Тренинг для воспитателей "Профилактика профессионального выгорания педагогов"
материал на тему

Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. 

Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»

Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

 Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.

 Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.

 Ход занятия

 I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания  педагогов»

 Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.

 В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

 Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Другими словами, к симптомам эмоционального выгорания относятся :

  • эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
  • напряженность в отношении к людям;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  • частая раздражительность;
  • психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  • снижение активности.

 II. Практическая часть

 

Тест «Состояние вашей нервной системы»    (По К. Либельт)

Инструкция. Обведите кружком одну из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя.  (Приложение 1)

Обработка результатов Сложите обведенные цифры.

0–25: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.

26–45: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете сделать для вашего организма

46–60: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.

Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.

     1. Я дома… Я на работе…

Цель: определение своего пути.

Инструкция:

Разделите лист пополам, озаглавьте две колонки «Я – дома», «Я – на работе». Составьте 2 списка ваших типов поведения (как можно больше) себя в том и ином проявлениях.

Как вариант можно предложить составить списки типов поведения «Дома я никогда», «На работе я никогда». Составление списков проводится индивидуально, а последующее обсуждение – в группах.

Обсуждение:

  • Проанализируйте: похожие черты, противоположные черты, одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях отсутствие общих черт.
  • Какой список было составлять легче, какой получился объемнее?
  • Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д. Почему так происходит?
  • Должны ли эти списки совпадать? Почему?
  • Что помогает определить такой анализ своего поведения на работе и дома?

    2.Упражнение " Грецкий орех"

Цель: Настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности.

Для проведения этого упражнения ведущий (педагог-психолог) высыпает из мешочка в центре круга грецкие орехи и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать сой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника- найти свой орех.

   3. Упражнение "Лестница".

Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.

Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:

- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?

- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?

- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?

- Что мешает Вам находиться наверху?

   4. Упражнение " Распредели по порядку" ( баланс реальный и желаемы)

Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего " Я".

Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:

- дети

- работа

- муж (жена)

- Я

- друзья, родственники

Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня :

1. Я

2. Муж (жена)

3. Дети

4. Работа

5. Друзья, родственники

Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.

   5. Упражнение "Удовольствие" 

Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам , что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.

   6. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”

Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к тренингу.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.

Примерный перечень:

- Часто чувствует усталость.

- У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.

   7. Упражнение: “Телеграмма”

Инструкция: На своем листочке напишете прилагательные, обозначающие ваши качества личности. Эти слова вставьте в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, и телеграмму зачитайте вслух

Сегодня мы собрались на….. тренинг. Выглядим мы… и…. Но если бы погода была сегодня… то мы были бы…. И может даже…Дела у нас на работе… Пожелаем же все всего … а именно быть…. И ….

   8. Упражнение “Самоанализ”

Инструкция: В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.

Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.

Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими

Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.

Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.

  • Оправдались ли ваши ожидания сегодня?

  9. Упражнение "Автобус".

Цель: Осознание способов достижения жизненных целей.

При помощи стульев отграничивается небольшое пространство, имитирующее салон автобуса. Участники изображают пассажиров автобуса в часы пик. Ведущий, обращаясь к участнику, находящемуся в середине салона, сообщает, что автобус подъехал к остановке, и предлагает срочно выйти из автобуса. По мере того, как участники один за другим покидают салон, стулья сдвигаются, создавая тесноту. Когда в автобусе останется 3-4 пассажира, он снова заполняется участниками.

Можно усилить интригу - спросить перед упражнением у участников, какое название остановке они бы дали - чего бы Вы хотели добиться в жизни? - ведущий записывает на листок. Затем называются остановки (быть богатым, сделать блестящую карьеру и т.д.), и выходит тот участник, кто назвал данную остановку.

Рефлексия:

  • каково выбираться из переполненного автобуса?
  • приходилось ли Вам оказываться в таких ситуациях?
  • как Вы обычно поступаете, оказавшись в подобной ситуации?
  • как чаще всего ведут себя окружающие?

"Автобус" - это наша повседневная жизнь. То, как человек пробирается к выходу, показывает, как он обычно добивается намеченной цели.

А, на последок, хочу предложить вам вытащить по одному пожеланию из нашей “корзины советов”.

  • Регулярно высыпайтесь
  • Попробуйте говорить и ходить медленнее
  • Больше гуляйте на свежем воздухе
  • Составляйте список дел на сегодня
  • Ставьте перед собой только реальные цели
  • Выделяйте хотя бы 1 час в день на себя
  • Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало
  • Рассказывайте о свих неприятностях близкому человеку
  • Если чувствуете, что ваше терпение заканчивается, сосчитайте про себя до 10
  • Приготовьте для себя чашку теплого чая из трав
  • Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности
  • Живите сегодняшним днем, не требуйте слишком много для себя
  • Вспомните ощущение, когда у вас все хорошо
  • Не старайтесь угодить всем- это нереально

Спасибо всем за внимание!

Послесловие:

Эти упражнения позволяют участникам выйти на имеющиеся стереотипы поведения мышления, посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии. Только при учете всего этого можно определить изменения в своем дальнейшем поведении и деятельности.

Приложение 1

№ п/п

Симптом

Нет

Редко

Да

Очень часто

1.

Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете,

ощущаете беспокойство?

0

3

5

10

2.

Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение?

0

2

3

6

3.

Часто ли вы быстро устаете?

0

2

4

8

4.

Страдаете ли вы повышенной чувствительностью

к шуму, шороху или свету?

0

2

4

8

5.

Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности?

0

2

3

6

6.

Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь?

Страдаете бессонницей?

0

2

4

8

7.

Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением?

0

2

3

6

8.

Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах?

0

2

4

8

9.

Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание?

0

2

4

8

10.

Страдаете ли вы от зуда?

0

2

3

6

11.

Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть “на высоте”?

0

2

4

8

12.

Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание?

0

2

4

8

13.

Копите ли вы неприятности в себе?

0

2

4

8

14.

Ощущаете ли вы недовольство самим собой

и окружающим миром?

0

2

4

8

15.

Курите ли вы?

0

2

5

10

16.

Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли вас страхи?

0

2

4

8

17.

Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться

на свежем воздухе?

0

2

4

8

18.

Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие?

0

2

4

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...

Тренинг по профилактике Профессионального выгорания педагогов «Мы вместе»

laquo;Личностный рост педагогов и механизмы защиты их от профессионального выгорания» Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиона...

Тренинг для воспитателей "Профессиональное выгорание педагога"

Профессиональное выгорание – совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов профессиональной деформации личности. Нередко проявл...

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

ТРЕНИНГ  ПО ПРОФИЛАКТИКЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ«Кто я? Какой я?» «Личностный рост педагогов и механизмы защиты их от профессионального выгорания»...

Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов «Я в ресурсе!»

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, преодоления синдрома эмоционального выгорания, улучшение эмоцион...

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

ТРЕНИНГ ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО     ВЫГОРАНИЯ  ПЕДАГОГОВ ДОУ  «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»Цель  тренинга:  снятие психоэмоциональ...