«Особенности мышления детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
презентация по коррекционной педагогике

Давыдова Рамиля Ахмятовна

Мышление, как отмечалось выше, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.

Изучение особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта достаточно актуально в настоящее время. Для адаптации и дальнейшего развития ребёнка с нарушением интеллекта  важно диагностировать нарушения в развитии в раннем возрасте. Роль дошкольного образования при интеллектуальной недостаточности очень высока. При правильной организации процесса воспитания и обучения есть возможность скорректировать отстающие функции ребёнка, подготовить его к обучению в специальной школе и адаптироваться в социуме.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Задачи исследования:

Слайд 5

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также мышление теоретическое и практическое

Слайд 6

Основными формами мышления являются: понятие; рассуждение; умозаключение.

Слайд 7

Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях . Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности.

Слайд 8

Мыслительные операции: Сравнение ; Анализ ; Синтез ; Абстракция и обобщение ; Конкретизация и дифференциация .

Слайд 9

Виды мышления: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.

Слайд 10

В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994), приняты следующие условные показатели IQ : психическая норма - 100-70; легкая степень умственной отсталости – 69-50; умеренная (средняя) степень - 49-35; тяжелая (резко выраженная) степень - 34-20; глубокая степень - 20 и ниже.

Слайд 11

Мышление – обобщенное, опосредованное, отвлеченное отражение внешнего мира и его законов. Мышление возникает в процессе труда и оформляется речью Мышление детей в норме развивается тем успешнее, чем благоприятнее условия их обучения и воспитания Развитие мышления детей с нарушением интеллекта подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития таких детей. Источник развития мышления как у нормальных, так и у умственно отсталых детей – практическая деятельность. Мыслительные операции развиваются у детей с нарушениями интеллекта медленно, с трудностями. У детей с нарушениями интеллекта в старшем дошкольном возрасте анализ предметов очень неполон и неточен; выявление сходства и различия предметов при их сравнении затруднено; обобщения опираются лишь на внешние признаки объектов и слишком широки по объему, не дифференцированы; отвлечение от несущественных признаков и выявление существенных резко затруднены. У детей с нарушениями интеллекта затруднен процесс обобщения получаемых знаний. Недостаточная критичность мышления, нечувствительность к противоречиям затрудняют самостоятельное исправление допущенных этими детьми ошибок.



Предварительный просмотр:

слайд 1.

        Тема моей исследовательской  работы:«Особенности мышления детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».

        Мышление, как отмечалось выше, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л.С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций.

        Изучение особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта достаточно актуально в настоящее время. Для адаптации и дальнейшего развития ребёнка с нарушением интеллекта  важно диагностировать нарушения в развитии в раннем возрасте. Роль дошкольного образования при интеллектуальной недостаточности очень высока. При правильной организации процесса воспитания и обучения есть возможность скорректировать отстающие функции ребёнка, подготовить его к обучению в специальной школе и адаптироваться в социуме.

слайд 2.

Целью данной работы является изучение особенностей мышления детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Объект исследования: развитие мышления детей с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования: особенности развития мышления детей с нарушениями интеллекта.

слайд 3.

При выполнении работы были поставлены следующие задачи:

Выявить современные подходы к пониманию сущности мышления.

Изучить особенности мышления детей дошкольного возраста.

Определить особенности мышления детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

слайд 4.

Проблема мышления рассмотрена в работах Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина, Н.И.Чуприковой. М.А. Холодной. Ж. Пиаже и В. Штерн разработали независимые теории развития мышления.

слайд 5

Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, заключающееся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 

Мышление – это познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и  опосредованным отражением действительности.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

слайд 6

Основными формами мышления являются: понятие,  рассуждение, умозаключение.

слайд 7        

Понятие - есть отражение существенных признаков и свойств предметов и явлений. Образование понятий – результат длительной, сложной и активной умственной, коммуникативной и практической деятельности людей, процесса их мышления.

Суждение - это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо.

Умозаключение – выведение субъективно нового суждения из уже известных суждений, имеющихся на данный момент в общественно-историческом опыте человечества и личном практическом опыте субъекта мыслительной деятельности.

слайд 8

Мыслительный процесс осуществляется при помощи следующих операций:

  • сравнение- установление отношений сходства и различия;
  • анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы;
  • синтез – воссоединение элементов в целостную структуру;
  • абстракция и обобщение – выделение общих признаков;
  • конкретизация и дифференциация – возврат к полноте индивидуальной специфичности осмысливаемого объекта. Все эти операции, по мнению С.Л. Рубинштейна, являются различными сторонами основной операции мышления – опосредования (то есть раскрытия все более существенных связей и отношений).

слайд 9

Выделяют следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Первая форма мышления, которая возникает у ребенка в норме, — наглядно-действенное мышление. Оно возникает в практической деятельности (в бытовой и предметно-игровой) и направлено на ее обслуживание. Наглядно-действенное мышление — не только самая ранняя форма мышления. Оно является исходной, на ее основе возникает сначала наглядно-образное, а затем и словесно-логическое мышление. Поэтому развитие наглядно-действенного мышления во многом определяет формирование всей познавательной деятельности ребенка. Вслед за наглядно-действенным возникает наглядно-образное мышление, которое становится основным видом мышления ребенка-дошкольника. Здесь задача решается уже не практически, а в уме. В дальнейшем дети начинают оперировать в уме сложными представлениями о предметах, их свойствах, связях и отношениях. Развитие наглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая фиксирует (закрепляет) образы представления. «Однако фактически ребенок и на этом этапе пользуется в своих мыслительных действиях не словами, а образами.

Словесно-логическое мышление по своей природе является понятийным. Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами, как со знаками, заменяющие реальные предметы и ситуации, возникают в конце раннего детства, с формированием знаковой функции сознания.  Словесно-логическое мышление – мышление, которое воплощается в понятиях, логических конструкциях с применением языковых средств.

слайд 10

Как было подчеркнуто ранее большую роль в становлении и развитии познавательной деятельности ребенка играет мышление. У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Определение степени умственной отсталости производится путем психометрического тестирования и подсчета интеллектуального коэффициента IQ (отношение психического возраста к паспортному). В соответствии с МКБ-10 ВОЗ (1994), приняты следующие условные показатели IQ:

  • психическая норма - 100-70;
  • легкая степень умственной отсталости - 69-50;
  • умеренная (средняя) степень - 49-35;
  • тяжелая (резко выраженная) степень - 34-20;
  • глубокая степень - 20 и ниже.

При легкой умственной отсталости. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное. При умеренной умственной отсталости – мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий. При тяжелой умственной отсталости мышление не только очень конкретное, ригидное, но и  лишено способности к обобщению. При глубокой умственной отсталости отсутствует  способность к элементарным процессам мышления.

Мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. Недоразвитие мышления – основной симптом умственной отсталости. Физиологической основой недоразвития мышления ребенка с нарушением интеллекта является нарушение аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, недоразвитие второй сигнальной системы и ее правильного взаимодействия с первой. Надо отметить также негибкость и узость ума, стереотипность, шаблонность, некритичность и несамостоятельность мышления ребенка-олигофрена. К тому же оно (мышление) отличается нарушением целенаправленности, непоследовательностью рассуждений, соскальзыванием с одного предмета на другой, слабостью регулирующей роли мышления в действиях и поступках. Недостатки мышления связаны с недостатками речи, эти процессы взаимно обусловлены.

Мышление ребенка с нарушением интеллекта характеризуется недоразвитием и несовершенством мыслительных операций и форм мышления. Ребенка-олигофрена необходимо вооружить умением анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать.

слайд 11

В данной работе были рассмотрены особенности мышления детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями интеллекта. В результате работы с теоретическими источниками мы пришли к следующим заключениям.

Мышление – обобщенное, опосредованное, отвлеченное отражение внешнего мира и его законов. Мышление опирается на чувственное познание (ощущения, восприятие, представления, образную память), но выходит за его пределы и развивается у человека в тесной связи с речью, используя средства языка. Мышление  возникает в процессе труда и оформляется речью. Мышление нормальных детей развивается тем успешнее, чем благоприятнее условия их обучения и воспитания. Развитие мышления детей с нарушением интеллекта  подчинено тем же общим закономерностям, по которым развивается мышление нормальных детей, но дефект и его последствия создают своеобразие развития таких детей.

Мышление детей с нарушениями интеллекта также имеет свои специфические особенности. Как известно, оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Но у детей данной категории все вышеперечисленные операции сформированы недостаточно и имеют своеобразные черты. Дети с нарушениями интеллекта не осознают, что уровень их развития и умения не соответствуют уровню других детей, они не способны критично оценить свою деятельность, они не понимают собственных неудач, что исключает стремление к совершенствованию, достижению конкретных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования навыков взаимодействия детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Умственная отсталость – это общая интеллектуальная недостаточность, которая появляется в период развития ребенка и характеризуется понижением способности ориентироваться в жизни. У таких деток в целом...

Мастер-класс: «Использование логических блоков Дьенеша, как средство развития мышления у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»

Повышение уровеня компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании мыслительных умений дошкольников с нарущением интеллект...

Особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Продуктивные виды деятельности играют большую роль в воспитании и обучении ребенка дошкольного возраста. Они стимулируют познавательную активность ребенка и вместе с тем в процессе этой деятельности в...

Статья: Особенности формирования представлений о живой природе у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Теоретические аспекты исследования  дефектологической литературы  по вопросам  формирования доступных представлений  у данной категории детей...

Особенности продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Становление изобразительной деятельности и конструирования начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в их процессе и результате.На начальных этапах обучение направ...

Особенности воли и волевых проявлений детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

У умственно отсталых детей, страдающих тяжелыми нарушениями интеллекта, существенно изменена эмоционально-волевая сфера.Типичным для личности этих детей является отсутствие инициативы и самостоятельно...

Особенности воображения детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Взрослым необходимо уделять достаточное внимание развитию воображения детей, создавать условия для активизации этой психической функции. В основе любого процесса творчества всегда лежит некая неп...