Проект "Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания детей"
проект (старшая группа) на тему
Благодаря проекту повысился интерес дошкольников к чувашским народным праздникам.У детей сформировались представления о нравственных ценностях,любовь и уважение к людям разных национальностей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №76 «Здоровейка»
Города Чебоксары Чувашской Республики
ПРОЕКТ
« Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания детей 5-6 лет»
Выполнила:
Алексеева Елена Михайловна
Чебоксары, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта…………………………………………………… | 3 | |
Актуальность (проблема)………………………………………….. | 5 | |
Анализ внешней и внутренней среды…………………………….. | 7 | |
Цели и задачи проекта……………………………………………... | 13 | |
Участники и их роль в реализации проекта……………………… | 14 | |
Ресурсы проекта……………………………………………………. | 15 | |
Механизм реализации проекта……………………………………. | 17 | |
План реализации проекта………………………………………….. | 19 | |
Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности…….. | 22 | |
Перспективы дальнейшего развития проекта……………………. | 23 | |
Список литературы………………………………………………… | 24 |
1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Таблица 1 – Паспорт проекта
Тема проекта | Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников |
Автор проекта | Алексеева Елена Михайловна воспитатель МБДОУ «Детский сад №76» г. Чебоксары |
Место реализации проекта | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76 «Здоровейка» города Чебоксары Чувашской Республики |
Проблема, на решение которой направлен проект | Наше общество «теряет» нравственные понятия. Если чувство нравственности не останется у старшего поколения, что же мы будем передавать нашим детям? |
Цель проекта | Приобщение детей старшего дошкольного возраста к нравственным ценностям посредством использования чувашских народных праздников. |
Задачи проекта |
|
Участники проекта | Проект предусматривает участие родителей, детей старшего дошкольного возраста и педагогов. |
Сроки реализации проекта | С 01.10.2015 по 30.04.2016г. (средней продолжительности) |
Ожидаемые результаты |
3. В группе пополнен уголок «Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка» (подобран наглядный и иллюстративный материал, оформлена картотека чувашских народных праздников, разработаны сценарии праздников, оформлена презентация для воспитателей). 4. У родителей сформирована педагогическая компетентность по ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Родители привлечены к участию в праздниках. |
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
На современном этапе задача всех образовательных учреждений - не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и воспитание духовной личности, так как от его интеллектуального, нравственного и культурного уровня развития во многом зависит будущее общества.
Решение проблемы духовно нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (2012). В данном документе и в « Национальной доктрине образования Российской Федерации» (2000) отмечается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, развитие культуры межэтнических отношений.
В 1993 году в Чувашской Республике вышел закон «О языках в Чувашской Республике», в котором указано, что граждане республики должны бережно относиться к родным языкам, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков, взаимно уважать языки и традиции.
Г.Н. Волков, впервые в науке применивший термин «этнопедагогика», отмечал: «… без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа».
Первой ступенью в механизме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности. Именно в дошкольном возрасте, как отмечает Б.И.Неменский, - «Необходимо привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к дереву культуры своего народа».
В ФГОС дошкольного образования в качестве основополагающих принципов дошкольного образования определены принципы приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёта этнокультурной ситуации развития ребёнка, что предполагает введение этнокультурной составляющей в содержание образования.
3. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРУННЕЙ СРЕДЫ
Анализ внешней среды
Содержанием нравственного воспитания детей является воспитание любви к родной земле, народу, его культуре и языку. Воспитание гуманных чувств, доброжелательного отношения к людям, потребности оказывать им бескорыстную помощь. Формирование умственных потребностей, осознанной дисциплины ответственного отношения к своим обязанностям, коллективному и общественному труду. Воспитание честности и правдивости, скромности, чувства чести, стыда и собственного достоинства.
Вопросами воспитания детей на народных праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (Г. Н. Волков, К. Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные праздники. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа даёт возможность на практике познать его культурно- исторический опыт.
Анализ ситуации к моменту реализации проекта выглядит следующим образом:
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ | ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ |
Заинтересованность родителей изучением чувашских народных праздников | Отсутствие четко выстроенной системы работы с детьми |
Накоплен разнообразный материал для работы с детьми (требует дополнения) | 65% педагогов не владеют чувашским языком |
Ознакомление с культурой чувашского народа осуществляется лишь в рамках тематической недели |
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №76 «Здоровейка» общеразвивающего вида города Чебоксары Чувашской Республики расположено по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Ленинского-Комсомола, 20А. Согласно Уставу, МБДОУ «Детский сад №76» г. Чебоксары управление его деятельностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, на принципах единоначалия и самоуправления. Руководство деятельностью учреждения осуществляется заведующим, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем.
Детский сад находится внутри жилого массива. Детский сад построен в 1975 году. Территория детского сада расположена в окружении панельных 5-ти этажных домов.
В районе расположения детского сада находятся социально значимые объекты: МБДОУ№83, МБДОУ№106,МБСОШ№17. Сотрудничает с ЧРДЮБ, ЧДМШ№5 им.Ф.М.Лукина, ЧГПУ им.И.Я.Яковлева, Чебоксарским профессиональным колледжом им.Н.В.Никольского.
Дошкольное образовательное учреждение осуществляет дошкольное образование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; «Программа образования ребенка-дошкольника». Науч. Рук. Л.В.Кузнецова. – Чебоксары. Чувашский республиканский институт образования, 2006. («Моя республика»)
В ДОУ функционирует 6 групп. Количество воспитанников в ДОУ – 153 детей. Количество педагогов – 15, из них 12 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 старший воспитатель, 1 инструктор по физической культуре.
ДОУ работает в режиме пятидневной рабочей недели, длительность пребывания детей в ДОУ – 12 часов, с 06:30 до 18:30.
В дошкольном учреждении создана материально-техническая база для жизнеобеспечения и развития детей, ведется систематическая работа по созданию и совершенствованию развивающей предметной среды.
Все помещения и участки соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, правилам и нормативам работы (СанПин 2.4.1. 3049-13), нормам и правилам антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности.
В каждой группе есть свое игровое, спальное, раздевальное, умывальное и туалетное помещение. Развивающая предметно-пространственная среда оснащена игровым, музыкальным и физкультурным оборудованием. В групповом помещении детей старшего дошкольного возраста «Капелька» оформлен уголок родного края, в котором располагаются куклы в национальных костюмах, флаг, герб, карта ЧР, сувениры, игрушки, предметы быта чувашского народа (веретено, монетки, предметы вышивки, посуда и др.) . В книжном уголке располагаются детские книги со сказками и рассказами о чувашском крае, сборник пословиц и поговорок, детские произведения чувашских авторов.
Мы провели анкетирование с родителями воспитанников старшей группы. В анкетировании приняло участие 20 родителей.
На первый вопрос анкеты «Считаете ли важным обращать внимание ребенка на то, к какой нации он принадлежит?» мы получили следующие ответы: 14 родителей дали положительный ответ, что составляет 70%, оставшиеся 6 человека дали отрицательный ответ, что составило 30%.
На второй вопрос нашей анкеты «Читаете ли Вы ребенку чувашские народные сказки?» мы получили следующие ответы: 2 родителя ответили, что читают (10%) и 18 родителей дали отрицательный ответ (90%).
На третий вопрос «Исполняете ли Вы в моменты общения с ребенком чувашские народные потешки?» мы получили следующие ответы: 18 родителей дали отрицательный ответ, что составляет 90%, оставшиеся 2 человек дали положительный ответ, что составило 10%.
На четвертый вопрос «Знаете ли вы чувашские народные праздники? Если да, то какие?» мы получили следующие результаты: 11 родителей, что составляет 55%, ответили что знают и 9 родителя, что составляет 45% , не знают.
На пятый вопрос «Есть ли в Вашей родительской практике игры, которые знакомят с чувашскими народными праздниками?» мы получили следующие результаты: 5родителей, что составляет 25% дали положительный ответ и 15 (75%) дали отрицательный ответ.
На шестой вопрос «Знаете ли Вы, какие произведения можно прочитать детям, которые будут воспитывать нравственные чувства у детей?» мы получили следующие результаты: 15 родителей дали положительный ответ, что составляет 75% и 5 родителей дали отрицательный ответ.
На седьмой вопрос «Как часто Вы читаете детям такие произведения?» мы получили следующие результаты:
а) очень часто;- ответили 14 родителей (70%);
б) иногда;- ответили 3 родителя (15%);
в) очень редко;- ответили 3 родителя (15%);
г) никогда; - ответили 0;
На восьмой вопрос «Нуждаетесь ли Вы в консультации по воспитанию нравственных чувств?» мы получили следующие результаты: 10 человек дали положительный ответ, что составляет 50%, оставшиеся 10 дали отрицательный ответ, что составило 50%.
Таким образом, можно говорить о том, что наибольший процент родителей хотя бы выбирают для чтения детям произведения нравственного содержания, но хотелось бы чтобы это были и чувашские народные сказки, потешки. Необходимо привить интерес родителей к культуре и быту своего народа, познакомить их с чувашскими народными праздниками, обрядами и традициями, играми.
С детьми старшей группы была проведена беседа, в ходе которой детям предлагалось ответить на вопросы. В опросе приняло участие 20 детей.
Для проведения беседы были разработаны следующие вопросы:
- Есть ли у тебя любимый чувашский народный праздник и как ты отмечаешь его дома?
- Какие чувашские народные праздники ты знаешь?
- Какие чувашские народные праздники отмечают в твоей семье?
- Как вы готовитесь к празднику? (называется тот праздник, который обозначил ребёнок)
- С какими чувашскими народными праздниками ты хочешь познакомиться? Почему?
Для обработки результатов беседы, были определены уровни сформированности знаний о чувашских народных праздниках у детей:
Высокий уровень: дети дают развернутые ответы на вопросы, называют чувашские народные праздники, умеют рассказывать о любимом празднике.
Средний уровень: дети отвечают на вопросы неполно, иногда затрудняются ответить, могут назвать не более 1 праздника..
Низкий уровень: дети не отвечают на большинство вопросов, не могут назвать любимый праздник и рассказать о нем.
В ходе беседы дети проявляли различную активность.
3 ребенка (15%) были наиболее активны, старались ответить на большинство вопросов, их ответы отличались большей конкретикой.
4 ребенка (20%) были наименее активны, часто долго раздумывали перед ответом, иногда молчали.
13 детей (65%) отвечали на вопросы неполно, иногда затруднялись отвечать, называли не более 1 праздника.
Таким образом, среди ответов детей мало конкретики, многие дети не могут назвать чувашские народные праздники. У большинства детей результаты беседы не высоки.
Данные наглядно представлены на рисунке 1.
Анализ внешней и внутренней среды позволило выявить проблему для курсового проекта:
Проблема. Наше общество «теряет» нравственные понятия. Если чувство нравственности не останется у старшего поколения, что же мы будем передавать нашим детям?
Гипотеза проекта – изучение традиций своего народа, совместное проведение с родителями и детьми чувашских праздников сформируют у участников интерес к традициям, любовь и уважение к народу.
4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к нравственным ценностям посредством использования чувашских народных праздников.
Задачи проекта:
- Повысить интерес дошкольников к чувашским народным праздникам.
- Сформировать представление педагогов о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
- Пополнить предметно-развивающую среду в старшей группе детского сада в соответствии с выбранной темой (картотека чувашских народных праздников, сценарии, презентации)
- Повысить педагогическую компетентность родителей по ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Привлечь родителей к участию в праздниках.
5. УЧАСТНИКИ И ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Участниками реализации проекта являются педагоги МБДОУ «Детский сад №76 «Здоровейка» г. Чебоксары,Алексеева Елена Михайловна– воспитатель, дети старшего дошкольного возраста и родители. Роль участников проекта представлена в таблице 2.
Таблица 2
Участники | Роль в реализации проекта |
Педагоги, музыкальный руководитель | Руководство по разработке и реализации проекта. Оказание методической помощи в реализации проекта. Организуют нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через чувашские народные праздники. |
Родители | Взаимодействуют, сотрудничают с педагогами при организации мероприятий, запланированных в рамках реализации проекта. |
Дети старшего дошкольного возраста | Активные участники проекта. |
6. РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
Эффективность и качество реализации проекта обеспечивается использованием нескольких видов ресурсов:
Нормативно-правовые ресурсы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»».
Программно-методическое обеспечение:
Программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2015. – 354 с.
«Программа образования ребенка-дошкольника». Науч. Рук. Л.В.Кузнецова. – Чебоксары. Чувашский республиканский институт образования, 2006. («Моя республика»)
Методическое обеспечение:
1. Богатеева Е. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. - Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2015. -123с.
2. Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: метод. пособие / под ред.И. В. Михайловой, Е. И. Николаевой. – Чебоксары, 2013.–255с.
3. Праздники на земле Улыпа: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ под ред. Р.Б. Кузьминой. – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006. – 204 с.
Кадровые ресурсы:
Клементьева Наталья Евгеньевна (старший воспитатель, педагогический стаж – 14 лет, квалификационная категория:1)
Информационные ресурсы: компьютер, мультимедийный проектор, экран. Интернет – ресурсы, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, электронные носители с презентациями.
7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 3 – Механизм реализации проекта
Наименование этапа | Целевая аудитория | Содержание |
Подготовитель-ный этап | С педагогами, муз. рук. | -создание творческой группы для разработки проекта; -подбор кадров для реализации проекта; -утверждение проекта; -изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы; -анализ развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по тематике проекта. |
С детьми | -рассматривание иллюстраций, открыток; -беседа с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками. | |
С родителями | -проведение анкетирования с целью изучения готовности принятия участия в проекте; -проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом. | |
Основной этап | С педагогами, муз. рук. | -проведение консультаций, педагогических советов; -разработка методических рекомендаций. |
С детьми | -непосредственно-образовательная деятельность («В деревне у бабушки», «Гуляй, Масленица!», «Пасха», «Кукла – Масленица») -экскурсия в ЧРДЮБ; рассказ библиотекаря с показом слайдов «Народные праздники и традиции» -чтение художественных произведений «Как весна зиму провожала», пословиц, поговорок, загадок, легенд; -проведение тематической недели, посвященной дню чувашской культуры; -организация чувашских народных праздников («Рождество», «Масленица», «Пасха») -разучивание песен «Масленица идет» и т.д.; игр «Передача платочка», «Разорви цепь», «Каравай». | |
С родителями | -проведение родительских собраний; -участие в совместном мероприятии с детьми («Рождество», «Масленица»); | |
Заключитель-ный этап | С педагогами, муз. рук. | -выступление на педагогическом совете (обсуждение результатов реализации проекта); -освещение опыта работы в конкурсах профессионального мастерства, размещение материалов на сайте МБДОУ, в «Сетевом городе». |
С детьми | -проведение повторной беседы с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками; -организация выставки детских работ; | |
С родителями | -общее родительское собрание (подведение итогов); -анкетирование. |
8.ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Таблица 4 – План реализации проекта
Этапы проекта | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственные |
Подгото-вительный | 1.Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы. 2.Разработка перспективных планов НОД по формированию у детей нравственных ценностей через использование чувашских народных праздников. | 1-2 неделя октября, 2015г. | Воспитатель |
Беседа с целью выявления уровня знакомства детей с чувашскими народными праздниками. | 3 неделя октября, 2015г. | Воспитатель | |
Проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом. Проведение анкетирования среди родителей с целью изучения готовности принятия участия в проекте. | 4 неделя октября, 2015г. | Воспитатель | |
Основной | 1.Презентация проекта для педагогов ДОУ «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников». 2. Презентация проекта для родителей «Чувашские народные праздники как средство нравственного воспитания дошкольников» | 1 неделя ноября, 2015г. | Воспитатель |
Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с нравственными ценностями через использование чувашских народных праздников: - «В деревне убабушки»; - «Гуляй, Масленица!» - «Пасха» -«Кукла – Масленица» | в течение реализации проекта | Воспитатель | |
Проведение тематической недели, посвящённой дню чувашской культуры | 1 неделя апреля, 2016г. | Воспитатель Муз. рук. | |
-Показ непосредственно образовательной деятельности «Пасха». | 2 неделя апреля, 2016г. | Воспитатель | |
Совместное проведение чувашского народного праздника «Рождество» | 1 неделя января, 2016г. | Воспитатель Муз. рук. | |
Совместное проведение праздника «Масленица» | 3 неделя февраля, 2016г. | Воспитатель Муз. рук. | |
Заключи-тельный | Проведение повторной беседы с детьми с целью выявления уровня знакомства с чувашскими народными праздниками | 3 неделя марта, 2016г. | Воспитатель |
Общее родительское собрание (подведение итогов) | 2 неделя апреля, 2016г. | Воспитатель |
9. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформирован повышенный интерес к чувашским народным праздникам.
- У педагогов сформированы представления о значении чувашских народных праздниках в нравственном воспитании дошкольников.
- В группе пополнен уголок «Родная культура – неотъемлемая часть души ребёнка» (подобран наглядный и иллюстративный материал, оформлена картотека чувашских народных праздников,игр, разработаны сценарии праздников).
- У родителей сформирована педагогическая компетентность по ознакомлению детей с чувашскими народными праздниками. Родители привлечены к участию в праздниках.
Критерии оценки эффективности:
1. Достижение цели проекта и выполнение поставленных задач.
2. Соблюдение механизма реализации проекта и полное выполнение плана мероприятий.
3. Удовлетворение образовательных потребностей воспитанников ДОУ и их родителей.
- ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА
Данный проект средней продолжительности для детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшее развитие проекта – продолжать внедрять в работу чувашские праздники, так как они способствуют лучшему запоминанию детьми материала, воспитывают любовь и уважение к людям всех национальностей. Разработка методического материала позволит педагогам дошкольных организаций более эффективно организовать образовательную деятельность по данному направлению.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Богатеева З. А. Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья. – Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2015. – 123с.
- Воспитание здорового ребёнка на традициях чувашского народа: метод.пособие / под ред. И. В. Михайловой, Е. И. Николаевой. – Чебоксары, 2013. – 255с.
- Кузьмина Р. Б, Капустина М. А. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в ЧР Чебоксары, 1998. – 286с.
- Праздники на земле Улыпа: методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ под ред. Р.Б. Кузьминой. – Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова, 2006. – 204 с.
- Культура Чувашского края.учебное пособие / В.П. Иванов, Г.Б. Матвеев, Н.И. Егоров и др.; сост. М.И. Скворцов. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1995.– 350 с.
- Парамонова, Т. Прощай, Масленица! / Т. Парамонова, Т. Кремнева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – 155с.
- Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод.пособие /сост. Н.А. Васильева. – Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016. – 108с.
- Программа воспитания ребенка-дошкольника. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 1995. – 231 с.
- Программа От рождения до школы под ред. Н. Е Вераксы, Комаровой Т. С., Васильевой М. А.
- Проектная деятельность в детском саду: метод.пособие / авт.-сост. Н.А. Васильева.- Чебоксары: ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200с.
- Фролова А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова. Л. Дедешко // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 5. – 128с.
- Харченко Т. Без прошлого нет будущего / Т. Харченко. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 2. — 121с.
- Чувашские легенды и сказки / сост. Е.С. Сидорова; пер. С. Шуртакова. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1979. – 224 с.
- Чувашские легенды и сказки. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. – 190 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/11/picture-818929-1613053221.jpg)
Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей
Содержание: 1. Подбор и изучение методической литературы.2. Подбор дидактических игр.3. Развитие дете...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-211725-1364059376.jpg)
План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/08/picture-948744-1507436071.jpg)
Программа и план работы кружка «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Программа и план работы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/05/picture-473846-1580918280.jpg)
Народные обряды и праздники как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Народный праздник как элемент народной культуры позволяет решать одну из главных задач, стоящих перед дошкольными образовательными учреждениями - формирование нравственной культуры. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1243739-1587646397.jpg)
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-761667-1456491368.jpg)
Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей 2 - 3 лет«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...