Проект "Мы рисуем музыку"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Чернова Ольга Геннадьевна
Авторский проект «Мы рисуем музыку»
«Одно хорошо: от жизни
человечества, от веков, поколений
остаётся на земле только
высокое, доброе и прекрасное...»
И.А. Бунин
Всё высокое и прекрасное в человеке тесно сопряжено с величайшим даром – уметь творить .Именно искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии жизни. «Для полного, истинного постижения искусства и наслаждения им необходимо основательное изучение, развитие», - писал В.Т. Белинский. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры.
К сожалению, ничтожно мал процент тех людей, в чьих семьях принято ходить в театры, музеи, галереи, посещать концерты народной и классической музыки. Поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна заключаться в побуждении живого интереса к подлинному искусству. Огромную роль в этом приобщении играет непосредственное участие ребёнка в творческом процессе.
Традиционно задачи эстетического воспитания дошкольников решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, а также знакомство с поэзией.
Но есть особый подход в воспитании детей. Это соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав, что даёт более глубокое, запоминающееся впечатление от произведений искусства. Метод интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства был предложен Н.А Ветлугиной. По мнению Н.А. Ветлугиной ,адекватное восприятие действительности различными органами чувств способствует пониманию музыкального образа. Учитывая специфику образовательного процесса в ДОУ ,можно предложить несколько вариантов построения занятий, рассмотренных ниже. Есть много общего, что роднит 3 вида искусства: музыка, живопись, поэзия. Они могут отражать действительность одномерно: музыка динамична, живопись статична. Зато они дополняют друг друга. Поэзия прекрасно расскажет о впечатлениях, полученных от созерцания картин и слушания музыки. Таким образом, достигается диалектическое единство.
Цели проекта:
- Обогатить слуховой, зрительный опыт детей в восприятии музыкальных произведений изобразительного искусства.
- Познакомить детей с творчеством великих композиторов, живописцев, поэтов.
- Развивать фантазию, творческое воображение детей через рисование, совмещённое с прослушиванием музыки.
- Учить находить связь между видами искусства в использовании выразительных средств композитора, художника, поэта.
- Создавать условия для того, чтобы ребёнок научился более тонко и глубоко чувствовать и понимать музыку.
6)
Побуждать воспитателей совершенствовать качество художественно-развивающей среды в группе. В частности, пополнять данную зону
-репродукциями картин
-портретами музыкантов, художников, поэтов и детских писателей
-хорошо иллюстрированными детскими книгами, иллюстрациями к музыкальным произведениям
-качественной записью муз. произведений
Проект рассчитан на возраст детей от 4 до 7 лет. Соответственно разработаны методические рекомендации по организации занятий в средней, старшей и подготовительной группах.
Ожидаемый результат реализации проекта:
Ребёнок эмоционально развивается. Он способен воспринимать, переживать и понимать музыку, рассуждать о произведении, выражать музыкальный образ в рисунке. Ребёнок ознакомлен с традиционными и нетрадиционными техниками рисования.
Содержание | Формы, виды деятельности | Сроки | Ответственные |
Взаимосвязь музыки, живописи, поэзии: активизация ассоциативного мышления | Прослушивание музыкальных произведений на муз. занятиях и в группе, просмотр репродукций, чтение стихов по темам «Времена года» | Осень: сентябрь, октябрь зима: январь весна: март, апрель | Воспитатели, муз. рук. Чернова О. Г. |
Образы природы в музыке, стихотворении, оживающие в детском рисунке. | Интегрированные занятия: «рисуем музыку» | Сентябрь, январь, март, апрель | Воспитатели муз. рук. |
Образы в музыке и изобразительном искусстве | Интегрированные занятия | Сентябрь Январь Март | |
Развитие навыков восприятия произведений разных видов искусства и освоение средств их художественной выразительности | Разминки, упражнения, игры: на ощущение колорита в изо. -на развитие чувства муз. лада в музыке -на составление сюжетных рассказов Пластические этюды по произведениям искусства | В течение учебного года | Чернова О. Г |
Эмоциональная отзывчивость ребёнка, проявляющаяся в умении рассуждать и сочинять мелодии на заданный стих, соответствующий яркой иллюстрации | Игра «сочини мелодию» на муз. занятиях и в группе, работа с методическим пособием «сочини песенку» | В течение учебного года | Воспитатели муз. рук. Чернова О. Г. |
Повысить самооценку детей, закрепить результат работы над восприятием | Выставка рисунков фотоотчёт по теме «мы рисуем музыку» | Апрель, май | Воспитатели муз. рук. Чернова О. Г. |
Интегрированные занятия
«Мы рисуем музыку»
Цели занятия: воспитывать любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Обогатить слуховой и зрительный опыт ребёнка через слушание произведений П. И. Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и других композиторов и демонстрацию репродукций художников А. Саврасова, И. Левитана, А. Грицая и других. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой. Воспитывать умение ребёнка выражать словами, полными предложениями свои впечатления от прослушивания музыки и увиденных репродукций. Развивать эмоциональную отзывчивость детей, показывая контраст настроений в музыкальных изобразительных и поэтических произведениях. Вспомнить о профессиях людей, связанных с искусством.
Задачи: Побуждать ребёнка активно использовать для выражений своих впечатлений цветовую гамму при выполнении рисунков: знакомить с оттенками цветов, получавшихся при смешивании красок. Использовать нетрадиционные техники рисования (монотипия, кляксография, рисование воск. мелками и акварелью и т. д.)
Учить замечать интересные детали при прослушивании музыкальных произведений и рассматривании картин: какие музыкальные инструменты использует композитор, какие ещё средства выразительности помогают ярче передать, например образ «Весны» в балете? Какие краски тёплых или холодных оттенков использует художник? А где больше солнечного света: на той или этой картине? Можно ли представить пение птиц, глядя на эту картину? И т. д.
Предварительная работа: наблюдения за зимними, весенними явлениями в природе. Просмотр фрагментов из балетов П. И. Чайковского «Щелкунчик» (танец феи Драже) и С. Прокофьева «Золушка» (танец фей Зимы, Весны). Беседа об увиденном. Импровизация – танец детей с лентами (голубые -ручейки, жёлтые – солнышки)
Первое занятие. Проводится в изостудии либо в музыкальном зале, где оформлена выставка репродукций картин русских художников о зиме. Поставлены мольберты, по 2 листа ватмана, приготовлены губки, и разведенные водой голубая, зелёная гуашь. Дети заходят в зал, рассматривают выставку.
Муз. рук. Ребята, какое время года здесь изображено? (ответы)
А теперь садитесь. На наших репродукциях зимние пейзажи. Как называется профессия человека, который рисует эти пейзажи? (ответы)
А теперь послушайте музыку и ответьте, к какому из пейзажей больше всего подходит настроение, созданное этой музыкой.
Звучит «танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Дети делятся впечатлениями.
Скажите, ребята, что в этой музыку вы услышали? Может быть, чьи-то шаги, очень таинственные, строгие? Может быть, это сама Снежная королева обходит свои владения? В первой части музыки она гордо и даже сердито, холодно и колюче смотрит на нас. А во второй части полетели россыпью колючие льдинки. Их стеклянный звук можно изобразить на треугольнике, на хрустальных фужерах и металлофоне...
Муз. рук. Снова включает музыку, дети с музыкальными инструментами музицируют: 1 и 3 часть – треугольники и фужеры, 2 часть – металлофон («глиссандо»).
А теперь послушайте, как передают зимнее настроение поэты в стихах. М.р. читает отрывки стихотворений о зиме и предлагает также детям прочитать заранее выученные стихи. Например, стих Ф. Тютчева:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит…
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
М. р. Ребята, как вы думаете, какой из картин соответствует это стихотворение? Какие средства использует поэт, а какие художник, чтобы передать сказочную красоту леса зимой? (слова «чародейкою», «околдован», веточки деревьев, словно кружево, в белом инее, например на картине И. Вельца «Иней»)
И всё же хоть это и сказка, но зимняя, холодная красота, которая напоминает нам царство Снежной королевы.
Входит художник Цветик.
Худ. Здравствуйте, ребята. Моя профессия – художник. Зовут меня Цветик. (Все здороваются) Услышал я волшебные звуки музыки, решил прийти к вам на занятие. О, здесь я вижу прекрасные картины кисти знаменитых художников. Изобразительное искусство -самое яркое и интересное. Одним словом, главное из всех искусств. Правда, ребята!?
М.р. Подожди, цветик! Мы с ребятам думаем, что музыка, изобразительное искусство, (или живопись), а также поэзия – это друзья. И не просто друзья. Они дополняют друг друга. Вот посмотри, как, например, дружат твои краски:
М. р. Берёт краски и белую гуашь, заранее разведённую водой в двух банках, и смешивает их в одной из банок.
Видишь, синяя и белая гуашь не спорят между собой. Они договорились, что перемешиваются и получается голубой, очень красивый оттенок. (Так же можно показать смешивание жёлтой и зелёной красок для получения цвета молодой зелени. Эти два новых оттенка на первом занятии будут использованы для тонирования листов для будущих рисунков детей.)
Цветик, видишь, как дружат краски! А давайте посмотрим на эти репродукции (картина «март» И. Левитана, Е. Волкова. «В весеннем лесу» и другие репродукции на весеннюю тему)
Цветик: Здесь – красавица весна. Тут она ранняя. А здесь – уже пробилась зелёная травка, солнце освещает лес, деревья, а птицы радуются и, наверно, вьют гнёзда и поют звонкие песни.
М. р. Вот видишь, цветик ты и сам не заметил, как придумал то, что не видно на этой картинке. И это – прекрасно, что мы можем услышать в музыке весеннее пение птиц, а поэт расскажет нам, что вот в том лесу за соснами и берёзками на первых проталинках появились подснежники, хотя их не видно на картине. Послушайте, как просыпается и согревается природа в музыке. М. р. Напоминает детям знакомую музыку Прокофьева, Чайковского.
Цветик: ребята, мне не терпится взять краски и вместе с вами изобразить своё настроение на бумаге. Слушая эту музыку, хочется закрасить лист нежно-зелёной, почти жёлтой краской. Как будто солнце освещает молодую травку.
М. р. Этим мы сейчас и займёмся, «Цветик». Ребята, подойдите к мольбертам. Мы сегодня только подготовим красивый фон для наших будущих рисунков. Слушая весеннюю музыку Прокофьева, Чайковского, выбираем тёплый, нежно-зелёный, или холодный, голубой тон? (ответы)
Да, нежно-зелёный.
М. р. Показывает детям, как обмакнуть губку в зелёный цвет и закрасить весь лист. Таким же образом закрасить другой лист в голубой тон, предварительно прослушав фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского – танец феи Драже, либо танец феи зимы из балета Прокофьева «Золушка».
В конце занятия м. р. ещё раз вспоминает с детьми, какие профессии связаны с искусством, музыка каких композиторов прозвучала, чьи картины и стихи «дополняли» эту музыку.
Второе занятие. Приготовлены мольберты с тонированными листами, кисти, гуашь. В начале занятия музыкальный руководитель напоминает детям, с какими произведениями различных видов искусств они познакомились на прошлых занятиях, сделав акцент на одном из контрастных настроений. Если в данное время на улице – зима, то проводится работа с холодным оттенком и соответствующим музыкальным отрывкам. Звучит танец феи Драже П. И. Чайковского
М. р. Ребята, вспомните, какое настроение передаёт эта музыка. (Ответы) А я напомню вам стихотворения, в которых мы почувствуем такое же настроение. (Повторить стихотворение отрывка о зиме).
Перед вами лист, закрашенный голубым цветом. Это – фон вашего будущего рисунка. А какие цвета вы выбираете сегодня, чтобы изобразить холодное, зимнее царство? (Ответы). Правильно! Синие, фиолетовые, белые. А теперь я хочу предложить вам необычный способ рисования. Посмотрите на готовый образец: здесь изображён дворец Снежной королевы: белоснежный, высокий, с острыми сосульками, башенками. А внизу – его отражение в ледяном зеркале озера. Чтобы отражение получилось точным, художник сначала нарисовал дворец в верхней части листа, а затем, согнув пополам рисунок, хорошенько прижал изображение с обратной стороны. Вот и отпечаталось изображение дворца, как будто он отражается в замёрзшем озере. По краям озера можно дорисовать снежные кустики. Давайте будем слушать музыку и рисовать. Педагог рисует вместе с детьми по предложенному образцу, замечая сходство колорита рисунка и настроения в музыке, акцентируя внимание детей на некоторые выразительные средства. Например, переливы колокольчиков, передающие блеск ледяного царства. Искорки можно изобразить на рисунке специальным гелем с блёстками или просто, использовать мелко нарезанную «серебряную» фольгу или дождь (ёлочный). Для детей подготовительной группы возможен вариант рисования под эту музыку по собственному воображению, а не по образцу. Но для этого педагог сначала выясняет, что именно представляется каждому ребёнку. Целесообразны наводящие вопросы, например: Какое настроение в музыке? Было ли когда-нибудь у тебя такое же настроение? Если не у тебя, то у кого-нибудь бывает подобное настроение? А может, это характер какого-нибудь персонажа?
Возможно, абстрактные эмоциональные состояния (строгость, страх, загадочность) характерные для данного музыкального отрывка ,воплотятся в конкретных, знакомых ситуациях и людях, которые дети могли бы изобразить. Например, «Таинственный фокусник», «факир» или «Мы с другом поссорились», «Портрет снежной королевы, которой оказалась сердитая тётя в магазине», или «Сокровища пиратов, которые охраняет огромная соседская собака.
3 занятие, где используется жёлто-зелёный фон, может проводиться весной. Для средних, старших групп опять может быть предложено рисование по образцу. Самый доступный и удачный образ пробуждающейся природы отражён в музыке русских композиторов, а также в музыкальном отрывке «утро» из оперы. Пер Тюнт Грига.
Замечательно изобразил П. И. Чайковский образ подснежника в четвертой части «Апрель» фортепианного цикла «Времена года». Русские поэты, в свою очередь, не менее замечательно воспели красоту и нежность этого цветка (Майков). Занятие строится по аналогии со вторым занятием. Рисуя подснежники и слушая музыку, педагог с детьми примечают, что в средней части слышится, как кружит ветер, музыка тревожная, но затем постепенно снова проглядывает солнышко и цветок тянет к нему свои листочки.
Для детей постарше также предлагаются пофантазировать под эту же музыку. И после наводящих вопросов дети с удовольствием рисуют, например, портрет мамы: то нежной, то строгой, то заботливой. Кто-то нарисует беззащитного, пугливого котёнка, а кто-то чудесный сон про дивный сад. Интересно будет провести оба варианта занятий (для средних, старших и подготовительных групп) для одних и тех же детей, то есть, слушать одну музыку и рисовать сначала по образцу, а через год – по воображению. Рисунки, не похожие один на другой – вот желаемый результат данного проекта, как показатель развития эмоциональной отзывчивости ребёнка в восприятии содержания произведений различных видов искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
фоторепортаж с музыкальной гостиной "Рисуем музыку"
Фоторепортаж с открытого комплексного занятия музыкального руководителя и воспитателя по художественной деятельности в старшей группе в детском саду на тему "Рисуем иузыку". Занятие проводилось совмес...
Я РИСУЮ МУЗЫКУ
Цель: совершенствование умения соотносить цвет с музыкой.Задачи:познакомить с нетрадиционной техникой создания узоров с помощью пищевой плёнки...
Слушаем и рисуем музыку "Две плаксы", Е. Гнесиной
Презентация...
"Как мы рисуем музыку и знакомимся с инструментами оркестра" на примере большой зоологической фантазии Сен- Санса: Карнавал животных.
Видео материал смотрите на сайте:http://lady-verbitzkaja.ya.ru/...
"Мы рисуем музыку для куклы"
Конспект и план открытого музыкального занятия...
Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование) на тему "Дети рисуют музыку"
Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование) на тему "Дети рисуют музыку" («Вальс и полночь» из балета «Золушка» С.С. Прокофьев) «...
КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИСКУССТВОМ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « МЫ РИСУЕМ МУЗЫКУ»
Цель: Развивать умение осознанно оценивать произведения изобразительного искусства, чувствовать колорит, замечать особенности использования художником тёплой и холодной цветовой гаммы для создания опр...