Проект "Мы рисуем музыку"
проект (старшая, подготовительная группа) на тему

Солодягина Надежда Сергеевна
¨1.Дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», построенных на бешеных  ритмах и какофонии электронных звуков. Это не способствует гармоничному и нравственному развитию детей.
¨2.В дошкольном возрасте важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира.
¨3.Через музыку, рисование можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, сопереживание.
¨4.Музыка, воплощенная в рисунках, лучше осмысливается и запоминается.
¨5.Рисунок помогает детям лучше понять и представить музыкальный образ, содержание музыкального произведения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Чернова Ольга Геннадьевна

                      Авторский проект «Мы рисуем музыку»

                         «Одно хорошо: от жизни

                                                человечества, от веков, поколений

                                                остаётся на земле только

                                                высокое, доброе и прекрасное...»

                                                                И.А. Бунин

Всё высокое и прекрасное в человеке тесно сопряжено с величайшим даром – уметь творить .Именно искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии жизни. «Для полного, истинного постижения искусства и наслаждения им необходимо основательное изучение, развитие», - писал В.Т. Белинский. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению  художественных ценностей мировой культуры.        

        К сожалению, ничтожно мал процент тех людей, в чьих семьях принято ходить в театры, музеи, галереи, посещать концерты народной и классической музыки. Поэтому задача эстетического воспитания в образовании должна заключаться в побуждении живого интереса к подлинному искусству. Огромную роль в этом приобщении играет непосредственное участие ребёнка в творческом процессе.

        Традиционно задачи эстетического воспитания дошкольников решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, а также знакомство с поэзией.

        Но есть особый подход в воспитании  детей. Это соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав, что даёт более глубокое, запоминающееся впечатление от произведений искусства. Метод интеграции выразительных средств музыкального и изобразительного искусства был предложен Н.А Ветлугиной. По мнению Н.А. Ветлугиной ,адекватное восприятие действительности различными органами чувств способствует пониманию музыкального образа. Учитывая специфику образовательного процесса в ДОУ ,можно предложить несколько вариантов построения занятий, рассмотренных ниже. Есть много общего, что роднит 3 вида искусства: музыка, живопись, поэзия. Они могут отражать  действительность одномерно: музыка динамична, живопись статична. Зато они дополняют друг друга. Поэзия прекрасно расскажет о впечатлениях, полученных от созерцания картин и слушания музыки. Таким образом, достигается диалектическое единство.

Цели проекта:

  1. Обогатить слуховой, зрительный опыт детей в восприятии  музыкальных произведений  изобразительного искусства.
  2. Познакомить детей с  творчеством великих композиторов, живописцев, поэтов.
  3. Развивать фантазию, творческое воображение детей через рисование, совмещённое с прослушиванием музыки.
  4. Учить находить связь между видами искусства в использовании выразительных средств композитора, художника, поэта.
  5. Создавать условия для того, чтобы ребёнок научился более тонко и глубоко чувствовать и понимать музыку.

6)

Побуждать воспитателей совершенствовать качество художественно-развивающей среды в группе. В частности, пополнять данную зону

-репродукциями картин

-портретами музыкантов, художников, поэтов и детских писателей

-хорошо иллюстрированными детскими книгами, иллюстрациями к музыкальным произведениям

-качественной записью муз. произведений

        Проект рассчитан на возраст детей от 4 до 7 лет. Соответственно разработаны методические рекомендации по организации занятий в средней, старшей и подготовительной группах.

        Ожидаемый результат  реализации проекта:

Ребёнок  эмоционально развивается. Он способен воспринимать, переживать и понимать музыку, рассуждать о произведении, выражать музыкальный образ в рисунке. Ребёнок ознакомлен с традиционными и нетрадиционными техниками рисования.

Содержание

Формы, виды деятельности

Сроки

Ответственные

Взаимосвязь музыки, живописи, поэзии: активизация ассоциативного мышления

Прослушивание музыкальных произведений на муз. занятиях и в группе, просмотр репродукций, чтение стихов по темам «Времена года»

Осень: сентябрь, октябрь

зима: январь

весна: март, апрель

Воспитатели, муз. рук. Чернова О. Г.

Образы природы в музыке, стихотворении, оживающие в детском рисунке.

Интегрированные занятия: «рисуем музыку»

Сентябрь, январь, март, апрель

Воспитатели муз. рук.

Образы в музыке и изобразительном искусстве

Интегрированные занятия

Сентябрь

Январь

Март

Развитие навыков восприятия произведений разных видов искусства и освоение средств их художественной выразительности

Разминки, упражнения, игры: на ощущение колорита в изо.

-на развитие чувства муз. лада в музыке

-на составление сюжетных рассказов

Пластические этюды по произведениям искусства

В течение учебного года

Чернова О. Г

Эмоциональная отзывчивость ребёнка, проявляющаяся в умении рассуждать и сочинять мелодии на заданный стих, соответствующий яркой иллюстрации

Игра «сочини мелодию» на муз. занятиях и  в группе, работа с методическим пособием «сочини песенку»

В течение учебного года

Воспитатели муз. рук. Чернова О. Г.

Повысить самооценку детей, закрепить результат работы над восприятием

Выставка рисунков фотоотчёт по теме «мы рисуем музыку»

Апрель, май

Воспитатели муз. рук. Чернова О. Г.

                        

Интегрированные занятия

«Мы рисуем музыку»

Цели занятия: воспитывать любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию. Обогатить слуховой и зрительный опыт ребёнка через слушание произведений П. И. Чайковского, Э. Грига, К. Сен-Санса и других композиторов и демонстрацию репродукций художников А. Саврасова, И. Левитана, А. Грицая и других. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой. Воспитывать умение ребёнка выражать словами, полными предложениями свои впечатления от прослушивания музыки и увиденных репродукций. Развивать эмоциональную отзывчивость детей, показывая контраст настроений в музыкальных изобразительных и поэтических произведениях. Вспомнить о профессиях людей, связанных с искусством.

        Задачи: Побуждать ребёнка активно использовать для выражений своих впечатлений цветовую гамму при выполнении рисунков: знакомить с оттенками цветов, получавшихся при смешивании красок. Использовать нетрадиционные техники рисования (монотипия, кляксография, рисование воск. мелками и акварелью и т. д.)

        Учить замечать интересные детали при прослушивании музыкальных произведений и рассматривании картин: какие музыкальные инструменты использует композитор, какие ещё средства выразительности помогают ярче передать, например образ «Весны» в балете? Какие краски тёплых или холодных оттенков использует художник? А где больше солнечного света: на той или этой картине? Можно ли представить пение птиц, глядя на эту картину? И т. д.

Предварительная работа: наблюдения за зимними, весенними явлениями в природе. Просмотр фрагментов из балетов П. И. Чайковского «Щелкунчик» (танец феи Драже) и С. Прокофьева «Золушка» (танец фей Зимы, Весны). Беседа об увиденном. Импровизация – танец детей с лентами (голубые -ручейки, жёлтые – солнышки)

        Первое занятие. Проводится в изостудии либо в музыкальном зале, где оформлена выставка репродукций картин русских художников о зиме. Поставлены мольберты, по 2 листа ватмана, приготовлены губки, и разведенные водой голубая, зелёная гуашь. Дети заходят в зал, рассматривают выставку.

        Муз. рук. Ребята, какое время года здесь изображено?  (ответы)

                А теперь садитесь. На наших репродукциях зимние пейзажи. Как называется профессия человека, который рисует эти пейзажи? (ответы)

А теперь послушайте музыку и ответьте, к какому из пейзажей больше всего подходит настроение, созданное этой музыкой.

Звучит «танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Дети делятся впечатлениями.

Скажите, ребята, что в этой музыку вы услышали? Может быть, чьи-то шаги, очень таинственные, строгие? Может быть, это сама Снежная королева обходит свои владения? В первой части музыки она гордо и даже сердито, холодно и колюче смотрит на нас. А во второй  части полетели россыпью колючие льдинки. Их стеклянный звук можно изобразить на треугольнике, на хрустальных фужерах и металлофоне...

Муз. рук. Снова включает музыку, дети с музыкальными инструментами музицируют: 1 и 3 часть – треугольники и фужеры, 2 часть – металлофон («глиссандо»).

        А теперь послушайте, как передают зимнее настроение поэты в стихах. М.р. читает отрывки стихотворений о зиме и предлагает также детям прочитать заранее выученные стихи. Например, стих Ф. Тютчева:

                        Чародейкою зимою

                        Околдован, лес стоит…

                        И под снежной бахромою

                        Неподвижною, немою,

                        Чудной жизнью он блестит.

М. р. Ребята, как вы думаете, какой из картин соответствует это стихотворение? Какие средства использует поэт, а какие художник, чтобы передать сказочную красоту леса зимой? (слова «чародейкою», «околдован», веточки деревьев, словно кружево, в белом инее, например на картине И. Вельца «Иней»)

И всё же хоть это и сказка, но зимняя, холодная красота, которая напоминает нам царство Снежной королевы.

Входит художник Цветик.

Худ. Здравствуйте, ребята. Моя профессия – художник. Зовут меня Цветик. (Все здороваются) Услышал я волшебные звуки музыки, решил прийти к вам на занятие. О, здесь я вижу прекрасные картины кисти знаменитых художников. Изобразительное искусство -самое яркое и интересное. Одним словом, главное из всех искусств. Правда, ребята!?

М.р. Подожди, цветик! Мы с ребятам думаем, что музыка, изобразительное искусство, (или живопись), а также поэзия – это друзья. И не просто друзья. Они дополняют друг друга. Вот посмотри, как, например, дружат твои краски:

М. р. Берёт краски и белую гуашь, заранее разведённую водой в двух банках, и смешивает их в одной из банок.

        Видишь, синяя и белая гуашь не спорят между собой. Они договорились, что перемешиваются и получается голубой, очень красивый оттенок. (Так же можно показать смешивание жёлтой и зелёной красок для получения цвета молодой зелени. Эти два новых оттенка на первом занятии будут использованы для тонирования листов для будущих рисунков детей.)

        Цветик, видишь, как дружат краски! А давайте посмотрим на эти репродукции (картина «март» И. Левитана, Е. Волкова. «В весеннем лесу» и другие репродукции на весеннюю тему)

Цветик: Здесь – красавица весна. Тут она ранняя. А здесь – уже пробилась зелёная травка, солнце освещает лес, деревья, а птицы радуются и, наверно, вьют гнёзда и поют звонкие песни.

М. р. Вот видишь, цветик ты и сам не заметил, как придумал то, что не видно на этой картинке. И это – прекрасно, что мы можем услышать в музыке весеннее пение птиц, а поэт расскажет нам, что вот в том лесу за соснами и берёзками на первых проталинках появились подснежники, хотя их не видно на картине. Послушайте, как просыпается и согревается природа в музыке. М. р. Напоминает детям знакомую музыку Прокофьева,  Чайковского.

Цветик: ребята, мне не терпится взять краски и вместе с вами изобразить своё настроение на  бумаге. Слушая эту музыку, хочется закрасить лист нежно-зелёной, почти жёлтой краской. Как будто солнце освещает молодую травку.

М. р. Этим мы сейчас и займёмся, «Цветик». Ребята, подойдите к мольбертам. Мы сегодня только подготовим красивый фон для наших будущих рисунков. Слушая весеннюю музыку Прокофьева, Чайковского, выбираем тёплый, нежно-зелёный, или холодный, голубой тон? (ответы)

Да, нежно-зелёный.

М. р. Показывает детям, как обмакнуть губку в зелёный цвет и закрасить весь лист. Таким же образом закрасить другой лист в голубой тон, предварительно прослушав фрагменты из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского – танец феи Драже, либо танец феи зимы из балета Прокофьева «Золушка».

В конце занятия м. р. ещё раз вспоминает с детьми, какие профессии связаны с искусством, музыка каких композиторов прозвучала, чьи картины и стихи «дополняли» эту музыку.

Второе занятие. Приготовлены мольберты с тонированными листами, кисти, гуашь. В начале занятия музыкальный руководитель напоминает детям, с какими произведениями различных видов искусств они познакомились на прошлых занятиях, сделав акцент на одном из контрастных настроений. Если в данное время на улице – зима, то проводится работа с холодным оттенком и соответствующим музыкальным отрывкам. Звучит танец феи Драже П. И. Чайковского

М. р. Ребята, вспомните, какое настроение передаёт эта музыка. (Ответы) А я напомню вам стихотворения, в которых мы почувствуем такое же настроение. (Повторить стихотворение отрывка о зиме).

Перед вами лист, закрашенный голубым цветом. Это – фон вашего будущего рисунка. А какие цвета вы выбираете сегодня, чтобы изобразить холодное, зимнее царство? (Ответы). Правильно! Синие, фиолетовые, белые. А теперь я хочу предложить вам необычный способ рисования. Посмотрите на готовый образец: здесь изображён дворец Снежной королевы: белоснежный, высокий, с острыми сосульками, башенками.  А внизу – его отражение в ледяном зеркале озера. Чтобы отражение получилось точным, художник сначала нарисовал дворец в верхней части листа, а затем, согнув пополам рисунок, хорошенько прижал изображение с обратной стороны. Вот и отпечаталось изображение дворца, как будто он отражается в замёрзшем озере. По краям озера можно дорисовать снежные кустики. Давайте будем слушать музыку и рисовать. Педагог рисует вместе с детьми по предложенному образцу, замечая сходство колорита рисунка и настроения в музыке, акцентируя внимание детей на некоторые выразительные средства. Например, переливы колокольчиков, передающие блеск ледяного царства. Искорки можно изобразить на рисунке специальным гелем с блёстками или просто, использовать мелко нарезанную «серебряную» фольгу или дождь (ёлочный). Для  детей подготовительной группы возможен вариант рисования под эту музыку по собственному воображению, а не по образцу. Но для этого педагог сначала выясняет, что именно представляется каждому ребёнку. Целесообразны наводящие вопросы, например: Какое настроение в музыке? Было ли когда-нибудь у тебя такое же настроение? Если не у тебя, то у кого-нибудь бывает подобное настроение? А может, это характер какого-нибудь персонажа?

Возможно, абстрактные эмоциональные состояния (строгость, страх, загадочность) характерные для данного музыкального отрывка ,воплотятся в конкретных, знакомых ситуациях и людях, которые дети могли бы изобразить. Например, «Таинственный фокусник», «факир» или «Мы с другом поссорились», «Портрет снежной королевы, которой оказалась сердитая тётя в магазине», или «Сокровища пиратов, которые охраняет огромная соседская собака.

3 занятие, где используется жёлто-зелёный фон, может проводиться весной. Для средних, старших групп опять может быть предложено рисование по образцу. Самый доступный и удачный образ пробуждающейся природы отражён в музыке русских композиторов, а также в музыкальном отрывке «утро» из оперы. Пер Тюнт Грига.

Замечательно изобразил П. И. Чайковский образ подснежника в четвертой части «Апрель» фортепианного цикла «Времена года». Русские поэты, в свою очередь, не менее замечательно воспели красоту и нежность этого цветка (Майков). Занятие строится по аналогии со вторым занятием. Рисуя подснежники и слушая музыку, педагог с детьми примечают, что в средней части слышится, как кружит ветер, музыка тревожная, но затем постепенно снова проглядывает солнышко и цветок тянет к нему свои листочки.

Для детей постарше также предлагаются пофантазировать под эту же музыку. И после наводящих вопросов дети с удовольствием рисуют, например, портрет мамы: то нежной, то строгой, то заботливой. Кто-то нарисует беззащитного, пугливого котёнка, а кто-то чудесный сон про дивный сад. Интересно будет провести оба варианта занятий (для средних, старших и подготовительных групп) для одних и тех же детей, то есть, слушать одну музыку и рисовать сначала по образцу, а через год – по воображению. Рисунки, не похожие один на другой – вот желаемый результат данного проекта, как показатель развития эмоциональной отзывчивости ребёнка в восприятии содержания произведений различных видов искусства.

                        

                        

                        

                                

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

фоторепортаж с музыкальной гостиной "Рисуем музыку"

Фоторепортаж с открытого комплексного занятия музыкального руководителя и воспитателя по художественной деятельности в старшей группе в детском саду на тему "Рисуем иузыку". Занятие проводилось совмес...

Я РИСУЮ МУЗЫКУ

Цель: совершенствование умения соотносить цвет с музыкой.Задачи:познакомить с нетрадиционной техникой создания узоров с помощью пищевой плёнки...

"Мы рисуем музыку для куклы"

Конспект и план открытого музыкального занятия...

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование) на тему "Дети рисуют музыку"

Конспект интегрированного занятия (музыка + рисование)  на тему "Дети рисуют музыку" («Вальс и полночь» из балета «Золушка» С.С. Прокофьев)  «...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ИСКУССТВОМ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: « МЫ РИСУЕМ МУЗЫКУ»

Цель: Развивать умение осознанно оценивать произведения изобразительного искусства, чувствовать колорит, замечать особенности использования художником тёплой и холодной цветовой гаммы для создания опр...