Дополнительная образовательная программа "Занимательная экономика"
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа предназначена для проведения кружковой деятельности с детьми подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_ekonomike.docx | 38.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Принято Утверждено
Заместитель заведующего на педагогическом Заведующий МДОАУ
по ВМР совете «Сказка»
______Л.А. Заляева протокол №____ А. С. Грановская
от_________2019г. от_______2019г. Приказ №________
от ______________2019г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Занимательная экономика»
Направление: Познавательное развитие
Возраст детей: 6-7 лет.
Срок реализации: 1 год.
Разработчик: Блохина А.Н., воспитатель.
п. Магдагачи
Содержание:
1.Пояснительная записка
2.Актуальность
3.Новизна кружка
4.Цели и задачи программы
5.Приемы и методы
6.Организационно-методическое обеспечение
7.Материально –техническая база
8.Правила техники безопасности на занятиях
9.Формы проведения итогов реализации программы
10.Ожидаемые результаты
11.Оценка результативности программы
12.Работа с родителями
13.Общий план занятий
14.Календарно –тематическое планирование
15.Основные требования к уровню освоения программы
16.Литература
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. В ходе образовательной деятельности у ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам. Дошкольник знакомится со сложными взаимосвязями между финансово-экономическими понятиями: деньги, труд, товар, цена — и этическими: честность, щедрость, экономность. Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и ценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах (заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран. Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям, умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие.
К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения. Способность к осознанности и волевой саморегуляции — это одна из определяющих психологических предпосылок для приобщения дошкольника к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика. Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним, формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и неуспеха». Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудо- вого и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта взаимосвязь. Программа экономического воспитания дошкольников (далее — Программа) предполагает опору на такие виды занятий, труда, которые помогают детям понять, что только хорошее качество результатов труда имеет ценность, освоить смысл понятия «брак в работе» и уразуметь, почему он не нужен никому — ни детям, ни взрослым. Данная Программа разработана на основе федерального государственного образова- тельного стандарта дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), примерной основной образовательной программы дошкольного образования (далее — ПООП дошкольного образования), а также материалов книги А.Д. Шатовой «Тропинка в экономику» (2015).
Актуальность:
сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в лексикон включается все больше слов финансовой среды.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Новизна кружка:
Новизна опыта состоит в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.
Цель программы – повышение компетенции старших дошкольников по вопросам экономического воспитания.
Задачи программы:
- Познакомить детей со сложным миром предметов и вещей (как результата труда людей), человеческих взаимоотношений.
- Дать представления про взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой.
- Познакомить с элементарными экономическими понятиями, со способами зарабатывания денег и разумной их трате.
- Пробуждать здоровый интерес к деньгам, учить бережному отношению с деньгами;
- Учить решать простейшие экономические задачи;
- Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас, умение делать умозаключения.
- Обучение тому, как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.
Приемы и методы:
- Словесный (игровой момент, беседа, рассказ, художественное слово, вопросы уточняющие, наводящие, проблемные, познавательные).
- Практический.
- Наглядный.
- Продуктивный.
- Проблемный.
- Частично- поисковый.
- Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример).
Организационно- методическое обеспечение программы
Программа рассчитана на 1 год (всего в год 36 занятий). Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий 30 минут.
Общее количество образовательный ситуаций в год | Количество организованных образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
34 | 1 | 30минут | Групповая (12 человек) |
Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий -2
-практических занятий -34
Педагогический анализ знаний и умений проводится два раза в год.
Продолжительность диагностического периода:
-Стартовая диагностика: 15.09.2018- 30.09.2018
-Итоговая диагностика: 15.05.2019- 30.05.2019
Форма занятий- тематическая совместная деятельность.
Учебный план на 2018-2019 учебный год
В неделю | В месяц | В год | |||
1 | 30 мин | 4 | 2ч | 34 | 17часов |
Формы подведения итогов реализации программы:
Итоговые занятия.
Ожидаемые результаты:
1) умение считать (в прямом арифметическом смысле: складывать, умножать, делить и т.д.);
2) знание о соотношении стоимости вещей (услуг);
3) умение выбирать (между двумя «хочется», между нужным и необходимым, хорошим и плохим и т.д.);
4) умение отказываться (от менее нужного, от некачественного, от менее ценного – и соответственно определять приоритеты);
5) повышение самооценки, чувства собственного достоинства (чтобы почувствовать себя взрослым, надо познать себя через действие, через проявление себя в тех или иных ситуациях, механизм здесь таков: поступок – последствия – осознание – понимание – развитие – психологическая зрелость – новый, уже более зрелый поступок);
6) познание себя (иногда дети с удивлением обнаруживают, что они не так добры, как о себе думали; не так беспомощны, как предполагали – все это ведет к рефлексии);
7) познание других (чем раньше ребенок осознает, что денежные отношения иногда являются «лакмусовой бумажкой» и для дружбы, и для любви, тем меньше ошибок и провокаций совершит он в дальнейшем);
8) радость благотворительности, безвозмездной помощи другим (пожертвовать часть своих средств на добрые дела – хороший тест для родителей – кого же мы вырастили и что нас ждет в старости?);
9) возможность проявить себя «на равных» в отношениях с родителями (заключение договоров, одалживание, возможность «скинуться» на общее дело и т.д.). Здесь – база для становления субъектности ребенка.
10) знакомство с основными финансовыми понятиями – «долговое обязательство», «кредит», «договор», «расписка» и т.д. (современному человеку наряду со знанием компьютера и иностранного языка сегодня также необходимы начальные знания в финансовой сфере);
11) умение просчитывать свои действия, видеть последствия того или иного решения.
Оценка результативности программы:
В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа строится исходя из основных задач каждого этапа.
Работа с родителями:
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний. Разработан цикл консультаций по темам: «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию основ экономической грамотности у детей дошкольного возраста», «Наше домашнее хозяйство», «Полезные привычки», «Бюджет нашей семьи», «Безотходная технология», «Как приходят вещи в дом?» и т.д.
Календарно-тематическое планирование
Сентябрь |
Цель: установить контакт с ребенком, выявить элементарные экономические знания.
|
Цель: познакомить детей с Гномом Экономом, героем занятий. Что такое экономика? | |
Цель: формировать у детей понимание, что такое потребность, в чем она выражается. Работа со схемой, рассматривание иллюстраций. | |
Цель: формировать у детей умение беречь хлеб, воду, тепло, свет. Воспитывать у детей культуру деятельности, навыки личной гигиены. | |
Октябрь | 1. Что ты сделала вчера дома и как, чтобы помочь маме, бабушке или папе? Цель: привлечь детей к разговору на этическую тему. Приучать бережно относиться ко времени и экономить время, и силы близких им людей. Воспитывать желание выполнять работу добросовестно, а не кое-как. |
2. Игровое занятие «Мои домашние обязанности». Чтение Г. Ладонщиков «Домашние дела». Цель: формируем у дошкольников представление о том, что трудиться-значит что-то делать, созидать для себя, на благо всей семьи, близких людей, друзей, домашних питомцев и пр.; любой труд- это хорошо. | |
3. Рождение новых вещей. Чтение по Н. Носову «Заплатка» Цель: закрепить у детей умение правильно использовать все, что необходимо нам в повседневной жизни; умение продлевать жизнь вещам, которыми дети пользуются. | |
4. Потребность в общении и уважении. Беседа по произведению Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить». Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, уяснить понятия «можно», «нужно», «нельзя». | |
Ноябрь |
Цель: раскрыть перед детьми через сказку понятие экономика – как умение вести домашнее хозяйство. Познакомить детей с помощниками экономики, как о людях, занимающихся каждый своим делом. Дать детям представление, что помощники царицы должны работать хорошо, иначе беда – игрушки и конфеты, мебель не появятся в магазине, если люди не будут стараться хорошо работать. Развивать память детей, используя опорные сигналы. |
Цель: познакомить детей с экономическим понятием собственность. Показать на примере сказки, что у мельника была собственность – мельница, осел и кот. Закрепить представление о собственности как о том, что принадлежит человеку. | |
Цель: проанализировать потребности человека. Развивать представления детей о потребностях растений и животных. Могут ли они быть одинаковыми, чем отличаются? | |
Цель: дать детям понятие «ресурсы». Формировать бережное отношение к живой природе. Объяснить детям, что для экономических ресурсов нужны природные ресурсы. Природа кормит человека, поэтому человек должен беречь природу. | |
Декабрь |
Цель: уточнить понятие, что такое труд, какой он бывает. Что получается в результате труда? Воспитывать у детей желание трудиться, уважение к труду взрослых и детей. |
Цель: закрепить у детей знания о профессиях людей, отметить, что за свой труд люди получают деньги. | |
Цель: формируем представление о прямой взаимосвязи между трудом и вознаграждением за него, понимание того, что в жизни следует в первую очередь полагаться на собственные способности и трудолюбие. | |
Цель: продолжать знакомить детей с пословицами о бережливости и экономии. Учить детей объяснять их значения. Развивать умение рассуждать и анализировать. | |
Январь |
Цель: дать сведения о производстве денежных знаков. Закрепить представление о том, как выглядят современные деньги, что они бывают разные достоинства. |
Цель: дать сведения детям о том, что есть такие ценности, которые нельзя купить и продать. Показать детям на примерах педагогических ситуаций, что за деньги не купишь маму, папу, весну, лето, дружбу, любовь… - то есть то, что тебе дорого. Знакомство с поговорками («Береги здоровье, его ни за какие деньги не купишь», «Зря время не теряй, его не вернешь, оно дороже денег»). | |
Февраль |
Цель: дать детям на примерах из сказки представление о бартере как обмене одной вещи на другую, без денег. Учить пересказывать, прочитанное воспитателем. |
Цель: познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета, воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги. | |
Цель: формировать представление о важности планирования покупок, разумного подхода к покупкам и тратам денег. | |
Цель: формировать начальные навыки планирования, прививать привычку планирования как залог будущего успеха.
| |
Март |
Цель: Рассказать детям о том, что царица экономика устанавливает цены на товар. Цена - это стоимость товара. Чем больше труда потратит мастер на изготовление этой вещи, тем она стоит дороже. Развивать мышление детей при решении проблемных ситуаций. |
Цель: расширить представления детей о доходах и расходах; подвести к пониманию понятия «сбережения» («накопления»). | |
Цель: закреплять у детей умение высчитывать стоимость покупок, распределять свой бюджет. | |
Цель: углубить представления детей о разнообразии товаров. Воспитывать бережное отношение к вещам. | |
Апрель |
Цель: уточнить знания детей: «Люди каких профессий производят еду, жилище, обувь и т.д.?» |
Цель: уточнить профессии людей, которые делают бытовую технику, облегчающую труд человека. Развивать фантазию и творческие способности детей | |
Цель: закреплять умение детей пользоваться полученными умениями и навыками. | |
Цель: закреплять знания детей о царице экономике и ее помощниках, что такое деньги, цена, бартер, товар, банк, реклама. Закрепить понятие, что не все можно купить за деньги – не покупается здоровье, доброта, дружба… | |
Май |
Цель: развить у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев. |
Цель: развивать смекалку, сообразительность, фантазию; стимулировать деятельность по интересам, проявление творчества и сообразительности. | |
|
Основные требования к уровню освоения программы
В результате освоения Программы дети:
-адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
- знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
- знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
- понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
- знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например, предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
- знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
- адекватно ведут себя в окружающем предметном, вещном мире, в природном окружении;
- в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить свою или чужую оплошность;
- любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
- бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
- следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
- с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
- проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.);
- замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
- объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
- проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
- переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
- сочувствуют и проявляют жалость к слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым существам, бережно относятся к природе;
- с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи другим людям.
Список литературы
- Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
- Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
- Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
- Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
- Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
- Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
- Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
- Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа для оказания дополнительных образовательных услуг "Экономика для дошкольника"
экономика для дошкольника...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"
quot;ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА"...
дополнительная образовательная программа "Занимательная экономика"
формирование основ экономической компетентност и финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возратса...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ЭКОНОМИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ»
Дополнительная образовательная программа формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Азбука экономики для дошколят» (далее Программа) разработана...
Дополнительная образовательная программа «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами экономики»
Программа программы предназначена для единый детей 5-7 лет формирование и реализуется в течение 2 лет.Программа упражнение реализуется в ходе дидактическая дополнительной...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»
Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...
Дополнительно-образовательная программа кружка «Тропинка в экономику»
Дополнительно-образовательная программа кружка «Тропинка в экономику» направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических предс...