Реализация ФГОС ДО в области речевого развития посредством развивающей игровой деятельности (подвижные игры)
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ
Консультация для педагогов
Реализация ФГОС ДО в области речевого развития
посредством развивающей игровой деятельности
(подвижные игры)
Составила воспитатель:
I категории Бочкарникова Е. Ф
2017
Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка.
Новые федеральные государственные требования включают в себя организацию двигательной активности на занятиях. Эффективнее всего включать в занятия подвижные игры. Подвижная игра, как и любая дидактическая игра, направлена на достижение определенных целей воспитания и обучения.
Подвижные игры являются не только средством физического воспитания детей, но и большое влияние оказывают на развитие речи детей дошкольного возраста.
Подвижные игры, используемые в работе с детьми, с целью развития речевых способностей, можно разделить на три условные категории:
-способствующие развитию фонематического восприятия;
-направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи;
-для активизации словарного запаса.
Давайте с Вами подробно рассмотрим каждую категорию подвижных игр и уясним их влияние на речевое развитие. Так как в игровой форме мышление протекает быстрее и учебный материал осваивается прочнее, запоминается легче, в связи с этим данные подвижные игры были использованы в старшей группе и соответствовали тематическим неделям.
1 категория – Подвижные игры способствующие развитию фонематического восприятия.
Фонематический, или речевой, слух – это способность улавливать, различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания звуков – слов, фраз, текстов.
Существенную роль в развитии фонематического восприятия играют русские народные игры, так как использовать их можно при работе с детьми с любым уровнем речевого развития. Они понятны, доступны, легко запоминаются и интересны детям.
Ученые доказали, что использование народных подвижных игр способствуют развитию фонематических процессов, следовательно и развитию речи (Ребенок овладевает правильной речью с помощью слуха).
Существует большое разнообразие подвижных игр, развивающих фонематическое восприятие. Сегодня мы с Вами поиграем в игру, с использованием музыкальных инструментов.
«УСЛЫШИШЬ – ПРЫГНИ, ТОПНИ, ПРИСЯДЬ, ПОХЛОПАЙ» 4 чел.
Ход игры: Дети встают в круг. Ведущий раздает каждому карточку с звуком и читает скороговорки. Какой звук прослушивается чаще, чем другие, тот ребенок, у которого этот звук имеется, тот выполняет соответствующую команду: «Щ» - попрыгает, «Ж» - потопает, «Б» - приседает, «К» - похлопает.
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
(Этот звук всегда мягкий)
Жук жужжит над абажуром,
Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
(Этот звук всегда твердый, у него нет младшего братца)
Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была. (Этот звук мягкий)
Колпак в колпаке, в колпаке колпак.
(Этот звук твердый)
Молодцы, ребята!
«КТО ПРИШЕЛ В ГОСТИ» с использованием музыкальных инструментов. 4 чел.
Ход игры: Дети строятся в круг. Ведущий стоит так, чтобы дети не видели, какой музыкальный инструмент (берет поочередно) держит в руках ведущий.
Ведущий говорит:
У зайчонка День рождения,
Начинается веселье,
Музыкальный инструмент определите,
Звук его вы повторите,
И кто пришел к нему, СКАЖИТЕ!
Ребенок должен прослушать звук музыкального инструмента.
Сказать, как он называется.
Затем попытаться повторить услышанный звук и назвать то животное, с которым у него ассоциируется звучание данного музыкального инструмента. Показать его.
Музыкальные инструменты: колокольчики – птички, маракасы – лисичка бежит, ксилофон – зайчики, барабан – медвежата. Молодцы, ребята! Вот какая у нас дружная и веселая компания собралась!
2 категория – Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи.
Под лексико-грамматической стороной понимают словарь и грамматически правильное его использование. Одним из главных средств его формирования является сюжетная подвижная игра, в которой важным фактором является правильное речевое сопровождение действий.
Давайте поиграем!
«ПОЕЗД»
В ходе игры детям можно продемонстрировать цвета светофора – для этого достаточно вырезать цветные кружки и регулировать движения поезда соответственно цвету светофора.
Ход игры: Дети становятся в колонну по одному, не держась друг за друга. Первый ребенок – это паровоз, остальные - вагоны.
Зеленый сигнал светофора – Наш поезд начинает двигаться вперед. Чух…
Желтый сигнал светофора – Внимание! Поезд подъезжает к станции
Красный сигнал светофора – Остановка.
Дети должны проявить фантазию и сказать название остановки.
Детям предлагается выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой полянке. В данной игре Обязательно! каждое действие детей проговаривается!
И по сигналу снова собраться в колонну – поезд начинает двигаться. Продолжает двигаться до того момента, когда ведущий скажет:
«Остановка - Детский сад» (показывает красный сигнал светофора).
(Предлагается сделать 2-3 остановки).
3 категория – Подвижные игры, способствующие активизации словарного запаса.
Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Для наглядного примера мы будем использовать подвижные игры с мячом.
Давайте поиграем!
«ГОВОРИ НАОБОРОТ» 4 чел.
Ход игры: Дети встают в круг. Ведущий в центре кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
веселый - грустный
быстрый - медленный
красивый - безобразный
пустой - полный
худой - толстый
умный - глупый
горячий - холодный
тяжелый - легкий
трусливый - храбрый
широкий – узкий твердый – мягкий
светлый - темный
длинный - короткий
высокий - низкий
острый - тупой
З. Фрейд писал, «Самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка – это игра. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю: он создает свой собственный мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои чувства и эмоции».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».
Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....
Реализация работы по образовательной области "Речевое развитие" в различных видах деятельности
Сообщение из опыта работы...
"Проблемы и перспективы реализации ФГОС ДОО Белгородской области".
Введение ФГОС ДОО предполагает взаимодействие всех уровней и структур системы образования, которые должны обеспечить необходимые условия: нормативные, правовые, кадровые, научно-методические, материал...
Игровая деятельность Подвижные игры для детей 6 – 7 лет
Игровая деятельность Подвижные игры для детей 6 – 7 лет...
Игровая деятельность. Подвижные игры для детей 6- 7 лет
Игровая деятельность. Подвижные игры для детей 6- 7 лет...
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС» дошкольников, или Реализация ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития ребенка.
laquo;ТРУДОВОЙ КОДЕКС» дошкольников, или Реализация ФГОС ДО в области социально-коммуникативного развития ребенка....
Реализация ФГОС ДО в области речевого развития посредством развивающей игровой деятельности (подвижные игры)
Подвижные игры являются не только средством физического воспитания детей, но и большое влияние оказывают на развитие речи детей дошкольного возраста....