Перспективный план кружковой деятельности, кружок "театральный" в старшей группе.
рабочая программа (старшая группа) на тему

Актуальность кружка:

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и  взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» города Белореченска  муниципального образования Белореченский район

Утверждена:

Педагогическим советом

Заведующий МАДОУ Д/С 11

____________/М.В. Котова

Программа кружка

«Театральный»

 

Руководитель кружка

Савкина Ольга Михайловна

воспитатель

1 квалификационной категории

Цель: развивать интонационную выразительность речи. Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески воспроизвести его в сценках, театральных действиях.

Задачи:

1. Развивать у детей интонационную выразительность речи.

2. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

3. Развивать у детей выразительность жестов, мимики.

4. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять     положительные и отрицательные качества персонажей.

5. Развивать умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор.

6. Развивать умение детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.

7. Поощрять инициативу, творчество.

8. Развивать умение чисто и  чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.  

9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Пояснительная записка.

Актуальность кружка:

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и  взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и  обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) способствуют  всестороннему развитию ребёнка.

 Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творческое разыгрывание ролей в театрализованной игре значительно отличается от творчества в сюжетно-ролевой игре. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир.

Итак, полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.  Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре, можно определить как уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно- образовательной работы.

Средства:

Чтение художественных произведений, рассматривание иллюстраций к сказкам;

Разные виды театров;  драматизация, фланелеграф, пальчиковый,  настольный театр, теневой театр, театр кукольный би-ба-бо, театр марионеток.

Технология проведения:

Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики. Структура занятий представлена: играми с пальчиками, этюдами, применением инсценировок, изготовлением атрибутики и варьируется в зависимости от темы.

Характеристика ожидаемых результатов.

Должны иметь представление:

о видах театров;

о театральных профессиях (актёр, гримёр, костюмер и др.);

о музыкальном сопровождении представления;

Должны овладеть навыками: 

интонационной выразительностью речи;

 выразительностью жестов и мимики;

 кукловождения;

оценки поступков героев

проявлять инициативу и творчество.

Программа составлена для детей 5-7 лет и рассчитана на 1 год обучения. Оптимальное количество детей в группе 10 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю,  в форме совместной деятельности во вторую половину дня, по 25-30 минут (СанПиН 2.4.1.3049-13).

В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала.

                        Сентябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Летние зарисовки.

Собрать детей вместе после летнего перерыва; создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; развивать способность понимать собеседника.

Беседа «Летние впечатления».

 Игра «Где мы были, мы не скажем».

Музыкально- ритмическая композиция

«В гостях у лета».

 Подвижные игры.

Музыкальное сопровождение, небольшой мяч, чудесный мешочек.

2

Что такое театр?

Повторить основные понятия: интонация, эмоция, мимика, жесты, /упражнения к этим понятиям/; упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, интонации и эмоций.

Беседа «Что такое театр?».

 Рассматривание иллюстраций

 к теме «Театр».

Пантомимические загадки

и упражнения.

Иллюстрации по теме «Театр», музыкальное сопровождение.

3

Играем в профессии

Познакомить  детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер; обсудить  особенности этих профессий.

Игра «Театральная разминка»,

Загадки о театральных профессиях,

Рассматривание иллюстраций о актёрских профессиях.

Подвижные игры.

Творческие задания по теме занятия.

Волшебный цветок, музыкальное сопровождение, картинки с профессиями.

4

Веселые сочинялки

Побуждать детей к сочинительству сказок; учить входить в роль; развивать творчество и фантазию детей; учить работать вместе, сообща, дружно.

«Веселые  сочинялки».

 Игры «Сочини предложение»,

 «Фраза по кругу».

Музыкально – ритмическая композиция «Танцуем

 сидя».

Музыкальное сопровождение, мяч.

                                                   

    Октябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Сказки осени

Познакомить детей

 музыкальной сказкой «Осенняя история»; учить связно и логично передавать мысли, полно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Побуждать слушать музыку, передающую

образ героев сказки.

Музыкальная сказка «Осенняя история».

Беседа по содержанию.

Отгадывание загадок по сказке.

 Зарисовки к сказке.

Музыкальное сопровождение, Фланелеграф.

2

Музыка ветра

Дать детям понятие, что музыка помогает лучше понять образ героев сказки; совершенствовать средства выразительности в передаче образа

Разучивание музыкальных номеров

/ танец Ветра и Листочков,

Прослушивание музыкальной  композиции

«В мире животных».

Музыкальное сопровождение, осенние листочки, зонтики.

3

Осенний лес.

Порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками.

Работа с детьми над передачей

музыкального образа главных героев

 /Ежика, Белочки, Волка,

Медведя, Девочки/.

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, шапочки героев, костюм осени.

 

4

Девочка в лесу

Упражнять детей в выразительном

исполнении характерных

особенностей героев сказки; побуждать детей самостоятельно выбирать костюмы к сказке, приобщать к совместному (родители,  воспитатели и дети)

 изготовлению декораций к сказке.

Подготовка к сказке

 «Осенняя история»

Музыкальное сопровождение, костюмы к сказке,

Бумага, краски, ножницы и т.д.

                                                          Ноябрь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Осенняя история

Вызвать у детей радостное настроение от выступления перед зрителями; развивать  самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

Драматизация сказки

 «Осенняя История»

 для детей детского сада.

Декорации, костюмы и маски, музыкальное сопровождение.

2

Мыльные пузыри

Порадовать детей новым сказочным сюжетом; побуждать к двигательной импровизации; учить детей дышать правильно;

Игры и упражнения на

 развитие речевого дыхания

 и правильной артикуляции:

 «Мыльные пузыри»,

«Веселый  пятачок» и т.д.

Мыльные пузыри, картинки для сказки на фланелеграфе.

3

Вежливый зритель

Познакомить детей  с понятиями

«Зрительская культура»,

а так же сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, суфлер, дублер.

Игра «Угадай!»,

Настольный театр «Хвостатый хвастунишка».

Альбом «Мир Театра».

Настольный театр, альбом, картинки по теме «Театр».

4

Наши фантазии

Учить детей передаче  музыкального образа при помощи движений и жестов, побуждать

детей внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на неё; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность.

Упражнения по ритмопластике.  

Музыкальное произведение М. Глинки

 «Вальс Фантазия».

 

Музыкальное сопровождение.

                                   Декабрь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Сказка зимнего леса.

Учить внимательно слушать сказку; дать представление о жизни лесных зверей зимой; продолжать учить детей давать характеристики  персонажам сказки;

Слушание русской народной сказки

 «Рукавичка». Рассматривание

иллюстраций к сказке.

Беседа по содержанию.

Иллюстрации к сказке «Рукавичка».

2

Зимовье зверей.

Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций.

Познакомить  детей с музыкаль-ными номерами сказки; побуждать к двигательной активности;

Выразительное рассказывание сказки

 детьми.

Обсуждение характерных особенностей

героев.

 Игра «Узнай героя сказки».

Музыкальное сопровождение.

Маски и шапочки героев сказки.

3

Музыкальная карусель.

Совершенствовать умение выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания.

Игра: «Хоровод зверей».

Репетиция сказки «Рукавичка».

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение.

4

«Рука-

вичка.»

Порадовать  детей, создать сказочную атмосферу.

Драматизация сказки

 «Рукавичка».

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение.

                                         

                               

                                                       Январь

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Чудесен мир театра.

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличие от других видов искусств /живописи, музыки, литературы/; побуждать к совместной работе воспитателей, родителей и детей.

Оформление альбома «Все о театре».

Рассматривание картинок, фотографий

  с детскими спектаклями.

Выбор материала для альбома.

Альбов, фотографии и картинки по теме «Театр».

2

Карнавал животных

Развивать у детей творческое воображение и фантазию; совершенствовать умение выразительно передавать в танцевальных движениях музыкальный образ.

Упражнения на развитие творчества,

 воображения и фантазии.

 Игра «Снежинки»,

Музыкальная композиция :

 «Карнавал животных».

 Игра «Передай позу».

Музыкальное сопровождение.

3

Мастер

ская актера

Познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра.

Открытие  «Мастерской актера».

 Изготовление атрибутов к сказке

(выбор сказки по желанию детей).

Работа с костюмами. Выбор костюмов

самостоятельно. Подготовка их к

выступлению.

Костюмы, маски, краски, бумага и т.д.

4

У страха глаза велики

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; продолжить развивать умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость); продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Сказка «У страха глаза велики».

Беседа по сказке.

Изображение эмоций по сказке.

Рассказы детей из личного опыта.

Фланелеграф, музыкальное сопровождение.

                                                         Февраль

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Дюймовочка

Познакомить  с музыкальной сказкой «Дюймовочка»; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других.

Музыкальная сказка «Дюймовочка».

 Слушание музыкальных номеров сказки.

 Обсуждение характерных особенностей

 героев. Рассматривание иллюстраций к

сказке.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказке.

2

Мир игры.

Продолжать учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу; совершенствовать навыки групповой работы,  продолжить работать над  развитием дикции.

Распределение ролей.

 Игровые упражнения для развития речи

 «Испорченный телефон»,

«Придумай рифму».

Музыкальное сопровождение, небольшой мяч.

3

Настольный театр «Волк и семеро козлят»

Способствовать обогащению эмоциональной сферы  детей; учить слушать музыкальное произведение «Танёц звёзд», внимательно, чувствовать его настроение.

Проговаривание чистоговорок .

Игры с пальчиками «Мизинчик» .

Знакомство с теневым театром, репетиция

 Сказки «Волк и семеро козлят».

Этюд на сопоставление различных эмоций

«Ты мороз, мороз, мороз»

Театрализованная викторина.  

Музыкальное сопровождение,

 

4

Давай поговорим

Побуждать детей к совместной работе;  обратить внимание на интонационную выразительность речи; объяснить понятие «интонация»; упражнять детей в проговаривании фразы с различной интонацией

Веселые диалоги.

Упражнения на развитие

выразительной интонации.

Разучивание  танца «Коза с козлятами

веселятся».

Музыкальное сопровождение, цветок.

                                         

                                                      Март

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Расскажи сказку.

Пробудить интерес к драматизации; способствовать развитию артистических навыков; развивать интонационную и эмоциональную сторону речи; закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре.

Рассказывание детьми сказки

«Дюймовочка» по ролям.

Маски героев сказки.

Куклы для настольного театра.

2

Мир природы

Побуждать к двигательной импровизации; совершенствовать умение передавать образ через музыку и танцевальные движения.

Разучивание танца Кувшинок,

 танца Мышек.

Индивидуальная работа

над ролью Дюймовочки

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

3

На полянке

Отрабатывать выразительность мимики, жестов, голоса и движений

с отдельными героями сказки; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации.

Сцена на поляне.

 /Бал Жуков и бабочек/.

.

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

4

Страна эльфов.

Совершенствовать исполнительское мастерство в эмоциональной передаче музыкального образа героев.

Заключительная сцена сказки.

«Вальс цветов»

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

                                                 Апрель

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1

Музыкальный калейдос

коп

Соединить отдельные музыкальные номера в единое целое; работать вместе с детьми  над текстом и выразительным исполнением своих ролей.

Сказка «Дюймовочка».

Пантомимические  и интонационные

 упражнения.

«Голоса героев»

Музыкальное сопровождение, костюмы героев.

 2

Совершенствовать умение детей  драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Генеральная репетиция сказки

 «Дюймовочка».

Краски, цветная бумага, картон и т.д.

3

Играем сказку

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку;  воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

Драматизация музыкальной сказки

 «Дюймовочка»

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение,  костюмы и маски.

4

Рассказывание сказки «Кот, петух и лиса»

Понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передавать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно – образную речь. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение,  костюмы и маски.

Май

Тема,

занятие

цели и задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

1.

Создание спектакля по сказке «Кот, петух и лиса»

Совершенствование умения понимать главную идею сказки и выделить единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Проявлять активность в деятельности.

     

 Изготовить декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Игра «Кто как кричит»

Музыкальное сопровождение, маски и шапочки для сказки.

3.

Репетиция сказки «Кот, петух и лиса»

Разучить поэтический текст, добиваться выразительности речи. Совершенствование техники общения.

Распределение ролей.

Разминочные упражнения.

Речедвигательная координация.

3

Драмма

тизация сказки

 «Кот, петух и лиса»

Совершенствовать умение детей  драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

Подготовка к спектаклю, создание условий для драматизации.

4

Мой любимый театр

Вовлечь детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время  занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

Итоговое занятие

 театрального кружка

 «Мой любимый театр».

Викторина по знакомым сказкам.

Драматизация любимой сказки

 ( по желанию детей).

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Перспективный план опытнической деятельности в старшей группе ДОУ

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...

«Юный эколог». Перспективный план кружковой работы в старшей группе

Формирование целостных представлений дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ в старшей группе: «ВСЕЗНАЙКИ» — «Умелые ручки»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ в старшей группе: «ВСЕЗНАЙКИ» — «Умелые ручки»...

Перспективный план кружковой работы в старшей группе «Юный эколог»

Формировать представление дошкольников о системе связей живой и неживой природе...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН образовательной деятельности в старшей группе

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНобразовательной деятельностив старшей группе2020/2021учебный год...

Перспективный план кружковой деятельности детей старшей и подготовительной группы. «Социализация детей 6-7 лет к ближайшему окружению, как условие их адаптации к жизни школьников» «Я готов!»

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – м...