НОД "Загадки природы. Вулканы"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Семилетова Анна Александровна

"Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Загадки природы. Вулканы»

(познавательное развитие)

Цель: ознакомление  дошкольников с природным явлением – вулканом.

Задачи:

Образовательные задачи: познакомить детей с видами вулканов и опасностями, которые они представляют; сформировать безопасное поведение при проведении опытов.

Развивающие задачи: развивать словарный запас (вулкан, кратер, жерло, лава), любознательность, память, воображение.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности; воспитывать интерес к природе и природным объектам.

Материалы: мультимедийная установка, ноутбук, презентация,  поддон, модель вулкана, пищевая сода, лимонная кислота, краситель, жидкое мыло.

Предварительная работа: изготовление макетов вулкана, создание презентации.

Ход НОД

Вводная часть

Упражнение «Знакомство»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы познакомимся с удивительным явлением природы – вулканом. Я приглашаю вас в путешествие на воздушном шаре в горы. Хотите?

Дети: Да.

Основная часть

Воспитатель предлагает детям сесть в воздушный шар, построенный из стульчиков и отправиться в путешествие.

Воспитатель предлагает посмотреть вокруг (смотрят презентацию).

СЛАЙД с изображением поселка с высоты летящего воздушного шара.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы пролетаем над нашим поселком. С высоты все кажется маленьким дома, луга и т.д.

СЛАЙД с изображением леса с высоты воздушного шара.

Воспитатель: А как вы думаете, над чем мы сейчас мы пролетаем? (Ответы детей: «Это лес!») Совершенно верно! Посмотрите, какими маленькими кажутся даже самые высокие деревья!

СЛАЙД с изображением моря с высоты воздушного шара.

Воспитатель: А это что?

 Дети: Это море!

Воспитатель: Какое красивое море с высоты! Вам нравится? (Ответы детей).

СЛАЙД с изображением гор с высоты воздушного шара.

Воспитатель: Что это, ребята?

Дети: Это горы.

Воспитатель:  Мы прилетели.

СЛАЙД с изображением гор.

Воспитатель: Вот мы и прилетели в горы. Посмотрите, ребята, как вокруг красиво! Какие высокие, величественные горы. А что вы видите на вершинах гор?

 Дети: Это снег!

Воспитатель: А почему на горах снег?

Дети: Потому что наверху очень холодно!

Воспитатель:  Вы совершенно правы! Там, действительно, очень холодно.

СЛАЙД с изображением «спящего» вулкана.

Воспитатель: А сейчас мы видим с вами необычную гору. Посмотрите, какую форму имеет эта гора? Эта гора имеет форму конуса без вершины, вместо вершины большая яма. Такая гора называется вулкан. Повторите, пожалуйста, новое слово «вулкан».

Дети повторяют.

Воспитатель: А яма, которая находится вместо вершины, называется кратер. Давайте повторим и это слово.

Дети повторяют.

СЛАЙД с изображением кратера «спящего» вулкана.

Воспитатель: Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне находится жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Давайте повторим еще одно новое слово.  Этот вулкан сейчас не действует. По-другому говоря, вулкан «спит».

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну замечательную легенду.

Воспитатель рассказывает.

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне (печь). Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря.

СЛАЙД с изображением работающего кузнеца.

Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами».

СЛАЙД с изображением действующего вулкана.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое красивое зрелище – вулкан «проснулся» (извергается). Вот эта огненная река, которая льется из кратера вулкана, называется лава. Повторите, пожалуйста, слово «лава». Дети по очереди повторяют.

Воспитатель: Но это не просто красивое зрелище – это очень опасно для всего живого на земле. Как вы думаете, почему?

Ответы детей: Потому что она очень горячая.

СЛАЙД извергающегося вулкана.

Воспитатель: Раскаленная лава уничтожает всё живое на своём пути. Жить рядом с действующим вулканом очень опасно.

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть.

Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.    

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!  

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.  

Последний раз огнём дыхнул -    

   

 И на десятки лет уснул.                                                                          

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки  

поднять вверх, потянуться, сделать несколько    

встряхиваний   расслабленными кистями рук,  

опустить руки вниз.

Руки на поясе, поднимаем их вверх с

одновременным  сжиманием и разжиманием

пальцев рук в кулак. -2 раза

Медленное опускание рук с одновременным

приседанием в низ

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

                                                   

 Воспитатель предлагает детям повторить упражнения еще раз.

Воспитатель: Ребята, разные вулканы извергаются по-разному.

СЛАЙД, изображающий вулкан, у которого лава летит вверх и в стороны.

Воспитатель: Иногда они как будто взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно».

СЛАЙД, на котором изображен вулкан с текущей лавой.

Гимнастика для глаз

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

И на места отправились.

Воспитатель: Ребята, вы хотите посмотреть, как извергается вулкан?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам отправиться в лабораторию. Но прежде чем приступить к работе, я расскажу вам правила поведения в лаборатории.

СЛАЙД с изображением правил работы в лаборатории

В лаборатории нужно внимательно слушать, обдумывать свои действия, осторожно трогать и нюхать вещества, нельзя шуметь, пробовать на вкус вещества, разбивать.

Посмотрите, что у вас находится на столе: макет «спящего» вулкана, баночка с содой, жидкое мыло, стакан с окрашенной водой, секретный ингредиент (раствор лимонной кислоты).

         Последовательность проведения опыта. Чтобы разбудить вулкан, надо:

  1. Всыпать в жерло вулкана соду.
  2. Налить полстакана окрашенной воды.
  3. Добавить 5 капель жидкого мыла.
  4. Влить раствор лимонной кислоты

Повторить с детьми, что понадобилось для опыта. Воспользоваться алгоритмом выполнения опыта (подсказка)

Воспитатель:  Нам пора возвращаться в детский сад. Давай вернемся на нашем воздушном шаре.

Мелькают слайды в обратном направлении.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вам понравился мой рассказ о необычных горах? Как они называются? Какую форму имеют? Как называется яма, расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы просто молодцы, у вас прекрасная память, вы все запомнили о вулканах.

Ну,  вот мы и в детском саду

Воспитатель: Ребята, вы были очень любознательными и активными, поэтому на память об этом дне, я хочу подарить вам медальки и воздушные шары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Победовский детский сад Тверской области Ржевского района Тема : «Загадки природы: вулканы». экспериментальная деятельность детей старшего дошкольно...

Презентация "Извержение вулканов" и конспект НОД по эксперементальной деятельности "Загадки природы:вулканы".

Презентация к НОД по экспериментальной деятельности«Загадки природы: вулканы». ...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности для детей 6-7 лет познавательно-исследовательского типа (интегрированное) «Загадки природы-вулканы»

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения. Совершенствовать умение работать с различными материалами, творчески подходить к решению поставленных зад...

Конспект занятия в старшей группе «Природные явления. Вулканы-загадка природы»

Цель  конспекта занятия: Создать условия для  представления детям такого явления природы, как вулканы....

Презентация к НОД. «Загадка природы - Вулканы»

Презентация к НОД. «Загадка природы - Вулканы». Как часть проекта для старших дошкольников «Вулканы»...

Исследовательский проект «Загадки природы - вулканы»

Исследовательский проект «Загадки природы - вулканы»...