Изобразительное искусство в эколого-эстетическом воспитании
консультация на тему

Единство природы и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx13.34 КБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство в эколого-эстетическом воспитании дошкольников.

В последние десятилетия наше общество быстрыми темпами покоряет природу, в результате потребительского отношения к ней, из-за бурного научно-технического прогресса. Ухудшилось состояние природы, баланс и равновесие в ней. Природа повлияла на духовное состояние общества. Выход из сложившейся ситуации - нравственно - духовное воспитание людей, начиная с дошколят.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «…прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…» Экологическое и эстетическое воспитание следует рассматривать одновременно, так как становление экологически образованной личности предполагает сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Знания о природе должны не только пробуждать мысль ребенка, но и вызвать эстетические переживания. Маленьким детям не так-то просто замечать природу добра. Познание природы может быть доступно через живопись, музыку, поэзию. Художники своими работами останавливают взгляд на увиденном, дают возможность рассмотреть пейзаж внимательнее и восхититься красотой природы.

Не все дети, идя в детский сад ,замечают красоту деревьев, цветов, плывущих облаков. Наблюдая за деревьями на прогулке, за движущимися облаками у них появляется багаж знаний. Увидев все это на картине , они удивляются, восхищаются, думают мгновенно  забывая про все остальное, в эти минуты на лицах ребят можно видеть добрые чувства. А это является примером того, что природа и ее очарование понятнее детям через искусство. Картины природы позволяют острее ощутить ее красоту, почувствовать неповторимые виды родного края. Поэтому с помощью изобразительного искусства можно передать то, что не выразишь словами.

За много лет работы воспитателями мы собрали пейзажи, рисунки, которые нам помогают при проведении занятий по НОД. Рассказывая о временах года, используем рисунки берез в разное время года, еще другие пейзажи, чтобы представление детей о состоянии природы в разные времена года были как можно полнее.

Беседуем с детьми о месте человека в природе, демонстрируем рисунки, выполненные тушью, дети могут предложить что-то изобразить при помощи воспитателя. Проводя беседу о зимующих птицах дети описывают то, что изображено на рисунке. Покормили птиц, так как они голодные. Тут необходимо воспитателю подвести разговор о единстве природы и человека, о сострадании и гуманном отношении к ней, что человек часть природы и жизнь его без шелеста деревьев и пения птиц станет скучной и некрасивой. Значит все живое необходимо беречь и заботиться о ней. У детей пробуждаются чувства гуманности к слабому существу, возникает желание защитить его. Так постепенно дети учатся видеть за остановившемся мгновением на картине гармонию жизни, связь человека с природой.

У нас есть огромный специальный раздаточный материал, специальные листы, на которых есть и рисунки, изображающие природу, и стихи о ней и вопросы, загадки, ребусы, шарады. Под фонограмму с записью шума реки, ветра, падающих листьев, пения птиц, кваканья лягушек, летающих комаров, создающей фон для эмоциональных переживаний, дети работают с раздаточным материалом.

Воспитывать экологическое сознание, любовь к родной земле лучше и эффективнее воздействием на сердца детей. Как может ребенок беречь и ценить природу, если он еще не научился еще ее любить, всем своим существом ощущать духовное единение с ней? Любить природу – это значит уметь видеть и чувствовать ее.

Одними словами, даже самыми искренними , невозможно воспитать экологическое мировоззрение у детей. Искусство – важнейшее средство для этого.

Л.Н.Бакланова

Т.М.Власова

Воспитатели МБДОУ №4 «Василек» Г.Старый Оскол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.

Актуальность  В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...

Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов  о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...

Проект по изобразительному искусству на тему: «Музей изобразительного искусства – музей им. А.Н. Радищева в г. Саратов»

Цель проекта: познакомиться с музеем им. А.Н. Радищева и изобразительным искусством, представленным в нем.  Задачи проекта:1.     Собрать и изучить информацию об  изобраз...

Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка. Виды и жанры изобразительного искусства.

 Изобразительное искусство играет огромную роль в развитие ребёнка,в формировании его как многогранной личности. Особое значение имеет один из видов изобразительного искусства-живопись,раз...

Взаимосвязь дидактических игр в изобразительной деятельности в эколого-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. И игра нами часто используется в педагогическом процессе детского сада и как прием обучения и как средство активизаци...

Статья по изобразительному искусству (изо) на тему:«Развитие визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства».

quot;Развитие визуальной культуры личности, средствами изобразительного искусства".   Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс и постепенный. В каких условиях, в к...