Тренинг для воспитателей "Профилактика профессионального выгорания педагогов"
материал на тему
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов»
Цели: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.
Задачи: знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками; определение своего отношения к профессии, вычленение проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии; анализ проявления признаков выгорания, выделение источников неудовлетворения профессиональной деятельностью; снижение уровня эмоционального выгорания педагогов.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, памятки, сборник мелодий для релаксации.
Ход занятия
I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания педагогов»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой. Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу, профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Другими словами, к симптомам эмоционального выгорания относятся :
- эмоциональное истощение, пессимизм, апатия, депрессия;
- напряженность в отношении к людям;
- заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
- частая раздражительность;
- психосоматические недомогания (усталость, утомления, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
- снижение активности.
II. Практическая часть
Тест «Состояние вашей нервной системы» (По К. Либельт)
Инструкция. Обведите кружком одну из четырех цифр в графах справа напротив описания каждого симптома в зависимости от того, как часто вы обнаруживаете этот симптом у себя. (Приложение 1)
Обработка результатов Сложите обведенные цифры.
0–25: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.
26–45: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Однако не игнорируйте предупреждающие сигналы. Подумайте, что вы можете сделать для вашего организма
46–60: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необходима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ответы на них. Так вы найдете направление необходимых перемен.
Более 60 баллов: ваши нервы сильно истощены. Необходимы срочные меры. Обязательно обратитесь к врачу.
1. Я дома… Я на работе…
Цель: определение своего пути.
Инструкция:
Разделите лист пополам, озаглавьте две колонки «Я – дома», «Я – на работе». Составьте 2 списка ваших типов поведения (как можно больше) себя в том и ином проявлениях.
Как вариант можно предложить составить списки типов поведения «Дома я никогда», «На работе я никогда». Составление списков проводится индивидуально, а последующее обсуждение – в группах.
Обсуждение:
- Проанализируйте: похожие черты, противоположные черты, одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях отсутствие общих черт.
- Какой список было составлять легче, какой получился объемнее?
- Каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные различия и т.д. Почему так происходит?
- Должны ли эти списки совпадать? Почему?
- Что помогает определить такой анализ своего поведения на работе и дома?
2.Упражнение " Грецкий орех"
Цель: Настроить участников на тональность тренинга, создать атмосферу ценностного отношения к теме, поговорить об особенностях личности.
Для проведения этого упражнения ведущий (педагог-психолог) высыпает из мешочка в центре круга грецкие орехи и просит каждого взять себе один. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать сой орешек, изучать его структуру, особенности строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок и снова высыпаются в центре круга. Задача каждого участника- найти свой орех.
3. Упражнение "Лестница".
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности.
Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением лестницы и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Есть ли внутренние противоречия по этому поводу?
- Что мешает Вам находиться наверху?
4. Упражнение " Распредели по порядку" ( баланс реальный и желаемы)
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего " Я".
Педагогам предлагается распределить по порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
- дети
- работа
- муж (жена)
- Я
- друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня :
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.
5. Упражнение "Удовольствие"
Участникам тренинга раздаются листы бумаги и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам , что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.
6. Упражнение “Поменяйтесь местами те, кто…”
Цель: Установить контакт и создать положительную мотивацию к тренингу.
Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то признаком. Например, когда я скажу: “Поменяйтесь все те, кто полон сил и энергии”, все те, кто относит себя к данной категории, должны поменяться местами.
Примерный перечень:
- Часто чувствует усталость.
- У кого настроение жизнерадостное, полное оптимизма.
7. Упражнение: “Телеграмма”
Инструкция: На своем листочке напишете прилагательные, обозначающие ваши качества личности. Эти слова вставьте в готовый текст телеграммы, в места, где стоят точки, и телеграмму зачитайте вслух
Сегодня мы собрались на….. тренинг. Выглядим мы… и…. Но если бы погода была сегодня… то мы были бы…. И может даже…Дела у нас на работе… Пожелаем же все всего … а именно быть…. И ….
8. Упражнение “Самоанализ”
Инструкция: В правой половине листа нарисуйте на выбор одну из трех геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник) и раскрасьте фигуру в тот цвет, который отражает ваше состояние, настроение сейчас.
Если вы выбрали другую геометрическую фигуру по сравнению с началом упражнения и другой цвет, то это говорит о том, что данный тренинг повлиял на вас положительно в том случае, если синий, черный, коричневый цвет поменялись на красный, зеленый, желтый.
Если вы изобрази круг, значит, вы испытываете подъем в коммуникативной сфере и легко можете общаться с окружающими
Если квадрат - вы испытываете подъем в интеллектуальной сфере и можете эффективно заниматься самообразованием.
Если треугольник вы испытываете подъем в сфере преподавания и воспитания.
- Оправдались ли ваши ожидания сегодня?
9. Упражнение "Автобус".
Цель: Осознание способов достижения жизненных целей.
При помощи стульев отграничивается небольшое пространство, имитирующее салон автобуса. Участники изображают пассажиров автобуса в часы пик. Ведущий, обращаясь к участнику, находящемуся в середине салона, сообщает, что автобус подъехал к остановке, и предлагает срочно выйти из автобуса. По мере того, как участники один за другим покидают салон, стулья сдвигаются, создавая тесноту. Когда в автобусе останется 3-4 пассажира, он снова заполняется участниками.
Можно усилить интригу - спросить перед упражнением у участников, какое название остановке они бы дали - чего бы Вы хотели добиться в жизни? - ведущий записывает на листок. Затем называются остановки (быть богатым, сделать блестящую карьеру и т.д.), и выходит тот участник, кто назвал данную остановку.
Рефлексия:
- каково выбираться из переполненного автобуса?
- приходилось ли Вам оказываться в таких ситуациях?
- как Вы обычно поступаете, оказавшись в подобной ситуации?
- как чаще всего ведут себя окружающие?
"Автобус" - это наша повседневная жизнь. То, как человек пробирается к выходу, показывает, как он обычно добивается намеченной цели.
А, на последок, хочу предложить вам вытащить по одному пожеланию из нашей “корзины советов”.
- Регулярно высыпайтесь
- Попробуйте говорить и ходить медленнее
- Больше гуляйте на свежем воздухе
- Составляйте список дел на сегодня
- Ставьте перед собой только реальные цели
- Выделяйте хотя бы 1 час в день на себя
- Улыбайтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало
- Рассказывайте о свих неприятностях близкому человеку
- Если чувствуете, что ваше терпение заканчивается, сосчитайте про себя до 10
- Приготовьте для себя чашку теплого чая из трав
- Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности
- Живите сегодняшним днем, не требуйте слишком много для себя
- Вспомните ощущение, когда у вас все хорошо
- Не старайтесь угодить всем- это нереально
Спасибо всем за внимание!
Послесловие:
Эти упражнения позволяют участникам выйти на имеющиеся стереотипы поведения мышления, посмотреть на свои взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии. Только при учете всего этого можно определить изменения в своем дальнейшем поведении и деятельности.
Приложение 1
№ п/п | Симптом | Нет | Редко | Да | Очень часто |
1. | Часто ли вы бываете раздражены, нервничаете, ощущаете беспокойство? | 0 | 3 | 5 | 10 |
2. | Часто ли у вас учащенный пульс и сердцебиение? | 0 | 2 | 3 | 6 |
3. | Часто ли вы быстро устаете? | 0 | 2 | 4 | 8 |
4. | Страдаете ли вы повышенной чувствительностью к шуму, шороху или свету? | 0 | 2 | 4 | 8 |
5. | Бывают ли у вас резкие смены настроения, возникает чувство неудовлетворенности? | 0 | 2 | 3 | 6 |
6. | Вы спите беспокойно, часто просыпаетесь? Страдаете бессонницей? | 0 | 2 | 4 | 8 |
7. | Страдаете ли вы непроизвольным потоотделением? | 0 | 2 | 3 | 6 |
8. | Затекают ли у вас мышцы? Ощущаете ли вы непривычное щекотание, подергивание в суставах? | 0 | 2 | 4 | 8 |
9. | Страдаете ли вы забывчивостью, часто плохо способны концентрировать внимание? | 0 | 2 | 4 | 8 |
10. | Страдаете ли вы от зуда? | 0 | 2 | 3 | 6 |
11. | Необходимо ли вам в вашей профессиональной деятельности быть “на высоте”? | 0 | 2 | 4 | 8 |
12. | Часто ли вы бываете в плохом настроении, проявляете агрессивность? Быстро ли вы теряете самообладание? | 0 | 2 | 4 | 8 |
13. | Копите ли вы неприятности в себе? | 0 | 2 | 4 | 8 |
14. | Ощущаете ли вы недовольство самим собой и окружающим миром? | 0 | 2 | 4 | 8 |
15. | Курите ли вы? | 0 | 2 | 5 | 10 |
16. | Бывают ли у вас неприятности? Мучают ли вас страхи? | 0 | 2 | 4 | 8 |
17. | Есть ли у вас недостаток в возможности подвигаться на свежем воздухе? | 0 | 2 | 4 | 8 |
18. | Есть ли у вас недостаток в возможности разрядиться, обрести душевное равновесие? | 0 | 2 | 4 | 8 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг по профилактике Профессионального выгорания педагогов «Мы вместе»
laquo;Личностный рост педагогов и механизмы защиты их от профессионального выгорания» Профилактика профессионального выгорания требует актуализации индивидуальных, личностных и профессиона...
Тренинг для воспитателей "Профессиональное выгорание педагога"
Профессиональное выгорание – совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов профессиональной деформации личности. Нередко проявл...
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ«Кто я? Какой я?» «Личностный рост педагогов и механизмы защиты их от профессионального выгорания»...
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов «Я в ресурсе!»
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья, преодоления синдрома эмоционального выгорания, улучшение эмоцион...
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»Цель тренинга: снятие психоэмоциональ...