"Проблемы и перспективы реализации ФГОС ДОО Белгородской области".
консультация на тему

Шкарупова Ольга Владимировна

Введение ФГОС ДОО предполагает взаимодействие всех уровней и структур системы образования, которые должны обеспечить необходимые условия: нормативные, правовые, кадровые, научно-методические, материально-технические.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belgorodskaya_oblast.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы реализации ФГОС   ДОО

Белгородской области

Введение ФГОС ДОО предполагает взаимодействие всех уровней и структур системы образования, которые должны обеспечить необходимые условия: нормативные, правовые, кадровые, научно-методические, материально-технические.

Анализ реализации данных мероприятий в 2014 году позволил выявить ряд направлений, требующих на сегодняшний день особого внимания для эффективного введения ФГОС ДОО.

1. Недостаточный уровень качества основных образовательных программ в ДОО.

Анализ нормативных правовых документов муниципального и институционального уровней показал, что на муниципальном и институциональном уровнях созданы рабочие группы по введению ФГОС ДОО, разработаны и реализуются «дорожные карты».

 Педагогическая и родительская общественность области информирована о деятельности образовательных организаций по введению ФГОС в дошкольных образовательных организациях. Данная информация размещается в специально созданных разделах официальных сайтов муниципальных органов управления образованием и дошкольных образовательных организаций.

Однако отсутствие на сегодняшний день федерального реестра примерных программ снижает качество разрабатываемых в соответствии с ФГОС ДОО образовательных программ дошкольных организаций.

Отсутствие, несмотря на запланированные в федеральной дорожной карте сроки (февраль-июнь 2014 года), методических рекомендаций по разработке ООП ДОО затрудняет организацию методических мероприятий в данном направлении.

Достаточно короткие сроки для приведения Программ в соответствие со стандартом (до 1 января 2014 года) не позволили педагогическим коллективам изучить все представленные на сайте ФИРО проекты примерных программ, обсудить их вместе с родительской общественностью и выбрать ООП ДОО, наиболее соответствующую запросам родителей, учитывающую особенности воспитанников, а также условия, имеющиеся в учреждении.

В июле 2014 года проведен региональный мониторинг готовности образовательных организаций к введению ФГОС ДОО. В мониторинге приняли участие 605 образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

В результате оценки наличия необходимых условий по 10-балльной шкале наивысшую оценку получили кадровые условия (средний балл 7,4). На втором месте методические и информационные условия, получившие 6,2 и 6,1 балл соответственно.

Третью позицию с оценкой 5,9 баллов занимают материально-технические условия и наличие необходимого опыта работы. Самую низкую оценку получили финансовые условия – 4,8 балла.

Одним из показателей обеспечения введения ФГОС является удовлетворенность населения качеством реализации программ дошкольного образования. С  целью определения удовлетворенности родителей в 2013 и 2014 годах проводился социологический опрос и психолого-педагогический мониторинг качества дошкольного образования.

В 2014 году в социологическом опросе приняли участие родители 61058 воспитанников из 558 образовательных организаций, что составляет 90 % от общего числа воспитанников. Средний показатель удовлетворенности родителей воспитанников качеством дошкольного образования в 2014 году составил 93,8 % (запланированный показатель по «дорожной карте» реализации ФГОС – 65 %). Данный показатель возрос на 3,8 % по сравнению с результатами прошлого года.

По итогам мониторинга были выявлены проблемы, связанные с созданием необходимых условий для реализации прав на качественное дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.

По мнению родителей, актуальна на протяжении двух лет проблема коррекционного сопровождения воспитанников по причине недостаточного количества учителей-логопедов и педагогов-психологов. Данную проблему обозначают и педагоги региона.

3. Следующей проблемой эффективного введения ФГОС ДО является неготовность педагогических работников ДОО области к приходу в обычную группу ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В 2014 году достаточно много внимания уделялось кадровому обеспечению введения ФГОС ДОО.

В соответствии с планом повышения квалификации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций области, разработанным до конца 2016 года (приказ департамента образования от 23.01.2014 г. № 161 «Об утверждении плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников дошкольных образовательных организаций в условиях внедрения ФГОС), ОГАОУ ЛПО БелИРО совместно с МБОУ ДПО «Старооскольский городской институт усовершенствования учителей» в 2014 году было проведено обучение 2078 педагогов системы дошкольного образования.

Показатель дорожной карты «Удельный вес численности педагогических и руководящих работников образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования, прошедших повышение квалификации в условиях введения ФГОС ДО» в 2014 году составил 35,9 % при плановом значении – 30 %. До конца 2016 года курсовую переподготовку в условиях введения ФГОС ДО пройдут все педагогические и руководящие работники дошкольных образовательных организаций области. Вместе с тем особое внимание и в стандарте дошкольного образования, и в профессиональном стандарте педагога  уделяется работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, созданию условий для таких детей не только в специализированных группах или образовательных организациях, но и совместно со здоровыми детьми. Педагогу необходимо наличие соответствующей квалификации для работы с детьми данной категории. По итогам мониторинга готовности к введению стандарта дошкольного образования только 8,2 % педагогов имеют квалификацию для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Анализируя качественный состав педагогических работников области, также можно отметить недостаток специалистов, реализующих коррекционно-развивающее направление. Только 7,7 % от общей численности педработников составляют специалисты данного направления (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и социальные педагоги), способные оказать квалифицированную помощь воспитателю в создании необходимых условий для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. По результатам анкетирования родителей относительно качества дошкольного образования кадровая проблема коррекционного сопровождения воспитанников обозначена родителями большинства районов Белгородской области.

В 2016 году в данном направлении планируется организация взаимодействия департамента образования области, муниципальных методических служб, Белгородского института развития образования и Белгородского регионального центра психолого-медико-педагогического сопровождения для совершенствования нормативной правовой базы и организации межкурсового сопровождения профессионального развития педагогических работников.

Для решения данной проблемы

1) в октябре 2014 года проведено совместное заседание специалистов департамента образования области, ОГАОУ ДПО БелИРО и регионального центра психолого-медико-педагогического сопровождения по проблеме «Реализация положений Федерального закона от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ» в части обеспечения на уровне региона прав на дошкольное образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ»;

2) создана региональная рабочая группа по нормативному правовому обеспечению реализации прав на дошкольное образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ (приказ департамента образования области от 31.10.2014 г. № 3549);

3) осуществляется разработка региональных нормативных правовых актов, регулирующих получение дошкольного образования данными категориями детей, а также организационное и информационно-методическое сопровождение внедрения данных нормативных правовых актов запланировано в 2016 году;

4) необходимость расширения вариативных форм дошкольного образования с целью реализации инновационного потенциала ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, для реализации ФГОС дошкольного образования в 2016 году необходимо провести следующие мероприятия:

-включить в программу повышения квалификации всех категорий педагогических работников модули по организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями и запланировать мероприятия по межкурсовому сопровождению педагогов по данному направлению; совершенствовать методическое сопровождение разработки и реализации основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС;

- активизировать деятельность стажировочных площадок, тьюторского сопровождения по введению ФГОС дошкольного образования в Белгородской области; повысить эффективность взаимодействия всех заинтересованных сторон в повышении уровня профессиональных компетенций педагогов и создании всех необходимых условий для получения качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- использовать сетевую форму реализации образовательных программ дошкольного образования, привлекая на договорной основе к работе с детьми специалистов коррекционно-развивающего обучения;

 -расширять спектр вариативных форм дошкольного образования с целью реализации инновационного потенциала ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

"Педагогика музыкального образования: проблемы и перспективы реализации"

Развитие музыкальных творческих способностей воспитанников  посредствами музыки Искусством музыки божественно и обладает сильным воздействием.Сие есть пища для души и духа. Человеческий...

статья "Работа с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"в сборнике "ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ"

В статье раскрыты особенности работы с родителями в ДОУ на современном этапе, обозначены условия для более успешной и плодотворной работы....

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС» дошкольников, или Реализация ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития ребенка.

laquo;ТРУДОВОЙ КОДЕКС» дошкольников, или Реализация ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития ребенка....

Актуальные проблемы введения и реализации ФГОС

Актуальные проблемы введения и реализации ФГОС...

Реализация ФГОС ДО в области речевого развития посредством развивающей игровой деятельности (подвижные игры)

Подвижные игры являются не только средством физического воспитания детей, но и большое влияние оказывают на развитие речи детей дошкольного возраста....