Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала
опыты и эксперименты (младшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида «Яблочко»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала
Воспитатель:
Каплюченко Л.В.
с.Федосеевка
2016
Содержание:
1 Информация об опыта
2 Актуальность опыта
3 Ведущая педагогическая идея
4 Длительность опыта
5 Диапозон опыта
6 Новизна опыта
7 Технология опыта
8 Результативность опыта
9 Библиографический список
10 Приложения к опыту
Информация об опыте
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
* интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
* развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
* создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника является изучение математики в детском саду.
Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, Л. Н. Вахрушева, Е. П. Гуменникова, Т. И. Ерофеева, З. А. Михайлова, Е. В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания.
Постоянное повышение заинтересованности детей мотивирует игровую деятельность, активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность.
Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Актуальность исследования
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. «Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки, проникновением ее в разные области знаний.
Сегодня, а тем более завтра, математика в той или иной мере нужна будет огромному числу людей различных профессий, и отнюдь не только математикам. Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, т. е. в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста.
Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, чтобы выявить роль занимательных задач в развитии интереса у дошкольников к математике
Длительность работы над опытом
Работа над развитием познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала дошкольного возраста через дидактические игры, ребусы, кроссворды,
лабиринты, головоломки, занимательные вопросы, загадки, задачи-шутки, поговорки, считалки, пословицы и физкультминутки с математическим содержанием была разделена на три этапа.
1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2015
2 этап – основной (формирующий) – октябрь 2015 – март 2016
3 этап – заключительный (контрольный) – апрель 2016 – май 2016 года.
Первый этап предполагает обнаружение проблемы, выявление уровня сформированности игрового занимательного интереса. На основном этапе была проведена обширная работа, которая была направлена на создание и проведение дидактических игр, развлечений.
Контрольный этап показал успешность игровой деятельности для решения поставленной проблемы.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен системой работы воспитателя с семьей, обеспечивающей достижение наилучших результатов при
минимальном расходе времени и сил воспитателя и родителей (наглядный материал по логическому мышлению, а также единой системой: - позновательно-исследовательская деятельность;
- дидактические игры и упражнения;
- математические развлечения.
Представленный опыт тесно связан с дошкольным образовательным процессом в целом.
Новизна опыта
Новизна данного опыта заключается в комбинировании известных
методик по развитию познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала на основе
дидактической игры дошкольников, с целью достижения желаемого результата наиболее рациональными и экономическими путями.
Для этого были созданы:
• перспективное планирование занятий и развлечений;
• цикл консультаций с родителями;
• праздники, досуги, развлечения;
• составление перечня дидактических игр для формирования
элементарных математических представлений
Технология описания опыта
Цель данной работы - выявить роль занимательных задач в развитии интереса у дошкольников к математике. В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе.
При усвоении математических знаний дети быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка учиться, познавать, его необходимо заинтересовать. Ф самое интересное – это познавательно-исследовательская деятельность посредством использования игрового занимательного материала. Задачи, задачи – шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, дидактические игры и
упражнения помогают детям быстрее усваивать большой объем знаний. Они развивают умственные способности детей, которые необходимы для успешного обучения в школе: память, образное и логическое мышление, творческие способности, фантазию, воображение, конструктивное мышление.
В течение 3-х лет я работаю над темой «использование игрового занимательного материала на занятиях по математике».
Изучала труды известных психологов А. В. Запорожца, А. А. Люблинской, А. М. Мушиной, Г. И. Минской, С. Л. Новоселовой.
Результаты проведенных ими исследований, дают основание полагать, что специальные развивающие формы обучения таят в себе мощные резервы для умственного развития.
Работая с детьми, в результате изучения программы «От рождения до школы», я пришла к выводу о необходимости широкого использования игрового занимательного материала на занятиях по математике.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивость, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шахматы или самая элементарная головоломка,
например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат? » - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы
столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.
Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, осуществляемых тем, кто решает задачу, разнообразных элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Начиная работу с детьми, я провела диагностику. Уровень усвоения детьми знаний по формированию элементарных математических представлений был низким 28, 8%. Первые шаги показали, как необходим занимательный математический материал для дошкольников и как велик интерес детей к этому материалу.
1 В группе была создана соответствующая развивающая среда, оформлен математический уголок, где расположены дидактические игры и другой игровой занимательный материал.
Собрала и систематизировала наглядный материал по логическому мышлению, загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы, лабиринты,
кроссворды, ребусы, головоломки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
2 Затем мною была разработана система занятий, в процессе которых решались основные задачи:
Развитие у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности, конструктивных умений;
Закрепление представлений о геометрических фигурах, их преобразовании;
Обучение решению арифметических задач, действий над числами;
Развитие умения планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ;
Развитие логического мышления;
Ознакомление с алгоритмами, кодированием информации;
Формирование основных логических операций.
Для построения и реализации системы занятий были определены следующие факторы:
Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях;
Системный отбор наглядных пособий, дидактических игр по игровому занимательному материалу;
Учет оценки уровней развития детей по формированию элементарных математических представлений.
Чтобы решить эти поставленные задачи я работала в 3-х направлениях:
1. Работа с воспитателями.
На педагогических советах я выступала с консультациями на темы:
• «Нетрадиционные формы обучения детей математике»;
• «Роль дидактических игр по математике в подготовке ребенка к школе»;
• «Как научить детей играть в математические игры»;
• «Что такое занимательный математический материал, его роль в обучении детей математике».
В своих выступлениях я рекомендовала педагогам как можно больше включать игрового занимательного материала на занятиях по математике с целью создания у детей интереса и положительного отношения к математике.
2. Работа с родителями.
В группе я проводила совместные собрания, открытые занятия, развлечения, консультации.
Темы консультаций:
• «Роль занимательного математического материала в формировании личности ребенка. Обучение решению задач на смекалку».
• «Приобщение детей дошкольного возраста к занимательному математическому материалу»
• «Загадки как средство формирования познавательной деятельности детей»
• «Учим детей логически мыслить»
Родители видели чему научились их дети и над чем еще стоит поработать дома. Принимали свое активное участие в консультациях-практикумах, в работе семейного клуба «Играем, развиваемся, обучаемся».
3. Работа с детьми проводилась по этапам:
На 1-м этапе я старалась вызвать у детей интерес к игровому занимательному математическому материалу с помощью загадок, задач, шуток, занимательных вопросов, кроссвордов, ребусов, головоломок. Пусть дети не видят, что их обучают чему-то. Пусть думают, что они только играют. В процессе игры на занятиях я использовала не только
занимательный материал, сделанный мною, но и игры, изготовленные нашей промышленностью, а также использовала бросовый материал: кубики, пуговицы, прищепки, кегли, шишки, желуди, фишки, овощи, фрукты и т. д. На 2-м этапе мною был разработан цикл занятий по математике, на которых дети знакомились с новым игровым занимательным материалом, приобретая новые знания и умения.
Таким образом, проведенная работа показала, что проявления интереса дошкольников к математике успешно формируется в содержательной детской деятельности с игровым математическим материалом. Занимательный математический материал очень разнообразен, по характеру, тематике, способу решения. Самые простые задачи, упражнения, требующие
проявления находчивости, смекалки, оригинальности мышления, умение критически оценивать свои условия, активизируют познавательную деятельность детей в ходе обучения, способствуют развития заинтересованности математикой.
Результативность опыта
Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо: дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.
Обучение математики детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети очень активные в восприятии задач-шуток, логических упражнений, головоломок. Занимательные задания я использую в качестве разминки в начале занятия или в конце занятия для повышения умственной активности детей. Работу с занимательным математическим материалом проводила в течение всего дня: в утренние часы, на прогулке, вечером. Родителям я рекомендовала какие игры можно изготовить своими руками дома, как организовать игры с занимательным материалом, советовала какую литературу можно использовать для занятий со своим ребенком. Работая в тесном контакте с родителями и детьми мы добились хороших результатов в интеллектуальном развитии детей и в подготовке их к школе.
Целенаправленная, систематическая работа с детьми по использованию игрового занимательного материала показала, что дети успешно овладели основами математики и информатики, научились считать, складывать, вычитать, более того – решать разного рода логические задачи. Дети стали наиболее самостоятельны, наблюдательны, находчивы, сообразительны. По результатам последнего диагностирования детей их уровень знаний вырос на 20% по сравнению с диагностированием на начало года.
Библиографический список
1. Белошистая А. В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей //Дошкольное воспитание. 2002 г. № 2 с. 69-79
2. Веселые задачки для маленьких умников. Тетрадь по развитию познавательных процессов /Составитель С. Е. Гаврина. Ярославль: «Академия развития», «Академия Холдинг», 2002 с. 32.
3. Готовимся к школе: книга для родителей будущих первоклассников. М; Олимп; 000 «Фирма» Издательство АСТ, 1999 г. с. 160,
4. Данилова В. В., Рихтерман Т. Д., Михайлова З. А., Обучение математике в детском саду. 3-е изд. ; стереотип М; «Академия», 1998 г. с. 160.
5. Дети у истоков математики /Т. И. Ерофеева, В. П. Новикова, Л. Н. Павлова. М; А. П. О., 1994 г. с. 96.
6. Ерофеева Т. И в шутку и всерьез //Дошкольное воспитание. 2001 г. № 10 с. 18-25.
7. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике //Дошкольное воспитание. 1996 г. с. 17-20.
8. Ерофеева Т. Немного о математике и не только о ней // Дошкольное воспитание. 2001 № 10 ст. 7-17.
9. Зайцев В. В. Математика для детей дошкольного возраста. М; «ВЛАДОСС», 1999 г. с. 64.
10. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др. ; под редакцией Л. Г. Нисканен. М. ; Издательский центр «Академия», 2002 г. 4
11. Козлова С. А., Куликова ТА. Детская педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М. ; Издательский центр «Академия», 1998 г.
12. Колесникова Е. В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. М; «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998 с. 128.
13. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М; Просвещение, 1974 г. с. 368.
14. Люблинская А. А. Детская психология. М. ; Просвещение, 1971 г.
15. Математика от 3 до 7: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов /З. А. Михайлова, Э. Н. Ио
Приложение №1
Дидактические игры в средней группе
В первые дни учебного года в средней группе целесообразно проводить дидактические игры, в которые дети играли еще в младшей группе, с целью закрепления знаний и умений детей и повторения по элементарным математическим представлениям пройденного в младшей группе.
Особое внимание следует уделить тем детям, которые не посещали дошкольные учреждения. С ними необходимо более широко использовать дидактические игры в индивидуальной работе.
С детьми этого возраста проводятся дидактические игры на закрепление знаний в количественном счете, образовании числа в пределах пяти. Одновременно в играх ставится задача развить внимание и память детей.
Дидактическая игра «Что тебе дать? »
Цель: Закреплять знание геометрических фигур.
Материал: 2 карты с нарисованными на них контурами геометрических фигур (по четыре фигуры на карте) ; вырезанные из плотного картона геометрические фигуры:
Описание: Ребёнок получает одну карту с нарисованными фигурами. Взрослый интересуется у ребёнка названиями всех фигур. Ребёнок называет геометрические фигуры, нарисованные на своей карте. Игра начинается. Водящий спрашивает: «Что тебе дать? » Ребёнок называет одну из фигур, изображённую на своей карте и получает от водящего эту фигуру, закрывает её контур. Игра продолжается до закрывания всех фигур на карте.
выдаётся вторая карта, с нарисованным набором других фигур и игра повторяется.
Варианты
1) Если в семье не один ребёнок, или пришли гости, можно сделать 2-3 комплекта материала (увеличить количество игровых карт с нарисованными на них фигурами и вырезанными геометрическими фигурами) .
2) Несколько комплектов карт и геометрических фигур различных цветов. Хорошо использовать оттенки розового, фиолетового, голубого, оранжевого.
Дидактическая игра «Сосчитай и назови»
Цель: Учить пересчитывать количество игрушек и называть итог.
Описание: Взрослый берёт шесть любых мелких игрушек (это могут быть киндер-сюрпризы) и расставляет их в линию. Задача ребёнка – пересчитать игрушки, показывая на каждую, и называя число и на вопрос взрослого «Сколько всего игрушек? » назвать последнее, названное им число.
Количество игрушек меняется. Взрослый следит за правильностью пересчёта.
Варианты
1) Когда ребёнок легко будет пересчитывать игрушки, поставленные в ряд, взрослый расставляет игрушки произвольно (кучкой, по кругу, в две линии) .
2) Когда ребёнок будет справляться с вариантом №1, число игрушек постепенно доходит до 10.
Дидактическая игра «Найди цифру»
Цель: Закреплять знание цифр от 1 до 10.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 10.
Описание: Предложить ребёнку карточки с цифрами (123456789 и 10, а затем давать задания по типу: - найди цифру 5; - найди цифру 3 и т. д.
Ребёнку даются различные задания: разложи цифры по порядку (т. е. от 1 до 10) ; разложи цифры в обратном порядке (т. е. от 10 до 1) ; отсчитай столько игрушек, сколько обозначает цифра: сколько отсчитал игрушек? (7) почему отсчитал 7 игрушек? (потому что цифра 7) .
Дидактическая игра «Убираем цифры по заданию»
Цель: Закреплять прямой и обратный счёт; закреплять знание цифр от 1 до 10.
Материал: карточки с цифрами от 1 до 10.
Описание: Предложить ребёнку разложить карточки с цифрами от 1 до 10 по порядку. Попросить несколько раз пересчитать цифры, показывая при произнесении числа на саму цифру. Затем предложить пересчитать цифры в прямом и обратном порядке, показывая на соответствующую цифру (12345678910 – 10987654321) .
- А теперь ты будешь убирать цифры по заданию: убирай сначала цифру 4; - теперь убирай цифру 1 и т. д. пока не останется одна цифра. Спросить ребенка, какая у тебя цифра осталась? Если ребёнок справился с заданием, похвалить.
Дидактическая игра «Что изменилось»
Может быть проведена с несколькими задачами.
Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга.
Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет.
Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределе пяти, но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.
Усложнение этой игры может пойти и по линии изменения порядка расстановки играющих. В этом случае нужно будет вспомнить, как дети стояли, и отгадать, какие изменения произошли. Это задание требует развития зрительной памяти. Можно менять позу детей. Игра будет проходить более эмоционально. Количественный счет и навыки его закрепляются в игре «Магазин». Ребенок в «кассе» получает «чек» — карточку с нарисованными кружочками, пересчитывает кружочки и идет к «продавцу», которому говорит: «У меня четыре кружочка, я могу купить четыре игрушки», — и, выбрав игрушки, расплачивается за них карточкой.
В игре «Будем считать» дети, наряду с закреплением счета, учатся соотносить число кружков с предметами.
Играющие получают по три карты с различными числовыми изображениями и кладут их рядом на стол.
На каждой карте одинаковое число кружков, но они по-разному расположены. Если играющие подберут именно такое расположение кружков, как у ведущего, то получают маленькую «закрывашку» и кладут ее на свою большую карту. Игра продолжается до тех пор, пока у ведущего не останется ни одной карточки.
Дидактические игры наряду со счетом помогают закрепить знания величины и формы. Например игра «Кто скорее соберет» способствует закреплению знаний предметов в возрастающем или убывающем порядке.
Умение быстро сообразить, какого по счету предмета не стало, вырабатывается в игре «Какая игрушка спрятана? ». Игрушки разного размера и формы стоят на столе на одной линии. Дети смотрят на игрушки, пересчитывают их, запоминают. Один из играющих выходит из комнаты, а в его отсутствие дети прячут какую-нибудь игрушку. Вернувшийся в комнату ребенок должен вспомнить, какой по счету (а затем и по размеру) игрушки на столе не стало.
Настолько печатные игры помогают детям усвоить понятие «сколько». В игре «Кому сколько? » воспитатель раздает карточки с нарисованными мальчиками и девочками и их одеждой, а на стол кладет карточку с двумя девочками и спрашивает: «Сколько им надо шапочек? » Дети отвечают: «Две». Тогда ребенок, у которого на руках картинка с двумя шапочками, кладет ее рядом с карточкой, где нарисованы две девочки, и т. д.
В присчитывании и отсчитывании дети упражняются в играх с мелкими игрушками. Игра состоит в том, что ребенок, получив карточку с
нарисованными кружочками и сосчитав их, отсчитывает себе столько игрушек, сколько кружочков на карте. Затем карты смешиваются и снова раздаются. Дети пересчитывают на своих картах кружочки и, если их больше, чем отобрано игрушек по первой карте, решают, сколько еще надо прибавить игрушек или отнять, если кружочков меньше. Игрушек на столе должно быть много. А кружочков на маленьких карточках пять (1, 2, 3, 4, 5). Это число кружочков в карточках может несколько раз повторяться.
К детям среднего дошкольного возраста предъявляются более высокие требования в овладении пространственными ориентировками. Показать направление от себя (и двигаться) вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево.
И в этом возрасте широко используются дидактические игры. Например игра «Кто скажет правильно». Дидактическая задача: закрепить ориентировку в пространственных отношениях между предметами и определить ее словами направо, налево, посередине, напротив.
В этой игре дети усваивают пространственные ориентировки в движении. Например, разделившись на три группы (одна группа — Лисички, другая — Зайцы, а третья — Белочки, садятся на стульчики. В кругу стульчиков ребенок, изображающий Мишку.
Воспитатель, создав эмоциональную обстановку игры, говорит: «Однажды Мишка позвал к себе в гости зверят. Вот пришли к Мишке Лисички (идут, а вот Зайки и Белочки побежали к нему в гости». Дети встают со стульчиков и бегут к Мишке. А Мишутка как зарычит: «Что за беспорядок! » Испугались зверята и побежали обратно. А Мишка ласково говорит: «Зайки, становитесь от меня с правой стороны, Лисички — с левой, а Белочки -впереди». Когда все встанут, каждая группа громко повторят где
они стоят по отношению к Мишке. Затем дети меняются местами и громко повторяют, где они стоят.
Эту игру можно провести и за столами, зверями будут игрушки, а дети их передвигают и называют направление.
В дидактической игре «Что изменилось» дети тоже, незаметно, играя, закрепляют знания о пространственных ориентировках.
Воспитатель вместе с детьми оборудует комнату куклы предметами обстановки, которые дети хорошо знают (комната может быть организована на столе — стол, стул, кровать, шкаф, цветок и т. д.) . Все дети сидят перед этой комнатой. Когда они внимательно посмотрят, где стоят все предметы, один из детей выходит за дверь. В это время дети вместе решают и делают перестановку. Вошедший должен узнать и сказать, что изменилось в комнате (например, стул стоял около кровати, а сейчас его поставили справа от стола). По мере усвоения пространственных ориентировок, овладения правилами игры задачу можно усложнить, т. е. сделать две перестановки и добиваться от детей более четкого определения пространственного расположения предмета (как он стоял и как его переставили) .
Пространственные ориентировки дети могут закреплять и в игре «Куда пойдешь и что найдешь». Дети средней группы должны хорошо знать геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, шар, куб, цилиндр.
Используя дидактические игры, воспитатель подбирает нужные геометрические фигуры, изображенные на карточках, или объемные и плоскостные, и проводит с ними знакомые уже детям дидактические игры: «Найди по форме», «Разведчики», «Кому сколько» и другие.
Нужно добиваться, чтобы к концу года темп игр был более быстрым.
Приложение №3
Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы
«Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.
«Веселые матрешки»
Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.
Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.
По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же осталь (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я - Маша» и т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домо «Длинное - короткое»
Цель: развитие у детей четкого дифференцированного восприятия новых качеств величины.
Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, картонные полоски, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.
Перед началом игры В. заранее раскладывает на двух столах комплекты игрового дидактического материала (разноцветные ленточки, полоски). Педагог достает две игрушки - плюшевого мишку и куклу Катю. Он говорит детям, что Мише и Кате хочется сегодня быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью В. примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Педагог предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке поясок куклы не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Педагог предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Он объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. После этого воспитатель показывает детям две картонные полоски - длинную и короткую. Показывает детям, как можно сравнить полоски с ленточками путем накладывания и сказать, какая из них короткая, какая – длинная.
«Подбери фигуру»
Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
Материал. Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: карточки с контурами 5 геометрических лото.
Педагог показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.
«Игра с обручем»
Цель: различение и нахождение геометрических фигур.
Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.) ; отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)
«Широкое - узкое»
Цель: формировать представление «широкое - узкое».
Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти
кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.
«Наш день»
Цель: закрепить представление о частях суток, научить правильно употреблять слова «утро», «день», «вечер», «ночь».
Оборудование. Кукла, игрушечные кровать, посуда, гребешок и т. д. ; картинки, на которых показаны действия детей в разное время суток.
Дети сидят полукругом, воспитатель при помощи куклы производит различные действия, по которым дети должны определить часть суток: кукла встает с постели, одевается, причесывается (утро, обедает (день) и т. д. Затем воспитатель называет действие, например: «Кукла умывается», предлагает ребенку выполнить его и назвать часть суток, соответствующую этому действию (утро или вечер). Педагог читает отрывок из стихотворения Петрушиной:
Кукла Валя хочет спать.
Уложу ее в кровать.
Принесу ей одеяло,
Чтоб быстрее засыпала.
Дети укладывают куклу спать и говорят, когда это бывает. Воспитатель показывает картинки во временной последовательности и спрашивает, в какую часть суток происходят эти действия. Затем перемешивает картинки и вместе с детьми располагает их в порядке следования действий суток. Дети раскладывают свои картинки в соответствии с картинками воспитателем.
«Три медведя»
Цель: упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.
Оборудование. У воспитателя силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.
Воспитатель раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула и г. д. рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаила Ивановича? (Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье, и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Воспитатель помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс"Использование игрового занимательного материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников"
Представление педагогического опыта на конкурсе " Воспитатель года "в форме мастер-класса"....
"Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала"
Позновательно-исследовательская деятельность развивается с помощью занимательного игрового материала....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Использование игрового занимательного материала для работы с детьми»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Использование игрового занимательного материала для работы с детьми»...
Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников"....
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов «Использование игрового занимательного материала для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»Цель: повысить педагоги...