Опыт работы на тему: «Логико-математические игры как средство формирования логического мышления»
учебно-методический материал по математике по теме
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности» В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko-matematicheskie_igry_kak_sredstvo_formirovaniya_logicheskogo_myshleniya.docx | 45.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Колокольчик»»
Опыт работы по теме:
«Логико-математические игры как средство формирования логического мышления»
Воспитатель: Захаревич А.О.
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления – это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, а лучше всего делать это в игровой форме. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
В отечественной педагогике и психологии выделяются следующие особенности игры для дошкольников:
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3. Все психологические новообразования берут начало в игре
4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Исходя из этого, считаю, что именно в игре возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка. Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико - математические игры и упражнения.
Понимая, какое значение имеет развитие логико-математическое мышление у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх геометрический материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.
Поэтому целью моей работы стало развитие познавательной активности, логического мышления, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей через логико-математические игры.
При подборе и проведении логико-математических игр я поставила перед собой задачи:
1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
2. Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
3. Развитие у детей логико-математических представлений (представления о математических свойствах и отношения предметов, конкретных величин, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);
4.Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений и задач;
5.Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащения словаря ребёнка;
6. Развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.
При подборе и проведении логико-математических игр я учитывала следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
При проведении логико-математических игр я использую следующие методы и приёмы:
Игровые методы:
• вхождение в воображаемую ситуацию;
• выполнение практических действий по получению необходимой
информации.
• ситуации.
Диалогические методы:
• беседа;
• формулировка выводов;
• проблемные вопросы.
Методы обучения:
• показ способа действия
• проблемная ситуация;
• упражнения.
Необходимое условие успешной работы с воспитанниками по формированию математических представлений - создание предметно-развивающей среды. С самого начала дидактическая зона в группе пополнилась играми на развитие логического мышления, математических представлений.
Игры расположены в доступном для воспитанников месте. Это делает возможным использование дидактических игр не только в образовательном процессе, но так же в совместной и самостоятельной деятельности.
Все игры эстетически оформлены, так как от красоты и привлекательности игрового материала ребенок получает огромное наслаждение, этим стимулируется его мыслительная деятельность, возникает интерес дошкольника к игре, в итоге ребенок проникается новой интересной для него информацией.
Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведётся в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр – всё это создаёт у детей хороший эмоциональный настрой.
В своей работе я использую игры, которые помогают детям проявлять интерес, развивают интеллект, самостоятельность. Самое главное не делать за детей то, что они могут сделать сами, дать время им подумать, не торопить. Все игры я классифицировала по цели применения:
Игры путешествие во времени: «Когда это бывает», «Наш день».
Игры на ориентирование в пространстве: «Расставим игрушки», «Куда закатился мяч?».
Игры с геометрическими фигурами: «Волшебники» (палочки Кюизенера), «Геометрическое лото», «Подбери заплатку».
Игры на развитие умения сравнивать предметы: «Спрячь зайца», «Три медведя», «Матрёшкины подружки».
Игры на развитие внимания, мышления: «Найди не такую фигуру, как у меня», «Сложи фигуру», «Цветная мозаика».
Игры на плоскостное моделирование (головоломки): «Танграм», «Колумбово яйцо», «Чудо-крестики», «Чудо-соты», «Геоконт», «Математический планшет»
Игры на освоение счета: «Счетные палочки Кюизенера»
Игры на выявление свойств: «Логические блоки Дьеныша»
Игры на ознакомление с цифрами.
Играя в эти игры, дети осваивают:
- умение пользоваться эталонами познания: цвет, форма, мера (размер, масса), модель, образ.
- владение способами познания: сравнение, обследование, счет, классификация, сериация и др.
- получают логико-математический опыт.
- развивают мышление, сообразительность, смекалку.
Моя работа не обходится без взаимодействия с родителями воспитанников (консультации, индивидуальные беседы и рекомендации с целью знакомства родителей с достижениями ребенка, папки-передвижки, которые позволяют родителям наглядно увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду и др.)
Проводимая работа дала положительный результат: дети научились выделять и называть форму, размет предметов, находить предметы по указанным свойствам, сравнивать и обобщать предметы. А также, путём практического сравнения и зрительного восприятия самостоятельно выявляют отношения равенства и неравенства по размеру и количеству, активно пользуются числами (1,2,3), словами «сначала — потом», «утром – вечером»; поясняют последовательность действий. Воспитанники умеют планировать свои действия для выполнения задания и обдумывать их. Дети проявляют творчество при решении проблемных ситуаций и задач, стали более самостоятельными, инициативными, уверенными в своих силах. Кроме этого, активизировалось диалоговое общение, расширился опыт познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности"
Хочу поделиться своим опытом работы по данной теме....
Опыт работы по теме: «Активный отдых дошкольника как средство формирования здорового образа жизни».
Содержание работы направлено на обучение детей способам укрепления и сохранения своего здоровья, на совершенствование двигательных умений и навыков и формирование здорового образа жизни (я...
Опыт работы по теме «Развитие чувства ритма как средство формирования слоговой структуры речи у детей дошкольного возраста»
Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с самого раннего возраста. Не является исключением и возможность ра...
Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»
Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...
Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей дошкольного возраста.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...
ПРОГРАММА по самообразованию на тему: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Мною была разработана программа: «Настольные геометрические игры как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».Которая, реализовалась на старшем дошкольно...
Опыт работы по теме "Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста"
Опыт работы по теме "Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста"...