Особенности формирования навыков взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
статья на тему

Александра Мантуликова

Умственная отсталость – это общая интеллектуальная недостаточность, которая появляется в период развития ребенка и характеризуется понижением способности ориентироваться в жизни. У таких деток в целом замедленно общее развитие, ограничена способность к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umstvennoe_otstalost.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования навыков взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Умственная отсталость – это общая интеллектуальная недостаточность, которая появляется в период развития ребенка и характеризуется понижением способности ориентироваться в жизни. У таких деток в целом замедленно общее развитие, ограничена способность к обучению.

Предпосылки возникновения интеллектуальной отсталости разнообразны. К ним относятся наследственные заболевания, нарушения в строении и числе хромосом. Вызвать умственную отсталость могут и разного рода патогенные факторы, которые влияют на плод в период внутриутробного развития. Так, в период родов патогенными причинами являются родовые травмы мозга. В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями. Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации.

Нередко, особенно при педагогической диагностике, за умственно отсталых ошибочно принимают детей, имеющих состояние по ряду симптомов похожих с интеллектуальным недоразвитием. К этим состояниям относят педагогическую запущенность, замедленный темп психической деятельности, разные нарушения работы анализаторов, церебростенические состояния и задержку психического развития. Самую большую трудность представляет отграничение от интллетуальной отсталости именно задержки психического развития (ЗПР). Основным аспектом здесь является обучаемость ребенка, размер "зоны ближайшего развития".

От своих сверстников такие дети отличаются ослабленным вниманием и памятью: им трудно акцентировать свое внимание, тяжело воспроизводить услышанный текст, так как почти для них в рассказе непонятно и не связано логическими цепочками. Например, если обычный малыш в 3 года, в первый раз услышав незамысловатую сказку, может коротко пересказать ее и ответить на вопросы по тексту, то для ребенка с нарушением интеллекта такое задание, увы, не под силу. Возможно, при условии, что с ним каждый день и упорно будут заниматься, он осилит это задание к 5 годам. Это же самое касается и различия цветов, что составляет для них конкретную трудность, особенно, если необходимо различить оттенки. Если поставить перед таким ребенком пять кубиков разных цветов и попросить взять какой-то один определенного цвета, то, в большинстве случаев, малыш не справится с задачей. То же касается форм предметов. То же самое можно сказать и о словарном запасе детей с нарушением интеллекта. К концу дошкольного возраста их активный словарь беден, фразы односложны, дети не могут передать элементарное связное содержание. Пассивный словарь также значительно меньше по объему, чем в норме. Они не понимают конструкций с отрицанием, инструкций, состоящих из 2-3 слов, и в том числе и в школьном возрасте им трудно поддерживать беседу, так как они не всегда хорошо понимают вопросы собеседника.

В развитии восприятия умственно отсталого ребенка переломным оказывается 5-ый год жизни. Дети уже могут делать выбор игрушки по образцу (по форме, цвету, величине). У отдельных ребят есть продвижения в развитии целостного восприятия. Впрочем, игровая деятельность у таких детей не становится ведущей. В младшем дошкольном возрасте у них доминируют бесцельные действия с игрушками (несет кубик в рот, бросает куклу), к старшему дошкольному возрасту появляются предметно-игровые действия (укачивание куклы, катание машины), процессуальная игра - многократное повторение одних и тех же действий.

Одним из основных приоритетов в современном обществе, согласно концепции непрерывного образования детей дошкольного возраста, является развитие коммуникативной активности ребят в процессе учебно-воспитательной работы. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Коммуникативная деятельность ребенка обусловлена развитием мотивационно-потребностной и операционно-технической сфер детской психики (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Данный процесс проходит несколько этапов развития, каждый из них характерен многими новообразованиями. Сформированность коммуникативных умений достигает своего максимального значения к моменту обучения в школе, в младшем школьном возрасте. Недостаточность простых коммуникативных умений приводит к затруднению общения ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию уровня его тревожности, что может нарушить процессы в целом.

У детей с нарушением интеллекта более позднее, чем у нормальных детей, происходит развитие фонематического слуха, что предполагает собой сложную психическую деятельность по восприятию и различению звуков речи.

Для умственно отсталых детей характерно непроизвольное пассивное внимание, которое сопровождается чрезмерной отвлекаемостью. Детям трудно сконцентрировать свое внимание на предмете беседы, особенно, когда присутствую посторонние раздражители. В диалоге они забывают, о чем только что говорили и как следствие перестают слушать собеседника.

Таким образом, полноценное развитие детей с умственной отсталостью возможно только при формировании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребенка и окружающих его людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты игр и упражнений для формирования культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

В статье представлены дидактические игры и упраженения по формированию культурно-гигиенических навывков и навыково самообслуживания у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Методическая разработка ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

в Данном материале указаны, кааие особенности мышления у дошкольников с нарушениям речи. Как это у чмтывать в работе с детьми с диагнозом ТНР (ОНР) Приведены примеры игр и упражнений с такими детьми....

«Особенности мышления детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Мышление, как отмечалось выше, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. ...

Особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Продуктивные виды деятельности играют большую роль в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста. Они стимулируют познавательную активность ребенка и вместе с тем в процессе этой деятельности в...

Статья: Особенности формирования представлений о живой природе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Теоретические аспекты исследования  дефектологической литературы  по вопросам  формирования доступных представлений  у данной категории детей...

Особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Становление изобразительной деятельности и конструирования начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в их процессе и результате.На начальных этапах обучение направ...

Особенности игровой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Данная консультация для педагогов отражает особенности, содержание и организацию работы по формированию игровой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта....