Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".
методическая разработка по математике на тему
Мастер - класс для педагогов ДОУ "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_organizatsiya_individualnoy_raboty_po_femp_so_starshimi_doshkolnikami.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по использованию игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по ФЭМП у старших дошкольников.
Математика – наука
Хороша, и всем нужна
Без нее прожить нам трудно
Без нее нам жизнь сложна.
Математику недаром называют «царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает логическое мышление, формирует мыслительные операции. Занимаясь математикой, дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Никто не сомневается и не оспаривает роли математики в развитии человечества. Однако математика в школе продолжает оставаться одним из наиболее трудоемких предметов. Как же быть? Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным, как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?
Существующие ныне методиками по ФЭМП и работы таких авторов как: Леушина, Ерофеева, Колесникова, Новикова, Соловьева, Петерсон все отличаются как по содержанию, так и по форме подачи материала, однако общее, что определяет все эти методики то, что все вышеперечисленные авторы делают упор на игру, как на средство, метод и форму организации учебно – воспитательной деятельности дошкольников.
“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” В.А. Сухомлинский
Игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Опыт показывает, что и в сказке также много привлекательного для детей – и сюжет, и персонажи, и счастливый конец, которому ребенок бывает очень рад. Слушая сказку, он хочет повлиять на события, помочь героям преодолеть преграды, соучаствовать в происходящем.
Эту особенность сказки можно использовать в дидактических целях, соединяя сказочные перипетии и проблемно – познавательные ситуации. Помогая сказочному герою, дошкольник вовлекается в решение задач на сообразительность, где необходимо применять математические знания.
В организации индивидуальной работы по ФЭМП с дошкольниками можно использовать следующие задания:
- Сказка «Белоснежка и семь гномов»
Ориентировка на листе бумаги, закрепить пространственные отношения между объектами.
Белоснежка заблудилась. Даю детям задание описать местность, где она очутилась. Задаю вопросы: что находится в правом верхнем углу, в левом нижнем. Кто находится справа от Белоснежки, слева и др. Дети учатся отражать в речи порядок расположения предметов.
Закрепление названий дней недели и их последовательности.
Дети играют в прятки с гномами, то есть, выполняют упражнение «Которого по счету гнома не стало?» Причем в данном упражнении попутно закрепляем названия дней недели и их последовательность, так как имена гномов звучат также как и названия дней недели.
Деление целого предмета на части и сравнение частей.
Дети помогают Белоснежке разделить ягодный пирог, сравнивают целое, ½, ¼, 1/6, 1/8.
Упражнение в счете до 10.
Дидактическое упражнение «Разложи цифры по порядку».
Дети помогают гномам выбраться из пещеры:
«Смотрите, ребята, случилась беда
Вход в пещеру закрыт навсегда
Огромные камни засыпали вход
Теперь в пещеру никто не войдет
Ребята, поможем гномам, разберем вход в пещеру, но поднять камень можно только решив задачу или ответив на вопрос».
Чтобы помочь сказочному персонажу перебраться через речку нужно сложить мостик из камешков.
«Речка, речка глубока
Не видать нигде мостка
Чтобы дальше нам шагать
Надо камешки собрать
Камни быстро соберем
Эту речку перейдем»
- Сказка «Гуси – лебеди».
Решение задач, закрепление знаний цифр.
Дети прячутся от Бабы Яги под яблонькой, но ведь в наших сказках все связано с математикой и значит яблонька тоже необыкновенная – загадочная. Чтобы сорвать яблочко нужно ответить на вопрос или решить задачку (пример). Попутно закрепляется знание цифр. Задаются вопросы: «Сорви яблоко с цифрой 7» или «Сорви любое яблоко. Какая цифра на нем изображена?»
- Сказка «Золотой ключик или Приключение Буратино»
Закрепление знаний о геометрических фигурах.
Задание «Дорисуй фигуру». Буратино нарисовал портрет Пьеро, но как всегда впопыхах допустил много ошибок.
Задание звучит следующим образом:
Знания ваши нужны мне сейчас
Очень надеюсь, ребята на вас
Вот тут нарисован неверный портрет
Каких на портрете деталей нет?
- Сказка «Снежная Королева»
Составление целого квадрата из частей
Дети помогают Герде склеить волшебное зеркало, то есть выполняют упражнение «Сложи квадрат».
- Сказка «Незнайка на луне».
Закрепление представлений детей о геометрических фигурах.
Упражнение «Назови, что бывает такой формы».
- Сказка «Красная Шапочка».
Закрепление порядкового счета, сравнение чисел.
Мама дала поручение Красной Шапочке отнести бабашке пирожков больше чем 4, но меньше чем 6, а горшочек взять третий слева.
Аналогично можно придумать другие задания для сказочных персонажей или от их имени.
Несмотря на то, что математика – один из самых сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Т. Зименко,
воспитатель высшей квалификационной категории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование занимательного материала в ходе непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников»
В данной статье представлено значение использования занимательного материала по ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста....
Организация и проведение экспериментальной работы с применением дидактических игр, способствующих ускорению процесса развития простейших логических структур мышления и формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников.
Теоретическая значимость данного опыта работы заключается в том, что конкретизация структуры логического мышления дошкольников составит основу для новых научных представлений о возможностях психическо...
Кружковая работа по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Занимательная математика"
Программа рассчитана на 1 год на детей 5,5 – 6,5 лет.Программа знакомит с новыми увлекательными заданиями, играми и упражнениями. Большую часть программы составляют практические заня...
«Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей»
В данном материале говорится о том, какие принципы организации работы можно применить по ФЭМП...
«Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей»
Презентация на тему «Организация и содержание индивидуальной работы по формированиюэлементарных математических представлений у детей»...
«Организация и содержание индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у детей»
Данный материал поможет получить знания по формированию представления о числе, геометрических представлений, развивать сенсорные возможности, логическое мышление, развивать абстрактное воображен...
Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников".
Мастер - класс "Использование игрового занимательного материала в организации индивидуальной работы по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников"....
Комментарии
Интересный мастер - класс!
Интересный мастер - класс!
Спасибо, Елена Валерьевна.
Спасибо, Елена Валерьевна.