«ТРУДОВОЙ КОДЕКС» дошкольников, или Реализация ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития ребенка.
учебно-методический материал
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС» дошкольников, или Реализация ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС» дошкольников, или Реализация ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития ребенка.
«Воспитание не только должно развивать ум, вооружить знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть не достойной, не счастливой». К. Д. Ушинский.
Труд - это сложный вид деятельности. Еще издавна приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано. С младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: - самообслуживание; - хозяйственно-бытовой труд; - труд в природе; - ручной труд. Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Содержание труда реализуется в разных формах организации детей дошкольного возраста: поручения, обязанности, дежурство, индивидуальный труд, труд рядом, коллективный труд, общий труд, совместный труд.
Осуществление задач трудового воспитания дошкольника возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия: - систематическое включение каждого ребенка в труд; - учет нагрузки на ребенка; - пример воспитателя; - подборка оборудования для труда.
В своей работе педагог большое внимание уделяет ознакомлению детей с трудом взрослых, так как это формирует представление о роли труда в жизни людей, воспитывает стремление участвовать в нем. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их сюжетно – ролевые игры. Дети увлеченно играют в «Парикмахерскую», «Кафе», «Стройку», «Больницу», «Магазин», предавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе. Большое значение имеет содержание игры, учитывая, что оно оказывает существенное влияние на формирование личности ребенка, педагогам необходимо развивать и поддерживать интерес к таким играм.
При построении образовательного процесса по ознакомлению с трудом взрослых педагог использует такие методы и приемы работы, как: - наглядные: наблюдения за трудом взрослых, демонстрация, рассматривание дидактических пособий, иллюстраций, фотографий, применение ИКТ; - словесные: объяснение, чтение художественной литературы, рассказ, беседы; - практические и игровые: совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, показ и разъяснение рациональных способов трудовых действий, организация практических трудовых действий, познавательно-исследовательская деятельность, опыты и эксперименты, проектная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, моделирование, обыгрывание способа действий, игровые проблемные ситуации, игры-драматизации, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).
Педагогами используются разнообразные формы работы: непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность ребенка, художественно-творческая деятельность, целевые прогулки и экскурсии, культурно-досуговая деятельность, встречи с людьми разных профессий, живой пример окружающих взрослых.
В процессе работы педагог широко используем дидактические игры: «Что сначала, что потом?», «Зачем это нужно?», «Угадай, что мы делаем?», «Назови профессию», «Кому предмет принадлежит?», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери картинку», «Чудесный мешочек», «Что исчезло?», «Найди отличия», «Дорисуй недостающие детали», «Ошибка художника» и т.д.. Большое внимание уделяется чтению художественной литературы. Разнообразные жанры (потешки, стихи, рассказы, сказки и басни) пробуждают интерес, уважение к труду, у детей возникает желание подражать литературным героям.
Проводимая систематически работа способствует развитию речи и мышления (ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело), тренирует память, совершенствует внимание и воображение. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. Формируются и совершенствуются не только личностные качества, но и взаимоотношения между детьми. В труде воспитывается самостоятельность, развивается инициатива, ответственность, дисциплинированность, отзывчивость, доброта, забота, вежливость, умение договариваться, сопереживание.
Таким образом, труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка
Данный вид ЦОР предусмотрен для обучения детей правилам пожарной безопасности....
Цифровой образовательный ресурс по социально-коммуникативному направлению развития ребенка
ЦОР "Игрушки"...
«Научно-методическое обеспечение реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» по трудовой деятельности «Поможем Федоре Егоровне» (средняя группа)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеДетский сад № 1 г. Санкт-Петербург «Научно-методическое обеспечение реализации образовательной области «Социально ...
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.
Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...
«Лучший социальный проект дошкольника – 2020» "Откуда берутся бездомные животные" (область «Социально-коммуникативное развитие»)
laquo;Всегда оставляйте в сердце место для сочувствия»Зачастую, когда я гуляю с родителями по городу, иду в детский сад, или из сада, мне встречаются бродячие собаки. То, что они бездомные-видн...
- Мне нравится (1)