Эссе «Реализация ФГОС в моей работе»
материал на тему

О сколько нам открытий чудных 
Готовят просвещенья дух…
А. С. Пушкин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_fgos.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Старший воспитатель

Горбунова Е.А.

МДОУ д/с № 192

Эссе

«Реализация ФГОС в моей работе»

О сколько нам открытий чудных 
Готовят просвещенья дух…
А. С. Пушкин

В соответствии с новым законом "Об образовании" дошкольное образование

впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Разработка

стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в

сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального

института развития образования Александра Асмолова.

Как рассказал А.Асмолов: "в соответствии с принятой разработчиками

идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе

координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В

этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является

самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование

выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к

сфере услуг.

Ключевой принцип стандарта – поддержка разностороннего развития ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.

Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее

взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только

одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не

допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь

ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий,

поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через

ворота детской игры".

Образовательные организации дошкольного образования будут

самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные

программы на основе ФГОС дошкольного образования и с учетом

примерных основных образовательных программ дошкольного образования,

которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в

федеральном реестре. Образовательные программы дошкольного

образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного

возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том

числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,

необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального

подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей

дошкольного возраста видов деятельности.

В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не

является основой оценки соответствия установленным требованиям

образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение

образовательных программ дошкольного образования не

сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой

аттестации обучающихся.

Прочитав все вышесказанное можно подвести итог: идеи замечательные. Что лучшего можно пожелать нашим детям. Но давайте разберемся, что на деле?

 С какими проблемами мы столкнулись при реализации ФГОС в своей педагогической деятельности?

Не секрет, что в детских садах работают педагоги со стажем 20, 25, 30 лет. Перестроиться работать по-новому, имея солидный стаж работы – это сложно, но возможно. В настоящее время практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты, обучаясь на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами, занимаясь профессиональным самообразованием. Это отвечает требованиям  современного общества - воспитания такого профессионала, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни.

Следующая проблема заключается в программе подготовки выпускников педагогических ВУЗов. В МДОУ приходят работать молодые специалисты, но работать в соответствии с требованиями ФГОС они пока не готовы. Приходится  приобретать опыт в данном направлении непосредственно на рабочем месте, в детском саду. Конечно, у нас созданы методические советы, в плане работы которых большое внимание уделяется вопросам внедрения и реализации Стандартов, но обучить молодого педагога сразу всему порой бывает сложно.

   Проблемой можно считать и методическое обеспечение стандартов. Конечно, написано много статей, много публичных рассуждений и все это хорошо, но где обещанные программы, где система подачи знаний? Очень часто купив книгу, на обложке которой написаны заветные четыре буквы «ФГОС», открывая ее, с разочарованием понимаешь, что поменялась только обложка. Многие книги находятся еще в печати, а ведь мы уже работаем по ФГОС.

Образовательные организации дошкольного образования по новым требованиям ФГОС  самостоятельно разрабатывают и утверждают свои основные образовательные программы. С одной стороны эти программы могут учитывать возрастные и индивидуальные особенности, индивидуальный

подход  к детям дошкольного возраста и специфичные  для детей

дошкольного возраста виды деятельности. С другой стороны никто не учел трудности, с которыми могут столкнуться разработчики этих программ в ДОУ. Очень тяжело без специальных знаний и опыта написать программу в которой надо учесть все то, что рекомендуется в стандартах.

    Переходя к следующему вопросу, возникшему и у меня, и у многих педагогов ДОУ: как строить образовательный процесс в детском саду? И есть ли вообще на этой ступени образования образовательный процесс?

Позволю себе процитировать отрывок из статьи: «Разработанный стандарт не

допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь

ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий,

поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через

ворота детской игры». В принципе здорово! Но тогда возникает следующий вопрос: когда ребенок должен приобрести те знания, которые у него спросят с первых дней посещения школы. Ведь не для кого не секрет, что многие школьные программы рассчитаны на читающего, пишущего, считающего и даже владеющего иностранным языком ребенка. А ребенку, зачастую тяжело просто просидеть урок в 45 минут, мы же в детском саду на коврике играем.

Вы можете со мной поспорить и рассказать о том, что в игровой форме, с современными развивающими играми и игрушками можно заниматься образовательной деятельностью с дошколятами, можно развивать у них познавательный интерес и давать определенный уровень знаний - играя. Я с этим соглашусь частично. Конечно, в последнее время появилось много интересных, действительно развивающих и обучающих игр, но всегда есть одно но – цена. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения просто не в состоянии приобретать эти игры (если конечно они не находятся в Москве). В итоге, возвращаемся к тому с чего начали, как построить образовательный процесс в ДОУ, если мы до сих пор рисуем, клеем, шьем и мастерим из подручного материала пособия для занятий. Когда будет достаточное финансирование ДОУ, по всей стране, не только в отдельных регионах нашей большой страны?

Конечно, все мы стараемся воспитать сильную, социально - ориентированную личность, обладающую компетентностями, которые помогут реализовать свой потенциал в дальнейшей жизни. Без преувеличения можно сказать, что дошкольное образование, а вернее люди, отдавшие себя делу воспитания и образования ребенка, формируют, нет, помогают осознать и развить внутренний потенциал каждого ребенка.

А не этот ли основной призыв звучит в федеральных государственных образовательных стандартах? Получается, что работая не всегда по требованиям стандарта, но понимая и любя ребенка, так или иначе мы приходим к практически одинаковому результату.

   Подводя итог своей статье – размышлению хочу сказать. Если педагог действительно любит своих воспитанников, если он с интересом познает все новое, тогда он будет стараться сделать жизнь в детском саду разнообразной и интересной для каждого своего воспитанника. Он ни когда не будет «над ребенком», он всегда будет рядом с ним.

А ФГОС внесет лишь незначительные изменения в его рабочие будни.

 

Старший воспитатель

Горбунова Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Реализация ФГОС в ДО"

Мир детства – это не только игры, забавы и развлечения, но и целая система воспитания,  регламентированная законом дошкольного образования....

«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).

В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР.                   ...

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)

Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...

“Реализация ФГОС в практике работы воспитателя (из опыта работы)”

Спириденок Г.А., воспитательГБДОУ детский сад №59 Колпинского районаСанкт-Петербурга “Реализация ФГОС в практике работы воспитателя (из опыта работы)”С 1 января 2014 года вступил в си...

Коррекционно-развивающая работа в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

Статья посвящена изучению коррекционно-развивающей работы в условиях реализации  ФГОС...

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...

Реализация ФГОС в практике работы воспитателя (из опыта работы)

Реализация ФГОС в практике работы воспитателя (из опыта работы)...