Взаимосвязь дидактических игр и изобразительной деятельности в эколого-эстетическом воспитании детей школьного возраста
консультация по рисованию ( группа) по теме


Примеры дидактических игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_izo.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 1»

Консультация

Тема: Взаимосвязь дидактических игр и изобразительной деятельности в эколого-эстетическом воспитании детей школьного возраста

Форма педагогической деятельности: консультация

Возраст: педагогический состав

Составил: педагог дополнительного образования

Соболева Наталья Анатольевна

Сосновоборск, 2013 г.


«…В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и  через неё формируются все стороны психической жизни личности» - подчеркивал  один из авторов основ общей психологи С. Л. Рубинштейн. Значение игры не только в том, что это приоритетный вид деятельности ребенка – (вы знаете, как увлеченные игрой дети с трудом переключаются на другие виды деятельности). Игра имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Игра  часто используется в педагогическом процессе и как прием обучения, и как средство активизации познавательной деятельности детей. Например, дидактическая игра может быть эффективно использована в проведении занятий по рисованию, музыке, декоративно- прикладному искусству.

Отражая впечатления о жизненных явлениях в образах игры, рисования, музыки, декоративно – прикладного искусства дети испытывают эстетические и нравственные чувства. На  этой основе  возникает возможность установления взаимосвязи игры и рисования, музыки, декоративно - прикладной деятельности. Такой синтез способствует углублению переживаний детей, расширению их представлений о мире, обогащению творчества.

Взаимосвязь рисования с дидактическими играми осуществляется мною в русле концепции модифицированной программы «Природа и художник». Это  эколого-эстетическое воспитание и развитие у детей художественно – творческих способностей, в основе которых лежат эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально- положительное отношение к объектам эстетического свойства.

Я хочу остановиться на том, какое место занимают дидактические игры с природным содержанием в творчестве детей дошкольного возраста и каково их значение в развитии детского изобразительного творчества, в частности рисования.

Само название игр (дидактические) определяет их основную функцию – обучение, но обучение это осуществляется в игровой форме. Значение этих игр гораздо шире. В них заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развитие их глазомера, координации движений рук и глаз, развитие мелкой мускулатуры рук. В дидактических играх содержатся возможности для установления связи их с рисованием, что способствует формированию у детей более глубоких эстетических знаний, представлений, развитию воображения, творчества, усвоению способов изображения. Дидактические игры в силу своей привлекательности способствуют интеллектуально – эстетическому развитию ребенка. В процессе дидактических игр  накапливается сенсорный опыт, уточняются знания детей о различных предметах, которые, становясь объектом изображения, позволяют детям не только зафиксировать их, но и передать характерные черты и детали. В дидактических играх (Чудесный мешочек», «Разнообразные лото и домино») дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов: их цвете, форме, строении, величине и других знаний, чтобы  использовать предметы в рисунках.

В дидактических играх дети приобретают сенсорный опыт, умение выделять свойства предметов, сравнивая их, выделяя сходство и различие. Чем больше свойств и качеств, воспринимаемых предметов научатся выделять дети, чем больше они смогут дифференцировать предметы по выделенным свойствам, тем более они продвинутся в своем интеллектуальном и творческом развитии. Дидактические игры позволяют в живой, непосредственной форме знакомить детей с разнообразными предметами и свойствами: формой, цветом, величиной, изменением пространственного положения предмета и т. п. То, что знакомство осуществляется в игровой форме, обеспечивает включение произвольных и непроизвольных процессов восприятия, внимания, памяти. (Включение непроизвольных процессов -  особенно важно, так как это не вызывает напряжения, возникает по инициативе ребенка, определяется его интересом).

Дидактическая игра может использоваться как интегрированная часть непосредственная  перед занятием рисования. Например, рисованию с натуры осенних листьев, в подготовительной группе может предшествовать игра «От какого дерева лист» и т. п. Вместе с тем, сами дидактические игры могут стать содержанием изображения. Проведенная мною работа показала, что дети сами способны изготовить дидактические игры и материалы в рисунках и других видах изодеятельности. Содержание этих игр может иметь разные варианты: декоративные композиции, предметы и явления природы («Вершки – Корешки», «От какого дерева лист») В работу с детьми старшей и подготовительной я включила взаимосвязанное использование дидактических игр с природным содержанием и рисования  в эколого-эстетическом воспитании детей. Я убедилась, что игры, создаваемые детьми, имеют особое значение  для них. Участвуя в создании игры, дети в деятельной форме познают и отражают объекты природы и их свойства В процессе изготовления игр, а затем в самой игре у детей развивается эстетическое восприятие, формируются эстетические представления, образное мышление, воображение. Формируются мыслительные прочесы анализа, сравнения, синтеза, обобщения. В течение игры я использую художественное слово: загадки, потешки, стихотворения. Это позволяет детям  эмоционально воспринять и осознать образы, включенные в игру, понять их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.  

Дидактическая игра

«Рыбки плавают в море»

(Игра создавалась детьми под руководством педагога дополнительного образования Н. А. Соболевой)

Задачи. 1.Развивать эстетическое восприятие, воображение

2.Формировать умение анализировать изображение (рыбок) по цвету.

3.подбирать рыбок подходящего цвета (к цвету моря)

4.Располагать изображения одинакового цвета, но разных оттенков

5.Располога изображения рыбок от светлого тона к тёмному и от тёмного к светлому

6. Подбирать изображение по свойствам теплохолодности цвета

7.Выкладывать рыбок в спектральном порядке (радужном).

В ходе игры дети выкладывают изображение рыбок на лист с изображением морской глади согласно предложенной задаче.

Материал. Несколько листов бумаги с изображением морской глади, и разноцветные фигурки рыбок разной величины.

Игра универсальна – можно выкладывать изображение рыбок по величинным свойствам и ставить задачи по ориентации на плоскости

Игра для детей 5 – 8 лет.


Дидактическая игра

«На поляне расцвели красивые цветы»

(Игра создавалась детьми подготовительных групп под руководством педагога дополнительного образования Н.А. Соболевой)

Задачи. Развивать образное мышление, воображение, Эстетическое восприятие, различение цветов и оттенков, умение подбирать по цвету, разнообразя цветовую гамму.

В ходе игры можно показывать детям цветы определённой цветовой гаммы: на поляне расцвели цветы теплой цветовой гаммы, холодной гаммы, разноцветные цветы.

Материал. Несколько листов бумаги с изображением зелёной полянки, врезанные цветы разнообразной формы тёплой и холодной гаммы оттенков

Игра может проводиться с детьми 4 – 8 лет.


Игра «Догонялки»

(Настольная игра изготовлена для занятия рисованием «Перелётные птицы»)

Цель. Выстроить сюжет полёта больших и маленьких птиц: разлетающихся птиц в разные стороны, летящих одна за другой, одна летит впереди, другие отстают, «мама птица» наблюдает – оборачивается за играющими птицами-детьми.

В ходе игры, размещая фигурки птиц в разных углах листа, в разном ритме, спросить детей: «Какая птица отстаёт? Какая самая сильная? Какая слабая?» и. п.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги птицы, листы бумаги для рисования.

Игра предназначена для детей 6 лет.


 Дидактическая игра

«Цветочный магазин»

Задача. Учить детей последовательному зрительному обследованию и описанию предмета, его формы с указанием пропорций, цвета, оттенка по светлоте и цветовому тону.

В ходе игры листья и цветы размещают на столе – прилавке. В начале игры роль продавца берёт на себя взрослый. Дети по очереди подходят и подробно описывают цветок или листочек, который хотят купить. Взрослый задаёт наводящие вопросы, которые помогают отличить один объект от другого, похожего на него, например: «Какой овал, длинный? А на кончике есть заострение?», «Какой оттенок желтого?» и т. п. получив подробное описание цветка или листочка, продавец продаёт его покупателю. В дальнейшем продавцами могут становиться все дети поочерёдно.

Материал. Листья и цветы (можно искусственные)

Игра предназначена для детей 6-8 лет


Дидактическая игра

«Пирамидка»

Задача. Формировать у детей умение высветлят цвет и составлять ряд по светлоте.

Материал. Демонстрационный: рисунок пирамиды из пяти фиолетовых колец понижающейся светлоты. Раздаточный: На каждом столе краски белого и другого цвета (на разных столах краски разные, листы бумаги, палитры, кисти, банки с водой, тряпочки (по количеству детей).

В ходе игры взрослый показывает детям образец и спрашивает, какого цвета пирамидка и чем различаются между собой оттенки фиолетового. Выясняется, что верхнее колечко самое светлое – светло-фиолетовое (сиреневое), потом потемнее, ещё темнее и внизу – самое тёмное.

«Вы будете рисовать пирамидки одного цвета, но разной светлоты, - говорит взрослый. Он напоминает, что на палитру накладывается сначала белая краска, к ней добавляется немного цветной, и хорошо смешивают и рисуют колпачок пирамидки, потом на палитру добавляют ещё цветной краски и полученным цветом рисуют первое колечко. Потом надо добавить побольше цветной краски на палитру и нарисовать второе кольцо. Добавив ещё немного краски, рисуют третье кольцо, нижнее кольцо надо рисовать неразбеленной краской. Педагог обращает внимание детей на то, что верхнее колечко у пирамидки самое маленькое, следующее побольше, третье ещё больше, нижнее самое большое. В выполненных работах оценивается прежде всего подбор цветов, постепенность перехода от светлого к тёмному.


Дидактическая игра

«Подбери себе соседа»

Задачи. Упражнять детей в сопоставлении и обобщении предметов по цвету.

В ходе игры  с помощью считалки выбирают ведущего и предлагают ребятам стать в круг, затем раздают флажки нескольких оттенков одного и того же цвета. Ведущий называет какой-нибудь цвет, к нему подходит ребёнок с флажком данного цвета. Если цветовая гамма подобрана правильно, дети занимают свои места. Если неверно, хором говорят: «Исправьте ошибку и тогда приходите».

Материал. Цветные бумажные флажки шести цветов спектра и четырёх-пяти оттенков по светлоте (по одному на каждого ребёнка).

Игра предназначена для детей 6-8 лет


Дидактическая игра

«Живые лепестки»

Задачи. Закреплять представление о системе цветов, взаимосвязи цветов и их оттенков в спектре.

Материал. Двенадцать картонных лепестков, окрашенных в шесть спектральных цветов: красный, оранжевый, желтый, зелёный, синий, фиолетовый. Далее шесть промежуточных цветов по цветовому тону: красно-оранжевый, желто-оранжевый, тёмно-зелёный, сине-зелёный, красно-фиолетовый.

В ходе игры предложить детям сесть полукругом, в центре стоит ведущий. Двенадцать ребят получают лепестки. Ведущий вызывает ребят с лепестками основных цветов и ставит детей в кружок с промежутками. Затем задаёт вопрос: «Какой лепесток станет между красным и желтым? (Оранжевый). А между желтым и синим? (Зелёный) и т. д. Далее дети разбегаются на счет – раз, два, три, на свои места.


Дидактическая игра

«Найди по описанию»

Задачи. Учить детей последовательности обследования расчленённой орнаментальной формы, описывать её словесно и узнавать по описанию.

Материал. Два одинаковых набора карточек (каждый набор состоит из четырёх карточек). На карточках в определённых ритмических сочетаниях расположены одноцветные ритмические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, трапеция). Ширма.

В ходе игры дети делятся на две подгруппы, которые рассаживаются по обе стороны ширмы. С каждой стороны ширмы лежит по одному набору карточек. Дети по очереди выбирают карточку и дают её последовательное описание другой подгруппе. Например:

Ведущий: «Какая фигура находится в центре?»

Ребёнок: «Квадрат»

Ведущий: «А сверху и снизу»

Ребёнок: «Трапеции»

Ведущий: «какие фигуры расположены справа и слева?»

Ребёнок: «Треугольник»

Если ребенок не может дать описание или узнать карточку по описанию, его сменяет следующий из его подгруппы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О взаимосвязи дидактических игр и изобразительной деятельности

Выступление на семинаре по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников....

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать ра...

Взаимосвязь дидактических игр и изобразительной деятельности

Известно значение игры в жизни ребёнка: «. В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». (С. Рубинштейн)...

Взаимосвязь дидактических игр в изобразительной деятельности в эколого-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. И игра нами часто используется в педагогическом процессе детского сада и как прием обучения и как средство активизаци...

Доклад на тему: Интегрированное (инклюзивное) обучение и воспитание детей школьного возраста с ОВЗ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА....

Методические разработки по воспитанию детей школьного возраста для всероссийского конкурса "Навигаторы детства 3.0"

Мероприятия воспитательной направленности разработанные и проведенные на базе "Пайвинского" с/к...