Готовность к школе.
консультация на тему

Для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_k_shkole.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Готовность ребенка к обучению в  школе»

  1. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста.
  2. Физиологическая готовность детей к обучению в школе.
  3. Социальная (личностная) готовность детей к обучению в школе.
  4. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Каждый дошкольник, достигая определенного возраста,  идет в школу. В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или семь лет, а может быть в восемь? Эти вопросы беспокоят  родителей и воспитателей будущих первоклассников. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Что же такое «готовность к обучению в школе»? Когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в  школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную или личностную готовность к обучению в школе.

1.В старшем дошкольном возрасте (5.5-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в весе и росте, изменяются пропорции тела, головной мозг приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные  умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

В старшем д/в (дошкольный возраст)начинают формироваться новые психические механизмы деятельности и поведения.

В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности ( потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других.  «взрослые» дела, быть взрослым; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время- стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами) возникает новый ( опосредованный)  тип мотивации- основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как  «надо».

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребности новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее  ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.

Старший д\в- период активного развития и становления познавательной деятельности. Ребенок стремиться узнать как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается   установить ( с помощью взрослого) взаимосвязи предметов и явлений действительности, задает очень много вопросов, о том как устроен человек, о работе механизмов и о явлениях природы, о строении вселенной и т.д. Детей привлекают головоломки, кроссворды, задачки и упражнения в которых «нужно думать».

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Через расцвет сюжетно-ролевой игры. Ребенок приходит к овладению произвольного уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат ( труд и учение). Ребенку доступно принятие учебной задачи, он уже понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. В этом возрасте ребенок может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнивать полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу д\в ребенок становиться готовым к принятию новой для него социальной роли школьника. Усвоению новой (учебной ) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний. Иными словами ,формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению. Эти важные для дальнейшего развития изменения психики ребенка не происходят сами по себе, а являются результатом целенаправленного педагогического воздействия.

2.Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы. Изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника. В возрасте 5-7 лет происходит перестройка всех физиологических систем детского организма, к 7 годам она еще не закончена и в школьные годы она еще продолжает  активно развиваться. Поэтому ученые делают вывод: с одной стороны . по своим функциональным характеристикам организм ребенка  6-7 лет готов к систематическому обучению в школе, в то же  время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному и физическому напряжению. Чем младше ребенок , тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появлений в здоровье.

Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:

-Уровень физического развития.

-Уровень биологического развития.

-Состояние здоровья.

При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела(рост стоя и сидя), массы тела и  окружности грудной клетки.

В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций- отношение окружности головы к длине тела. Такое соотношение становиться почти таким же, как у взрослого человека. Кроме того, увеличивается длина рук и ног.

В оценке состояния здоровья все дети разделяются на пять групп.

Первая группа- дети без каких либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие.(не более25%)

Вторая группа- дети, имеющие некоторые нарушения, которые находятся на грани  здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс.(30-35%).

Третья группа- дети, страдающие хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а так же дети с плохим физическим здоровьем (30-35%)

Четвертая группа- дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста.

Пятая группа- дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.

На ряду с определением показателей физического развития (роста, веса, окружности грудной клетки) при оценке готовности к школьному обучению учитывается состояние основных физиологических систем  организма ребенка. Измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук. В этом возрасте отмечается существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата.

У старших дошк. хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие сложные движения- бег, прыжки, лазание. Плавание. Катание на коньках. В то же время мелкие мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты еще не достаточно. Поэтому первоклассникам трудно писать, и при выполнении графических упражнений они быстро устают. Наибольшую проблему в обучении современных первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. Причины графической неготовности к обучению письму:

-недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму) и несформированности навыка выполнения графических движений ( психологическая неготовность к обучению письму)

Для определения состояния мелкой моторики рук можно использовать простые методы. Такие методы описаны в литературе.

Очень полезны для тренировки моторики рук различные  игровые упражнения и пальчиковые игры. Способствуют точному движению пальцев рук: лепка из глины, закручивание гаек в детском конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, завязывание узелков. Застегивание мелких пуговиц, игры с мячами, гимнастика для пальцев. Игры и упражнения для развития координации движений пальцев рук , для развития мышц плечевого пояса и корпуса, упражнения облегчающие написание букв, упражнения для предупреждения и снятии писчего спазма описаны в литературе.

3.Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным  ситуацией школьного обучения. Для того, чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, нужно рассматривать дошкольный возраст через призму кризиса семи лет. Кризис- это закономерное явление психического развития ребенка. Негативная симптоматика переходных периодов- это оборотная сторона важных изменений детской личности, которые составляют основу дальнейшего развития. Кризисы проходят, а эти изменения (возрастные новообразования) остаются.

Негативная симптоматика кризиса, свойственная  всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте(негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание по отношению к взрослым, деспотизм по отношению к окружающим, ревность). Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада. Конечно, детям любого возраста свойственно говорить глупости, шутить, передразнивать, корчить рожицы, подражать животным и людям- это не удивляет окружающих и кажется смешным. Напротив, поведение ребенка в период кризиса семи лет имеет нарочитый, шутовской характер, вызывает не улыбку, а осуждение.

По мнению Л.С.Выготского, такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об  «утрате детской непосредственности». Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становиться осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел-осознал-сделал». Осознание включается вовсе сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Одним из важнейших достижений старшего дошк. возраста является осознание своего  «Я», формирование внутренней социальной позиции. Появляется ясно выраженное  стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности  ( «В школе- большие, а в д\с-только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становиться доступным осознание себя не только как субъекта действия ( что было характерно и для предыдущих кризисов развития), но и субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет.

Психологи выявили связь кризиса семи лет и успешности адаптации детей в школе. Оказалось, что дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис семи лет до школы никак не проявлялся.

В последние годы наблюдается смещение границ кризиса семи лет к шестилетнему возрасту. У некоторых детей негативная симптоматика появляется уже в 5.5 лет, поэтому сейчас говорят о кризисе 6-7 лет. Существует несколько причин, определяющих более раннее наступление кризиса:

  • -Изменения социально-экономических и культурных условий жизни общества в последние годы привели к изменению нормативного обобщенного образа ребенка шести лет, и, следовательно , изменилась система требований, предъявляемых к детям этого возраста. Большинство дошкольников к моменту поступления в школу уже умеют читать, считать, имеют обширные знания в различных областях жизни;
  • -Высокий уровень познавательных возможностей, ускорение темпа психического развития ;
  • -Раннее созревание основных физиологических систем организма ребенка.

Существуют методики, которые позволяют оценить социальную готовность дошкольника к обучению в школе.

4.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе- готовность к усвоению определенной части культуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности- представляет собой  сложное структурно-системное образование. Которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и др.. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целое единство, имеющее определенную структуру.

Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:

  • -мотивы учения;
  • -зрительный анализ (образное мышление);
  • -уровень обобщений (предпосылки логического мышления);
  • -способность принимать учебную задачу;
  • -вводные навыки (некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения);
    -графический навык;
  • -произвольность регуляции деятельности( в условиях пошаговой инструкции взрослого);
  • -обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи).

Психические качества и свойства, определяющие готовность к школе, тесно взаимосвязаны и образуют структуру психологической готовности к обучению в школе. Имеется масса тестов для определения психологической готовности дошкольника к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.

Психологическая готовность к школе как важное условие успешной   школьной готовности.    Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...

Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"

Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....

Готовность к школе детей, готовность к школе родителей

Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...