Мастер-класс "Игровые технологии,помогающие готовить ребенка к школе"
материал (старшая группа)
Материал из опыта работы с детьми.Игровые технологии, которые помогают подготовить детей к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_master-klass.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер –класс: «Игровые технологии, помогающие подготовить ребенка к школе».
Ежегодно 1 сентября все школы открывают свои двери перед самыми маленькими учениками-первоклассниками.
За последнее время требования, предъявляемые к будущим первоклассникам, выросли. На собеседованиях, которые обычно проводят перед зачислением ребенка в первый класс, обращают внимание на уровень восприятия, памяти, внимания, мышления, развития речи будущего первоклассника.
Большое значение уделяется нахождению сходства и различия разных предметов при их сравнении, умению объединять предметы в группы и находить лишнее, т.е. способности анализировать и классифицировать.
Следовательно, будущий первоклассник должен иметь следующие навыки: желание учиться, развитую мелкую моторику, произвольное внимание, навык запоминания, понимание причинно-следственных связей, умение выражать свои мысли и задавать вопросы, умение следовать инструкциям, общительность, самостоятельность. Чтобы сформировать качества и способности необходимые для обучения в школе воспитатели используют игровую технологию. Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе. Мы с Вами будем выполнять эти задания, т.е.–играть.
Игры на развитие функций внимания
Когда ребенок внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышления. Мы с вами проводим много игр на развитие функций внимания: Игра «Запретное число», «Вершки и корешки». Я вам хочу предложить игру «Найди отличия».
Цель: развитие наблюдательности, внимательности ребёнка, умение сравнивать
Инструкция: "Перед нами две похожие картинки. Если присмотреться внимательно, они чем-то отличаются друг от друга. Найдите, чем они отличаются и покажите".
Эта игра вызывает у детей огромный интерес: красочное оформление, веселые картинки, побуждает к речевой активности, размышлениям, высказываниям. Снимает чувство скованности, напряжения. Преодолевается застенчивость, развивается инициатива, внимательность.
Игры на развитие памяти.
Хорошая память – залог успешной учебы маленького человека.
Только нужно помнить, что игры на развитие памяти не должны сильно утомлять ребенка! Память – навык, который лучше всего нарабатывать постепенно.
Игры: «Перечисли предметы », «Разложи цифры», «Воспроизведение рассказа».
Я Вам хочу предложить задание на развитие слуховой памяти:
«Слушаем и рисуем».
Цель: развить слуховую память и внимание.
Задание: Прослушай стихотворение и по памяти нарисуй те предметы, о которых в нём говорится.
Матрешек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрешка:
Зеленый сарафан, кокошник.
За ней сестра - вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвертой матрешки
Рост поменьше немножко,
Сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрешка -
В красненькой одежке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
Игры на развитие логического мышления. Эти игры направлены на то, чтобы сформировать у ребенка основные элементы мыслительных процессов: сравнение, классификация, анализ, обобщение.
Игры «Выделите лишнее», "Последовательные картинки", «Верю – не верю»,
«Найди общее слово».
«Чтопотом?» Цель: активизация и развитие мыслительных процессов.
Вначале детям объясняют, что есть ряд событий и явлений, которые происходят в строгой последовательности. Взрослый предлагает ребенку назвать следующее событие за предыдущим. ЗИМА – ВЕСНА СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ ДОШКОЛЬНИК – ШКОЛЬНИК ПЕРВЫЙ – ВТОРОЙ ДЕНЬ – ВЕЧЕР ЛЕТО – ОСЕНЬ СУББОТА – ВОСКРЕСЕНЬЕ ПЯТЬ – ШЕСТЬ НОЧЬ – УТРО
Большое внимание при подготовке к школе уделяется речевому развитию.
Поэтому в ходе своей работы, по речевому развитию детей я использую различные приемы и методы ТРИЗ технологии, (Теория решения изобретательских задач) которая способствует развитию поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Один из наглядных приемов, используемых в работе с детьми, называется: «Предметы из сказки».
Детям предлагаю назвать сказку, в которой есть этот предмет и главных героев. Я предлагаю вам выступить в роли детей.
яйцо — «Курочка Ряба», «Кощей Бессмертный», «Гадкий утёнок»;
яблоко — «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Гуси — лебеди»;
Кот — «Кот в сапогах», «Бременские музыканты», «Кот, петух и лиса»;
Цифра три — «Три медведя», «Три поросёнка», «Три богатыря»;
Лягушка — «Царевна лягушка», «Лягушка – путешественница», «Дюймовочка», «Теремок».
Приёмы ТРИЗ можно применять и в обучении творческому рассказыванию, для этого можно использовать мнемотехнику, которая способствует эффективному запоминанию, сохранению и воспроизведению информации. В мнемотаблицах, схематически изображены, явления природы, некоторые предметы и действия героев.
Используя мнемосхемы, воспитатели заучивают с детьми небольшие по объему стихотворения, пересказывают сказки, составляют описательные рассказы.
(мнемотаблицы)
Еще один метод - мозговой штурм
Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности.
Методика мозгового штурма.
Постановка задачи.
Выдвижение идей.
Обсуждение идей.
Принятие решения.
Например, задача: надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решения. Начните с вопроса: - Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне, - это ресурс для решения задачи.
Решения:
1. Добавить холодную воду, заварку или молоко.
2. Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
3. Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
4. Добавить много варенья или сахара.
5. Переливать через воронку.
6. Погружать холодные ложки.
7. Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег...
Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.
Я предлагаю вам побыть в роли детей и попробовать поиграть в игру: «Объяснялки».
Цель: развитие причинно-следственной цепочки.
Перед детьми яблоко и ложка. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ, как от яблока перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками.
По познавательному развитию воспитатели нашей группы сделали бизиборд, где разместили различные игры.
Для детей своей группы сделала развивающую игру «Паровозик-счетовозик» на основе игры «Счетовозик» Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Данная игра рассчитана для детей в возрасте 5-7 лет.
Цель игры: развитие пространственно-логическое мышления, внимания, памяти, мелкой моторики рук, закрепление умения считать предметы по порядку, соотносить цифру и количество, решать и "записывать" простые арифметические примеры в пределах 10 на сложение и вычитание, пользуясь знаками «+», «-», «=», сравнивать числа первого десятка при помощи знаков «<», «>».
Все предлагаемые игры не только требуют от ребенка максимальной концентрации внимания, но и раскрывают творческие потенциальные способности каждого ребёнка, от которых зависит качество приобретения знаний, умения нестандартно мыслить, обеспечивает дальнейшее успешное обучение в школе.
Заканчивая наш мастер-класс хочется заметить, эти методические приёмы игровой деятельности, действительно способствуют подготовке детей к школе. В словесные игры можно играть везде, они не требуют дополнительного времени для специальной организации. Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Необходимо помнить одно важное правило: дошкольника практически невозможно научить тому, чего он не хочет. Мотивация играет ведущую роль в процессе познания дошкольника. От Вас необходимо желание, немного времени и фантазии. Желаю всем удачи!
Литература:
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2. Дыбина О. В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста М.: Творческий центр 2007
3. Недоспасова В. А. Растем играя.М:, 2000г.
4. Субботина Л. Ю. Учимся играя. Екатеринбург, 2001г.
5. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Я. ,1996г.
6. Басов А. В. Развитие логического мышления детей., Я. ,2001г.
7. Шмакова С. А. Учимся играя. М. ,2004г.
8. ГуринЮ. В., Монина Г. Б. Игры для детей. СПтб, 2008г.
9. Антонова О. В. Сто фантазий в голове,Новосибирск, 2009г.
10. www.resobr.ru и www.menobr.ru
12. dob. 1 september.ru
13. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.
14. Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов. \под ред. Т. А. Сидорчук - Ульяновск, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ»
К началу школьного обучения у ребенка должна быть достаточно зрелой эмоци...
Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"
Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...
как готовить ребенка к школе?
Как подготовить ребенка к школе, как ему помочь? Советы родителям...
Нужно ли готовить ребенка к школе!
Нужно ли готовить ребенка к школе...
Консультация для родителей «Готовьте ребенка к школе»
Каждая семья, отправляя ребенка в школу, искренне желает, чтобы ребенок хорошо учился, был прилежным и организованным. Но одних желаний недостаточно. К этому надо готовить ребенка задолго до пос...
Почему теперь нужно готовить ребенка к школе, на сколько сегодня это важно и действительно ли нужно?
Мы живём в такое время, когда образовательная система предъявляет очень высокие требования к будущим первоклассникам. Сейчас уже недостаточно снабдить ребёнка букварем, ручкой и линейкой - он должен б...
Готовьте ребенка к школе.
Чтобы ребенок мог успешно учиться, к моменту поступления в школу у него должны быть достаточно хорошо развиты те системы и функции организма, которые начинают испытывать повышенную нагрузку с са...