Проект "Воспитание дошкольника - гражданина Отечества".
проект на тему

Кравцова Христина Романовна

В данном проекте отражаются цели, задачи , проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников. К проекту прилагаются: 

- тематическое планирование и распределение материала на учебный год  (старшая. подготовительная группы);

- перспективный план работы по ознакомлению с родным городом;

- рекомендации по планированию работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc162.5 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                                  детский сад «Росинка»

                           

                                                         

                                                        Проект

   ТЕМА:  ВОСПИТАНИЕ  ДОШКОЛЬНИКА  - ГРАЖДАНИНА

                                         ОТЕЧЕСТВА.

                           

                                                                                    Автор: Кравцова Христина Романовна

                                                                                                 воспитатель высшей категории

                                                                                                 

                                                     Г. Черногорск, 2016 год

                                                   

                                                   

                                              ОПИСАНИЕ   ПРОЕКТА.

1.Название проекта:  Воспитание дошкольника – гражданина Отечества.

2.Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

3.Продолжительность проекта: долгосрочный.

4.Проблемы, решению которых будет способствовать проект: 

  • Дефицит знаний дошкольников о родном городе, стране, своей семьи, особенностях русских традиций.
  • Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
  • Низкий уровень мировоззрения родителей по проблеме нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

4.Сфера пользования: В учебно-воспитательном процессе любого дошкольного учреждения независимо от  его вида и специализации.

5.Круг пользователей: педагоги ДОУ, города, республики Хакасия, Российской Федерации.

6.Цель  проекта: Воспитание уважения и любви к своему народу, истории своей страны, города, благодарности к предкам, уважительного отношения к государству, его гражданам и символам, формирование желания защищать Отчизну и преумножать богатства своей страны.

7.Основные задачи проекта:

  • Формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом своего города, страны, семьи.
  • Создать условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников интереса к своей Родине, городу, семейным ценностям.
  • Привлечь родителей к работе по данной теме.
  • Обеспечить познавательную активность детей через создание развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию.

8.Ожидаемые результаты:

  • Создание системы воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию у старших дошкольников.
  • Направление сознания, чувств и действий  дошкольников на совершение благородных поступков, мотивируемых гуманностью и справедливостью.
  • Активизировать знания детей о своей стране, городе, семье.
  • Подготовка развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитанию.

9.Обоснование актуальности проекта.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников очень важно на современном этапе развития общества. Так как в последнее время мы всё чаще сталкиваемся с равнодушием, потерей духовности, народных традиций и культурных ценностей. И очень важно с первых шагов  формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При  правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным. Поэтому я неслучайно выбрала эту тему.

10.Новизна проекта.

  • Систематизация знаний и умений педагогов, детей и родителей по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Помощь родителям в сохранении и развитии любознательности детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

                                                   

                                                   Этапы проекта.

     

             

                 I этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они детям? Исходя из многолетнего опыта работы, могу дать ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Любовь ребёнка к Отчизне характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью.

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А.Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы по патриотическому воспитанию детей. Источником формирования у ребёнка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких.

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

К.Ушинский писал: «Ребёнку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Воспитание чувств патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости  и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно во всех группах, в разных видах детской деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к родному городу, к своей стране.

       II этап  - РАЗРАБОТКА  ПРОЕКТА. 

Для внедрения в учебно-воспитательный процесс данного проекта я сначала изучила нормативные документы:

  1. Типовое положение ДОУ.
  2. Закон РФ и РХ «Об образовании».
  3. Конвенция о правах ребёнка.
  4. Национально-региональный компонент в дошкольном обучении.
  5. Национальная доктрина образования в РФ.

методическую литературу:

  1. Мосалова Л.Л.  Я и мир.
  2. Н.В.Микляева, Ю.В. Микляева, А.Г.Яхтян Социально-нравственное воспитание детей от5 до 7 лет.
  3. Е.Ю.Александрова и др. Система патриотического воспитания в ДОУ

и другие публикации по данной теме.

Опираясь на данный материал я разработала:

  • Тематическое планирование по патриотическому воспитанию в старшей и подготовительной группах
  • Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом
  • Рекомендации по планированию работы на тему «Ознакомление с городом»
  • Конспекты занятий, мероприятий, игры по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Перспективный план по работе с родителями.

                  III этап – ВЫПОЛНЕНИЕ   ПРОЕКТА.

  1. Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких  экскурсий  являются: наблюдение ритуальных моментов (возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны). Такую экскурсию проводят с участием родителей.
  2. Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны.
  3. Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздниках «День города», «День матери», «День Защитника Отечества», «Мамин праздник», «День Победы» и другие.
  4. Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми библиотек.
  5. Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.
  6. Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.
  7. Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны и труда. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.
  8. Выставка детских рисунков по данной тематике.
  9. Выставка поделок из природного материала совместно с родителями к памятным датам.
  10. Создание альбома «Памятные места моего города».
  11. Создание родителями и детьми «Семейного альбома» с использованием домашнего фотоархива.
  12. Помощь детям и родителям в создании генеалогического древа семьи.
  13. Конкурс «Ромашка имён» (как ребёнка ласково называют дома).
  14. Запись рассказов детей об их родителях; оформление самодельных книжек «История семьи».

                   IY этап – подведение итогов.

Презентация проекта:

  1. Выступление на семинаре-практикуме по патриотическому воспитанию в детском саду.
  2. Консультация для воспитателей «Нравственно-патриотическое воспитание в семье».

                                        Сотрудничество с родителями.

Успех нравственно-патриотического воспитания дошкольников во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду, поэтому я серьёзно задумалась о решении проблем взаимодействия с семьёй, создания условий для повышения педагогической культуры родителей по данной теме.

Для привлечения родителей использовала наиболее эффективные формы совместной работы, которые помогли найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем: родительские собрания в виде диспутов, КВН «Я и моя семья», викторины «Мой город» и др.

Стало традицией проводить совместные мероприятия с родителями и детьми «Праздник пап», «Моя мама лучше всех», «9 Мая» и другие.

Совместно с родителями и детьми проводится трудовой десант «День добрых дел» по благоустройству и озеленению территории детского сада.

В течении учебного года оформляются папки-передвижки, фотоальбомы, выставки детских работ, информационные листы с практическими советами, рекомендациями, с занимательным и познавательным материалами по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В результате проведённой работы у детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках, продолжать семейные традиции, больше узнать о своих предках, о  своём городе, своей стране, бережно хранить семейные реликвии.

                                             

                   

                        ПРИЛОЖЕНИЕ

                                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ    РАБОТЫ

                      ПО   НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОМУ   ВОСПИТАНИЮ  

                               

                                                 Старшая группа

        раздел

                                                 задачи

История России

 Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление о том, как начиналось Русское государство.

Моя Родина

 Дать представления о размерах нашей республики и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края

Традиции и быт

 Знакомить с жилищем русского человека: с избой из брёвен, печью. Дать представление о продуктах питания. Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству, почитанию старших и родителей; выражению приветствия, благодарности, пожелания (здравствуйте, милости просим, мир вашему дому). Дать  представление о народных праздниках: Масленица, Новый год, Рождество, Пасха и др.)

 Герои, символика страны

 Знакомство с       боевыми достопримечательностями родного города. Дать представление о Защитниках Отечества, о службе в рядах Вооружённых Сил как долге перед Отечеством.

 Познакомить с гербом и флагом России, символикой республики, города

Наш родной язык

 Знакомство с видами устного творчества. Дать представление о писателях, поэтах-земляках

                                                              Подготовительная группа

         раздел

                                                задачи

 История России

 Поддерживать интерес дошкольников к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях

 Моя Родина

 Расширять представления детей о богатстве русской земли, родного края, воспитывать чувство ответственности за природу родного края

 Традиции и быт

 Знакомить детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы.

 Уточнять представления о предметах быта. Пробуждать интерес к русскому национальному, хакасскому костюмах.

 Рассказать о христианских праздниках: Пасха, Рождество.

 Герои, символика страны

 Воспитывать чувство гордости за русских воинов.

 Объяснять назначение герба и флага России, символики республики, родного города

 Наш родной язык

 Приобщить детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов

                                                     РАСПРЕДЕЛЕНИЕ   МАТЕРИАЛА    НА    УЧЕБНЫЙ   ГОД   (старшая группа)

   месяц

                                                                                            Разделы

 

    История России

       

        Моя Родина

   

      Традиции и быт

Герои, символика страны

 

     Наш родной язык

  сентябрь

      «Наш горд». 

Цель: расширять и уточнять знания о родном городе, узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение, воспи-тывать интерес к жизни города

«В гости к бабушке Арине».

Цель: познакомить с жилищем русского человека – избой, с тем, как её строили; вызвать интерес с русским тради-циям: помощь, уважение к старшим; воспитывать доброту и любовь друг к другу, окружающему ми-ру, чувство  ответствен-ности за всё, что нас окружает.

      «Наш район».

Цель: уточнить знания детей о районе, в котором они живут; дать знания о достопримечательностях района.

    октябрь

    «Москва-столица России».

 Цель: вызвать интерес к столице нашей Родины –Москве; желание узнать побольше об этом городе, его истории; воспитывать уважение к людям, создавшим этот город.

 «Улицы нашего города»

Цель: уточнить знания детей о названиях улиц; показать детям, что по названиям улиц можно     многое узнать об истории города.

Развлечение (досуг) «Ярмарочное представление».

Цель: увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью русского народного творчества; познако-мить с понятием «устное народное творчество».

   ноябрь

 Тематическая беседа

«В единстве наша сила», посвящённая дню единства, согласия (4 ноября)

Цель: показать детям на исторических примерах, на образцах литера-турных произведений силу коллективизма; воспитывать дружелю-бие, взаимовыручку, товарищество.

    Осенний праздник.

Цель: уточнить знания детей о традициях празднования осени на Руси

  Тематическая беседа «Покров-день – 14 ноября».

Цель: продолжать зна-комство детей с кален-дарно-обрядовыми праздниками Руси; рас-сказать о приметах, характеризующих этот день, историю возник-новения  старинного обычая; воспитывать интерес к духовному наследию русского народа

  декабрь

«Россия на карте мира»

Цель: дать начальные представления о место-нахождении России на карте мира, глобусе, столицы России, своего города; уточнить, что такое Родина.

«В русской горнице».

Цель: продолжать знакомство с жилищем русского человека, разъяснить понятие «горница», рассказать об её устройстве, воспи-тывать интерес к русским традициям.

 «Путешествие по родному городу».

Цель: продолжать знакомство  с достопри-мечательностями род-ного города; дать детям знания о местах отдыха его жителей.

   январь

«Как начиналось русское государство».

Цель: вызвать интерес к истории возникновения  России; дать знания о зарождении Русского государства; воспитывать желание знать   как можно больше о своей Родине.

«Земля-мать. Сумей за неё постоять!»

Цель: подвести к пониманию того, что человек человеку друг, товарищ и брат; формировать понятие «единства» всех, живущих на земле людей.

«Знакомство с памятниками города».

Цель: дать знания о том, как чтит народ людей, прославивших свою страну, город.

   февраль

Итоговое занятие «Матушка – зима»

Цель: формирование интереса к зимним русским традициям.

Праздник защитников Отечества. «Памятники защитникам Отечества».

Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; дать понятие о защите и защитниках Отечества.

     март

«Жизнь на Руси в старину».

Цель: вызвать интерес к жизни наших предков; дать элементарное представление о Хрис-тианстве; воспитывать адекватное отношение к воинам, стремление защищать свою Родину.

     «Масленица».

Цель: продолжать знакомить детей с русскими традициями, гостеприимством, праздником Масленицей;

Тематическое занятие «Устное народное творчество –скороговорки».

Цель: упражнять детей в адекватном применении произ-ведений русского народного творчества на практике; позна-комить с назначением скороговорки.

   апрель

«Мой город родной».

Цель: закреплять и расширять знания детей о родном городе; объяс-нить, что город – это результат труда людей разных поколений, что мы – хозяева города, и каждый житель должен о нём позаботиться; познакомить с историей возникновения города;   воспитывать нетерпи-мость к беспорядку, стремление сделать улицы своего города краше, чище, благо-роднее.          

      май

Итоговое занятие «Наш родной город».

Цель: закрепить знания детей об истории родного города, его достопримечательностях

 «Москва – город древний».

Цель: уточнять и расширять знания детей о столице нашей Родины; вызвать интерес к истории возникновения Москвы, происхождению его названия; воспитывать гордость за принадлежность к своему Отечеству и его столице.

Праздник «Это День Победы…».

Цель: обеспечить активное участие детей в празднике, посвящённом Дню Победы наших войск в ВОВ; создать атмосферу проникновенности, высо-кой духовности, поэтич-ности, песенности.

                                       РАСПРЕДЕЛЕНИЕ   МАТЕРИАЛА    НА    УЧЕБНЫЙ   ГОД   (подготовительная группа)

     месяц

                                                                                                       разделы

       История России

          Моя Родина

         Традиции и быт

     Герои, символика    

             страны

   Наш родной язык

  сентябрь

   «Русь – защитница».

Цель: используя былины, легенды, конкретные имена и исторические события, воспитывать желание узнавать историю жизни русских людей.

       «Россия на шаре земном».

Цель: расширение представлений о нашей Родине, её месте на планете Земля.

«Что мы знаем о нашей Родине».

Цель: пробуждать интерес детей к истории и культуре России

     «Герб города»

Цель: дать знания о том, что такое герб, объяснить символику герба, его назначение.

  «Что в имени твоём».

Тематический вечер (цикл вечеров), посвящённый происхождению и значению имён детей группы.

    октябрь

«Освободители земли русской: Минин и Пожарский».

Цель: воспитывать инте-рес к истории свое Родины; объяснить, что народ с благодарностью чтит память защитников России. 

«Устройство русской избы».

Цель: продолжить зна-комить с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей.

«Их помнит Россия, их помнит наш родной город».

Цель: продолжать зна-комить детей с памятниками тех, кто прославил наш город и нашу страну.

   ноябрь

«Освободители земли русской. «Слово о полку Игореве».

Цель: на примере конкретных истории-ческих событий форми-ровать интерес к истории нашей Родины.

Осенний праздник с использованием русских народных традиций  празднования «осенин».

«Наша Родина – Россия»

Цель: познакомить детей с гербом и флагом России.

Тематические беседы «Пословицы, пого-ворки».

Цель: умение приме-чать, ярко и метко выражать словами замеченное в русских пословицах и пого-ворках; развивать наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять явления, предметы; воспи-тывать интерес к русской речи, родно-му языку.

   декабрь

«Освободители земли русской». Города-герои и их защитники.

Цель: познакомить детей с названиями городов-героев нашей страны, объяснить значение этого статуса; рассказать о выдающихся людях – почётных гражданах городов – героев.

«Москва златоглавая».

Цель: познакомить детей с историей возник-новения Москвы, с героической обороной Москвы в период Вов.

«В гостях у бабушки Арины».

Цель: продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почита-нию старших; уточнить представление о церкви,  храме, иконе; познако-мить с христианским праздником – Рождество.

«Музей родного города».

Цель: дать знания о музее города и экспозициях, выставленных в нём.

    январь

«Мой город родной».

Цель: вызвать интерес к истории возникновения своего города,  людям, жившим столетия назад.

Вечерки «Рождественские посиделки».

Тематическая беседа «Былины».

Цель: познакомить детей с былиной и её значением в исто-рико-познавательном экскурсе в прошлое Русского государства

    февраль

«Полководцы земли русской».

Цель: познакомить с полководцами земли русской, воспитывать уважение к русскому воину, храбрость, доброту, дисциплини-рованность.

«День Защитника Отечества».

Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города; дать понятие о защите и защитниках Отечества.

      март

Тематическое занятие « Во что одевались на Руси, как праздники встречали».

Цель: пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, познакомить с обычаем встречи праздника Пасхи.

  «Музеи республики».

Цель: продолжать с музеями (города, республики); углубить краеведческие знания через посещение экспозиции Краевед-ческого музея республики.

     апрель

Итоговое занятие «Путешествие к бабушке Арине».

Фольклорный праздник.

       май

Тематическая беседа «Война с немецко-фа-шистскими захватчи-ками).

Цель: дать пред-ставление о причинах войны, объяснить, почему нашему народу пришлось испытать такую лихую, лютую годину, почему и от кого мы вынуждены были защищаться; на примерах           подвигов юных героев рассказать о борьбе с фашизмом.

 Праздник «День Победы».

Цель: обеспечить активное участие детей в празднике, посвя-щённом Дню Победы наших войск в ВОВ; создать атмосферу проникновенности, вы-сокой духовности, поэтичности, песен-ности..

Тематический вечер-портрет «Дети-герои»

Цель: показать на примерах рассказов, очерков, повестей о подвигах детей в военное и мирное время.

                                      ПЕРСПЕКТИВНЫЙ    ПЛАН    РАБОТЫ

                          ПО   ОЗНАКОМЛЕНИЮ   С  РОДНЫМ   ГОРОДОМ

                                         (старший дошкольный возраст)

  месяц

                                                                       задачи

                      старшая группа

                подготовительная группа

 сентябрь

  1. Познакомить с районом города, в котором мы живём, с его особенностями и достоприме-чательностями.
  2. Познакомить с историей возникновения района, в котором мы живём.
  1. Закрепить представления о районе, в котором мы живём, об истории его возникновения.
  2. Познакомить с другими районами города, достопримечательностями и особенностями.

  октябрь

  1. Закрепить представления детей об особенностях расположения города.
  2. Познакомить с историческими названиями города.
  1. Закрепить представления об истории возникновения города.
  2. Дать понятие «черногорец», указывающее на принадлежность человека к городу, в котором он живёт. У каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт – своя «малая Родина». Наша Родина – Россия.

  ноябрь

  1. Дать детям знания о том, как народ хранит память о людях, прославивших наш город.
  2. Познакомить с памятными местами города, района.
  1. Закрепить знания о том, как горожане чтят память о знаменитых людях, прославивших наш город.
  2. Познакомиться с улицами, памятниками, связанными с именами знаменитых людей, прославивших наш город.

  декабрь

  1. Дать знания о том, чем славится родной город.
  2. Рассказать о местной промышленности, уточнить, в каких районах города она расположена.
  1. Обобщить представления детей о промышленности города (района) на примере труда родителей (других близких родственников)

   январь

  1. Закрепить представления детей об архитектуре современных зданий.
  2. Познакомить с памятниками архитектуры.
  1. Сравнить архитектуру прошлого и настоящего родного города.

  февраль

  1. Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. Воспитывать уважение к воинам, защищающим нашу страну.
  2. Познакомить с памятниками защитникам Отечества.
  3. Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников.

1.Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества города, района.

      март

  1. Познакомить с природными особенностями города, республики.
  2. Воспитывать в детях бережное отношение к природе родного города.
  1. Продолжать знакомить с природными особенностями города и области.
  2. Прививать любовь и уважение к людям, охраняющим природу родного города.

   апрель

  1. Продолжать знакомить с местами отдыха горожан и гостей города, с особенностями ландшафта.
  2. Развивать чувство уважения к труду создателей современных парков в городе, бережливость к красивым местам.
  1. Познакомить с культурным отдыхом горожан и гостей города, с музеем, театром.
  2. Дать представление о том, что в музее хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины.
  3. Воспитывать любовь и уважение к прошлому города.

      май

  1. Познакомить с памятниками героям ВОВ города.
  2. Дать детям знания о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы ВОВ.
  1. Закрепить знания о том, как воины-солдаты защищали нашу Родину в годы ВОВ.
  2. Познакомить с героями ВОВ, чьими именами названы улицы в городе, вспомнить памятники героям ВОВ.

   

                        РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  ПЛАНИРОВАНИЮ  РАБОТЫ

                           НА  ТЕМУ  «ОЗНАКОМЛЕНИЕ  С  ГОРОДОМ»

                      МЛАДШАЯ  ГРУППА.

Проводить занятия по ознакомлению с городом и давать сведения об его истории в этой группе не стоит. С малышами начинаем ознакомление с наблюдения близлежайших  улиц. Улицы длинны, на них много домов, у каждого дома есть свой номер. К концу года дети должны знать улицу, дом, номер квартиры (этому должны научить детей родители).

На целевых прогулках воспитатели обязательно рассказывают о большом, красивом родном городе: пусть дети удивятся большим и маленьким домам, постройкам разных конструкций, различных стилей архитектуры. Педагог объясняет, что в городе живут горожане, которые наводят порядок на улицах города, высаживают деревья, красят лавочки, реставрируют дома.

Вы тоже -  маленькие горожане, поэтому должны делать всё, чтобы наш город был чистым и нарядным: бросать фантики от конфет и мороженого в контейнер для мусора, не ломать веточки и не рвать цветы.

После наблюдений детям предоставляется возможность закрепить свои впечатления о городе в продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке.

В младшей группе особое внимание уделяется работе с родителями. Оформляются информационные стенды для родителей, где размещаются советы и рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию, обратиться к родителям с такими просьбами:

«Умные папы и добрые мамы, гуляя с детьми по городу, покажите и расскажите, чем привлекателен наш город, обратите внимание на красоту зданий, парка, церквей».

«Приучайте детей к правильному переходу перекрёстка. Обратите их внимание на то, кто приводит в порядок город. Понаблюдайте за работой дворника, лифтёра. Своим поведением достойного гражданина покажите пример детям».

                СРЕДНЯЯ  ГРУППА.

Большая часть работы по ознакомлению с городом проходит вне занятий. Воспитатель совершает целевые прогулки с детьми по ближайшим улицам: организует наблюдение за горожанами, их трудом по благоустройству города, за машинами на улицах, как они помогают жить человеку в большом городе (скорая помощь, пожарная машина, поливочная, мусороуборочная, хлебная, молоковоз, продуктовая машины).

Ещё один вид деятельности – это чтение художественной литературы об исторических событиях, о народном героизме.

Большое значение имеют беседы с детьми о том, где они побывали и что знают о городе.

В задачу педагога по нравственно-патриотическому воспитанию входит привлечение родителей к целевым прогулкам с детьми, ознакомление с главными достопримечательностями города. Рассказы родителей о том, чтобы город был нарядным и чистым, оставляют глубокий след в душе ребёнка, прививают заботливое и участливое отношение к родным местам.

Воспитатель проводит занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями города, основная цель которых: вызвать у детей чувство восхищения красотой города; подчеркнуть, что всё вокруг создано руками человека очень давно, но народ помнит имена тех мастеров, кто созидал, ваял, творил; познакомить дошкольников с понятиями город и село, выяснить, чем отличаются город от села (транспортом, домами и трудом людей), как помогают город и село друг другу; показать детям родной город как город-красавец, город-труженик.

                          Примерная тематика занятий.

Сентябрь.

Цикл занятий по теме «Мой родной город», целевые прогулки, беседы, ориентирование ребёнка в месте своего проживания.

Октябрь.

Экскурсия на почту, беседы о работниках почты.

Ноябрь.

Беседы о жизни города и села (что общего, чем отличаются). Азбука общения – ситуация в автобусе.

Декабрь.

Рассматривание альбомов о городе. Беседа «Как город готовится к празднику Нового года». Целевые прогулки детей с родителями по достопримечательным местам города. Чтение и обсуждение рассказа Ильина «Машины наших улиц».

Январь.

Составление альбома «Дом, в котором я живу». Беседа о городском транспорте.

Выставка фотографий «Старый и новый год».

Февраль.

Репродукция Вечного огня. Беседа о часовых, караульных, стоящих на почётной вахте, объяснение, почему они стоят, почему нужно положить цветы к Вечному огню, могиле Неизвестного солдата и т.п.

Март.

Беседы с детьми о том, где они с родителями побывали, какие красивые места видели, о любимой маме.

Выставка рисунков:    «Дом, в котором я живу», «Мой любимый детский сад».

Апрель.

Экскурсия детей с родителями к обелиску, посещение музея.

Май.

Фотовыставка «Где мы были во время праздника».

               СТАРШАЯ   ГРУППА.

Задача: приступить к ознакомлению детей с историей города; показать, что город, в котором живут дети, красив, современен, город-труженик, рассказать, какие есть промышленные предприятия, какую продукцию они выпускают. Закрепить знания о родном районе; познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают родители детей, и с учреждениями, которые находятся вблизи детского сада.

Основная работа по воспитанию должна проходить вне занятий. Это целевые прогулки по близлежащим улицам; беседы об увиденном, наблюдаемом, совместный просмотр телепередач; рассматривание иллюстраций о городе, где бывали дети с родителями; совместный труд по уходу за районом города; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации;  консультативная работа с родителями детей: как познакомить дошкольника с миром профессий, кем работают ваши родители.

На прогулках внимание детей обращается на заводы, фабрики, предприятия, где трудятся люди в районе, городе.

Пояснения и уточнения, что производят в нашем городе, какая промышленность самая развитая.

Один раз в месяц проводятся занятия по знакомству с городом.

Сентябрь: История возникновения родного города.

Октябрь: Наш город – город-красавец, город-труженик.

Ноябрь: Улицы родного города.

Декабрь: Путешествие по родному городу.

Январь: Памятники родного города.

Февраль:  «Они защищали Родину». Познакомить с памятниками. Рассказ о тех, кто защищал родную страну (наши земляки).

Март: Беседа о родном городе, о его достопримечательностях. Различать функциональную принадлежность зданий (жилые дома, детские сады, школы, магазины, предприятия, заводы).

Апрель: Герои-защитники Отечества.

Май: Закрепить навыки поведения на улице города.

                 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ   ГРУППА.

Сентябрь: Рассказ о родном городе, показ иллюстраций города.

Октябрь: «Их помнит Россия» (беседа о почётных гражданах города).

Ноябрь: Улицы нашего города.

Декабрь: Музей родного города.

Январь: «Путешествие в прошлое» (как выглядит город теперь, как выглядел раньше).

Февраль: Посещение исторических мест города (совместно с родителями).

Март: Музей родного города (углубленно).

Апрель: Наши защитники (о людях-героях, защищавших нашу страну во время ВОВ).

Май: итоговое занятие «Мой родной город».

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Воспитание дошкольника – гражданина Отечества»

Данный прект поможет воспитателям, а также руководителям ДОУ спланировать свой творческий прокт в своем детском саду....

Педагогический проект «Воспитание дошкольника – гражданина Отечества»

Данный прект поможет воспитателям, а также руководителям ДОУ спланировать свой творческий прокт в своем детском саду....

Воспитательно – образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Гражданин России»

Разработка проекта по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников...

Тематическое занятие в старшей группе "День защитника Отечества знает каждый гражданин"

Целью занятия является развитие целеустремленности, физических, волевых качеств....

ПРОЕКТ МБДОУ детский сад № 10 по героико-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Защитники отечества» Номинация: «Связь времен»

Тема проекта: героико-патриотическое воспитаниеЦель проекта: обогащать имеющий опыт детей и полученные ранее знания о своей Родине, через культурно - историческое наследие своего родного кра...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «ГРАЖДАНИН»

     Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.       Нравственн...

Сценарий квест-игры - путешествия по патриотическому воспитанию дошкольников «Защитники Отечества

Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников.Задачи:1. Поддерживать познавательный интерес к истории своей страны. Закреплять значение отличительной символики России: флаг, герб.2...