«Особенности мышления детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
презентация по коррекционной педагогике
Мышление, как отмечалось выше, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.
Изучение особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта достаточно актуально в настоящее время. Для адаптации и дальнейшего развития ребёнка с нарушением интеллекта важно диагностировать нарушения в развитии в раннем возрасте. Роль дошкольного образования при интеллектуальной недостаточности очень высока. При правильной организации процесса воспитания и обучения есть возможность скорректировать отстающие функции ребёнка, подготовить его к обучению в специальной школе и адаптироваться в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_po_kursovoy_rabote_davydova_r.a.ppt | 1.25 МБ |
kratkoe_vystuplenie_na_zashchitu.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задачи исследования:
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также мышление теоретическое и практическое
Основными формами мышления являются: понятие; рассуждение; умозаключение.
Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях . Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности.
Мыслительные операции: Сравнение ; Анализ ; Синтез ; Абстракция и обобщение ; Конкретизация и дифференциация .
Виды мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.
В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994), приняты следующие условные показатели IQ : психическая норма - 100-70; легкая степень умственной отсталости – 69-50; умеренная (средняя) степень - 49-35; тяжелая (резко выраженная) степень - 34-20; глубокая степень - 20 и ниже.
Мышление – обобщенное, опосредованное, отвлеченное отражение внешнего мира и его законов. Мышление возникает в процессе труда и оформляется речью Мышление детей в норме развивается тем успешнее, чем благоприятнее условия их обучения и воспитания Развитие мышления детей с нарушением интеллекта подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития таких детей. Источник развития мышления как у нормальных, так и у умственно отсталых детей – практическая деятельность. Мыслительные операции развиваются у детей с нарушениями интеллекта медленно, с трудностями. У детей с нарушениями интеллекта в старшем дошкольном возрасте анализ предметов очень неполон и неточен; выявление сходства и различия предметов при их сравнении затруднено; обобщения опираются лишь на внешние признаки объектов и слишком широки по объему, не дифференцированы; отвлечение от несущественных признаков и выявление существенных резко затруднены. У детей с нарушениями интеллекта затруднен процесс обобщения получаемых знаний. Недостаточная критичность мышления, нечувствительность к противоречиям затрудняют самостоятельное исправление допущенных этими детьми ошибок.
Предварительный просмотр:
слайд 1.
Тема моей исследовательской работы:«Особенности мышления детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Мышление, как отмечалось выше, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.
Изучение особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта достаточно актуально в настоящее время. Для адаптации и дальнейшего развития ребёнка с нарушением интеллекта важно диагностировать нарушения в развитии в раннем возрасте. Роль дошкольного образования при интеллектуальной недостаточности очень высока. При правильной организации процесса воспитания и обучения есть возможность скорректировать отстающие функции ребёнка, подготовить его к обучению в специальной школе и адаптироваться в социуме.
слайд 2.
Целью данной работы является изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Объект исследования: развитие мышления детей с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования: особенности развития мышления детей с нарушениями интеллекта.
слайд 3.
При выполнении работы были поставлены следующие задачи:
Выявить современные подходы к пониманию сущности мышления.
Изучить особенности мышления детей дошкольного возраста.
Определить особенности мышления детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
слайд 4.
Проблема мышления рассмотрена в работах Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина, Н.И.Чуприковой. М.А. Холодной. Ж. Пиаже и В. Штерн разработали независимые теории развития мышления.
слайд 5
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, заключающееся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Мышление – это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.
слайд 6
Основными формами мышления являются: понятие, рассуждение, умозаключение.
слайд 7
Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления.
Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.
Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности.
слайд 8
Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций:
- сравнение- установление отношений сходства и различия;
- анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
- синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
- абстракция и обобщение – выделение общих признаков;
- конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. Все эти операции, по мнению С.Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений).
слайд 9
Выделяют следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Первая форма мышления, которая возникает у ребенка в норме, — наглядно-действенное мышление. Оно возникает в практической деятельности (в бытовой и предметно-игровой) и направлено на ее обслуживание. Наглядно-действенное мышление — не только самая ранняя форма мышления. Оно является исходной, на ее основе возникает сначала наглядно-образное, а затем и словесно-логическое мышление. Поэтому развитие наглядно-действенного мышления во многом определяет формирование всей познавательной деятельности ребенка. Вслед за наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, которое становится основным видом мышления ребенка-дошкольника. Здесь задача решается уже не практически, а в уме. В дальнейшем дети начинают оперировать в уме сложными представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы представления. «Однако фактически ребенок и на этом этапе пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами.
Словесно-логическое мышление по своей природе является понятийным. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами, как со знаками, заменяющие реальные предметы и ситуации, возникают в конце раннего детства, с формированием знаковой функции сознания. Словесно-логическое мышление – мышление, которое воплощается в понятиях, логических конструкциях с применением языковых средств.
слайд 10
Как было подчеркнуто ранее большую роль в становлении и развитии познавательной деятельности ребенка играет мышление. У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Определение степени умственной отсталости производится путем психометрического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному). В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994), приняты следующие условные показатели IQ:
- психическая норма - 100-70;
- легкая степень умственной отсталости - 69-50;
- умеренная (средняя) степень - 49-35;
- тяжелая (резко выраженная) степень - 34-20;
- глубокая степень - 20 и ниже.
При легкой умственной отсталости. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное. При умеренной умственной отсталости – мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий. При тяжелой умственной отсталости мышление не только очень конкретное, ригидное, но и лишено способности к обобщению. При глубокой умственной отсталости отсутствует способность к элементарным процессам мышления.
Мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Недоразвитие мышления – основной симптом умственной отсталости. Физиологической основой недоразвития мышления ребенка с нарушением интеллекта является нарушение аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, недоразвитие второй сигнальной системы и ее правильного взаимодействия с первой. Надо отметить также негибкость и узость ума, стереотипность, шаблонность, некритичность и несамостоятельность мышления ребенка-олигофрена. К тому же оно (мышление) отличается нарушением целенаправленности, непоследовательностью рассуждений, соскальзыванием с одного предмета на другой, слабостью регулирующей роли мышления в действиях и поступках. Недостатки мышления связаны с недостатками речи, эти процессы взаимно обусловлены.
Мышление ребенка с нарушением интеллекта характеризуется недоразвитием и несовершенством мыслительных операций и форм мышления. Ребенка-олигофрена необходимо вооружить умением анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать.
слайд 11
В данной работе были рассмотрены особенности мышления детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями интеллекта. В результате работы с теоретическими источниками мы пришли к следующим заключениям.
Мышление – обобщенное, опосредованное, отвлеченное отражение внешнего мира и его законов. Мышление опирается на чувственное познание (ощущения, восприятие, представления, образную память), но выходит за его пределы и развивается у человека в тесной связи с речью, используя средства языка. Мышление возникает в процессе труда и оформляется речью. Мышление нормальных детей развивается тем успешнее, чем благоприятнее условия их обучения и воспитания. Развитие мышления детей с нарушением интеллекта подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития таких детей.
Мышление детей с нарушениями интеллекта также имеет свои специфические особенности. Как известно, оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Но у детей данной категории все вышеперечисленные операции сформированы недостаточно и имеют своеобразные черты. Дети с нарушениями интеллекта не осознают, что уровень их развития и умения не соответствуют уровню других детей, они не способны критично оценить свою деятельность, они не понимают собственных неудач, что исключает стремление к совершенствованию, достижению конкретных целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования навыков взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это общая интеллектуальная недостаточность, которая появляется в период развития ребенка и характеризуется понижением способности ориентироваться в жизни. У таких деток в целом...
Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...
Особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Продуктивные виды деятельности играют большую роль в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста. Они стимулируют познавательную активность ребенка и вместе с тем в процессе этой деятельности в...
Статья: Особенности формирования представлений о живой природе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Теоретические аспекты исследования дефектологической литературы по вопросам формирования доступных представлений у данной категории детей...
Особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Становление изобразительной деятельности и конструирования начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в их процессе и результате.На начальных этапах обучение направ...
Особенности воли и волевых проявлений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
У умственно отсталых детей, страдающих тяжелыми нарушениями интеллекта, существенно изменена эмоционально-волевая сфера.Типичным для личности этих детей является отсутствие инициативы и самостоятельно...
Особенности воображения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Взрослым необходимо уделять достаточное внимание развитию воображения детей, создавать условия для активизации этой психической функции. В основе любого процесса творчества всегда лежит некая неп...