Мастер класс как готовится к ПМПк
консультация на тему
Мастер класс как готовится к ПМПк
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_kak_gotovitsya_k_pmpk.docx | 38.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер-класса «Подготовка воспитателей дошкольных групп к психолого- медико-педагогическим консилиумам».
Цель - распространение опыта работы нашего педагогического коллектива по подготовки и проведения ПМПк в дошкольных группах. Как вы уже слышали из сообщения, что педагогические консилиумы в ДОУ мы проводим с 2000 года. Как показывает такой многолетний опыт, консилиум может пройти эффективно и плодотворно, если воспитатели тщательно подготовились к нему. Поэтому, готовясь к ПМПк, мы проводим глубокую диагностико - аналитическую работу:
Итак, что мы анализируем:
- У каждого из вас есть схема проведения установочного консилиума,(приложение № 1) и первым пунктом вы видите, что идет анализ здоровья и физического развития. Мы начинаем работать с листом здоровья, я хочу обратить внимание, на что этот анализ делает не только врач, но и воспитатель. Именно мы озвучиваем сколько детей имеют, I группу здоровья, сколько детей со II группой, сколько детей имеют III группу здоровья. Кроме того, мы учитываем состояние здоровья ребенка, диагнозы ребенка, рекомендации врача.
- Проводим педагогический анализ группы (каждого ребенка в отдельности) по линиям развития: умственное, физическое, социальное, речевое, развитие игровых навыков, взаимодействие и общение со сверстниками. Отмечу, что в первое время мы – воспитатели недоумевали, зачем нам делать анализ речевого, или, например, умственного развития, по психическим процессам ребенка. На наш взгляд это должны были делать специалисты: логопед и психолог. Но работая с картами развития, осознали, что воспитатель тоже должен делать анализ речевого развития, умственного развития, и для этого у него есть свой «инструмент», которым являются карты развития. А у специалистов таким инструментом является логопедическое обследование, психологическая диагностика. На консилиуме специалисты всегда дополняют анализ выполненный воспитателем. Данный анализ помогает нам иметь целостную картину развития ребенка и планировать свою дальнейшую педагогическую деятельность.
- После педагогического анализа развития детей по линиям развития проводим анализ детско-родительских отношений, т.к. считаем, что необходимо учитывать его в процессе сопровождения ребенка в период дошкольного детства.
- Затем анализ психического развития, проводит педагог психолог.
- Анализ речевого развития проводит (учитель-логопед).
- Краткий анализ других специалистов: музыкальное, физическое развитие, развитие изобразительных навыков детей.
Как я уже сказала, одним из инструментов глубокого изучения ребенка являются «карты развития», разработанные авторами программы «Развитие». Эта работа позволяет «отслеживать» развитие ребенка по разным направлениям и иметь целостную картину о нем. Это:
- карта умственного развития;
- карта речевого развития;
- карта достижений дошкольника в развитии двигательной
- сферы;
- карта развития сюжетно-ролевых игр;
- карта усвоения социальных норм;
- карта развития взаимодействия и общения со сверстниками.
Работа с картами позволяет видеть целостную картину развития ребенка, получать информацию для дальнейшего сопровождения ребенка, определить «зону ближайшего развития». В картах, с помощью условных обозначений обозначаем достижения детей. Например, ставим галочку, если у ребенка сформирован указанный в карте навык, знак вопроса, если ребенок испытывает небольшие затруднения или требуется дополнительная диагностика и флажок, если ребенок несправляется с данным заданием, т.е. результат, ниже возрастной нормы. Такая работа с картами позволяет увидеть ребенка со всех сторон. Еще одним инструментом, позволяющим отслеживать достижения и продвижения ребенка, является педагогическая диагностика. Диагностические задания включены в планы непосредственной образовательной деятельности, по каждому разделу. При выполнении диагностических задач, анализируем степень самостоятельности каждого ребенка, при выполнении задания. Так, если ребенок практически не выполняет задание, даже с помощью взрослого, отмечаем ему низкий уровень. Если ребенок ошибается, но исправляет свои ошибки, опираясь на помощь взрослого, отмечаем средний уровень развития. Если ребенок самостоятельно и правильно выполняет задание, отмечаем высокий уровень развития. Результаты педагогической диагностики, фиксируем в соответствующей тетради. Ведение такой тетради мы начинаем с младшего возраста и продолжаем до выпуска детей в школу.
Так, если видим, что у ребенка в целом по всем разделам программы норма, а по разделу «Ориентировка в пространстве» он испытывает затруднения, мы ищем причину трудности. Возможно, была неэффективно проведена индивидуальная работа с ребенком, предложено мало игр, на закрепление материала и прочее.
Если ребенок испытывает затруднения по всем разделам программы, то совместно со специалистами ищем причины этих затруднений: возможно у ребенка снижен уровень психических процессов.
Как вы уже слышали, что мы уделяем большое внимание анализу детско-родительских отношений, определяем какой семье и какого характера нужна педагогическая поддержка. Например: в семье преобладает авторитарный стиль общения с ребенком, знакомим родителей с последствиями такого стиля общения с ребенком. Основными методами позволяющими проанализировать детско-родительские отношения являются:
- Наблюдения.
- Анкетирование.
- Индивидуальные беседы с родителями.
- Анализ социальных паспортов.
- Если, что-то не понятно, привлекаем психолога.
Исходя из этого, зная, что нарушены детско-родительские отношения, мы совместно со специалистами договариваемся о том, что в данном случае, будет делать психолог, врач, воспитатели. Также проводим сбор информации о детях через наблюдения в разных условиях: в свободной игровой деятельности, на прогулке, при выполнении режимных моментов. Это помогает получить целостную картину о каждом ребенке.
Готовясь к консилиуму, обобщаем всю собранную информацию о развитии детей группы в таблице, которую прилагаем к материалам консилиума.
Приложение № 2
Кратко расскажу об этом:
1 блок- сюда мы вносим обобщенные данные анализа здоровья детей, особое внимание уделяем детям с III группой здоровья.
Далее - 2 блок, анализ развития детей по направлениям ( по «Картам развития»).
Например, I колонка- «Область развития ребенка» , допустим, в этой колонке мы отметили, что у восьми детей навык умственного развития сформирован, у них все в норме, затем мы прописываем фамилии этих воспитанников.
II группа - «Имеются затруднения, требуется дополнительная диагностика». В своей работе этой группе мы уделяем большое внимание, всегда отслеживаем динамику развития и анализируем причины: возможно ребенку дома уделяется мало внимания в семье, проблемы со здоровьем, нарушение психических процессов и пр. (это мы вписываем в примечание).
III группа - это дети у которых навык не сформирован. Эта группа детей нас беспокоит больше всего. Мы более тщательно отслеживаем динамику развития детей, если наблюдается отрицательная динамика, выясняем, почему это происходит, глубоко анализируем причины.
Ш Блок. Анализ детско-родительских отношений: прописываем семьи, у которых нарушены детско-родительские отношения.
Следующий вид консилиума.
ПМПк по проблемам отдельных детей собираются по запросам воспитателей, специалистов или родителей. Готовясь к консилиуму, цель которых обозначить родителям проблемы их ребенка, добиться понимание этих проблем и наметить дальнейшие пути совместного их решения. Перед проведением данного консилиума, разрабатываем план сбора информации о воспитаннике, проводим диагностические исследования о которых говорила выше. На консилиуме родителям рассказываем, о том, как ребенок усваивает программу, и какой уровень развития имеет ребенок.
Единственное, что мне хотелось подчеркнуть и практика это показала, что дает хороший эффект, проговаривание тенденции развития ребенка.
Проговариваем с родителями положительные тенденции развития ребенка, т.е. каких результатов может добиться ребенок, если будет организовано взаимодействие с логопедом, психологом или, что будет с ребенком, если сменить стиль детско-родительских отношений.
И отрицательные тенденции: что у ребенка может быть низкий уровень усвоение программы, будет испытывать трудности обучения в школе, если будут оказывать недостаточно внимания ребенку, будет формироваться низкий познавательный интерес, если родители не будут лечить, то у него будут наблюдаться проблемы со здоровьем.
Проведение психолого- медико- педагогического консилиума по выпуску детей в школу определяет схема , эту схему вы видите. Возьмите приложение № 3.
Вначале консилиума, мы говорим конкретно о каждом выпускнике.
Все эти данные мы вносим в данную таблицу, вы все ее видите. Приложение № 4. Об уровне умственного развития, по результатам пед. диагностики, говорит воспитатель. По результатам психологической диагностики, выставляет уровень психолог. Анализ речевого развития проводит учитель-логопед, о состоянии здоровья ребенка говорит врач, инструктор по физическому воспитанию говорит об уровне развития ребенка по физическому воспитанию, индивидуальные особенности развития ребенка и особенности детско-родительских отношений проговаривает воспитатель.
Обязательно проговариваем индивидуальные особенности семьи, например, в семье ребенка, попустительский тип общения, ребенку не помогают в семье, говорим, что ребенок может за лето потерять свои знания
Также в таблице указываем номер школы, где будет обучаться ребенок.
Даем рекомендации по выбору программы школьного обучения, на основании индивидуальной траектории развития ребенка, говорим, где лучше обучаться ребенку, в учреждении общего типа или в учреждении с повышенным содержанием образования.
Например: ребенок имеет высокий уровень умственного развития по показателям воспитателя и психолога, имеет норму в речевом развитии, но у ребенка имеется III группа здоровья, в этом случае консилиум рекомендует обучение воспитанника в учреждении общего типа, т.к. состояние здоровья ребенка решающее значение.
Или, допустим, у ребенка, отмечен высокий уровень умственного развития, физическое развитие имеет средний уровень, логопедом выявлен диагноз-дислалия, консилиум рекомендует: осуществлять контроль речи со стороны родителей, продолжать логопедическую коррекцию в школе и обучение в учреждение общего типа.
На консилиум мы приглашаем учителей и специалистов школы и доносим им комплексную информацию о ребенке и ценные рекомендации данного консилиума. Также все рекомендации консилиума доводим до сведения родителей.
Итоговый анализ воспитательно-образовательной работы с детьми проводим так же, как и установочный консилиум, о схеме проведения я рассказывала выше. Каждый специалист отчитывается о проделанной работе по своим линиям развития.
Уважаемые коллеги, мы представили опыт по подготовке воспитателей к консилиуму, мы надеемся, что эти схемы и таблицы помогут вам в вашей дальнейшей работе.
Если есть вопросы, я могу ответить на них.
Приложение № 1
Схема
проведения установочного психолого - медико - педагогического консилиума.
I. Анализ развития детей группы (каждого ребенка в отдельности).
1. Анализ здоровья и физического развития (воспитатели, врач-педиатр).
2. Педагогический анализ детей группы по линиям развития:
- умственное развитие;
- физическое развитие;
- социальное развитие;
- речевое развитие;
- развитие игровых навыков;
- взаимодействие и общение со сверстниками;
3. Анализ детско-родительских отношений.
II. Коллегиальное определение стратегии психолого-медико-педагогического
сопровождения воспитанников группы;
III. Разработка индивидуальных программ психолого - медико -
педагогического сопровождения детей с наибольшими трудностями в
развитии.
Приложение № 2
Данные анализа развития детей_______________________группы
воспитатели:
- Анализ здоровья детей:
I группа | II группа | примечание | III группа | примечание |
2. Анализ развития детей по направлениям (по «Картам развития»)
Область развития ребенка | Навык, способ, действие сформирован | Имеются затруднения, требуется дополнит. диагностика | Навык не сформирован | |||||||
кол | фамилия | кол. | фамилия | динамика | примечан | кол | фамилия | динамика | примечан. | |
Умственное развитие | ||||||||||
Двигательная сфера | ||||||||||
Речевое развитие | ||||||||||
Развитие сюжетно-ролевой игры | ||||||||||
Взаимодействие и общение со сверстниками | ||||||||||
Усвоение социальных норм |
- Анализ детско-родительских отношений:
Фамилия, имя ребенка | Тип проблемы | Динамика | Эффективность ранее проводимых мероприятий |
Приложение № 3
Схема
проведения психолого-медико-педагогического консилиума по выпуску детей подготовительной группы в школу
I. Индивидуальная траектория развития ребенка:
- уровень умственного развития;
- анализ речевого развития;
- группа здоровья, анализ физического развития;
- индивидуальные особенности развития;
- особенности детско-родительских отношений;
- положительные тенденции развития ребенка.
- Рекомендации родителям по выбору программы обучения в школе.
II. Итоговый анализ воспитательно-образовательной работы с детьми
подготовительной группы:
- анализ результатов педагогической диагностики;
- анализ результатов работы по физическому воспитанию;
- анализ результатов логопедической работы;
- анализ результатов коррекционной работы психолога;
- анализ результатов работы по музыкальному воспитанию;
- анализ результатов работы по изодеятельности.
III. Решения консилиума.
Ф.И ребенка | Умственное развитие | Речевое развитие | Анализ здоровья | Физическое развитие | Индивидуальные особенности, особенности детско-родительских отношений, тенденции развития ребенка | № школы | Рекомендации консилиума по выбору программы школьного обучения | |
Пед. диагностика | Психол. диагностика | |||||||
Приложение №4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Вот 11 часов, на прогулку кто готов?» Средняя группа
Организация прогулки осенью в средней группе...
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс как готовится к ПМПк
Мастер класс как готовится к ПМПк...
Мастер класс на тему: "К школе готов!"
Цель: Совершенствование работы и повышение знаний, профессиональной компетентности родителей при организации работы по подготовке детей к школе дома, в семейном кругу....
Мастер-класс по бисероплетению "О, сколько нам открытий дивных готовит просвещенья дух..."
Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса- низание- один из очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества.Техника бисероплетения удивительно разнообразна и да...
Мастер-класс "Игровые технологии,помогающие готовить ребенка к школе"
Материал из опыта работы с детьми.Игровые технологии, которые помогают подготовить детей к школе....
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Мастер-класс для родителей «Создание книжки – малышки «Колобок» Мастер класс для родителей «В гостях у матрёшки» Экскурсия с детьми и родителями в центр духо
Мастер-класс для родителей «Тряпичные куклы»: Кукла «Берегиня». Цель: Познакомить родителей с русской традицией изготовления народных тряпичных кукол.Задачи: Привива...