«Информационно–образовательная среда дошкольного образовательного учреждения».
статья на тему
Информационно–образовательная среда ДОУ (ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально–развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно–коммуникационных средств и педагогических технологий.
В основе создания ИОС дошкольного образования лежит организация использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ). Именно эффективное использование ИКТ открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную среду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-obrazovatelnaya_sreda.docx | 35.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Информационно–образовательная среда дошкольного образовательного учреждения».
Развитие современного общества неразрывно связано с научно–техническим прогрессом. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация. [1]
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого–педагогических целей воспитания, обучения.
Информатизация дошкольного образования это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; использование информационных технологий в воспитательно–образовательном процессе; проектная деятельность; активное использование сети Интернет в образовании.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно–образовательного процесса. Главной задачей информатизации образовательной организации является создание информационно–образовательной среды, рассматривающейся как одно из условий достижения нового качества образования. [2]
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Информационная среда – это мир информации вокруг человека, мир его информационной деятельности. [3]
Информационно–образовательная среда ДОУ (ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально–развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно–коммуникационных средств и педагогических технологий.
В основе создания ИОС дошкольного образования лежит организация использования информационно–коммуникационных технологий (ИКТ). Именно эффективное использование ИКТ открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационно–образовательную среду.
ИОС ДОУ включает:
- комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
- совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ–оборудование, коммуникационные каналы;
- систему современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие и воспитание дошкольников в современной информационно–образовательной среде.
ИОС ДОУ обеспечивает:
- информационно–методическую поддержку образовательной деятельности;
- планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
- мониторинг здоровья воспитанников; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательной деятельности (педагогических работников, родителей воспитанников (законных представителей), органов управления в сфере образования, (общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательной организации с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности. [3]
Целями ИОС ДОУ является:
- создание единого информационного пространства для качественного улучшения работы педагогического состава;
- использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности педагогов ДОУ в ходе воспитательно–образовательного процесса;
- переход к безбумажному документообороту;
- обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к сайту и другим информационным ресурсам ДОУ в Интернет.
Назначение и задачи ИОС ДОУ:
- создание ИОС ДОУ направлено на улучшение организации управления и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательно–образовательного процесса;
- создание условий качественной подготовки методических, педагогических, дидактических материалов;
- обеспечения доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам;
- обеспечения возможностей участия в педагогических проектах, выставках, конкурсах.
В управлении ДОУ ИОС направлена на решение следующих задач:
- планирование деятельности дошкольного учреждения и его структурных подразделений;
- систематизация ознакомления с новыми нормативно–правовыми документами дошкольного образования;
- автоматизация формирования и учета контингента воспитанников;
- автоматизация обработки персональных данных воспитанников и сотрудников дошкольного учреждения;
- планирование воспитательно–образовательного процесса;
- автоматизация процессов информационно–методического обеспечения воспитательно–образовательного процесса;
- организация электронного документооборота;
- осуществление мониторинга и контроля качества результатов дошкольного образования;
- анализ деятельности ДОУ;
- обеспечение информационного обмена и документооборота с другими дошкольными учреждениями и вышестоящими органами управления образованием района и города.
В сфере взаимодействия участников воспитательно–образовательного процесса средствами ИОС дошкольного учреждения решаются следующие задачи:
- обеспечение информационного взаимодействия всех участников воспитательно–образовательного процесса;
- интеграция информационных потоков, характерных для основных видов деятельности дошкольного учреждения;
- обеспечение взаимодействия между родителями (законными представителями) детей и педагогическим персоналом дошкольного учреждения;
- создание условий дальнейшего развития информационного пространства дошкольного учреждения. [4]
ИКТ в нашем дошкольном учреждении мы используем в работе с детьми, педагогическим коллективом и родителями воспитанников. Данные технологии позволили нам увеличить поток информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.
Поэтому мы стараемся повысить компьютерную грамотность наших педагогов, чтобы они умели работать с ресурсами компьютерной сети Интернет для того, чтобы использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне. В этих целях организован и функционирует клуб «Флэшка», задача которого состоит в том, чтобы научить педагогов работать с компьютером, с Интернетом, образовательными ресурсами.
Педагоги нашего дошкольного учреждения широко используют мультимедийное сопровождение образовательного процесса, которое позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулировать непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
В ДОУ постоянно пополняется медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к образовательной деятельности с детьми.
В методической работе с педагогическими кадрами мы используем ИКТ на педагогических советах, семинарах, консультациях и других формах работы в виде мультимедийных презентаций. У некоторых педагогов имеются собственные интернет – сайты, у большинства электронные адреса.
ИКТ мы активно используем и в работе с родителями. Они позволяют нам не только разнообразить и расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь большее количество родителей к участию в воспитательно–образовательном процессе.
Компьютерные презентации так же используются при проведении родительских собраний.
Благодаря презентациям педагоги получают возможность представить не только основные теоретические сведения, но и аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования), а также продемонстрировать слайд-шоу о проведённых мероприятиях в группе и детском саду. Полученная таким образом информация, лучше усваивается и сохранится в памяти.
Дошкольное учреждение имеет общедоступный сайт (dsad86.ru). На сайте представлены нормативные документы, которыми руководствуется ДОУ в своей работе, информация по дополнительным услугам, которые оказываются в нашем детском саду и другая полезная информация. Таким образом, родители всегда могут быть в курсе всех происходящих в детском саду событий.
Дошкольное учреждение представлено в социальных сетях – есть открытая группа в контакте http://vk.com/korablik_86. На странице группы размещены фотографии, видео выступления наших воспитанников на различных мероприятиях: конкурсах, фестивалях и т.п.
Использование компьютерных технологий в нашем дошкольном учреждении позволило повысить оперативность управления и дало возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме; обеспечило тесный контакт в цепи педагог– ребенок–родитель, повысило качество демонстрационных материалов (иллюстраций, возможности показа видеофрагментов), расширить профессиональные контакты педагогов и повысить качество обучения детей.
Таким образом, создание ИОС, выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой, – представляет собой сложный процесс информатизации ДОУ. Это процесс сбалансированного развития базовых компонентов ИОС, реализуемых через эффективное использование ИКТ.
Можно с уверенностью сказать, что информационно–коммуникативные технологии в условиях современной информационно–образовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.
Список литературы
- Корецкая С.В. Проект «Использование информационно–коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» //festival.1september.ru: фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003. URL. http://festival.1september.ru/articles/559339/ (дата обращения: 23.11.2015).
- Карпова А.В. Проект «Единая информационная образовательная среда МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе» //nsportal.ru: социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/05/28/proekt-edinaya-informatsionnaya-obrazovatelnaya-sreda-mkdou-ds (дата обращения: 24.11.2015).
- Конопатова Н.К. «Информационно образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования.» //www.adm-edu.spb.ru: Портал «Адмиралтейский район. Образование» является официальным ресурсом системы образования Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. http://www.adm-edu.spb.ru/sites/default/files/sovremennaya_obrazovatelnaya_sreda.pdf (дата обращения: 24.11.2015)
- Ворончихина Н.Ю. Методическая разработка «Положение об информационной среде» //nsportal.ru: социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2012/11/22/polozhenie-ob-informatsionnoy-srede-mbdou (дата обращения: 25.11.2015).
А.М. Плотникова
И.М. Савочкина
Э.А. Вологдина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса
В данной статье раскрыто понятие предметно-развивающая среда в ДОУ....
Методика экспертизы предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения
Цель данной методики — задать критерии оценки материалов и оборудования, которые могут обеспечить развитие ребенка и образовательный процесс в детском образовательном учреждении (ДОУ). Основные ...
Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...
Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения
в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...
Информационно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Информационно-образовательная среда ДОУ - э...
Психологическая безопасность образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
Практикум для воспитателей, из опыта работы педагога-психолога...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....