Конспект НОД "Ежевика"
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Данная публикация имеет практическую значимость для воспитателей и родителей в том, что он поможет помочь рассказать детям о лекарственных растениях: что понимать под термином «лекарственные растения», какие растения относятся к лекарственным, как их можно использовать. Материал этой публикации может использоваться педагогами ДОУ и школ на экскурсиях по ознакомлению детей с природой родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pro_ezheviku_novyy_2.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Демко Р.Х.
Конспект занятия по ознакомлению с природой.
Тема «Ежевика».
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: мультимедийные слайды, картинки с изображением лекарственных растений, сухие лекарственные растения и саше с растениями, ягоды ежевики, цветные карандаши, заготовленные листы бумаги (разделенные на четыре части: недорисованный цветок – силуэтный рисунок маленькой ягоды – ягоды большего размера – такой же ягоды, картинки с пиктограммами сбора лекарственных растений.
Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях и их целебных свойствах.
Задачи:
- познакомить детей с ежевикой, научить изображать на бумаге последовательность созревания ягод, развивать мышление;
- развивать речевой слух, развивать общие речевые навыки, активизировать словарь (ежевика, превосходный, ожина, выживика);
- воспитывать интерес к растительному миру, природе родного края.
Создание мотивационного поля.
Здравствуйте! – мы скажем педагогам
Здравствуйте! – услышим мы в ответ
И, наверное, не пойдем в аптеку
И здоровыми мы будем много лет!
-Ребята, сегодня я получила видео послание, давайте его откроем и посмотрим, что же в нём.
(Педагог включает мультимедийную презентацию с видео рядом нескольких лекарственных растений).
- Ребята, смотрите, это дети из детского сада г. Новосибирск просят нас о помощи, говорят, что все они заболели и у них закончились растения, которыми они лечились.
Актуализация знаний.
- Давайте посмотрим, какими же растениями они лечились? А вам знакомы эти растения? Как их назвать одним словом?
Игра «Опиши растение» (по схеме).
- Давайте опишем эти растения и расскажем о них подробнее.
Рассказы детей с помощью предложенных иллюстраций и засушенных растений (дети составляют рассказ по подгруппам).
Воспитатель предлагает схему описания:
1. Что это?
2. Цвет, величина.
3. Запах.
4. Время цветения.
5. Части растения.
6. Лекарственные свойства.
-Ребята, а я хочу вас познакомить ещё с одним лекарственным растением, может вы сами его назовёте?
Открытие новых знаний.
Послушайте внимательно загадки и постарайтесь их отгадать.
1.На колючих стеблях длинных,
Зреет черная малина.
Хоть вкусна, но очень дика,
И зовется … (ежевика).
2.Не трава она, не вика
Не трава она, не вика,
Ёжик тоже ей не брат.
Мы за вкус и аромат
Ягод любим … (еж…у).
- Правильно, это ежевика! Скажите какую ягоду нам напоминает ежевика? В чем различие? (ответы детей).
Сегодня мы познакомимся с близкой родственницей малины – ежевикой. Посмотрите на ветви ежевики. Похожа она на малину? Чем? (Ответы детей). А вот ягоды малины и ежевики, когда они спелые, отличаются. Чем? (ответы детей). Спелые ягоды ежевики черного цвета, в отличие от красных ягод малины. Поначалу ягоды ежевики зеленые, потом красные, ну а как окончательно созреют – черные.
Так же, как и малина, ежевика любит расти вблизи воды. И если воды много, да еще и солнышко ярко светит, то даст ежевика плоды крупные, сочные и сладкие. А если вам встретится куст ежевики с мелкими, сухими и кислыми ягодами, какой вывод вы сделаете? Где рос этот куст? Чего ему не хватило? (Ответы детей).
Очень часто ежевику можно встретить на склонах гор. Дачники используют ежевику в качестве живого забора. Сажают ее вокруг своего участка, и, вырастая получают двойную выгоду: и забор колючий и ягоды вкусные.
Вкус у ежевики превосходный. Как вы понимаете это слово? (Ответы детей). Превосходный – значит лучший, тот, который превосходит другие, лучше их. Давайте сами в этом убедимся. Попробуйте эти сочные, ароматные ягоды. (Дети едят ежевику).
Понравился ли вам вкус ежевики? (Ответы детей). А давайте заварим ягоды ежевики.
Заваривание лекарственных растений.
(Дети насыпают чайными ложками растение в бокалы, добавляют ягоды, воспитатель заливает кипятком, накрывают блюдцем.
- Пока травы завариваются, давайте вспомним правила сбора ягодных растений:
(Детям предлагаются картинки с пиктограммами сбора ягодных растений, которые дети сами придумали ранее. Дети берут по одной пиктограмме и называют одно из правил.)
1.Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. Нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги, ж/д магистралей. Почему, как вы думаете?
4. Сушить растения нужно в тени, под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи, а не на солнце.
5. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?
6. Нельзя пробовать растения на вкус
7. Собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно
8. После сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки. (Дети выходят, выставляют карточки, говорят правило и остаются стоять.)
- Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!
А ведь ежевика не только вкусная, но и полезная. В ягодах много витаминов. А зачем человеку витамины? (Ответы детей). Что бы быть здоровыми, чтобы помочь организму побороть болезни. Кроме того, ежевика – лекарственное растение, которое лечит от многих болезней.
Еще из ежевики делают разные вкусные сладости: конфеты, мармелад, джем. В старину из сушеных ягод люди умели получать фиолетовую краску и окрашивали ею бумагу и ткани.
И не только люди оценили ежевику. Ее очень любят птицы. Любят и звери, но полакомиться им ежевикой не так-то просто. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Ежевика вооружена множеством шипов. Этим пользуются малые птахи – вьют гнезда в густых колючих кустах. Тут им и надежная защита от врагов, и вкусное лакомство. А какое еще крымское растение так же используют птицы? (Ответы детей). Шиповник, боярышник.
Вырастить ежевику несложно. Можно семена в землю посадить, а можно и вовсе пригнуть веточку так, чтобы она земли касалась и оставить. В скором времени эта веточка пустит корешки.
Физминутка «Зверята»
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисёнок просыпается - (потянулись)
Как бельчонок умывается - (умываются лапками)
Как зайчонок поскакал - (скачут)
Как волчонок пробежал - (бег на месте)
Как ежонок и ежиха
Собирает ежевику. - (показывают)
Только медвежонок спит- (головку на стол)
Просыпаться не спешит.
Отдохнули?
Но откуда же появилась название «ежевика» или «ожина». Если верить легенде, дело было так:
Легенда о ежевике
«Шли как-то через дремучий лес путники. Шли день, два, пять, неделю, а лесу конца и края не видать. Обессилили люди, оголодали, отчаялись. Ну, хоть ложись и помирай. Вдруг, откуда ни возьмись, птица какая-то налетела, порхает над людскими головами и четко так уговаривает: «Выживи-ка! Выживи-ка!».
Осердились на нее голодные, раздраженные люди, бросились ловить ее, да и ввалились все в колючий куст. Начали выкарабкиваться – заметили на нем темные ягоды и, попробовав, съели. Окрепли, воспрянули духом, подумали хорошенько и нашли выход из леса. Вот с тех пор и называют эту ягоду не только ежевикой, но и выживикой».
- Скажите, а можем ли мы посоветовать нашим северным друзьям использовать ежевику в лечебных целях?
Самостоятельное применение нового знания на практике.
А сейчас возьмите в руки простой карандаш и подвиньте к себе листы бумаги. На них нарисовано как появляются у ежевики ягоды. Сначала распускаются на кустах цветы. Дорисуйте цветку лепестки. Цветки у ежевики пятилепестковые, слегка розоватые. Сколько лепестков вы нарисуете? Каким цветом раскрасите? (Ответы детей). Пройдет время, облетят лепестки и появятся на их месте маленькие ягоды. Какого цвета? (Ответы детей). Зеленого. Ярко светит летнее солнышко и вот уже ягоды стали … какого цвета? (Ответы детей). Вот, наконец, созрела ежевика. Каким цветом раскрасите спелые ягоды? (Ответы детей). Черным. (Работа детей).
Рефлексия.
- Ребята, как вы думаете, помогли ли мы нашим друзьям?
- О каком лекарственном растении мы сегодня узнали? Как используют плоды ежевики?
- Наш чай уже заварился. Пойдемте вдохнем его аромат и попробуем на вкус.
Столик, столик отзовись,
Что там прячешь, покажи! (под салфеткой чашки с чаем)
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного такого
Ароматного чайку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....