Стендовый доклад "Использование цифровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ".
материал по логопедии (подготовительная группа)

Ломанова Ирина

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи.

   Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях компьютерные программы, которые могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stendovyy_doklad.docx785.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой» Структурное подразделение  «Росинка»

С Т Е Н Д О В Ы Й   Д О К Л А Д

Тема: «Применение ИКТ-технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Учителя-логопеда: Ломановой И.Н.

г.Стрежевой – 2022г.

 

Актуальность

Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению детей, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения речи.

   Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях компьютерные программы, которые могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи у детей с ОВЗ.

   К сожалению в последнее время число детей с различными нарушениями речи значительно увеличилось. В связи с этим возникает необходимость, в разработке новых более эффективных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми данной категории. Практика показывает, что разнообразие методов и приёмов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с ОВЗ познавательную активность. А значит возрастает эффективность логопедической работы в целом.

     Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы.  Я убедилась в этом на практике. Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми. Кроме того, ребенок охотно включается в игру, в диалог с виртуальным персонажем, повторяет за ним соответствующие звуки, эмоционально отвечает на его вопросы. И задача, поставленная логопедом, решается более динамично и эффективно.  

По результатам диагностики выяснилось, что большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы (той или иной степени) в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У некоторых детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу я сочла возможным с помощью компьютерных технологий.                                                                            

    Для того чтобы результат включения ИКТ в работу по коррекционно-развивающей деятельности был более продуктивным,  я   изучила нормативные документы (закон РФ «Об образовании», Письмо Министерства «Об учителях – логопедах  учреждений образования и т.д.),   познакомилась с  условиями  сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов, а именно:

  • работа с мультимедийным  видеопроектором;
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (с детьми 5-6 лет: 5-10 мин., с детьми 6-7 лет: 10-15 мин.) от 1 до 3 раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз.

Специалисты рекомендуют во время работы во время работы за компьютером периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5 - 2 мин. на несколько секунд.

Полученные знания, навыки позволили мне создать серию образовательных и методических презентаций, которые я систематически использую в работе с детьми.  

С помощью программ Мicrosoft Word , Мicrosoft Роint , Мicrosoft Роwег Роint  я разработала несколько  учебных  мультимедийно-методических пособий (ММП):  

  • презентации для подгрупповых занятий;
  • презентации для индивидуальных занятий по автоматизации звуков;
  • авторскую игру презентацию по лексической теме «Посуда», Игра «Один-много».

Структура тематических ММП зависит от темы и вида занятий, на которых они используются.  Это и развитие связной речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование лексико-грамматических категорий. Остановлюсь на некоторых более подробно.

Например, структура ММП к занятию по:

  • артикуляционная гимнастика (на экране появляются анимированные картинки, обозначающие упражнения);
  • произнесение звука в слогах (Упражнение «моторчик»: у каждой машины мотор работает по разному – ребенок произносит при появлении соответствующей машины определенный слог);
  • произнесение звука в словах, словосочетаниях (называние картинок из «волшебной книги», называние картинки, которые «волшебным» образом проявляются, как только пчёлка садится на соответствующий цветок в игре «Пчёлка и цветы» и т.д.);
  • определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «Звукового поезда»);
  • произнесение звука в предложениях, тексте: договаривание предложений с помощью сказочных героев, составление предложений на основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления картинок - помощников.

 Особый интерес проявляют дети на занятиях по обучению грамоте с использованием ИКТ. Разрабатывая к ним различные презентации, стараюсь использовать все возможности программы Power Point: функции «эффекты анимации», «настройка действия» и др. С их помощью ребенок, выполняя задания, может на экране выделить нужную букву, указать картинку, проверить правильность ответа с помощью указателя. В результате правильных действий он слышит аплодисменты или видит, как меняется цвет картинки, проявляется нужный символ, подтверждая правильность его действий. Кроме того, благодаря быстрой смене картинок, заданий и т.п. (т.е. дидактического материала), становится возможным экономить время на занятии, а значит, улучшить результат коррекционной работы.

      В игре – презентации «Один-много» на основе лексической темы «Посуда» (Приложение №1) ребенку гораздо интереснее самому подобрать соответствующую картинку и увидеть сразу результат своего выбора.   Таким образом, с помощью этих игр развивается самостоятельность и самоконтроль.

  Создавая презентации, я использовала выразительные образные картинки, фоны, анимации. Они помогали ребенку превращаться в увлеченного партнера виртуальных героев. Это он, помогает сказочным героям преодолевать трудности, выполнять игровые задания. Ребенок сам, с помощью все той же «волшебной мышки», заставляет обычные предметы двигаться, действовать. Да и сами герои приходят на помощь ребенку при выполнении артикуляционной гимнастики и т.д. И как результат -  желание детей работать неизменно высокое.

В своей работе я пользуюсь и готовыми обучающими компьютерными играми и программами. Например, компьютерные программы Института Коррекционной педагогики РАО.

     В итоге мы получаем  наш  желаемый идеальный конечный результат (ИКР) - «Обучение с увлечением», а это – одна из главных составляющих успеха в коррекционно-развивающей работе   логопеда с детьми с ОВЗ.

Использование компьютерной программы Power Point  помогло мне в совместной работе с педагогами нашего ДОУ, а именно: сделать семинары-практикумы, консультации с элементами практикума увлекательными и полезными, о чем свидетельствуют отзывы педагогов ДОУ,  родителей; помочь им в подготовке к родительским собраниям, открытым занятиям и мероприятиям. Для работы с родителями я использую компьютер в разных целях: составляю анкеты для родителей, разрабатываю «Листы домашних заданий», использую презентации для родительских собраний, а также для проведения заседаний родительского клуба «Умелые родители». На этих собраниях и заседаниях знакомлю их с приемами закрепления речевого материала, рассказываю и наглядно показываю им с помощью мультимедийных презентаций о том, чем мы занимаемся с детьми на занятиях, какие игры мы используем. Провожу консультации и знакомлю с готовыми логопедическими играми и тренажерами, например: логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», «Лунтик» («Русский язык для малышей») и другие. Предлагаю вниманию родителей    интернет – сайты, где они могут не только посмотреть информацию о компьютерных играх, но и проиграть в них с ребенком онлайн.   Подбираю материал для информационного стенда для родителей, где рассказываю о возможностях использования компьютера в домашних условиях, о правилах безопасности во время использования ребенком компьютера и т.д.  Планирую подготовить различные игры и презентации для закрепления полученных речевых навыков на логопедических занятиях, которые родители могут использовать самостоятельно, занимаясь с ребенком дома.  

Из всего выше сказанного, можно говорить о преимуществах использования информационно – коммуникационных технологий в работе логопеда.  

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:

  • повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
  • формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
  • обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда:

  • составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
  • позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
  • компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

   Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное,  не заменит живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию.  Но полученный желаемый результат оправдывает все потраченные усилия.

Список литературы:

1.  Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. — № 1.с.47-5  

2. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. — № 5.

3.Лизунова Л.Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.

4.  Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.

5.Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М.: Педагогика. 1988. — 191 с.

Приложение №1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

«Использование цифровых технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда»

В современном стремительно развивающемся XXI веке компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причиной этому стало повышение роли информации, пре...