Эссе «Реализация ФГОС в моей работе»
материал на тему
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух…
А. С. Пушкин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_fgos.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель
Горбунова Е.А.
МДОУ д/с № 192
Эссе
«Реализация ФГОС в моей работе»
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух…
А. С. Пушкин
В соответствии с новым законом "Об образовании" дошкольное образование
впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Разработка
стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в
сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального
института развития образования Александра Асмолова.
Как рассказал А.Асмолов: "в соответствии с принятой разработчиками
идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе
координат культуры достоинства, а не только культуры полезности. В
этой системе координат ребёнка ценят, а не оценивают, детство является
самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование
выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к
сфере услуг.
Ключевой принцип стандарта – поддержка разностороннего развития ребёнка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.
Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее
взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только
одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не
допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь
ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий,
поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через
ворота детской игры".
Образовательные организации дошкольного образования будут
самостоятельно разрабатывать и утверждать свои основные образовательные
программы на основе ФГОС дошкольного образования и с учетом
примерных основных образовательных программ дошкольного образования,
которые будут сделаны опытными разработчиками и размещены в
федеральном реестре. Образовательные программы дошкольного
образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного
возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том
числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития,
необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального
подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей
дошкольного возраста видов деятельности.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не
является основой оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение
образовательных программ дошкольного образования не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой
аттестации обучающихся.
Прочитав все вышесказанное можно подвести итог: идеи замечательные. Что лучшего можно пожелать нашим детям. Но давайте разберемся, что на деле?
С какими проблемами мы столкнулись при реализации ФГОС в своей педагогической деятельности?
Не секрет, что в детских садах работают педагоги со стажем 20, 25, 30 лет. Перестроиться работать по-новому, имея солидный стаж работы – это сложно, но возможно. В настоящее время практически каждый из нас обладает определенным набором знаний, что собой представляют современные образовательные стандарты, обучаясь на курсах повышения квалификации, семинарах, при ознакомлении с нормативными документами, занимаясь профессиональным самообразованием. Это отвечает требованиям современного общества - воспитания такого профессионала, который должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни.
Следующая проблема заключается в программе подготовки выпускников педагогических ВУЗов. В МДОУ приходят работать молодые специалисты, но работать в соответствии с требованиями ФГОС они пока не готовы. Приходится приобретать опыт в данном направлении непосредственно на рабочем месте, в детском саду. Конечно, у нас созданы методические советы, в плане работы которых большое внимание уделяется вопросам внедрения и реализации Стандартов, но обучить молодого педагога сразу всему порой бывает сложно.
Проблемой можно считать и методическое обеспечение стандартов. Конечно, написано много статей, много публичных рассуждений и все это хорошо, но где обещанные программы, где система подачи знаний? Очень часто купив книгу, на обложке которой написаны заветные четыре буквы «ФГОС», открывая ее, с разочарованием понимаешь, что поменялась только обложка. Многие книги находятся еще в печати, а ведь мы уже работаем по ФГОС.
Образовательные организации дошкольного образования по новым требованиям ФГОС самостоятельно разрабатывают и утверждают свои основные образовательные программы. С одной стороны эти программы могут учитывать возрастные и индивидуальные особенности, индивидуальный
подход к детям дошкольного возраста и специфичные для детей
дошкольного возраста виды деятельности. С другой стороны никто не учел трудности, с которыми могут столкнуться разработчики этих программ в ДОУ. Очень тяжело без специальных знаний и опыта написать программу в которой надо учесть все то, что рекомендуется в стандартах.
Переходя к следующему вопросу, возникшему и у меня, и у многих педагогов ДОУ: как строить образовательный процесс в детском саду? И есть ли вообще на этой ступени образования образовательный процесс?
Позволю себе процитировать отрывок из статьи: «Разработанный стандарт не
допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь
ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок – человек играющий,
поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через
ворота детской игры». В принципе здорово! Но тогда возникает следующий вопрос: когда ребенок должен приобрести те знания, которые у него спросят с первых дней посещения школы. Ведь не для кого не секрет, что многие школьные программы рассчитаны на читающего, пишущего, считающего и даже владеющего иностранным языком ребенка. А ребенку, зачастую тяжело просто просидеть урок в 45 минут, мы же в детском саду на коврике играем.
Вы можете со мной поспорить и рассказать о том, что в игровой форме, с современными развивающими играми и игрушками можно заниматься образовательной деятельностью с дошколятами, можно развивать у них познавательный интерес и давать определенный уровень знаний - играя. Я с этим соглашусь частично. Конечно, в последнее время появилось много интересных, действительно развивающих и обучающих игр, но всегда есть одно но – цена. Муниципальные дошкольные образовательные учреждения просто не в состоянии приобретать эти игры (если конечно они не находятся в Москве). В итоге, возвращаемся к тому с чего начали, как построить образовательный процесс в ДОУ, если мы до сих пор рисуем, клеем, шьем и мастерим из подручного материала пособия для занятий. Когда будет достаточное финансирование ДОУ, по всей стране, не только в отдельных регионах нашей большой страны?
Конечно, все мы стараемся воспитать сильную, социально - ориентированную личность, обладающую компетентностями, которые помогут реализовать свой потенциал в дальнейшей жизни. Без преувеличения можно сказать, что дошкольное образование, а вернее люди, отдавшие себя делу воспитания и образования ребенка, формируют, нет, помогают осознать и развить внутренний потенциал каждого ребенка.
А не этот ли основной призыв звучит в федеральных государственных образовательных стандартах? Получается, что работая не всегда по требованиям стандарта, но понимая и любя ребенка, так или иначе мы приходим к практически одинаковому результату.
Подводя итог своей статье – размышлению хочу сказать. Если педагог действительно любит своих воспитанников, если он с интересом познает все новое, тогда он будет стараться сделать жизнь в детском саду разнообразной и интересной для каждого своего воспитанника. Он ни когда не будет «над ребенком», он всегда будет рядом с ним.
А ФГОС внесет лишь незначительные изменения в его рабочие будни.
Старший воспитатель
Горбунова Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Реализация ФГОС в ДО"
Мир детства – это не только игры, забавы и развлечения, но и целая система воспитания, регламентированная законом дошкольного образования....
«Система работы учителя – логопеда ДОУ с детьми ОВЗ в условиях логопедического пункта в свете реализации ФГОС» (из опыта работы).
В данной статье содержится описание опыта работы учителя-логопеда общеобразовательного учреждения с детьми ОВЗ , имеющими диагноз ТНР. ...
Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя)
Работа с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС (из опыта работы воспитателя).Эти (да и не только эти) уже известные и многократно опробованные приёмы помогают нам в работе с детьми с ОВЗ. А также ис...
“Реализация ФГОС в практике работы воспитателя (из опыта работы)”
Спириденок Г.А., воспитательГБДОУ детский сад №59 Колпинского районаСанкт-Петербурга “Реализация ФГОС в практике работы воспитателя (из опыта работы)”С 1 января 2014 года вступил в си...
Коррекционно-развивающая работа в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
Статья посвящена изучению коррекционно-развивающей работы в условиях реализации ФГОС...
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»
План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...
Реализация ФГОС в практике работы воспитателя (из опыта работы)
Реализация ФГОС в практике работы воспитателя (из опыта работы)...