ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»
материал

ТРЕНИНГ ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

     ВЫГОРАНИЯ  ПЕДАГОГОВ ДОУ

  «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

Цель  тренинга:  снятие психоэмоционального напряжения и профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ

Задачи:

  • формирование  у педагогов навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;
  • овладение приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;
  • осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;
  • развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии.

 

Материалы и оборудование:

Маркеры, фломастеры, цветные карандаши

Листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx72.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №25 «Золотая рыбка»

муниципального образования город-курорт Геленджик

ТРЕНИНГ ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО      

     ВЫГОРАНИЯ  ПЕДАГОГОВ ДОУ

  «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

                                                          Согласованно:

                                                                 Старший воспитатель:

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:  25.10.2023

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:  Музыкальный зал

АВТОР:  педагог - психолог МБДОУ Д/с №25 «Золотая рыбка»

Колосова Екатерина Бахтияровна  

2023-2024 учебный год

УЧАСТНИКИ: Педагог –психолог, специалисты, воспитатели

Педагог – психолог:                  КОЛОСОВА ЕКАТЕРИНА БАХТИЯРОВНА

ТРЕНИНГ ПО  ПРОФИЛАКТИКЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

     ВЫГОРАНИЯ  ПЕДАГОГОВ ДОУ

  «БУДЬ В ГАРМОНИИ С СОБОЙ»

Цель  тренинга:  снятие психоэмоционального напряжения и профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива ДОУ

Задачи:

  • формирование  у педагогов навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием;
  • овладение приемами и навыками управления эмоциональным состоянием других людей, способами взаимоподдержки;
  • осознание психологических барьеров, препятствующих актуализации ресурсных состояний;
  • развитие навыка профессиональной и личностной рефлексии.

Материалы и оборудование:

Маркеры, фломастеры, цветные карандаши

Листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».

ВСТУПЛЕНИЕ

ПРИТЧА

Однажды по пыльной дороге шел путник и за поворотом, на самом солнцепеке, в пыли, увидел человека, тесавшего огромный камень. Человек тесал камень и очень горько плакал…
Путник спросил у него, почему он плачет, и человек сказал, что он самый несчастный на земле и у него самая тяжелая работа на свете. Каждый день он вынужден тесать огромные камни, зарабатывать жалкие гроши, которых едва хватает на то, чтобы кормиться. Путник дал ему монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного человека, который тоже тесал огромный камень, но не плакал, а был сосредоточен на работе. И у него путник спросил, что он делает, и каменотес сказал, что работает. Каждый день он приходит на это место и обтесывает свой камень. Это тяжелая работа, но он ей рад, а денег, что ему платят, вполне хватает на то, чтобы прокормить семью. Путник похвалил его, дал монетку и пошел дальше.
И за следующим поворотом дороги увидел еще одного каменотеса, который в жаре и пыли тесал огромный камень и пел радостную, веселую песню. Путник изумился. «Что ты делаешь?!!» – спросил он. Человек поднял голову, и путник увидел его счастливое лицо. «Разве ты не видишь? Я строю храм!»

Беседа с педагогами.

Педагог - психолог раздает участникам листочки и ручки, в центр круга ставится  мусорная  корзина. 

Профессия педагога – одна из тех, где синдром эмоционального выгорания достаточно распространенное явление. Создавая для детей условия эмоционального комфорта, заботясь об их здоровье, развитии и безопасности, мы буквально «сгораем» на работе, чаще всего забывая о своих эмоциях, которые «тлеют» и со временем постепенно превращаются в «пламя».
Эмоциональное выгорание – это синдром, который развивается под воздействием хронического стресса и постоянных нагрузок и приводит к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека. Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления негативных эмоций, без «разрядки» или «освобождения» от них. Это защитная реакция организма на стресс, который возникает, если нет способа освободиться от негативных эмоций.

Причины возникновения СЭВ у педагогов:
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом;
• несоответствие результатов затраченным силам;
• ограниченность времени для реализации поставленных целей
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• большие нагрузки;
• ответственность перед начальством, родителями;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, их родителями.
Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ:
• начало педагогической деятельности после отпусков, курсов (функция-адаптация);
• проведение открытых мероприятий, на которые было затрачено много сил и энергии, а результате не получено соответствующего удовлетворения;
• окончание учебного года.
В целом, для синдрома эмоционального выгорания характерны такие симптомы:
• усталость, истощение;
• недовольство собой, нежелание работать;
• усиление соматических болезней;
• нарушение сна;
• плохое настроение и различные негативные чувства и эмоции: апатия, депрессия, чувство безнадежности, цинизм, пессимизм;
• агрессивные чувства (раздражительность, напряжение, гнев, обеспокоенность);
• негативная самооценка;
• пренебрежение своими обязанностями;
• снижение энтузиазма;
• отсутствие удовлетворения от работы;
• негативное отношение к людям, частые конфликты;
• стремление к уединению;
• чувство вины;
• потребность в стимуляторах (кофе, алкоголь, табак, и тому подобное);
• снижение аппетита или переедание.

Разминка. Упражнение "Мусорная корзина"   

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Материалы: листы бумаги, ручки, ведро для «мусора».
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Педагоги имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

       Педагог - психолог   опрашивает  желающих: кто хочет поделиться и рассказать другим участникам содержание своей записки. 

Упражнение «На  что или кого я  похожа». 

(Предложить из нескольких тем выбрать три,  и назвать на кого или на что похож, ассоциация)

Фрукт

Сказочный персонаж

Животное

Время года

Мебель

Каждый по очереди называет свое имя и ассоциацию.

Таблица «Помоги себе сам»
Материалы: брошюры «Профилактика эмоционального выгорания», в которой имеются данные из таблицы, предоставленной ниже.
Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из ролей, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям. https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/1/26903_39aac5e1b88895be670713bde0c0c10e.png.jpg
Участникам предлагается таблица психосоматических проявлений и способ самопомощи - аффирмации (позитивные утверждения):

Рекомендации

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
• резко встать и пройтись;
• быстро написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;
• измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ, проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
4. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
Упражнение “Наши ожидания»

 Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела, ожидает – по окончанию дела. Что Вы ждете от этого тренинга? (Каждый участник говорит о своих  ожиданиях).

Что Вы готовы вложить в тренинг?

 Упражнение    «Зато…»
Цель упражнения: введение в  темпоритм,   атмосферу тренинга, самосознание,  тренинг  спонтанности высказываний.
По кругу продолжить фразы:
- Я устала, зато...
- Я небольшого роста,  зато...
- Я иногда  несдержанна, зато...
- Я ленива,  зато...
- Я застенчива, зато...

 Я криклива,  зато...
- Я молчалива,   зато...
- Я слишком уступчива,  зато...
- Я не умею печь пироги,  зато...
- Я проспала,  зато...
- У меня нет домашнего телефона, зато...
- Я не люблю слушать классическую музыку,  зато...
- Я слишком часто фантазирую, зато...
- Я не очень хорошо пою,  зато...
- Я иногда, слишком много ворчу,  зато...
- Я несколько легкомысленна, зато...
- Меня легко рассмешить, зато...
- Я бываю   капризна,  зато...

Упражнение «Моечная машина»

       Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Педагог – психолог предлагает взять листочки и присесть на места. Упражнение «Удовольствие»
.
Цель: осознание имеющихся внутри ресурсов для восстановления сил.
Материалы: листы бумаги, ручки
Участникам тренинга раздаются листы бумаги. Предлагается написать 10 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается распределить их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как «скорую помощь» для восстановления сил. 

как мы заговорили о «скорой помощи» при стрессе. Очень эффективно и скоро может помочь правильное дыхание. И сейчас мы с вами попробуем это сделать.

Упражнение «Следим за дыханием»

Замедляйте выдох. Спокойствие – это размеренное и долгое дыхание. Замедляйте выдох – замедляется пульс – человек успокаивается. Длина вдоха и длина выдоха находятся в соотношении 1:2. Вдох длится в два раза короче, чем выдох.

 Рефлексия: Какие психологические качества у вас проявились  при участии   в тренинге?  Какие чувства испытывали? Что нового узнали о себе, о группе?

Чему научились? Как это пригодиться в будущем? Что было важным?

Над чем вы задумались? Что происходило с вами? Что нужно развивать на будущее?

-Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. Спасибо за активную и продуктивную работу! (желающим раздаются буклеты с информационным материалом).

Заполнить лист оценки, пожелания и отзывы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка «Как избавиться от стресса»

1. Окружающий мир — это зеркало, в котором каждый человек видит свое отражение. Поэтому основные причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.

2. Полезно периодически вспоминать, что без многого из того, чего вы добиваетесь, вполне можно жить. Жить нужно по способностям и средствам. При этом помнить, что стресс и депрессия не длятся вечно. День, когда вы почувствуете себя значительно лучше, обязательно настанет. Смысл жизни не исчез.

3. Научиться без каких-либо условий понимать, а лучше уважать или любить всех, начиная с себя.

4. Если я не могу изменить трудную для меня ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить мое отношение к ней. На земле сейчас живут сотни миллионов людей, которые, попав в мое нынешнее положение, посчитали бы себя на вершине счастья. Надо помнить об этом.

5. Необходимо уменьшать свою зависимость от внешних оценок. Жить по совести — значит реже попадать в ситуацию стресса. Свою жизнь надо оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что у нас есть.

6. Каждый день будьте настолько активны, насколько вы можете. Не позволяйте себе уходить в оцепенение, бездействие. Отвлекайтесь от мрачных мыслей в делах, в общении с приятными людьми, в смене обстановки. Будьте  заняты. Это самое дешевое лекарство и самое эффективное.

7. По возможности радуйте себя тем, что способно вас порадовать. Может быть, это будет хорошая книга или запах любимых духов, шоколад или ванна с душистыми травами. Вспомните и прочувствуйте ваши прежние ощущения от этих приятных вещей.

8. Чаще общайтесь с людьми, которые вас любят: членами семьи, родственниками, друзьями. Попросите их при случае рассказать о том, что им нравится в вас больше всего. Примите сказанное с удовольствием.

9. Смотрите смешные фильмы и читайте смешные книги. Попробуйте посмеяться над своими мрачными мыслями, над плохим настроением.

10. Приятно надеяться на лучшее. Однако всегда необходимо прогнозировать не только лучший, но и худший варианты развития событий. Желательно психологически и даже материально быть готовым к худшему. Чем больше готов, тем меньше стресс.

11. Не слишком увязать в воспоминаниях о прошлом. Его уже нет, и в нем ничего не изменишь. Не погружаться слишком в мечты о будущем. Его еще нет. Надо научиться получать максимальное удовольствие от жизни «здесь и сейчас».

12. Полезно знать, что абсолютно все трудности, которые у нас возникают, уже были миллионы раз у людей, живших ранее. Они их как-то преодолели. Значит, преодолеем и мы!

 13. Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта.

14. Разговаривать иногда с людьми «по пустякам»; возможность просто поболтать на отвлеченные темы — тоже лекарство от стресса.

15. Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-то приятное. Существуют тысячи таких техник и способов — важно подобрать подходящий для себя комплекс. Но увлекаться алкоголем не стоит.

16. Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый дух.

17. Трудно переоценить роль здорового чувства юмора в профилактике стресса. Люди, обладающие чувством юмора, живут в среднем на 5 лет дольше, чем те, кто лишен этого чувства.

18. Откладывание возникающих проблем только усиливает стресс и депрессию. Решение проблемы укрепляет уверенность в своих силах, уважение к себе и вызывает радостное чувство. Счастливая жизнь — это не отсутствие проблем, а их успешное преодоление

                 Список литературы:

1. Бойко В. В. Синдром “эмоционального выгорания” в профессиональном общении. СПб., 1999.

2. Водопьянова Н.Е. Старченко Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Изд-во “Питер”, 2005

3. Зеленова И. Программа деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении по сохранению психического здоровья педагогов. Факторы влияющие на эмоциональное выгорание. – Газета “Школьный психолог” №13, 2005 г.

4. Самоукина Н.А. Практический психолог в школе: лекции, консультации, тренинги. М., «ИТОН», 1997 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №25 «Золотая рыбка»

муниципального образования город-курорт Геленджик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психологических тренингов по профилактике эмоционального выгорания современных педагогов посредством интерактивных технологий «В гармонии с собой»

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья воспитателя в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание. Под «...

Тренинг для педагогов "В гармонии с собой!"

Трениг посвящен созданию условий для формирования у педагогов потребности в организации работы по развитию собственной креативности....

Тренинг на снятие эмоционального напряжения «В гармонии с собой»

Снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью сотрудничества и взаимопомощи внутри группы....

Тренинг для педагогов "Гармония с собой"

Рада приветствовать Вас! Жить в гармонии с собой и с миром основная задача педагогов!...

Тренинг для педагогов ДОУ "В гармонии с собой"

Тренинг для педагов ДОУ "В гармонии с обой" направлен на создание благоприятного психологического климата в коллективе, снижение психоэмоционального напряжения, положительного самовосприятия...

Психологический мини-тренинг для педагогов. «В гармонии с собой»

Мини-тренинг используется на педсовете для сплочения коллектива, снятие напряжения, речевых зажимов, негативных эмоций, включиться на дальнейшую  работу....

Тренинг для педагогов ДОУ: «В гармонии с собой»

Тренинг для педагогов ДОУ: «В гармонии с собой»  МБДОУ д/с №3Педагог- психологТаранова Л.В. Цель: снижение психоэмоционального напряжения, посредством  группового ...