Семинар для педагогов " речевое насилие как угроза психическому и психологическому насилию ребенка"
консультация
Предварительный просмотр:
Конспект консультации (практикума) для воспитателей
«Речевое насилие как угроза психическому
и психологическому здоровью ребенка»
Цель: развитие компетентности педагогов в вопросах охраны прав ребенка.
Задачи:
1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия;
2. Способствовать осознанию воспитателями негативного воздействия речевого насилия на психическое и психологическое здоровье детей;
3. Ознакомление с юридическими документами, гарантирующими право ребенка на защиту от жестокого обращения;
4. Отработать действия воспитателей в случаях выявления жестокого отношения к ребенку;
5. Обучение педагогов оказанию помощи пострадавшим детям.
Ход занятия
1. Вступительное слово
Защита маленького ребенка от всех форм насилия - актуальная, значимая задача ДОУ. Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми:
физическое,
сексуальное,
психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие,
пренебрежение основными нуждами ребенка.
Психологическое (или эмоциональное) насилие - это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.
Сегодня мы акцентируем наше внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку.
Разницу между психическим и психологическим здоровьем: первое, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; второе – характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями духа человека.
3. Упражнение «Детская обида».
Педагогам раздаются бланки – листы бумаги, разделенные на три графы: «Обидные слова», «Эмоции, чувства», «Последствия». Выполняется индивидуально, после чего желающие высказываются.
Инструкция: Детские эмоции отличаются от наших, взрослых: они более сильные, яркие, бурные. Все события, которые мы пережили когда-то, оставляют следы в нашей психике и нашем теле.
В жизни каждого человека бывают обиды. Предлагаем вам вспомнить нашу детскую обиду, ту ситуацию, в которой она возникла (раздаются бланки). Возьмите лист бумаги, разделенный на 3 графы: в первой напишите слова, которые ранили вашу душу, показались для вас обидными, во второй – укажите, какие эмоции и чувства вызвали в вас эти слова, в третьей – отметьте, какой отпечаток они наложили на ваше развитие и дальнейшую жизнь».
Далее – высказываются участники по желанию.
- Техника прощения.
Информация к размышлению.
Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия и т.д. Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому – увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.
Кроме того, пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1.5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30 % участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.
У людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми.
4. Групповое обсуждение «Признаки речевого насилия» (портрет ребенка подвергшегося речевому насилию).
Инструкция: участникам предлагается назвать признаки, по которым можно определить, что ребенок подвергся речевому насилию.
(После высказывания участников, ведущий подводит итог и раздает памятки).
Признаки речевого и психического насилия над ребенком:
- постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
- беспокойство, тревожность, нарушение сна;
- агрессивность;
- склонность к уединению;
- неумение общаться;
- нервный тик, энурез;
- вредные привычки;
- задержки умственного развития, плохая успеваемость;
- проблемы с едой;
- излишняя уступчивость или осторожность;
- низкая самооценка;
- антиобщественное поведение вплоть до вандализма.
Информация:
Особое внимание должно уделяться проблеме выявления и предупреждения насилия в образовательных учреждениях. Среди причин насилия специалисты выделяют следующие:
• семейные - мощный потенциал для агрессивного поведения детей создают: недостаток внимания и теплоты по отношению к детям, недостаточный надзор за ними, наличие моделей агрессивного поведения дома, которые могут включать физическое и речевое насилие родителей по отношению к детям или друг к другу;
• индивидуальные - темперамент ребенка относится к явлениям, которые определяют основу развития моделей поведения личности и межличностных отношений. Активные и импульсивные дети могут быть более склонны к тому, чтобы стать обидчиками;
• социальные - известно, что социальный контекст и надзор имеют решающее значение для частоты проявления и тяжести проблем насилия. Хотя педагоги не могут контролировать индивидуальные и семейные факторы, формирующие склонность детей к насилию, его тяжесть может быть значительно снижена за счет надлежащего надзора, вмешательства в конфликт и общего климата в учреждении. Надзор за детьми имеет первостепенное значение. Необходимо, чтобы социальный климат в учреждении был полон теплоты и принятия всех детей, чтобы поведение детей и педагогов по отношению друг к другу строилось по высоким стандартам.
5. Информация: «Экстренные меры».
Чаще всего педагоги знают правила психологически грамотного взаимодействия, но на практике зачастую слышен раздраженный голос воспитателя, дающего негативные оценки поступкам детей, звучат некорректные указания и даже порой угрозы. Почему это происходит?
Мы с вами говорили о том, что все события, которые мы переживали когда-то, в том числе и неприятные, оставляют следы в нашей психике и нашем теле. Предположим, в детстве от вас требовали порядка. Это требование допекало, вы бунтовали, но сопротивление было подавлено. Однако, отрицательные эмоции и переживания никуда не делись. Они словно застыли внутри нас, и мы со временем перестали их замечать. Но если кто-то наступает на «любимую мозоль» (а дети - большие мастера по этой части), то мы начинаем вести себя неадекватно, злиться, обижаться, раздражаться без особой на то причины. Между негативной эмоцией, готовой вас захлестнуть, и действием, на которое она толкает, всегда есть промежуток времени. Воспользуйтесь им, чтобы погасить страсти, а энергию направить в мирное русло.
Далее ведущий предлагает экстренные меры, которые помогают справиться с бурными эмоциями, а участники выполняют некоторые из них. (В конце - участники получают памятки).
Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями.
1. Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох спокойно, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и затем – медленный выдох. И так несколько раз.
2. Отвернитесь, сделайте 3 глубоких вдоха-выдоха, после чего замрите ненадолго. Когда снова хлебнете воздуха, волна гнева трансформируется в открытие: «Какая радость просто дышать!»
3. Медленно сосчитайте до 10 и одновременно поводите кончиком языка по небу – туда и обратно. Это щекотно, кроме того, монотонные движения успокаивают.
4. Жестко хлопните, подняв руки ближе к ушам. Чем энергичнее вы это сделаете, тем быстрее сможете обрести душевное равновесие.
5. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Повращайте шеей. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь.
6. Скажите четко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (важно выразить свои эмоции, а не оскорблять ребенка). Затем выйдите из помещения, в котором находитесь, и выпейте стакан воды, желательно холодной. Еще лучше – минеральной: пузырьки ударят вам в голову (в нос), мысли слегка прояснятся и примут другое направление.
6. ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Рассмотрим, как осуществляется закрепление общепризнанных принципов и норм международного права в Конституции РФ, Семейным кодексом РФ, Законами РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Основным правовым документом, защищающим ребенка от жестокого обращения, является Конвенция ООН о правах ребенка. Анализ текста Конвенции позволил ученым подсчитать, что общее число прав ребенка, охватываемых этим международным документом, составляет тридцать восемь, а затем выделить права, с соблюдением которых ребенок непосредственно сталкивается в процессе получения им образования. К ним относятся:
> ст. 19 - дает определение понятия "жестокое обращение" и определяет меры защиты;
> ст. 6 - обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка;
> ст. 16 - защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию;
> ст. 24 - обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием;
> ст. 27 - признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;
> ст. 34 - защиту ребенка от сексуального совращения;
> ст. 37 - защиту ребенка от других форм жестокого обращения;
> ст. 39 -меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения.
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность:
> ст. 106-136 - за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;
> ст. 150-157 - за преступления против семьи и несовершеннолетних.
Закон РФ «Об образовании»:
> ст. 5 - утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на "уважение их человеческого достоинства";
> ст. 56 - предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое "насилие над личностью обучающегося или воспитанника".
Семейный кодекс РФ:
> ст. 54 - право ребенка на уважение его человеческого достоинства;
> ст. 56 - право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребенка;
> ст. 69 - меру "лишение родителей родительских прав", как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье;
> ст. 77 - немедленное отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни и здоровью.
Закон РФ «О защите прав детей»:
> ст. 14; «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».
7. Выработка алгоритма действий.
Как себя вести воспитателю, если ребенок рассказал ему о случае жестокого обращения или насилия. (Построить алгоритм действий)
Основой доверительных отношений являются проявления уважения, открытое общение между педагогом и детьми. Именно благодаря этому педагог может стать тем человеком, которому ребенок откроет свою тайну, например, расскажет о случае насилия или жестокого обращения. В этом случае педагогу необходимо иметь в виду следующее:
1) Ребенку потребовалось большое мужество, чтобы сделать эти шаги: поделиться своей тайной. За это его надо обязательно похвалить. Так он сможет почувствовать, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме. Имейте в виду, что вы травмируете ребенка, проявляя сомнения в правдивости его слов.
2) Нельзя показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение).
3) Воздержитесь от обвинений в адрес человека, совершившего проступок. Часто ребенок, несмотря ни на что, продолжает любить этого человека, и эмоционально к нему привязан.
4) Проявите понимание к возможным чувствам вины и стыда ребенка, но не укрепляйте в нем этих чувств сами.
5) Никогда не просите ребенка сохранить в тайне ваш разговор. Но отнеситесь с пониманием, если он попросит сохранить тайну.
6) Объясните, что существует возможность прекратить случаи насилия и жестокости с помощью других людей и что это нужно сделать как в интересах самого ребенка, так и того, о ком идет речь.
7) Может быть, допустимо и промежуточное решение, например: «Давай вернемся к этому разговору через некоторое время, а пока он останется между нами».
8) Держите обещание о сохранении тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что дальше ребенку в таком положении оставаться нельзя. В этом случае его надо поставить в известность и предупредить, что вы хотите предпринять некоторые меры.
9) Имейте в виду, что Вы являетесь единственным взрослым, который знает, что происходит с ребенком. Вы несете ответственность за него и если не в состоянии сами, то должны обратиться за помощью к другим, (медикам, психологам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей
Памятка для родителей и педпгогов о том, что такое речевое насилие, что относится к речевому насилию над ребёнком, признаки речевого насилия над ребёнком, а так же представлены экстренные меры, помога...
«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка»
Практическое занятие для педагогов....
Тренинг для педагогов "Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка"
Практическое занятие на тему: «Речевое насилие как угроза психологическому и психическому здоровью ребенка».Задачи Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и...
Выступление педагога-психолога на педагогическом совете "Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире"
Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики ...
Семинар для педагогов "Речевой этикет"
Методическое мероприятие по формированию речевого этикета у педагогов....
Семинар для педагогов на тему: Гиперактивность как проблема нарушения психологического здоровья дошкольников
О психологическом здоровье ребенка свидетельствует сформированность у него основных возрастных личностных образований, а те или иные трудности в их формировании указывают на...
Семинар -практикум педагога-психолога для воспитателей ДОУ "В семье без насилия!".
Цель нашего семинара: состоит в том, чтобы расширить знания педагогов по проблеме насилия над детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровен...