Изобразительное искусство в эколого-эстетическом воспитании
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство в эколого-эстетическом воспитании дошкольников.
В последние десятилетия наше общество быстрыми темпами покоряет природу, в результате потребительского отношения к ней, из-за бурного научно-технического прогресса. Ухудшилось состояние природы, баланс и равновесие в ней. Природа повлияла на духовное состояние общества. Выход из сложившейся ситуации - нравственно - духовное воспитание людей, начиная с дошколят.
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «…прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…» Экологическое и эстетическое воспитание следует рассматривать одновременно, так как становление экологически образованной личности предполагает сочетание познавательной деятельности с эмоциональным восприятием природы. Знания о природе должны не только пробуждать мысль ребенка, но и вызвать эстетические переживания. Маленьким детям не так-то просто замечать природу добра. Познание природы может быть доступно через живопись, музыку, поэзию. Художники своими работами останавливают взгляд на увиденном, дают возможность рассмотреть пейзаж внимательнее и восхититься красотой природы.
Не все дети, идя в детский сад ,замечают красоту деревьев, цветов, плывущих облаков. Наблюдая за деревьями на прогулке, за движущимися облаками у них появляется багаж знаний. Увидев все это на картине , они удивляются, восхищаются, думают мгновенно забывая про все остальное, в эти минуты на лицах ребят можно видеть добрые чувства. А это является примером того, что природа и ее очарование понятнее детям через искусство. Картины природы позволяют острее ощутить ее красоту, почувствовать неповторимые виды родного края. Поэтому с помощью изобразительного искусства можно передать то, что не выразишь словами.
За много лет работы воспитателями мы собрали пейзажи, рисунки, которые нам помогают при проведении занятий по НОД. Рассказывая о временах года, используем рисунки берез в разное время года, еще другие пейзажи, чтобы представление детей о состоянии природы в разные времена года были как можно полнее.
Беседуем с детьми о месте человека в природе, демонстрируем рисунки, выполненные тушью, дети могут предложить что-то изобразить при помощи воспитателя. Проводя беседу о зимующих птицах дети описывают то, что изображено на рисунке. Покормили птиц, так как они голодные. Тут необходимо воспитателю подвести разговор о единстве природы и человека, о сострадании и гуманном отношении к ней, что человек часть природы и жизнь его без шелеста деревьев и пения птиц станет скучной и некрасивой. Значит все живое необходимо беречь и заботиться о ней. У детей пробуждаются чувства гуманности к слабому существу, возникает желание защитить его. Так постепенно дети учатся видеть за остановившемся мгновением на картине гармонию жизни, связь человека с природой.
У нас есть огромный специальный раздаточный материал, специальные листы, на которых есть и рисунки, изображающие природу, и стихи о ней и вопросы, загадки, ребусы, шарады. Под фонограмму с записью шума реки, ветра, падающих листьев, пения птиц, кваканья лягушек, летающих комаров, создающей фон для эмоциональных переживаний, дети работают с раздаточным материалом.
Воспитывать экологическое сознание, любовь к родной земле лучше и эффективнее воздействием на сердца детей. Как может ребенок беречь и ценить природу, если он еще не научился еще ее любить, всем своим существом ощущать духовное единение с ней? Любить природу – это значит уметь видеть и чувствовать ее.
Одними словами, даже самыми искренними , невозможно воспитать экологическое мировоззрение у детей. Искусство – важнейшее средство для этого.
Л.Н.Бакланова
Т.М.Власова
Воспитатели МБДОУ №4 «Василек» Г.Старый Оскол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль произведений изобразительного искусства в формировании творческой личности ребенка. Нравственное воспитание в процессе приобщения к искусству.
Актуальность В ст.64 п.2 Закона РФ «Об образовании» говорится о том, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с уче...
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Взаимосвязь дидактических игр и изобразительной деятельности в эколого-эстетическом воспитании детей школьного возраста
Примеры дидактических игр...
Проект по изобразительному искусству на тему: «Музей изобразительного искусства – музей им. А.Н. Радищева в г. Саратов»
Цель проекта: познакомиться с музеем им. А.Н. Радищева и изобразительным искусством, представленным в нем. Задачи проекта:1. Собрать и изучить информацию об изобраз...
Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка. Виды и жанры изобразительного искусства.
Изобразительное искусство играет огромную роль в развитие ребёнка,в формировании его как многогранной личности. Особое значение имеет один из видов изобразительного искусства-живопись,раз...
Взаимосвязь дидактических игр в изобразительной деятельности в эколого-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. И игра нами часто используется в педагогическом процессе детского сада и как прием обучения и как средство активизаци...
Статья по изобразительному искусству (изо) на тему:«Развитие визуальной культуры личности средствами изобразительного искусства».
quot;Развитие визуальной культуры личности, средствами изобразительного искусства". Развитие визуальной культуры личности это непрерывный процесс и постепенный. В каких условиях, в к...