Конспект урока по литературе ( 9 классе )
план-конспект по теме
Тема урока: Дружба в лирике А.С.Пушкина. И. И. Пущину « Во глубине сибирских руд…»- свидетельство душевной доброты, щедрости , верности идеалам дружбы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_provedennogo_v_9_klasse_.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе , проведенного в 9 классе
Тема урока: Дружба в лирике А.С.Пушкина. И. И. Пущину « Во глубине сибирских руд…»- свидетельство душевной доброты, щедрости , верности идеалам дружбы
Тема урока : "Дружба в лирике А.С. Пушкина. "И.И. Пущину", "Во глубине сибирских руд…" -…»- свидетельство душевной доброты, щедрости , верности идеалам дружбы(9-й класс)
Цели урока: изучение лирики А.С.Пушкина, раскрытие ее духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления учащихся. 1.Дидактические:
- Познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие.
- Создать условия для систематизации знаний по теме занятия и усвоения литературоведческих понятий. Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
2. Развивающие:
Способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материалы, раскрывающие процесс работы над художественным произведением.
Продолжить работу над развитием монологической речи. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, умение высказывать и аргументировать своё мнение.
3. Воспитательные:
- Содействовать повышению интереса к созданию произведений русской классической литературы. Воспитывать способности к самостоятельному осмыслению исторических событий, отраженных в литературе.
Задачи:
- Развитие внимания, памяти.
- Формирование умения работать с текстом.
- Воспитание любви к родному языку и литературе.
Оборудование: учебник “Литература 9 класс”, тексты стихотворений; слайды с портретами А.Пушкина, И.Пущина, М.Н.Волконской, слайд со словарной работой, с отрывком из воспоминаний М.Н.Волконской.
Ожидаемый результат:
- научиться создавать связный текст с опорой на слайды лекции, подготовленной учителем.
Тип урока: урок-беседа.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания |
Вспомним, что такое послание котором соединены жанры -Дома вы учили наизусть стихотворение А.С.Пушкина “К Чаадаеву”, в котором соединены жанры дружеского и гражданского послания, сегодня будем читать дружеское послание “И.И.Пущину”. А вот другое стихотворение, над которым будем работать на уроке, “Во глубине сибирских руд…” по форме гражданское послание, но по сути является дружеским посланием: стремясь подчеркнуть своё сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке. |
(1 ученик вслух читает наизусть стихотворение “К Чаадаеву”, остальные учащиеся проверяют друг по парам друга). (Послание -поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу.) Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций) до середины 19 века Пушкин). |
3. Работа над новым материалом: 1) Объявление темы и целей урока. 2) Рассказ подготовленного ученика о дружбе А.С.Пушкин.а и И.И.Пущина 3) Чтение стихотворения. “И.И.Пущину” подготовленным учеником. 4) Слово учителя: 5) Самостоятельное чтение учащимися стихотворения “И.И.Пущину”.
6) Беседа 7) Слово учителя: Слайд “М.Н.Волконская с сыном”. 8) Рассказ подготовленного ученика . 9) Чтение учеником отрывка из “Записок” М.Н.Волконской – рассказ о первом свидании с мужем в тюрьме: 10) Чтение стихотворения “Во глубине сибирских руд…” учащимися про себя, затем 1 ученик читает вслух.
11) Беседа: . | Слайды “Лицей”, “Пушкин-лицеист”. Александр Пушкин поступил в Лицей в 1811 году. И первым, с кем подружился будущий поэт, был Иван Пущин, сосед “по келье”(так лицеисты называли свои комнаты). Два друга часто вместе проказничали, и за это их наказывали: смещали на последние места за столом, но по истечении некоторого срока возвращали обратно. В 1815 году оба молодых человека были влюблены в Катеньку Бакунину, фрейлину императрицы. Слайд “Иван Пущин”. Директор Лицея, характеризуя своих учеников, писал: “Иван Пущин – натура ясная, чистая, благородная, общий любимец лицеистов и профессоров”. И.Пущин был для лицеистов живым олицетворением справедливости, правды и высокого ума. Общаясь с ним, любой человек словно сбрасывал с себя шелуху трусости, корысти, мелочного тщеславия и подлого страха. Это он, Иван Пущин, 11 января 1825 года приедет первым к опальному поэту в Михайловское всего на сутки, но сколько радости это посещение доставит Пушкину. Слайд “Пущин в гостях у Пушкина в Михайло Послевском”. После окончания Лицея Пущин вступил в тайное общество. Когда восстание декабристов потерпит поражение, Иван Пущин, принимавший деятельное участие в событиях 14 декабря 1825 года, будет арестован, а потом осуждён и отправлен в Читу. “Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом”. В первый же день приезда в Читу Александра Григорьевна Муравьёва передаёт Пущину листок со стихотворением А.С.Пушкина.
Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшие проявления человечности, требующие мужества, воли, готовности исполнить свой долг. В пушкинских стихотворениях о дружбе и друзьях неизменно возникает философский мотив судьбы. В этом коротком стихотворении поэт обнаружил глубину связей, соединивших двух людей: это и дружба, возникшая ещё в Лицее, и судьба, которая может быть зла или благосклонна к каждому из них. И время, которое не властно над ними: настоящее окликает прошлое, ход времени только подчёркивает неизменность дружбы. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения. – Слайд со словарной работой: Огласить –: наполнить громкими звуками воздать благодарность кому-чему-нибудь.
Укажите адресат обращения в стихотворении. . - Почему Пушкин называет Пущина “мой первый друг”? мой друг безценный - Подберите синоним к слову “бесценный” -Назовите эпитеты, использованные поэтом. - Какие слова относятся высокой лексике? - Стихотворный размер? - Тип рифмовки? - Сколько строф в стихотворении? - В каком времени стоят глаголы в первой строфе? - Почему? - В какой форме стоят глаголы во второй строфе? - Почему - Сколько предложений в стихотворении? - Какие это предложения? -Прежде чем мы перейдём к чтению стихотворения “Во глубине сибирских руд…”, послушаем удивительной женщине. Послушаем рассказ о Марии Николаевне Волконской. 10) Чтение стихотворения “Во глубине сибирских руд…” учащимися про себя, затем 1 ученик читает вслух. - Какова основная тема этого стихотворения? - Отметьте слова и выражения, рисующие конкретную картину жизни декабристов в сибирской ссылке и каторге, и объясните их значение. - Как понимаете выражение “скорбный труд”? - Почему Пушкин употребил выражение “скорбный труд” рядом с другим: “дум высокое стремленье? - В каком времени стоят глаголы в ст-ии? - Почему? - Что должны хранить декабристы в своей душе? - Какие слова стихотворения показывают, что декабристы не забыты? - Какая рифма используется автором в этом стихотворении? |
(С ним первым будущий поэт подружился в Лицее). (Дорогой, любимый) (Друг бесценный, двор уединенный, печальным снегом). (Благословил, огласил, молю, провиденье, дарует, озарит, заточенье). (Ямб) (Две) (В прошедшем времени.) (Событие, о котором вспоминает поэт, в прошлом.) (Молю – настоящее время; да дарует, да озарит – повелительное наклонение.) ( Пожелание другу) (Два) (1 строфа – сложноподчинённое предложение с придаточным времени, осложнено обращением; 2 строфа – сложное предложение, первое простое из которого – односоставное, определённо-личное) Дочь героя Отечественной войны 1812 года генерала Николая Николаевича Раевского, жена декабриста С.Г.Волконского, одной из первых решившаяся последовать за своим мужем в сибирскую каторгу и ссылку, написала превосходные “Записки”, в к оторых рассказала о себе и своей эпохе с большим умом, задушевностью и искренностью. Она преодолела сопротивление семьи, в особенности почитаемого отца, перешагнула через все препятствия, поставленные перед нею царским правительством, Николаем I, сделавшим всё, чтобы удержать жён декабристов от стремления последовать в Сибирь за своими мужьями. Вдоль стен комнаты находились сделанные из досок некоторого рода конуры или клетки, назначенные для заключённых; надо было подняться на две ступени, чтобы войти в них. Отделение Сергея имело только три аршина в длину и два аршина в ширину; оно было так низко. Что в нём нельзя было стоять; он занимал его вместе с Трубецким и Оболенским. Последний, для кровати которого не было места, велел прикрепить для себя доски над кроватью Трубецкого. Таким образом, эти отделения являлись маленькими тюрьмами в стенах самой тюрьмы… В первую минуту я ничего не разглядела, так как там было темно; открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделении е мужа, Сергей бросился ко мне; бряцание его цепей поразило меня: я не знала, что он был в кандалах. Суровость этого заточения дала мне понятие о степени его страданий. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом – его самого ”. (Тема памяти о дружбе, надежды). . (“Во глубине сибирских руд”, “в мрачном подземелье”, “мрачные затворы”, “каторжные норы”, “оковы тяжкие”, “темницы”).
(Это каторжная работа декабристов, труд, приносящий скорбь, страдание, но это и подвиг, этот труд “не пропадёт” - это труд во имя будущего). (Это выражение характеризует идеалы декабристов, те благородные цели, ради осуществления которых они боролись.) (В будущем.) (Гордое терпенье.) (Третья строфа.) (В 1 строфе использована перекрёстная рифма: АБАБ; во 2, 3, 4 строфах - кольцевая рифма: ВГГВ). |
4. Подведение итогов урока. | - К какому жанру относятся стихотворения, над которыми мы работали на уроке? - Что вы можете сказать об этом жанре? | |
5. Выставление оценок | ||
6. Домашнее задание | выучить наизусть “И.И.Пущину”, “Во глубине сибирских руд…” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект первого урока в подготовительном классе
Коснпект занятия в подготовительной группе...
конспект урока 1 класс
"Космос"...
конспект урока 1 класс
"Путешествие в Спортландию"...
Конспект урока литературы в 7 классе. Тема: "Музыкальность рассказов А. П. Чехова."
Два конспекта уроков литературы в 7 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: "О ком плачет скрипка"
Конспект урока литературы в 9 классе к ВКР "Музыкальные страницы рассказов А. П. Чехова на уроках литературы в школе"....
Конспект урока во 1 классе: "Охрана растений" УМК "Школа России"
апишите название материала, краткую аннотацию. С помощью кнопки "Обзор" добавьте файл с основным содержанием материала. Чтобы Ваш материал был максимально востребован и хорошо находился в Яндексе и...
Конспект урока в 1 классе по изобразительной деятельности "Хохлома"
Конспект урока подходит для учеников 1 класса, а так же для детей подготовительной к школе группе...