Конспект коррекционно-развивающего занятия
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Мискун Ирина Николаевна

Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительных групп с ОВЗ и их родителей «ПОДАРКИ ФЕИ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_detey_s_ovz.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

 с детьми подготовительных групп с ОВЗ и их родителями

Подготовила:

Педагог-психолог

МБДОУ д/с № 18

Мискун И.Н.

г. Зеленогорск, 2019г.

Коррекционно-развивающее занятие

для детей подготовительных групп и их родителей «ПОДАРКИ ФЕИ»

Цели:

  • Воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке сверстников и в самом себе;
  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • формирование мотиваций деятельности и активных личностных установок, связанных с развитием нравственных качеств;
  • расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях;
  • снятие эмоционально-психического напряжения;
  • развитие связной речи: монологической и диалогической.

Задачи:

  1. Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к осознанию собственной внутренней позиции, к формированию собственных ценностных ориентаций.
  2. Научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в культуре.
  3. Формировать у детей представления о внутреннем мире человека, о его месте в окружающей среде.
  4. Формировать у детей знания об эмоциональном мире человека и способах управления им.
  5. Развивать умение чувствовать и понимать другого.
  6. Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.
  7. Развивать творческие способности и воображение, способствовать индивидуальному самовыражению детей.
  8. Обогащать, активизировать и актуализировать словарь.
  9. Развивать умение выстраивать суждения и умозаключения, объяснять собственные действия.

Участники занятия: дети подготовительных групп с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) и их родители (3-4 семейные диады).

Оборудование: светильник из стекловолокна, мяч, набор геометрических фигур, аудиозапись со звуками природы, листы белой бумаги А3 и простые карандаши по количеству пар.

Ход занятия

  1. Ритуал входа в сказку «Волшебный цветок».

Психолог демонстрирует светильник из стекловолокна: «У меня есть волшебный цветок. Этот цветок умеет переносить людей в разные сказки. Вы хотите попасть в сказку? Для того чтобы попасть в нее, надо получить от этого цветка волшебную силу. Посмотрите очень внимательно на цветок, и представьте, как свет от него входит в вашу голову… шею… спину… грудь… живот… мягко-мягко наполняет руки и ноги. Вот мы с вами и оказались в сказке».

  1. Упражнение «Пожелание».

Психолог: «Перед тем, как познакомиться с новой сказкой, я хочу пожелать вам добра и любви. А что вы бы хотели пожелать друг другу?»

Участники сидят в кругу и, бросая друг другу мячик, говорят добрые пожелания.

Затем психолог начинает рассказывать сказку «Подарки феи», которая будет сквозной для этого занятия.

«Жила когда-то на свете вдова, и были у нее две дочери. Старшая — вылитая мать: то же лицо, тот же характер. Смотришь на дочку, а кажется, что видишь перед собой матушку. Обе, и старшая дочь, и мать, были до того грубы, спесивы, заносчивы, злы, что все люди, и знакомые и незнакомые, старались держаться от них подальше».

3.        Тренинг эмоций «Злюка».

Психолог предлагает детям и взрослым изобразить с помощью мимики и пантомимики «злюку». Участники сидят на стульях, смотрят на каждого присутствующего со злостью и недовольством. Мимика: брови сдвинуты, верхняя губа закушена.

«А младшая дочка была вся в покойного отца — добрая, приветливая, кроткая, да к тому же еще и красавица, каких мало».

4.        Упражнение «Кляксы».

Участникам занятия предлагаются цветные кляксы: светлые, яркие и темные, грязные. Задача участников — увидеть и вырезать изображение, напоминающее злого или доброго персонажа, героя.

«Мать без ума любила старшую дочку и терпеть не могла младшую. Она заставляла ее работать с утра до ночи. Кроме всех прочих дел, младшая дочка должна была по два раза в день ходить к источнику, который был в двух часах ходьбы, и приносить оттуда большой, полный доверху кувшин воды».

5.        Этюд « Кувшин с водой».

Детям и взрослым предлагается показать, как девочка набирает из источника воду в кувшин, ставит его на плечо и несет «тяжелый кувшин» домой.

«Как-то раз, когда девушка брала воду, к ней подошла какая-то бедная женщина и попросила напиться.

—        Пейте на здоровье, тетушка, — сказала добрая девушка.

Сполоснув поскорее свой кувшин, она зачерпнула воды в самом глубоком и чистом месте и подала женщине, придерживая кувшин так, чтобы удобнее было пить.

Женщина отпила несколько глотков воды и сказала девушке:

—        Ты так хороша, так добра и приветлива, что мне хочется подарить тебе что-нибудь на память. (Дело в том, что это была фея, которая нарочно приняла вид простой деревенской женщины, чтобы посмотреть, так ли эта девушка мила и учтива, как про нее рассказывают.)

Вот что я подарю тебе: с нынешнего дня каждое слово, которое ты промолвишь, упадет с твоих губ либо цветком, либо драгоценным камнем. Прощай!»

6.        Упражнение «Подарок».

Психолог предлагает детям и взрослым по кругу подарить воображаемый подарок друг другу.

«Когда девушка пришла домой, мать стала бранить ее за то, что она замешкалась у источника.

—        Простите, матушка, — сказала бедная девушка. — Я нынче и вправду запоздала.

Но едва только она проронила эти слова, как с губ ее упали несколько роз, две жемчужины и два крупных алмаза.

—        Смотрите-ка! — сказала мать, широко раскрыв глаза от удивления. — Мне кажется, вместо слов она роняет алмазы и жемчуга… Что это с тобой приключилось, дочка? (Первый раз в жизни она назвала свою меньшую тоже дочкой.)

Девушка попросту, не таясь и не хвалясь, рассказала матери обо всем, что с ней случилось у источника. А цветы и алмазы так и сыпались при этом с ее уст».

7.        Упражнение « Украшения».

Психолог: «Подумайте, что можно сделать из жемчуга и алмазов?»

Детям предлагается выбрать по три геометрические фигуры и совместно сделать «бусы» на разложенной на полу веревочке (психолог обращает внимание участников на правила поведения во время совместной деятельности: «Класть фигурки можно только друг за другом, рядом не должно оказаться одинаковых по форме геометрических фигур»).

«Ну, если так, — сказала мать, — надо мне послать к источнику и старшую дочку... А ну-ка, Фаншон, посмотри, что сыплется с губ твоей сестры, чуть только она заговорит! Неужели тебе не хочется получить такой же удивительный дар? И ведь нужно для этого всего-навсего сходить к источнику и, когда бедная женщина попросит у тебя воды, вежливо подать ей напиться.

—        Ну вот еще! Охота мне тащиться в этакую даль! — отвечала злючка.

—        А я хочу, чтобы ты пошла! — прикрикнула на нее мать. — И сию же минуту, без разговоров!

Девушка нехотя послушалась и пошла, так и не переставая ворчать. На всякий случай она захватила с собой серебряный кувшинчик, самый красивый, какой был у них в доме».

8.        Тренинг эмоций «Упрямая девочка».

Участники занятия по очереди изображают упрямого ребенка, который топает ногой и кричит: «Не хочу!», «Не пойду!».

«Едва успела она подойти к источнику, как навстречу ей из лесу вышла нарядно одетая дама и попросила глоток воды. (Это была та же самая фея, но только на этот раз она приняла облик принцессы, чтобы испытать, так ли груба и зла старшая сестра, как о ней рассказывают.)

—        Уж не думаете ли вы, что я притащилась сюда, чтобы дать вам напиться? — сказала девушка дерзко. — Ну конечно, только для этого!

Я и серебряный кувшинчик нарочно захватила, чтобы поднести воду вашей милости!.. А впрочем, мне все равно. Пейте, если хотите...

—        Однако вы не очень-то любезны, — сказала спокойно фея. — Ну что ж, какова услуга, такова и награда. С нынешнего дня каждое слово, которое сорвется с ваших губ, превратится в змею или жабу. Прощайте!»

9.        Телесно-ориентированное упражнение.

Участникам предлагается по сигналу психолога «превратиться» в змею или жабу (ползать либо прыгать). Один хлопок — в змею; два хлопка — в жабу.

«Как только девушка вернулась домой, мать кинулась к ней навстречу:

—        Это ты, доченька? Ну как?

—        А вот так, матушка! — буркнула в ответ дочка, и в то же мгновение две гадюки и две жабы плюхнулись на порог.

—        Ах, боже мой! — вскрикнула мать. — Да что же это такое? Откуда?

... А, знаю! Это твоя сестра во всем виновата. Ну, поплатится она у меня!.. — И она кинулась на младшую дочку с кулаками.

Бедняжка в страхе бросилась бежать и укрылась в соседнем лесу».

10.        Релаксационное упражнение «Звуки природы».

Дети и взрослые в течение 2—3 минут слушают аудиозапись со звуками природы.

«Там и встретил ее молодой принц, сын короля этой страны.

Возвращаясь с охоты, он нашел в чаще прекрасную девушку и, подивившись ее красоте, спросил, что она делает в лесу совсем одна и о чем-то горько плачет.

—        Ах, сударь, — ответила красавица, — матушка прогнала меня из дому!

Королевский сын заметил, что с каждым словом девушка роняет из уст цветок, жемчужину или алмаз. Он изумился и попросил объяснить, что это за чудо. И тут девушка рассказала всю историю.

Королевский сын влюбился в нее. К тому же он рассудил, что дар, которым фея наделила красавицу, стоит дороже любого приданного, какое могла бы принести ему другая невеста. Он увез девушку во дворец, к своему отцу, и женился на ней».

11. Упражнение в детско-родительских парах  «Если бы мама была королевой...»

Цель:        Развитие доверительных отношений внутри семейной диады.

Участники        располагаются так, чтобы не мешать друг другу. Каждой паре предлагается пофантазировать и рассказать о своей фантазии, что было бы, если бы взрослый был королевой или королем. Затем пары пытаются представить, что было бы, если ребенок был королем или королевой. После проведения упражнения психолог дает домашнее задание — придумать несколько предложений на тему «Мы — королевская семья» (имеется в виду диада или семья ребенка, включая остальных членов).

12. Упражнение в детско-родительских парах «Рисунки одним карандашом»

Цель:  Сплочение семейной диады.

Каждый ребенок садится за стол рядом с взрослым. На двоих дается один большой лист бумаги и карандаш. По команде психолога ребенок и взрослый берут карандаш (один на двоих) и одновременно рисуют картинку. Разговаривать и обсуждать ход работы нельзя. Все надо делать молча.

После завершения задания психолог выделяет 2-3 минуты на то, чтобы пары обсудили свой рисунок: что им особенно понравилось и что можно было сделать лучше. Затем «картины» с комментариями художников демонстрируются группе.

13.        Заключительный этап.

Психолог беседует с участниками занятия о подарках феи, акцентирует внимание на том, что доброта вознаграждается, а злоба, недовольство — наказываются.        

Психолог: «И теперь на каждом занятии мы будем знакомиться с теми качествами личности, которые достойны подарка феи».

14.        Ритуал выхода из сказки.

Психолог: «Попрощаться со сказкой нам поможет Волшебный цветок. Посмотрите на него внимательно и почувствуйте, как приятное волшебное тепло наполняет все ваше тело… согревает вас… Вот мы с вами и покинули сказку. Я благодарю вас за чудесное путешествие. Я вас очень люблю».

Используемая литература:

  1. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: «Речь», 2002.
  2. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: «Речь», 2006.
  3. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: «Речь», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия в средней группе "Поход за продуктами"

Занятие направлено на развитие познавательных психических процессов и речи...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Конспект коррекционно-развивающего логопедического занятия в средней группе. Лексическая тема: "Транспорт"

Данный конспект предназначен для детей средней группы детского сада. Развитие зрительного и слухового внимания, речевое развитие - словоизменение и словообразование....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Конспект коррекционно-развивающего игрового занятия по сказке «Репка»

Занятие направлено на создание условий для формирования познавательной и речевой активности детей средствами театрализованной и музыкальных игр....