Коррекционно-развивающая программа, направленная на предупреждение графо-моторной недостаточности у детей-логопатов
рабочая программа на тему

В данной программе рассмотрены  необходимости  прфилактики нарушения письма  у детей с недоразвитием речи. В работе представлен практический материал для развития графомоторных навыков дошкольников, которые могут использовать как педагоги ДОУ, так и родители в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая программа,

направленная на предупреждение графо-моторной недостаточности

у детей-логопатов

 Разработала Учитель-логопед

Бондарева Оксана Яковлевна

г. Сургут

АКТУАЛЬНОСТЬ

    На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей логопатов. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной категории двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются на физическом и познавательном развитии ребенка.

    Моторная недостаточность некоторых детей с речевой патологией к
концу дошкольного возраста несколько сглаживается и почти не проявляется
в двигательном поведении ребенка. Это характерно, в основном, для детей с
временной задержкой речевого развития, с фонетико-фонематическим недоразвитием и некоторым другим недостаткам речевого развития.

В большинстве же случаев, отставание в развитии двигательной сферы наблюдается не только в дошкольном возрасте, но и на протяжении школьного обучения. Более того, недостатки моторного развития без соответствующей коррекционной работы закрепляются, о чем свидетельствуют наблюдения за выпускниками речевых школ. У детей с недоразвитием речи отмечается недостаточная координация движений общей, мимической, мелкой и артикуляционной моторики. 

    Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.

   Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с такими детьми приводит к низкому уровню развития у них графических навыков. Это может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму:

  • Низкий темп письма
  • Быстрая утомляемость при письме
  • Неровная, “дрожащая” линия
  • “Угловатое” письмо, трудности в написании овалов
  • Слишком сильный нажим
  • Трудности в воспроизведении формы графических элементов
  • Несоблюдение размера графических элементов
  • Несоблюдение наклона письма
  • большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо
  • Нежелание выполнять письменные упражнения
  • Сползание букв со строки
  • Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы

    Очень важно не отделить письмо от речи. В процессе письма участвуют двигательный, зрительный и фонетико-фонематический (звуко-слуховой) контроль.

 Анализ литературы по развитию графо-моторных навыков указывает на то, что в настоящее время нет необходимого программно-методического обеспечения для комплексной подготовки к формированию письменной речи ребенка. Как правило, печатаются отдельные методики для развития пальцев, ориентировки в пространстве и написания букв, росчерков, не используется речевое сопровождение (движение + речь).

Исходя из вышеизложенного, стало актуальным создание   и введение  в работу коррекционно-развивающей программы для развития графических навыков дошкольника, в сочетании со словом и ритмом исходя из имеющихся в дошкольном учреждении условий.

     В основу разработки положены идеи Е. Е. Шулешко и его последовательницы педагога-психолога В. В. Степановой о превращении росчерка в рисунок-образ.

Разработка представляет собой набор росчерков с “приговорами”, большинство из которых придуманы авторами-составителями данной работы.

Упражнения носят игровой характер, т.к. детям присуще желание играть, творить, рисовать и читать стихи.

     Целью  разработки является развитие графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в сочетании с ритмом и словом.

    Реализация данной цели осуществляется через поставленные задачи:

Образовательные:

  • учить детей различным способам манипулирования с предложенным 
    развивающим материалом;
  • развивать координацию движений;
  • работать над развитием способности согласовывать движения со словом;
  • развивать творческое воображение;
  • развивать чувство ритма и темпа.

Коррекционные:

  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;
  • использовать поставленные звуки в речи.

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-волевые качества детей.

    Коррекционная деятельность по развитию графо-моторных навыков у детей опирается на следующие педагогические принципы:

  1. Принцип системности. В работе над формированием пальцевой
    моторики осуществляется постепенный переход от простых заданий к
    сложным.
  2. Принцип доступности. Упражнения с росчерками отобраны с учетом возрастных физиологических возможностей детей и уровня их развития.
  3. Принцип комплексного подхода. Учебный материал включает задания на всестороннее развитие ребенка.
  4. Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.
  5. Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
  6. Принцип креативности. Ребенку предлагается лишь схема выполнения упражнения или задания, а он добивается эффективного результата, включая свои творческие способности.
  7. Принцип смены деятельности. Соблюдение временных пределов увлеченности ребенка.

    Развитие точных движений пальцев рук способствует развитию у детей следующих психических процессов:

  1.     Внимания. Упражнения с росчерками требуют от детей концентрации внимания для эффективного результата.
  2.  Конструктивного мышления и творческого воображения. Созданные росчерком фигурки лишь отдаленно напоминают реальные предметы. Ребенку необходимо “включить” фантазию, чтобы увидеть индивидуальность и характерные особенности рисунка.
  3. Двигательной памяти. Каждое новое движение руки основывается на уже сформированном моторном навыке, что естественно вызывает потребность вспоминать двигательные образы. К тому же детям хочется запомнить росчерки и фигуры для дальнейших игр. При определенном опыте дети создают росчерки не по схеме, а по памяти.
  4. Визуального и тактильного восприятия. В процессе работы у детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными инструкциями  и перевод их значения в практическую деятельность.
  5. Речи (грамматического строя речи, связной речи, звуконаполняемости слова, логоритмики, лексики).

    В процессе занятий развиваются следующие эмоционально-волевые качества:

  • Умение объективно оценивать свою работу.
  • Уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях не бывает.
  • Усидчивость.
  • Целеустремленность.
  • Аккуратность.

    Развитие графических навыков имеет большое значение при поступлении ребенка в школу, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно–двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

    Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук у детей логопатов.

    Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.

    Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления, самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками.

    Кроме того, работа по развитию движений рук должна иметь систематический и регулярный характер, только в этом случае может быть достигнут успех. Поэтому родители под умелым руководством педагогов должны уделять внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, которые им предлагают специалисты ДОУ.

     Благодаря такой целенаправленной работе педагоги, с одной стороны и родители, с другой, решают очень важные задачи: 

-     Влияние на интеллектуальное развитие ребенка,


- Овладение навыком письма

Решение этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

    Таким образом, очевидно, что недоразвитие речи является препятствием на пути формирования графических навыков у дошкольников. В отличие от детей с нормальной речью, дети-логопаты испытывают намного больше трудностей в овладении этим важным для учебной деятельности процессом.

    Но при своевременном выявлении графомоторной недостаточности и при проведении регулярной и продуктивной коррекционно-развивающей работы, у детей с  недоразвитием речи наблюдаются значительные улучшения

    Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий.

    Для формирования навыка, необходимо, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. Из анализа работ Г. А. Волосковой, М. Ю. Горбачевской, О. В. Елецкой, М. Г. Храковской следует, что важнейшей предпосылкой формирования графомоторного навыка является сохранность пространственного восприятия и представлений:

а) зрительно-пространственных;

б) сомато-пространственных представлений, ощущений своего тела в пространстве;

в) пространственных представлений «левого» и «правого».

    Так же достаточно важным условием для овладения деятельностью письма является  сформированность двигательной сферы, различных видов праксиса (статического, динамического, пространственного, конструктивного); сформированность  слухомоторных и оптико-моторных координаций.

   Таким образом, овладение графомоторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок:

зрительно-пространственных операций,

 зрительно-моторной координации и мелкой моторики.

    Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.

    Основываясь на анализе методической литературы по формированию графомоторного навыка у дошкольников с недоразвитием речи можно выделить основные направления и приемы коррекционной работы, учитывая базисные компоненты: зрительно-пространственные отношения, серийную организацию движений, моторику, собственно графомоторный компонент, зрительную память.

    Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений используются приемы, направленные на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации. (М. М. Безруких, С. П. Ефимовой, Р. Д. Триггер, О. Б. Иншаковой.)

    Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых игр», пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемые речитативом (потешки, предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, игры с мозаикой и т. д.).

  Для формирования и развития серийной организации движений могут использоваться такие упражнения:

1. Сжать и разжать кулаки.

2. Чередовать: палец – кулак.

3. Чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др.

   Развитие и формирование зрительной памяти может осуществляться с помощью таких упражнений:

1. Посмотри на игрушки, запомни, ответь, какие игрушки ты запомнил.

2. Посмотри на картинку, запомни предметы.

3. Посмотри на картинку, запомни предметы. Каких предметов не хватает? и др.

    Непосредственно графические навыки рекомендуется осваивать в три стадии:

на первой – дети должны научиться рисовать фигуры, состоящие из прямых линий, аккуратно заштриховать их вертикальными и горизонтальными линиями;

на второй – письму наклонных линий, штриховке фигур косыми линиями;

на третьей – рисовать круги, полуовалы, овалы, петельки.


    Изучив множество педагогической литературы по работе с детьми-логопатами,  и проведя  анализ прочитанного, я пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Так как  многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение письму будет значительно легче.

    Для овладения навыком письма необходима определенная  функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму,   недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

    Развивать ручную умелость в детском саду будут  такие виды изодеятельности, как рисование, аппликация, лепка, изготовление различных поделок из бумаги, проволоки, соленого теста и других материалов.

    Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, а также абстрактно-логическое. В процессе рисования у ребёнка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой, мелками…), развивается координация движений обеих рук, координация действия руки и глаз, зрительный контроль. Наблюдения показали, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисования, легче выучиваются писать.

    Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

     Но  дети-логопаты   практически  все пассивны и нуждаются в стимуляции педагога.

    Подготовка руки к письму является одним из сложных этапов подготовки ребёнка к систематическому обучению, это также связано психофизическими особенностями 5–6-летнего ребёнка.

    Согласно данным психологов и физиологов, у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития.

    Считаю, что в этот период с детьми-логопатами необходимо проводить самомассаж рук и каждого пальца, от ногтя к основанию, начиная с 4-летнего возраста, тем более что период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графо-моторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая. Интересный самомассаж для рук предложен в журнале “Логопед” № 6, 2004, педагогом Н.С. Аммосовой.

    Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.

    Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками.

    На основании этого по развитию графо-моторных навыков у детей-логопатов решаются следующие задачи по подготовке руки к письму (развитие графических навыков):

1. Развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации

Цель:

  • формирование тонких, координированных движений рук.

В качестве первых шагов детей-логопатов 4 лет в подготовке руки к письму используем упражнения для рук, которые ребёнок выполняет, копируя взрослого, например: “Наши пальчики”, “Возьми большой мяч”, “Возьми маленький мяч”, также игры с мелкими и сыпучим материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию, разнообразные шнуровки, составление узоров из мозаики, кубики Никитина и т.д. Важной частью данной задачи являются пальчиковые игры, в ходе которых у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

2. Развитие памяти, внимания и зрительного восприятия

Цели:

  • научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями (например: животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, подобранные по форме, величине, цвету и т.д.);
  • научить остроте зрения (например: “найти, где спряталась белочка” – по торчащему хвостику);
  • следить взглядом за запутанными изображениями (например: “по какой дорожке надо идти мальчику, чтобы попасть домой”);
  • сравнивать две картинки и находить в них несоответствие;
  • находить ошибки в рисунках (например: “Чудесное дерево” – изображение на дереве овощей и фруктов);
  • учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия;
  • воспитание стойкого интереса к рассматриванию картинок, это является показателем развития зрительного восприятия плоскостных изображений.

Зрение – основной канал информации об окружающем мире. Мы знаем, что зрительные впечатления, эта информация перерабатывается в коре головного мозга. Ребёнок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки, выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У детей-логопатов затруднена именно эта способность обработки информации. Их необходимо научить “смотреть и видеть”.

3. Формирование представлений о пространственных признаках и отношениях

Цель: 

  • научить детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги, в тетради в клеточку и линейку.

4. Формирование графических навыков

Цель: 

  • научить детей-логопатов проводить различные линии по подражанию, по образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.

   Формирование элементарных графических навыков – это великолепный способ развития ребёнка.

   Во-первых, это мощное психотерапевтическое средство. Ребёнок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге, начинает ощущать себя личностью.

   Кроме того, это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребёнка. Работа над графическими навыками – прекрасный способ воспитания ориентировки на листе бумаги. Это также средство развития мышления.

   У ребёнка с речевым недоразвитием, как правило, графические навыки развиты плохо. Поэтому работа над развитием графических навыков является частью комплексного коррекционного занятия. В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. 

   С детьми младшего дошкольного возраста  можно проводить простейшие графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве: “Дорожки”, “Дождик”, “Парашютисты”; ритмические круговые движения “Намотаем нитки”, “Соберем веревочку”; волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях “Летит бабочка”. Обведи рисунок, составь картинку по точкам-штрихам и штриховка. Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится нами в значительной мере и ради усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил, так как в первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть, правильно держать карандаш, бумагу. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки.

    Раскрашивание рисунков предполагает разные виды штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений. При работе со штрихом развивается внутренняя и внешняя речь ребёнка, его логическое мышление, активизируются творческие способности, что имеет большое значение для детей-логопатов.

    Дети старшего дошкольного возраста продолжают выполнять усложненные задания, учатся одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти.

    В старшем дошкольном возрасте вводиться работа в тетрадях в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, т.к. рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве. В процессе работы в тетради у детей-логопатов укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

    Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки,   воспроизводить их по памяти, выкладывая их из палочек, геометрических фигур, а затем зарисовывают карандашами. Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых – развитие внимания к речи воспитателя.

    Работа  должна строиться с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей-логопатов, соблюдением гигиенических правил на занятиях по формированию графических навыков.

В процессе работы,  на основе тематического планирования, по любой теме нужно находить благоприятные условия для отработки, закрепления и автоматизации умений и навыков, приобретенных детьми-логопатами ранее.

Заключение

Работа по данной технологии позволяет сделать процесс развития графических навыков целенаправленным и результативным, не требующих от ребёнка всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления, позволяет работать педагогам в системе и творчески, что станет залогом успеха в образовании и воспитании дошкольников

   Для осуществления практической цели моей работы я предлагаю несколько методов и направление работы по развитию графических навыков, которые могут испорльзовать как педагоги ДОУ, так и родители.


I.Упражнения на развитие мелкой моторики, которые включают в себя массаж и самомассаж рук и пальчиковые игры (приложение )


Цель: формирование тонких, координированных движений рук.

В качестве первых шагов детей-логопатов 4 лет в подготовке руки к письму используем упражнения для рук, которые ребёнок выполняет, копируя взрослого, например: “Наши пальчики”, “Возьми большой мяч”, “Возьми маленький мяч”, также игры с мелкими и сыпучим материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию, разнообразные шнуровки, составление узоров из мозаики, кубики Никитина и т.д. Важной частью данной задачи являются пальчиковые игры, в ходе которых у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. 

II.Упражнения на развитие зрительно-пространственной координации (приложение )
Цели: 

     научить устанавливать соответствие между двумя и более изображениями    (например: животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, подобранные по форме, величине, цвету и т.д.); 

развивать остроту зрения (например: “найти, где спряталась белочка” – по торчащему хвостику);

следить взглядом за запутанными изображениями (например: “по какой дорожке надо идти мальчику, чтобы попасть домой”);

сравнивать две картинки и находить в них несоответствие;

находить ошибки в рисунках (например: “Чудесное дерево” – изображение на дереве овощей и фруктов); 


учить следить за направлением движения картинки, предмета, карандаша, чтобы иметь возможность скорректировать свои действия;


воспитывать стойкий интерес к рассматриванию картинок, это является показателем развития зрительного восприятия плоскостных изображений.

III.Упражнения на развитие пространственно-графической ориентации (приложение)
Цель:

    -   научить детей ориентироваться на плоскости, листе бумаги, в тетради в клеточку и линейку, в пространстве.
    -     нарисовать круг в центре листа, квадрат - внизу, треугольник – в верхнем правом углу и т.д.;
  -  ответить на вопрос, в какой части листа нарисован рисунок;
  -       скопировать по клеточкам изображение.



IV. Упражнения на развитие направленных движений руки (приложение) 


Цель:

 научить детей-логопатов проводить различные линии по подражанию, по образцу, дорисовывать, закрашивать, копировать, штриховать, выполнять задания по речевой инструкции, правильно держать карандаш при письме, правильной осанке.

V.Обучение рисованию

Цель:

научить детей ориентироваться на листе бумаги, сформировать представлений детей о движении руки при изображении, изображению предметов и явлений как средству образного отражения жизненных впечатлений. 

Учеными установлено, что рисование требует согласованного участия многих психических функций. Оно способствует также согласованности межполушарного взаимодействия. В процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, а также абстрактно-логическое. В процессе рисования у ребёнка вырабатывается умение управлять инструментом (карандашом, кисточкой, мелками…), развивается координация движений обеих рук, координация действия руки и глаз, зрительный контроль. Наблюдения показали, что дети, много рисующие в дошкольные годы, хорошо владеющие техникой рисования, легче учатся писать.
Деятельность по развитию графических навыков провожу регулярно, используя разные формы работы:


1. Выделив для этого время в блоке специально организованного обучения в форме непосредственно образовательной деятельности;


2. В совместной деятельности педагога с детьми;


3. В самостоятельной деятельности детей.

    В заключении хочется отметить, что задача учителя-логопеда  состоит в том, чтобы развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.

Процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка, а для детей с  недоразвитием речи он вдвойне сложен.

   

Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графо-моторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания детей  с нарушениями речи.

                                         ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 


УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КООРДИНАЦИИ ПРИ КОПИРОВАНИИ КОНТУРОВ ПРЕДМЕТОВ

1.Упражнение «Продолжи узор»



http://top-bal.ru/pars_docs/refs/31/30020/30020_html_687559ea.pnghttp://top-bal.ru/pars_docs/refs/31/30020/30020_html_2f6b8232.png

http://top-bal.ru/pars_docs/refs/31/30020/30020_html_m5ca096fe.png


2. Упражнение «Закончи узор по клеточкам»



i_014
i_016


3. Упражнение «Нарисуй такой же рисунок»


i_017


4. Упражнение « Реши пример и продолжи узор»


описание: http://doshkolnik.ru/images/stories/fruit/16.jpg 


5.Упражнение «Дорисуй картинку и продолжи узор» 



описание: http://doshkolnik.ru/images/stories/fruit/14.jpg

описание: http://doshkolnik.ru/images/stories/fruit/15.jpg
6.Упражнение «Найди спрятанную картинку и продолжи узор» 



 7.Упражнение «Перенеси контуры влево»
копия сканирование0019

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

УПРАЖНЕНИЯ С КАРАНДАШОМ

САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ

Исходное положение:

Соединить ладони пальцами вперед.

 Карандаш находится в вертикальном положении
между ладонями и выполняет функции массажера.
Содержание упражнения:
Перемещать ладони вперед-назад, передвигая карандаш только мягкими частями ладоней

Дозировка: до 5 движений с ориентировкой на ведущую руку
.

http://top-bal.ru/pars_docs/refs/31/30020/30020_html_m7b6688c3.png
***
«Карандаш в руках катаю 
свои ручки разминаю
раз, два, три, четыре, пять 
буду карандаш катать»

САМОМАССАЖ (ПОВЕРХНОСТНЫЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ

Исходное положение: 
Положить на стол карандаш горизонтально. Прикрыть ее ладонью с выпрямленными пальцами.
Содержание упражнения:

Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения
от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей карандаш. 
Дозировка: до 3-4 движений от кончика каждого пальца.

http://top-bal.ru/pars_docs/refs/31/30020/30020_html_4b8e5cd6.png
               ***

«Карандашик я катаю
Сильно ручки разминаю»




 САМОМАССАЖ (ГЛУБОКИЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ

Исходное положение:
Положить на стол карандаш горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она оказалась у основания пальцев и зрительно делила кисть руки на две части.
Содержание упражнения: выпрямленными пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы первой части кисти руки.
Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичным способом подпружинить мышцы.
Дозировка: 3-4 раза для каждой части кисти.

http://top-bal.ru/pars_docs/refs/31/30020/30020_html_62565192.png
                    ***
«Карандашик я катаю -
Сильно ручки разминаю»



«ПРУЖИНКА»

Исходное положение:
Взять карандаш вертикально подушечками указательного и большого пальцев.
Содержание упражнения:
Сжимать карандаш, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.
Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.
Перехватить карандаш в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения.
После того как все пальцы подпружинили, положить карандаш на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя ее.
Дозировка: 2-3 раза для каждой комбинации пальцев
.

http://top-bal.ru/pars_docs/refs/31/30020/30020_html_m333e6942.png

               ***

«Я пружинку буду жать
Ручки буду разминать
Как сожму я всю пружинку
Сразу буду молодчинка
»


«СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕ»

Исходное положение:
Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать карандаш в этом положении.
Содержание упражнения:
Перехватить карандаш снизу другой рукой.
Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз.
Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.
Дозировка: 2-3 раза с обязательным расслаблением кисти.

http://top-bal.ru/pars_docs/refs/31/30020/30020_html_m2fdd93f.png
***
«Спускаемся по лесенке
Поем мы с вами песенки»



«КАЧЕЛИ»

Исходное положение:
Зажать карандаш в горизонтальном положении четырьмя пальцами.
Содержание упражнения:
Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы карандаша.

Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.
Дозировка: 2-3 раза.

http://top-bal.ru/pars_docs/refs/31/30020/30020_html_4c2c2eef.png 

***
«Птицы с юга прилетели –

И построили качели»


« ТРУДОЛЮБИВЫЙ МУРАВЕЙ»

Исходное положение:
Зажать карандаш между указательным и средним пальцами.
Содержание упражнения:
Указательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперед по столу до его края, удерживая при этом карандаш. Движения пальцев напоминают движения муравья, который тащит соломинку.
Дозировка: 2 раза, после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив
мышцы.
http://top-bal.ru/pars_docs/refs/31/30020/30020_html_m5384e534.png
***
 «Ползти в песочницу
Муравьям не хочется»


«КОСИЧКА»

Исходное положение:
Взять карандаш за один конец и держать вертикально указательным и большим пальцами одной руки.
Содержание упражнения:
Перехватить ниже карандаш указательным и большим пальцами другой руки.
Перехватывая карандаш указательным и большим
пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки.
Движения пальцев напоминают плетение косички, их можно повторить снизу вверх, сжимая при этом карандаш с максимальной силой.
Дозировка: «сплести» 2-3 «косички», после чего положить карандаш, стряхнуть кисть, расслабив мышцы.

http://top-bal.ru/pars_docs/refs/31/30020/30020_html_447e797.png
***
«Я плету косичку 
Для своей сестрички»

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«ПАЛЬЧИКИ»
Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой. Затем - большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки и проговаривают стишок:
***
- Наши пальчики, как ноги,
- Побежали по дороге.
- Очень быстро мы бежали,
- Но споткнулись и упали


«КОЛЬЦА»

Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия — синхронные движения на обеих руках. 

***
 Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать.


«ЗАМОК» 

Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить:
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули -
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).


«УТЯТА»

Поочередно сгибать сначала все пальцы правой, а затем левой руки, начиная с большого. Со звуков «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
***
Раз-два — шли утята.
Три-четыре — за водой.
А за ними плелся пятый.
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался —
Громко-громко запищал:
—  Пи-пи-пи!
— Не пищи!
Мы тут рядом, поищи!


«БАРАНЫ»

Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
***
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.



«КАПИТАНЫ»

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук - сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.

***
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.

Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.

И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны
,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Упражнения на расслабление пальцев и кистей рук: 

  • “Погладим котёнка” – плавные движения, иллюстрирующие соответствующее действие, выполняется сначала одной рукой, потом другой. (3-5 раз).
  • “Весёлые маляры” – синхронные движения кистей обеих рук вверх – вниз с одновременным подключением кистевого замаха (3 раза), затем влево – вправо (3 раза).

Далее даются задания на удержание позы кисти руки: 

  • “Зайчик” –
  •  и.п.: рука опирается на локоть; выпрямляются и разводятся в стороны указательный и средний пальцы, остальные пальцы зажаты в кулак.
  • “Кольцо” –
  • и.п. то же; большой и указательный пальцы соединяются в кольцо, остальные пальцы выпрямляются и разводятся в стороны.
  • Затем эффективны упражнения в соединении речи с движением, например, с потешками.

Также для развития мелкой моторики полезны следующие приемы: 

  • «Собираем урожай» – лепка разноцветных шариков из пластилина. Назвать похожие на шарики по цвету овощи и фрукты
  • Строим забор, дом, дерево и т.п. – из счетных палочек
  • Чудесный мешочек» – определи на ощупь овощи и фрукты
  • Кто спрятался в комочке.
  • Птичьи следы на песке – рисуем на песке пальчиками, рисуем большие и маленькие предметы, имитация процесса клевания зерен птичками.
  • Заготовка корма для зимующих птиц – рассортировать фасоль и горох
  • Определи на ощупь – то, что спрятано в песке.
  • «Застегни одежду»
  • Шнуровки
  • Найди фигурки в сухом бассейне
  • Снегопад в лесу – на трафарете елки разложить комочки ваты
  • Выложи из геометрических фигур медведя или других семян
  • Выкладывание букв из различных материалов
  • Игры с карандашом, орехами, крупой; сортировка семечек, собирание их с ковра
  • Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке.
  • Строитель
  • Собирание разрезных картинок
  • Собери пирамидку
  • Сушка белья – пристегнуть прищепками к веревке носовые платочки
  • Покормим животных – мелко или полосками рвем зеленую бумагу
  • Игры со шнурочком – Выкладывание шнурка по нарисованным взрослым линиям или выкладывание контура птицы
  • Обведи и раскрась
  • Сматывание толстых ниток в клубок
  • Украшение новогодней елки
  • Обведение трафаретов
  • Обсыпание манкой намазанного клеем трафарета н – р: дерева (зимний пейзаж)
  • Работа с водой и пипеткой
  • Плетение коврика из полосок цветной бумаги
  • Игры с водой и пипеткой – капли по контуру лужи
  • Аппликации, складывание оригами
  • Цепочки – из конструктора
  • Цветная мозаика
  • «Вижу руками – определение на ощупь материалов, из которых сделаны предметы
  • Заполнение объема трафарета животного или птицы бумагой, солью, пластилином
  • Кляксография,  рисование
  • Щетка – Ёж – игры с массажной щеткой.
  • Выкладывание букв из различных материалов

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

   Упражнения на ориентировку  в пространстве и на листе

Ориентировка в пространстве, на листе, в клетке, работа с мелким материалом способствует развитию тактильных ощущений, глазодвигательной координации, что в свою очередь приводит к автоматизации двигательных навыков, глазомера и дает предпосылку к письму.

– Положите, пожалуйста, перед собой лист бумаги зеленого цвета, пододвиньте тарелочки на которой находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.

– Положите по середине листа, вертикально одну сетную палочку. Слева и справа от нее положите по три палочки с каждой стороны, так чтобы он смотрели вниз.

– Что получилось? (Елочка)
– Сколько всего понадобилось счетных палочек для елочки? (Семь)

– В левом нижнем углу положите черную фасоль, а вокруг нее пять белых фасолен.
– Как вы думаете, что получилось? (Цветок)
– Сколько фасолен вы использовали для цветка? (Шесть) – Сколько фасолен белого цвета? (Пять)
– Сколько фасолен черного цвета? (Одна)
– Пять плюс один – будет шесть.

– В правом нижнем углу положите одну черную фасоль горизонтально и одну белую вертикально, друг под другом.
– Дети, что получилось? (Гриб)

– В верхнем правом углу положите пять горошен.
– На что похоже? (Солнце)

– В каком углу мы не положили ни чего? (В левом верхнем углу)
– Посмотрите на листок и подумайте, что у нас с вами получилось? (Поляна)

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Упражнение для пальцев и кистей рук  с использованием различных предметов

Подготовка руки к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Очень важно развивать навыки, необходимые для овладения письмом, а также создавать условия для накопления ребенком практического опыта. И здесь могут помочь такие знакомые всем упражнения, как: Лепка. Просто замечательное занятие на развитие мелкой моторики у дошкольников. Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.

Упражнения с бумагой:

1)   мять — развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2)   рвать (развитие соотносящих движений) — захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

 3)  делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт — например, кошка, барашек, тучка)

Сортировка мелких предметов.

Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками — большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите ребенку правильный способ выполнения этого упражнения.

 Вырезание ножницами.

 Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников. Старшие дошкольники начинают овладевать навыками силуэтного вырезания без предварительной прорисовки, подготовки линии контура.

Игры-шнуровки

Использованная литература

1.   Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития. 2000 г.

 

2.  Нищева Н. В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики» СПб, Детство-Пресс, 2008 г.

 3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.   Пособие для родителей и педагогов. М:АСТ,1999г.

4.   Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов». СПб: Лань,1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая модифицированная программа по предупреждению и преодолению агрессивного поведения у дошкольников среднего и старшего возраста в условиях дошкольного учреждения.

Содержание 1.     Пояснительная записка1.1   Актуальность проблемы детской агрессивности.1.2   Понятие «агрессивного поведения»1.3   Специф...

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая образовательная программа «На пороге школы»

Сроки  реализации  дополнительной  образовательной программы: программа реализуется в течение 1 года. Формы и режим занятий: программа реализуется в групповой и индивидуальной форм...

Рабочая программа коррекционно - развивающей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР подготовительной к школе группы №5 на 2020-2021 уч. год.

Данная программа способствует построению системы моей педагогической деятельности, обеспечению индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала детей....

Коррекционно-развивающее пространство как средство развития детей с интеллектуальной недостаточностью и РАС

Организация коррекционно-развивающего пространства – одно  из самых важных  направлений работы с детьми данной категории. Это окружение, создаваемое вокруг ребенка, которое соответству...

Дополнительная коррекционно-развивающая авторская программа «Играем, развиваемся, общаемся»

В рабочей программе определены цели и задачи коррекции проявлений социальной дезадаптации дошкольников с РАС, основные направления развития игровых навыков, условия и методы работы с ребенком дошкольн...

Коррекционно-развивающая образовательная программа по подготовке детей к обучению грамоте "Звуковая мозаика"

КОРРЕКЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ  РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Построена  построена в форме развивающих занятий с учетом:- возрастных и личностных особенностей детей;-психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ДОУ...