Метод моделирования
материал на тему
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символического, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний — изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_metod_modelirovaniya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ
В наш динамичный век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются и интенсифицируются процессы восприятия этой информации. И в сфере образования процесс обучения неизбежно должен стать более наглядным и динамичным. Одними из самых эффективных способов обучения являются методы моделирования (реального, математического, наглядного, символического, мысленного). Моделирование исключает формальную передачу знаний — изучение объекта или явления происходит в ходе интенсивной практической и умственной деятельности, развивая мышление и творческие способности человека любого возраста. Понятие «модель» используется во многих областях науки и имеет разные смысловые значения. Модель — это образ какого-либо объекта, созданный в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формы, отображающей структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. Принято условно подразделять модели на три вида:
- физические (имеющие природу, сходную с оригиналом модели);
- вещественно-математические (их физическая природа отличается от прототипа, но возможно математическое описание поведения оригинала);
• логико-семиотические (конструируются из специальных знаков, символов и структурных схем).
Существует и более простая классификация, когда модели делятся на материальные и идеальные (мысленные). Моделирование есть метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств, разнообразных процессов —физических, химических, биологических, социальных) и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления и т. п.
Понятие моделирования в ДОУ
Метод моделирования в педагогике наиболее активно стали применять начиная со второй половины прошлого века (для этого периода характерен серьезный анализ моделирования как гносеологической проблемы). Моделирование используется как: способ описания педагогического явления; средство научного исследования: предмет исследования; средство деятельности и т. д.
В дошкольной педагогике модель является в первую очередь инструментом познания. Когда дети строят различные модели изучаемых явлений, моделирование выступает в роли средства и способа обобщения учебного материала. Выделяют модель обучения, которая определяется как педагогическая техника, система методов и организационных форм обучения, составляющих дидактическую основу модели.
Модель образования — это сформированные посредством знаковых систем мыслительные аналоги (логические конструкты), схематично отображающие образовательную практику в целом или отдельные ее фрагменты. Модели образования подразделяются на три вида:
- описательные, дающие представление о сути, структуре, основных элементах образовательной практики;
- функциональные, отображающие образование в системе его связей с социальной средой;
- прогностические, дающие теоретически аргументированную картину будущего состояния образовательной практики.
Термин «образовательная модель» применяется для такого круга вопросов, как построение учебных планов и программ, управление образованием, подбор критериев эффективности образовательной технологии, видов и способов контроля и т. д.
Сущность метода моделирования в педагогике заключается в изучении перспективы развития объектов панной науки с помощью модели-образца и в переносе полученных результатов на сам объект. Метод моделирования реализуется посредством множества приемов, соответствующих этапу моделирования. К таким приемам относятся:
а) морфологический анализ — упорядоченное, последовательное и детальное изучение всех возможных вариантов решения задачи. Применяется разновидность такого анализа — «дерево целей»;
б) программирование — анализ определенной логической последовательности смены стадий развития прогнозируемого объекта и выбор наиболее оптимальных вариантов пути от цели к результату;
в) составление прогнозного сценария —- установление логической
последовательности вероятностных событий и их последствий.
В педагогическом прогнозировании используются также методы экстраполяции и экспертных оценок. Моделирование, экстраполяция и экспертное оценивание обеспечивают необходимую комплексность схеме прогнозирования.
Особое значение имеет верификация модели — специалъная исследовательская процедура для выявления степени достоверности результатов прогнозирования. Под достоверностью при этом понимается вероятности осуществления прогноза в заданном временном вале. Объектами верификации выступают все компоненты прогностического процесса: источники информации основания прогнозирования, методы и способы прогнозирования, содержание прогноза как результат.
Наглядное моделирование
Метод наглядного моделирования (макетирования) развивает пространственное воображение, позволяет воспринимать сложную информацию и зрительно представить абстрактные понятия. Наглядное моделирование — воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа ним. Одним из примеров использования метода является, например, коррекция связной монологической речи дошкольников, особенно с ОНР. При этом в процессе обучения вводятся; система подготовительных упражнений, направленных на осознанное усвоение правил организации композиции высказывания; специальные приемы обучения детей действиям замещения; различные модели, схемы, передающие предметно- смысловую и логическую организацию текста; упражнения по нахождению различных вариативных средств связи предложений, что позволяет решить задачи с усвоением правил смысловой и лексико-синтаксической организации текстовых сообщений. В процессе использования метода наглядного моделирования в коррекции речи детей с ОНР вводится понятие о графическом способе изображения действия различных рассказов. В качестве условных заместителей (элементов модели) выступают си волы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
- символические изображения предметов (условные обозначения силуэты, контуры, пиктограммы);
- контрастная рамка — прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, оранжевый треугольник — морковка, коричневый овал — собака и т. п. На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (добрый, печальный, теплый, влажный и т. п.).
В качестве символов-заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
- предметные изображения, картинки;
- силуэтные изображения;
- геометрические фигуры.
Таким образом, модель, состоящая из различных фигур или предметов, становится планом связного высказывания ребенка с ОНР и обеспечивает последовательность его рассказа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода моделирования на занятиях по формированию элементарных математических представлений в детском саду компенсирующего вида.
В статье раскрывается специфика формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью, применение метода моделирования при обучении математике в детс...
"Использование метода моделирования в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"
В статье раскрывается проблема целенаправленного использования метода моделирования в системе музыкального образования дошкольников; активизизация познавательной деятельности детей, способствующая акт...
использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников
моделирование как эффективный метод в экологическом воспитании дошкольников...
Консультация для воспитателей "Метод моделирования. С чего начать?"
Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению , выбору и конструированию моделей....
Консультация для родителей "Заучивание стихотворений, используя метод моделирования"
Как заучить с ребенком стихи....
Метод моделирования в системе ТРИЗ.
В настоящее время появилось большое количество образовательных программ, технологий, различных методов, которые используются в современном образовательном процессе на основе личностно-ориентиров...