»

«Найди такой же узор»

«Найди значение узора»

«Сложи чувашский узор»

«Что лишнее»

6.Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации:

Украшение фартука для Илемпи (рисование)

Салфетка для бабушки (аппликация)

Полотенце – рисование чувашской вышивки

Рубашка для Сетнера –рисование

Смешные маски для ряженых – конструирование

Изодеятельность по знакомым чувашским народным сказкам и легендам

Посуда – лепка по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий, характерная для чувашского быта

Работа с педагогами: Просмотр  электронных презентаций  для воспитателей:«Чувашская народная культура»,«Сувениры Чувашии», «Взгляд в глубину веков» (чувашская орнаментальная  вышивка), «Чувашские  народные  декоративные промыслы»

Работа с родителями: Просмотр  электронных презентаций  дляродителей:  «Чувашская народная культура»

Беседа «Нужно ли возвращаться назад в преданье старины глубокой Чуваш»

Консультация «Знакомим детей с культурой чувашского края»

Выставка изделий чувашского декоративно-прикладного искусства Чувашская вышивка»

Анкетирование родителей «Чувашская культура».

Чувашские народные шумовые музыкальные инструменты – конструирование из бросового материала

Заключение:  Если в результате реализации проект не даст ожидаемого результата, то он будет исправлен и дополнен с учетом выявленных недостатков.



Предварительный просмотр:

Проект « Чувашская народная культура».

Пирюшова Наталья Ивановна

Проект « Чувашская народная культура».

Актуальность проекта: В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.

На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т.д. 

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К.Д.Ушинский, А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П.Сакулина и др.).

Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.

Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. 

Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Цель проекта:

  Формирование целостного представления у  детей  о культуре чувашского народа.

Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.

Задачи проекта:

          1.Познакомить с основными концепциями  происхождения чувашей; историей развития; вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой); знакомство детей с художественной литературой(народные сказки, легенды и мифы, пословицы и поговорки); 

2. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров; развитие умений участвовать в спортивных играх.

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому и настоящему; формирование способности индивидуального самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.

Вид проекта: Развивающий, творческий.

Проект по целевой установке: Познавательный.

 Руководитель проекта: Пирюшова Н.И. музыкальный руководитель  ГБОУ СОШ с. Орловка С\ П детский сад  «Березка»

Кошкинского района, Самарской области.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников и сотрудники.

Продолжительность проекта: 1неделя

Место реализации проекта: ГБОУ СОШ с. Орловка С\П детский сад  «Березка»

Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы, орнамент, вышивка и др.

Информационное обеспечение:

  1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.
  2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.
  3. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.
  4. Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.
  5. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО
  6. Михайлова З.П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003
  7. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.
  8. Смирнов А.П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.
  9. Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.
  10. Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.
  11. Кузеев Р.Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.
  12. Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.
  13. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин].  Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993.  351 с.
  14. Халăх сăмахлăхĕ : хрестомати. – Шупашкар : Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл.: Чувашский фольклор

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта дети узнают: 

           - как выглядел чувашский национальный женский,мужской  костюм (названия частей одежды: рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);

- названия головных уборов: масмак, тухъя, сурпан, хушпу;

- какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;

- элементов узора: сунтах, розетка кеске, как узор применяется в жизни;

- пополнят свой активный словарный запас;

- познакомятся с образами – символами чувашского узора;

- научатся создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов;

- о чувашских национальных играх;

- о художественной литературе.

1. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы».

Чтение стихов о предметах старины, о родном крае;

- Стихотворение М.Юхма «Братский ковш»

- «Заведено издревле было»

- «Чăвашăн ыр йăла нумай» («У чувашей много хороших традиций») Р.Сраби

- «О сурпане»

2.Чтение и рассказывание чувашских народных сказок: «На печи лежим, сказки слушаем».

- «Лиса – плясунья»        

- «Мост Азамата»

- «Земля Улыпа»

- «Песня»

- «Почему ель и сосна вечно зеленые»

- «Девушка на луне»

3.Чтение рассказов И.Я.Яковлева:

- «Как я чулок вязала»

- «Лгун»

- «Лентяй, да меру знай»

- «Соня – сонуля»

- «На воре шапка горит». 

4. Чувашские детские игры «Паттăр вăййнсем»:

- «Надень тухью»        

- «Уголки»

- «Луна и солнце»

- «Бросание пояса»

- «Тили – рам»

- «Расходитесь!»

- «Колечко»

- «В быка»

- «Колобок»

- «Хищник в море»

- «Цыган»

- «Сидит Миша»

- «Водяной медведь».

5.Дидактические игры:

«Найди старинные предметы быта»

«Найди и назови» (элементы одежды чувашей)

«Слова приветствия»

«Найди такой же узор»

«Найди значение узора»

«Сложи чувашский узор»

«Что лишнее»

6.Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации:

Украшение фартука для Илемпи (рисование)

Салфетка для бабушки (аппликация)

Полотенце – рисование чувашской вышивки

Рубашка для Сетнера –рисование

Смешные маски для ряженых – конструирование

Изодеятельность по знакомым чувашским народным сказкам и легендам

Посуда – лепка по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий, характерная для чувашского быта

Работа с педагогами: Просмотр  электронных презентаций  для воспитателей:«Чувашская народная культура»,«Сувениры Чувашии», «Взгляд в глубину веков» (чувашская орнаментальная  вышивка), «Чувашские  народные  декоративные промыслы»

Работа с родителями: Просмотр  электронных презентаций  дляродителей:  «Чувашская народная культура»

Беседа «Нужно ли возвращаться назад в преданье старины глубокой Чуваш»

Консультация «Знакомим детей с культурой чувашского края»

Выставка изделий чувашского декоративно-прикладного искусства Чувашская вышивка»

Анкетирование родителей «Чувашская культура».

Чувашские народные шумовые музыкальные инструменты – конструирование из бросового материала

Заключение:  Если в результате реализации проект не даст ожидаемого результата, то он будет исправлен и дополнен с учетом выявленных недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Русская народная культура". Русские народные посиделки в средней группе

В данном материале представлена "паутинка" проекта "Русская народная культура" и конспект презентации проекта "Русские народные посиделки в средней группе"...

Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания детей"

Благодаря проекту повысился интерес дошкольников к чувашским народным праздникам.У детей сформировались представления о нравственных ценностях,любовь и уважение к людям разных национальностей...

Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры. «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)

Приобщение дошкольников к чувашской народной культуре через дидактические игры.  «Страна, в которой мы живем» (Игра в подготовительной группе)...

Фестиваль "Чувашская народная культура"

Конспект фестиваля направлен на приобщение педагогов к чувашской народной культуре....

Творческий проект по народной культуре. Календарные народные праздники.

В дошкольных учреждениях накоплен опыт в воспитании дошкольников и младших школьников на основе народной культуры, где педагоги – фольклористы успешно решают задачи нравственного, эмоционально-э...

Проект «Чувашская народная культура»

Актуальность проекта : В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством в...

Проект.Проект:" Русская народная культура и традиции".

Проект:" Русская народная культура и традиции"....