Формы и индикаторы психологического насилия над детьми,личность жертвы и агрессора
статья на тему
Формы и индикаторы психологического насилия над детьми,личность жертвы и агрессора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_psikhologicheskogo_nasilija-indikatory_nasil.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы психологического насилия.
Психологически жестокое обращение с ребенком приобретает следующие основные формы (С.Харта и др., 1987).
1.Отвержение. При активном отвержении родитель отказывается выполнять просьбы или удовлетворять потребности ребенка, демонстрируя при этом сильную неприязнь.
2.Отказ в эмоциональном отклике. Эта пассивная форма отказа ребенку в теплых чувствах, заключающаяся в излишней холодности, нежелании или неспособности ответить на предпринимаемые ребенком попытки общения.
3. Унижение. Унижение ребенка в присутствии других или постоянное высмеивание его, употребление по отношению к нему обидных прозвищ или бранных слов. В результате частых оскорблений достоинства или умственных способностей ребенка его самооценка или самоуважение снижаются.
4. Запугивание. Родители целенаправленно поддерживают у ребенка стабильное чувство страха, постоянное напряжение, запугивают его, принуждают быть свидетелем надругательства над любимым человеком или угрожают применить насилие к нему самому. Ребенок, слышащий угрозы типа: «Будешь плохо вести себя, голову оторву!», постоянно испытывает страх. Одна из форм запугивания – оставить расшалившегося ребенка на улице, где он окажется незащищенным от опасности.
5.Изоляция. Изолирование ребенка от нормального общения, запрет играть с друзьями или принимать участие в семейных мероприятиях – все это может быть формой психологического насилия. А такие способы изоляции, как запереть ребенка в темной комнате, шкафу, кладовке, сарае, можно рассматривать и как запугивание.
6. Эксплуатация. Предъявление ребенку чрезмерных, не соответствующих возрасту требований. Кроме того, использование невинности или слабости ребенка (наиболее очевидным примером эксплуатации является сексуальное насилие).
7. «Торговля запретами». Манипулирование ребенком с использованием негативных подкреплений (например, если ребенок в определенное время не выполнил уроки или не убрал постель, то за этим следует запрет смотреть телевизор или гулять).
8. Моральное разложение. Привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков).
Индикаторы психологического насилия.
К физическим (внешне наблюдаемым) индикаторам относятся: сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез; психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе или в области сердца, сообщение ребенка, что ему плохо, замедление физического, психического и общего развития ребенка.
К поведенческим индикаторам относятся: эмоциональная невосприимчивость, равнодушие, или наоборот, чрезмерная ранимость; понижение самооценки и самоуважения; грусть или выраженная депрессия; замкнутость в себе, задумчивость, или, наоборот, агрессивность; «прилипчивость» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; социальная беспомощность; ночные приступы страха, плохой сон; отсутствие интереса к играм.
К социальным индикаторам (то есть к особенностям семейной обстановки, говорящим о психологическом насилии по отношению к детям) можно отнести: предъявление ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться; непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку; суровые наказания ребенка; чрезвычайно критичное отношение к ребенку; постоянные его обвинения; проявление злости и запугивание ребенка.
В процессе развития ребенку приходится неоднократно испытывать эмоциональное напряжение из-за действий взрослого или другого ребенка: страх, гнев, горе, унижение, волнение, подавленность и т.д. Как известно, продолжительное эмоциональное напряжение может тормозить нормальное психическое развитие ребенка. При такой ситуации развития эмоциональная жизнь ребенка становится однобокой, затрудняется как понимание собственных эмоций, так и их внешнее проявление. Вследствие односторонности эмоций ребенок не учится распознавать и понимать чувства других людей, адекватно реагировать на них.
ЛИЧНОСТЬ ЖЕРТВЫ
Жертвой может стать любой ребенок, но обычно для этого выбирают того, кто слабее, или как-то отличается от других. Наиболее часто жертвами школьного насилия становятся следующие дети.
- Дети, имеющие физические недостатки – носящие очки, имеющие пониженный слух, нарушения осанки или координации движений (например, при ДЦП), то есть те, кто не может адекватно ответить обидчику или защитить себя.
- Дети, имеющие особенности поведения. Мишенью для физических или вербальных издевательств часто становятся необщительные, застенчивые и замкнутые дети, или наоборот, дети с импульсивным поведением. Жертвы издевательства обычно описываются как застенчивые, покорные, пассивные, интровертированные дети. Часто гиперактивные дети бывают чрезмерно назойливыми, при этом более наивными и непосредственными, чем их сверстники. Они слишком глубоко проникают в личное пространство других детей и взрослых: влезают в чужие разговоры, игры, навязывают свое мнение, нетерпеливы в ожидании своей очереди в игре и т.д. По этим причинам они часто вызывают раздражение и гнев сверстников, становясь жертвами агрессии. Гиперактивные дети могут быть как жертвами, так и агрессорами, а нередко и теми, и другими одновременно.
- Дети с особенностями внешности. Все то, что выделяет ребенка по внешнему виду из общей массы, может стать объектом для насмешек: рыжие волосы, оттопыренные уши, кривые ноги, особенная форма головы, вес тела (полнота или худоба) и т.д.
- Дети с плохими социальными навыками. Некоторые дети не способны защититься от вербального или физического насилия вследствие недостаточного опыта общения и самовыражения. По сравнению со сверстниками, у которых социальные навыки развиты достаточно хорошо, дети с неразвитыми социальными навыками легче принимают роль жертвы. Принявший роль жертвы смиряется с ситуацией, как с неизбежностью, часто даже внутренне находит оправдание насильнику.
- Дети, испытывающие страх перед школой. Чаще всего страх возникает у детей, которые идут в школу с отрицательными социальными ожиданиями в отношении нее. Иногда этот страх передается от родителей, которые сами имели проблемы в школьном возрасте. Пусковым механизмом возникновения страха могут стать рассказы о злой учительнице или постоянная угроза наказания за плохие оценки. Ребенок, проявляющий неуверенность и страх перед школой, легче становится объектом для издевок одноклассников.
- Дети, у которых отсутствует опыт жизни в коллективе («домашние» дети). Дети, не посещающие до школы детский коллектив, могут не иметь необходимых навыков, позволяющих справляться с проблемами. При этом часто они могут превосходить своей эрудицией и умениями детей, ходивших в детский сад.
- Дети, страдающие от различных болезней. Существует масса расстройств, которые вызывают насмешки и издевательства сверстников: эпилепсия, тики и гиперкинезы, заикание, энурез, энкопрез (недержание кала), нарушения речи – дислалия (косноязычие), дисграфия (безграмотное письмо), дислексия (нарушение обучению чтению), дискалькулия (нарушение обучению счету) и т.д.
- Дети с низким интеллектом и испытывающие трудности в обучении. Низкие способности детерминируют и более низкую успеваемость ребенка, которая, в свою очередь, способствует формированию низкой самооценки. Низкая самооценка в одном случае может вызвать принятие роли жертвы, а в другом – привести к насильственному поведению как варианту компенсации. Таким образом, ребенок с низким уровнем интеллекта и трудностями в обучении может стать как жертвой школьного насилия, так и насильником.
ЛИЧНОСТЬ АГРЕССОРА (ПРЕСЛЕДОВАТЕЛЯ)
Чаще всего преследователи агрессивны не только по отношению к своей жертве в школе, но также и к другим сверстникам, братьям и сестрам, взрослым. Агрессоры позитивно относятся к насилию, имеют потребность доминировать над другими.
В формировании личности агрессора большую роль играют внутрисемейные факторы. Дети, воспитывающиеся в следующих семьях, имеют большой риск оказаться склонными к насилию.
- Неполные семьи. Ребенок, воспитывающийся родителем-одиночкой, больше склонен к применению эмоционального насилия по отношению к другим детям. Причем девочки из неполной семьи достоверно чаще, чем мальчики, применяют к другим эмоциональное насилие.
- Семьи, в которых матери негативно относятся к жизни. Женщины, недоверчиво и враждебно относящиеся к окружающим, обычно не желают сотрудничать с учителями своего ребенка. Они не осуждают и не корректируют насильственные действия ребенка в школе и склонны оправдывать насилие как естественную реакцию на общение «с врагами»
- Авторитарные семьи. Воспитание в условиях авторитарной и доминирующей гиперпротекции характеризуется безусловным подчинением ребенка воле родителей. Поэтому для детей из таких семей школа зачастую служит одним из каналов, через которые они выплескивают подавленные гнев и страх.
- Конфликтные семьи. В семьях, где взрослые часто ссорятся и ругаются в присутствии ребенка, срабатывает модель научения. Фрустрирующая и тревожная атмосфера семьи заставляет ребенка защищаться, вести себя агрессивно. В таких семьях практически отсутствует взаимная поддержка и близкие отношения. Дети из семей, в которых практикуется насилие, относятся к насилию иначе, чем другие дети.
- Семьи, члены которых имеют генетическую предрасположенность к насилию. Генетическая основа толерантности (переносимости) к стрессу может быть различной. У детей с низкой толерантностью к стрессу обнаруживается большая предрасположенность к насильственным действиям.
- Семьи с родительской депривацией. Исследования показывают, что дети, воспитанные в условиях родительской депривации, дети – социальные сироты позднее склонны к большему насилию, чем дети, воспитывающиеся в нормальных условиях.
Кроме того, одним из факторов, влияющих на развитие личности агрессора, является низкая успеваемость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое насилие в семье
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений. В работе раскрыто понятие "Психологическое насилие", описаны особенности внешнего вида и поведения детей, подвергающихся психологическ...
ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
Информация о психологическом насилии...
домашнее психологическое насилие
Насилие в семье над детьми имеет серьезные последствия для физического и психического здоровья ребенка. Иногда эти последствия проявляются не сразу, тем не менее, они серьезно осложняют последующую жи...
Психологическое насилие над детьми в семье.
Психологическое насилие над детьми в семье Все привыкли считать, что самое безопасное место для ребенка — это его собственный дом, где он окружен родительской лаской и заботой. Казалось бы,...
Как выявить эмоциональное (психологическое) насилие над ребенком
Эмоциональным (психологическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка на...
Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье».
Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье»....
- Мне нравится (1)