Психологическая безопасность образовательной среды дошкольного образовательного учреждения
консультация по психологии
Практикум для воспитателей, из опыта работы педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Практикум для воспитателей | 239 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для воспитателей ( из опыта работы)
«Психологическая безопасность образовательной среды в дошкольной образовательной организации»
Педагог-психолог МБДОУ №99 г.Казани, Бусова Л.В.
Психологическая безопасность способствует удовлетворению и развитию социальных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностного потенциала.
I . Теоретическая часть (5-7 минут)
Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой. Ее решение — одна из приоритетных задач государства. Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале Абрахама Маслоу, известного американского психолога, основателя гуманистической психологии. В ее составе: потребность в организации, в предсказуемости событий, в законе и порядке, в стабильности, а также в свободе от таких угроз, как болезнь, хаос и страх.
Главной потребностью в развитии ребенка оказывается безопасность (быть желанным, любимым, защищенным от опасностей окружающего мира). При неудовлетворении этой потребности у ребенка может развиться базальная враждебность, которая проявляется в ощущении беспомощности, страха, чувстве вины. Это ведет к трудностям во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие.
Безопасность
Физическая (законы, правила и др) Психологическая (личности и среды)
- Обеспечению физической безопасности всегда придавалось огромное значение. В настоящий момент уже приняты важные законы, регламентирующие разнообразные аспекты данной деятельности. Например, есть рекомендации по пожарной безопасности в ДОО, правила для проведения занятий, прогулок, комплекс антитеррористических мероприятий. Установлены «тревожные кнопки» и введен пропускной режим в здании ДОО. А как обстоит дело с психологической безопасностью?
- Психологическая безопасность — это состояние психологической защищенности, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования.
В соответствии с концепцией доктора психологических наук Ирины Баевой1, безопасная образовательная среда характеризуется тремя компонентами:
1) свобода от проявления психологического насилия;
2) удовлетворение основных потребностей в межличностном взаимодействии;
3) референтная значимость среды (общие цели, ценности, позиции) для всех участников образовательного процесса.
Субъектами образовательной среды выступают дети, педагоги и родители. Поэтому ее необходимо оценивать с позиций каждого.
Факторами риска в образовательной среде могут быть:
- недостаточное обеспечение педагогическими кадрами, материально-технической базы;
- низкая активность детей и педагогов;
- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;
- низкий уровень воспитания и культуры.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее субъектов.
Психологически безопасной образовательную среду можно считать, если большинство субъектов удовлетворены ее характеристиками и защищены от психологического насилия.
Сегодня, в условиях внедрения новой Федеральной образовательной программы Российской Федерации, забота о психологической безопасности и здоровье воспитанников становится обязательным требованием в работе каждой ДОО. Современный детский сад должен стать пространством полноценного взросления, благоприятной средой для успешных, счастливых и здоровых детей.
Обоснованы ли опасения, что порой именно образовательная среда может являться источником психологических угроз, провоцирующих тревожность, агрессию, асоциальное поведение, снижение интереса к процессу познания? Ведь очевидно, что ни один работник ДОО сознательно не стремится отбить у ребенка тягу к познанию, снизить его веру в себя.
- Конечно, обоснованы. Каждая семья может назвать хотя бы один случай, когда педагог положительно или негативно повлиял на ребенка: на желание посещать детский сад, на его мотивацию обучения в школе и т. п.
По данным социологических исследований, до 75% родителей озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Их волнуют конфликтные отношения детей друг с другом и с воспитателями. Беспокоит, что педагоги не уделяют должное внимание правам и достоинствам ребенка. Родители хотят быть уверенными в том, что ребенка в детском саду понимают, принимают и любят вне зависимости от успехов.
Еще острее встает проблема деструктивного влияния на психику дошкольника со стороны сверстников.
Некоторые родители всерьёз учат детей: «А ты сразу дай ему сдачи». Готовность к агрессии при защите своих границ для них кажется гарантией того, что ребёнка больше никто не посмеет обидеть, что он приобретёт статус и уважение среди сверстников.
Если реагировать на конфликтную ситуацию агрессией, ребёнок просто не сможет научиться обсуждать проблему и находить пути её решения, признавать свою вину и принимать извинения, договариваться и находить компромиссы.
Реакция на обиду физической агрессией замещает собой много важных эмоций: гнев, ярость, печаль, обида, разочарование и так далее. В итоге в дальнейшем ребёнок не сможет распознать свои чувства, и ни к чему хорошему это не приведёт.
Другие родители пытаются избежать конфликтов любой ценой. Агрессия в любом виде (своя или чужая) их пугает, и поэтому они советуют детям: «А ты отойди от него», «Не общайся с ней», «Не провоцируй его», «Не обращай внимания».
Страх перед открытым противостоянием заставляет детей жертвовать своим комфортом, своими правами и ценностями, чувствовать себя беззащитными и бессильными.
Так как же быть воспитателю?
1. Защищайте ребёнка от агрессии других детей и взрослых. Именно так ребёнок поймёт, как с ним можно обращаться, а как нельзя, и как отражать наступление на его границы.
2. Именно взрослые ответственны за то, чтобы показать детям допустимые пути разрешения конфликтов. Объясняйте ребёнку и предлагайте альтернативу.
3. Уважайте границы ребёнка и не позволяйте ему нарушать ваши. Уважение ребёнка к собственным и чужим границам закладывается с раннего возраста внутри семьи.
Стиль общения в семье отражается на общении детей со сверстниками.
4. Показывайте детям пример правильного общения и самозащиты.
5. Пусть дети знают, что всегда могут прийти к вам за помощью (и это не будет ябедничеством).
Воспитывать у детей правильное отношение к самозащите нам мешает наследие прошлого — клеймо ябедничества. На жалобы детей до сих пор часто не обращают внимание, за них стыдят и осуждают.
(Хотя мы, взрослые, спокойно звоним в полицию, жалуемся в организацию по защите прав потребителей, пишем гневный отзыв об услуге. Ребёнок тоже имеет право попросить помощь.)
!!!!!! Вот, что должен делать взрослый, который разбирает детскую ссору:
— внимательно выслушать детей и настоять, чтобы они выслушали друг друга, не перебивая;
— помочь им рассказать о своих эмоциях;
— запретить физическую агрессию и помочь, если нужно, соблюдать этот запрет (например, разводить и удерживать детей, которые рвутся в бой);
— помочь детям понять, что в их поведении было неправильным;
— стоит объяснять ребёнку, когда ему нужно обратиться к родителям, к педагогу, к тренеру и так далее.
6. Доверяйте детям самим решать конфликты, если видите, что они способны на это, но будьте готовы им помочь.
В любом случае дети впитывают от взрослых, как общаться с миром. Внутри у каждого ребёнка понемногу вырастает свой собственный взрослый, который берёт на себя всё больше решений.
- Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, менее «видимы» и по-разному воздействуют на психику. Поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного — для другого может иметь разрушительное влияние.
. Австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд выявил, что агрессия часто перемещается на безобидные объекты, которые не могут ответить ее носителю.
1 Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002.
II. Практическая часть (30-40 минут)
Предлагаю, разделиться на 4 группы и занять места. На столах лежат бланки с вопросами для решения ситуаций и листок из цветной бумаги, с самой ситуацией.
Значение ситуации по цвету:
КРАСНАЯ – опасная / срочно звать руководство, скорую, полицию, родителей и др.;
ЖЕЛТАЯ – помощь взрослого обязательна;
СИНЯЯ - помощь взрослого желательна;
ЗЕЛЕНАЯ – сами могут решить.
Ситуация КРАСНАЯ: Ребенок ударил «до крови» другого ребенка игрушкой /стулом.
Ситуация ЖЕЛТАЯ: Мелкое воровство в группе. Один ребенок, «регулярно» прячет чужие вещи (игрушки) в свой шкафчик.
Ситуация СИНЯЯ: Ребенок плохо себя ведет, не реагирует на замечания воспитателя (без включения родителей).
Ситуация ЗЕЛЕНАЯ: Плохие слова в группе.
(Можно добавить свою ситуацию для обсуждения)
Вопросы для воспитателей по решению ситуации:
1. Какие способы решения вы видите? Напишите.
2. Какие чувства вы испытываете в момент случившегося? Напишите.
3. Какие чувства испытывает ребенок? Напишите.
4. Предложите БЕРЕЖНЫЙ выход из ситуации. Напишите.
Дается время (не более 5 минут) на обсуждение и написание. Каждая группа по очереди предлагает свои варианты, а другие группы принимают активное участие в обсуждении.
Какие правила необходимо вводить в группах д/с для комфорта и безопасности всех участников образовательного процесса?
- по возрастам, необходимости и др.
Зачем детям правила/границы:
- Чувствуют себя в безопасности
- Понимают, что о них заботятся
- Снижается тревожность
- Ответственность распределяется в соответствии с возрастом – если давать детям полную свободу, в раннем возрасте могут не потянуть непосильную ответственность в принятии решений
- Понимают, что правила есть и в обществе, и по ним живут
- Осознают границы других людей – у каждого есть свое личное пространство
- Оценивают границы своих свобод и возможностей
- Приобретают навыки самоконтроля
- Безопасность – сексуальная/интимная (границы тела), эмоциональная (на меня нельзя кричать) и др.
Мы подсознательно закладываем детям пожелание о приемлемом поведении с другими людьми в обществе и с ними.
Благодаря границам и правилам мы создаем фундамент, который в нужный момент принесет пользу ребенку.
Рефлексия. Обратная связь:
- что я сегодня узнал для себя нового,
-что готов применить в своей работе,
- что рекомендую в своем д/с
Пожелания участникам практикума.
Вопросы для решения ситуации:
- Какие способы решения вы видите? Напишите.
- Какие чувства вы испытываете в момент случившегося? Напишите.
- Какие чувства испытывает ребенок? Напишите.
- Предложите БЕРЕЖНЫЙ выход из ситуации. Напишите.
Вопросы для решения ситуации:
- Какие способы решения вы видите? Напишите.
- Какие чувства вы испытываете в момент случившегося? Напишите.
- Какие чувства испытывает ребенок? Напишите.
- Предложите БЕРЕЖНЫЙ выход из ситуации. Напишите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогические особенности организации и экспертизы образовательной среды дошкольного образовательного учреждения с учетом новых требований федеральных государственных образовательных стандартов
Аннотация: в статье рассмотрены вопросы проведения экспертизы образовательной среды ДОУ. Экспертиза позволяет выработать оптимальную стратегию развития образовательной среды дошкольной организации и м...
Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения
в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...
«Информационно–образовательная среда дошкольного образовательного учреждения».
Информационно–образовательная среда ДОУ (ИОС) – открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально–развитой личности, сформированная на основе разно...
Информационно-образовательная среда дошкольного образовательного учреждения
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок. Информационно-образовательная среда ДОУ - э...
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»
Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...
Особенности организации развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольного образовательного учреждения для средней группы
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО для средней группы ДОО....